Исследовательская работа «Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»
материал по зож на тему
Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам, к увеличению нарушений осанки детей. И в нарушении осанки младшего школьника немаловажную роль играет простой школьный портфель. Регулярная ассиметричная нагрузка на не окрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Проблема маленького школьника – тяжелый портфель (ранец).
Цель – определение «веса» знаний по дням недели и соответствия его гигиеническим нормам
Задачи:
1. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата учащихся.
2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.
3. Определить вес учебных пособий (учебников).
4. Провести измерения веса портфелей учащихся.
5. Сравнить полученные результаты с нормами СанПиН.
6. Разработать и предложить учащимся способы решения проблемы тяжелых портфелей.
Объект исследования – портфель
Предмет исследования – вес портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника.
Гипотеза – для сохранения правильной осанки школьников необходимо уменьшать вес школьного портфеля.
Методы: изучение медицинской документации, эмпирический метод, сравнительного анализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»
Введение
Актуальность. Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам, к увеличению нарушений осанки детей. И в нарушении осанки младшего школьника немаловажную роль играет простой школьный портфель. Регулярная ассиметричная нагрузка на не окрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Проблема маленького школьника – тяжелый портфель (ранец).
Цель – определение «веса» знаний по дням недели и соответствия его гигиеническим нормам
Задачи:
1. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата учащихся.
2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.
3. Определить вес учебных пособий (учебников).
4. Провести измерения веса портфелей учащихся.
5. Сравнить полученные результаты с нормами СанПиН.
6. Разработать и предложить учащимся способы решения проблемы тяжелых портфелей.
Объект исследования – портфель
Предмет исследования – вес портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника.
Гипотеза – для сохранения правильной осанки школьников необходимо уменьшать вес школьного портфеля.
Методы: изучение медицинской документации, эмпирический метод, сравнительного анализа.
Глава 1. Литературный обзор.
- Здоровье ребенка и школа.
Русская пословица гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял- много потерял, здоровье потерял – все потерял». У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей школьного возраста.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки. Причин нарушений осанки много. Это и хронические заболевания, ослабляющие организм, и недостаточное пребывание ребенка на воздухе, и малая двигательная активность, нарушения режима питания и состава пиши. К числу наиболее значимых причин нарушения осанки относится неправильное привычное положение тела при чтении и письме, во время занятий или игры на компьютере, при просмотре телевизионных передач, неправильно подобранная одежда и, особенно, неудобная обувь, несоответствие ученического стола и стула росту ребенка, а также тяжелый портфель.
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения..
Виды осанки :
а - нормальная;
б - сутуловатая;
в - лордотическая;
г - кифотическая;
д – выпрямленная.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее и причиняют вред здоровью ученика. Ученые провели эксперимент. Они оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10,20,30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давления ранца на левое плечо достигало 70 мм ртутного столба, а на правое 110 мм ртутного столба.это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
- Нормы СанПиН для школьных учебников.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен не превышать для учащихся:
1-4 классов – 300 г.,
5-6 классов – 400г.,
7-8 классов – 500г.,
10-11классов – 600г.
Выводы по главе 1.
Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке.
Глава 2. Состояние опорно-двигательного аппарата (осанки) младших школьников.
Медицинский осмотр в школе проводится ежегодно. Результаты осмотра заносятся в личные карты учеников.
Проанализировав личные карты учеников класса с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно- двигательной системой у нас в классе выглядит так:
2.1. Состояние опорно-двигательного аппарата (осанки) младших школьников по данным медицинского осмотра.
Таблица 1.
№ | Фамилия, имя ученика | Вес тела | Диагноз |
1 | Ахметшин Дмитрий | 32 | N |
2 | Думинская Владислава | 31 | N |
3 | Демидова Арина | 32 | N |
4 | Ваховский Владимир | 45 | N |
5 | Ведерников Святослав | 31 | N |
6 | Журавель Роман | 30 | N |
7 | Жежу Дмитрий | 33,6 | N |
8 | Назаренко Владимир | 32 | N |
9 | Корышев Вадим | 31 | N |
10 | Кондратьев Никита | 33 | N |
11 | Колченогова Юлия | 27 | N |
12 | Канин Максим | 30 | N |
13 | Калайтан Анастасия | 29 | N |
14 | Остапук Кристина | 24 | N |
15 | Урсу Анастасия | 31 | N |
16 | Спатар Игорь | 48 | N |
17 | Толмачева Анастасия | 38 | N |
18 | Хасанова Альбина | 40 | N |
19 | Часнык Валерия | 29 | N |
2.2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.
Измерение и вычисление правильности осанки производилось по методике Р. С. Рохлова (1999).
Для вычисления показателя состояния осанки измеряли расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади- величину дуги спины. С помощью сантиметровой линейки определили ширину плеч и величину дуги спины.
Показатели осанки рассчитали по формуле:
А= ширина плеч х 100%
величина дуги спины
Результаты измерения и вычисления заносились в таблицу (см. таблица 2).
Таблица 2
№ | Ф.И. | Результаты измерения | Результаты расчета по формуле | Предполагаемый диагноз |
1 | Ахметшин Дмитрий | - | - | - |
2 | Думинская Владислава | - | - | - |
3 | Демидова Арина | 34-38 | 89,4 | нарушение |
4 | Ваховский Владимир | 36-39 | 92 | норма |
5 | Косынко Анастасия | 28-28 | 100 | норма |
6 | Журавель Роман | 34-36 | 94 | норма |
7 | Жежу Дмитрий | 35-38 | 92 | норма |
8 | Назаренко Владимир | 33-35 | 94 | норма |
9 | Корышев Вадим | 34-35 | 97 | норма |
10 | Кондратьев Никита | 35-34 | 102 | норма |
11 | Колченогова Юлия | 30-30 | 100 | норма |
12 | Канин Максим | 39-35 | 100 | норма |
13 | Калайтан Анастасия | 29-29 | 100 | норма |
14 | Остапук Кристина | 30-30 | 100 | норма |
15 | Урсу Анастасия | 37-34 | 108 | норма |
16 | Спатар Игорь | 41-43 | 95 | норма |
17 | Толмачева Анастасия | 34-33 | 103 | норма |
18 | Хасанова Альбина | 32-35 | 91 | норма |
19 | Часнык Валерия | 33-37 | 89 | нарушение |
Оценка результатов:
В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%, если он менее 90 или более125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.
Выводы по главе 2.
По медицинскому осмотру у всех детей осанка в норме, а по нашим показателя у двух детей нарушение осанки. Это у Демидовой Арины и у Часнык Валерии.
Глава 3. Измерения веса учебников и портфелей учащихся.
3.1. Измерения веса учебников
«Литературное чтение» - 100грамм
«Математика» - 100грамм
«Русский язык»- 100грамм
«Окружающий мир»- 100грамм
«Английский язык»-500грамм
Дневник -100грамм
Тетрадь- задачник -20грамм
Тетрадь- задачник -50грамм
Все книги соответствовали гигиеническим нормам.
3.2. Измерения веса портфелей учащихся.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика ( в кг) надо умножить на 10 и разделить на 100.
Результаты измерения и вычисления заносились в таблицу (см. таблица 3).
Таблица 3
№ | Фамилия, имя ученика | Вес тела (кг) | Правильный вес ранца | Реальный вес ранца |
1 | Ахметшин Дмитрий | 32 | 3,2 | 4,7 |
2 | Думинская Владислава | 31 | 3,1 | 2,7 |
3 | Демидова Арина | 32 | 3,2 | 3 |
4 | Ваховский Владимир | 45 | 4,5 | 4 |
5 | Ведерников Святослав | 31 | 3,1 | 3 |
6 | Журавель Роман | 30 | 3 | 3,7 |
7 | Жежу Дмитрий | 33,6 | 3,36 | 3 |
8 | Назаренко Владимир | 32 | 3,2 | 5,7 |
9 | Корышев Вадим | 31 | 3,1 | 2,7 |
10 | Кондратьев Никита | 33 | 3,3 | 4 |
11 | Колченогова Юлия | 27 | 2,7 | 4,7 |
12 | Канин Максим | 30 | 3 | 4 |
13 | Калайтан Анастасия | 29 | 2,9 | 4,7 |
14 | Остапук Кристина | 24 | 2,4 | 4,7 |
15 | Урсу Анастасия | 31 | 3,1 | 4,7 |
16 | Спатар Игорь | 48 | 4,8 | 4 |
17 | Толмачева Анастасия | 38 | 3,8 | 5 |
18 | Хасанова Альбина | 40 | 4 | 4 |
19 | Часнык Валерия | 29 | 2,9 | 3,4 |
- вес портфеля превышает норму.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
3.3. Измерения веса портфелей учащихся по дням недели.
Результаты измерения заносились в таблицу (см. таблица 3).
Таблица 4
№ | Ф.И. | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
1 | Ахметшин Дмитрий | 4,7 | 4 | 2,7 | 4 | 4 | 1,8 |
2 | Думинская Владислава | 2,7 | 2,7 | 2 | 2,7 | 2,7 | 1,8 |
3 | Демидова Арина | 2,4 | 2,9 | 2 | 2,9 | 3 | 1,5 |
4 | Ваховский Владимир | 2,3 | 3 | 2,2 | 2,9 | 2,9 | 1,8 |
5 | Ведерников Святослав | 2,9 | 2,9 | 2,2 | 3 | 3 | 1,8 |
6 | Журавель Роман | 3,7 | 2,8 | 2,3 | 2,8 | 2,8 | 1,3 |
7 | Жежу Дмитрий | 3 | 3 | 2,7 | 3 | 4 | 1,3 |
8 | Назаренко Владимир | 4,5 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 5,7 | 1,8 |
9 | Корышев Вадим | 2,7 | 3,5 | 2,5 | 2,7 | 3,7 | 1,3 |
10 | Кондратьев Никита | 4 | 3,5 | 3 | 3,5 | 4 | 1,3 |
11 | Колченогова Юлия | 4,7 | 3 | 2,7 | 3 | 4 | 1,8 |
12 | Канин Максим | 2,3 | 3,2 | 2,3 | 2,2 | 3,4 | 1,3 |
13 | Калайтан Анастасия | 3,1 | 4 | 2,7 | 4 | 4,7 | 1,5 |
14 | Остапук Кристина | 4,3 | 3 | 3 | 4 | 4,7 | 1,8 |
15 | Урсу Анастасия | 4,1 | 3 | 2,7 | 3 | 3 | 1,8 |
16 | Спатар Игорь | 3,4 | 3 | 2,4 | 3 | 4 | 1,8 |
17 | Толмачева Анастасия | 4,3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 1,9 |
18 | Хасанова Альбина | 3,5 | 3 | 3 | 3,2 | 4 | 1,8 |
19 | Часнык Валерия | 3,4 | 3 | 2,3 | 3 | 3 | 1,3 |
- дни, когда портфель самый тяжелый.
- дни, когда портфель самый легкий.
Выводы по главе 3.
Вес портфеля далеко не соответствует его реальному весу. А понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и пятницу: 5,7кг или 4,7кг. Самым легким ранец был в среду и субботу.
Общие выводы
И так, подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке. И его вес далеко не соответствует его реальному весу .
Заключение
Проведенное исследование показало несоответствие школьного ранца гигиеническим нормам, что может стать причиной заболевания опорно-двигательного аппарата. Поэтому нами разработаны практические рекомендации для учеников, их родителей и для учителей.
Рекомендации ученикам:
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителю (себе)
-Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда.
Мы планируем в дальнейшем продолжить наблюдение за правильностью осанки школьников и принимать меры по профилактике у них заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Литература
1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии»
2.Киколов А.И. «Обучение и здоровье»
3. Начальная школа, март, 2008 №5
4.Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие для студ. сред. пед. заведений. М.:1999.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Исследовательская работа "Классная школьная форма"
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы.Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе.Цель проекта-привлечь внима...
Презентация к исследовательской работе "Классная школьная форма"
В данной презентации представлена не только история возникновения школьной формы, требования к ней и её преимущества перед другой одеждой, но и 2 вида школьной формы образовательного учреждения,...
Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"
Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...
Проектно-исследовательская работа "Мой школьный портфель "
Памятка при покупке школьного портфеля. При покупке портфеля обращайте внимание на конструкцию, материал, вместительность. Помните о гигиенических требованиях к портфелю....
Исследовательская работа " Тайны школьного портфеля"
Здоровье - бесценное достояние каждого человека. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и ...