Исследовательская работа «Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»
материал по зож на тему

зенкова  светлана николаевна

     Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам, к увеличению нарушений осанки детей.  И в нарушении осанки младшего школьника немаловажную роль играет простой школьный портфель. Регулярная ассиметричная нагрузка на не окрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

      Проблема маленького школьника – тяжелый портфель (ранец).

       Цель – определение «веса» знаний по дням недели и соответствия его гигиеническим нормам

      Задачи:

1. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата учащихся.

2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.

3. Определить вес учебных пособий (учебников).

4. Провести измерения веса портфелей учащихся.

5. Сравнить полученные результаты с нормами СанПиН.

6. Разработать и предложить учащимся способы решения проблемы тяжелых портфелей.

    Объект исследования – портфель

    Предмет исследования – вес портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника.

    Гипотеза – для сохранения правильной осанки школьников необходимо уменьшать вес школьного портфеля.

    Методы: изучение медицинской документации, эмпирический метод, сравнительного анализа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»

Введение

Актуальность. Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам, к увеличению нарушений осанки детей.  И в нарушении осанки младшего школьника немаловажную роль играет простой школьный портфель. Регулярная ассиметричная нагрузка на не окрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

     Проблема маленького школьника – тяжелый портфель (ранец).

     Цель – определение «веса» знаний по дням недели и соответствия его гигиеническим нормам

     Задачи:

1. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата учащихся.

2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.

3. Определить вес учебных пособий (учебников).

4. Провести измерения веса портфелей учащихся.

5. Сравнить полученные результаты с нормами СанПиН.

6. Разработать и предложить учащимся способы решения проблемы тяжелых портфелей.

    Объект исследования – портфель

    Предмет исследования – вес портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника.

    Гипотеза – для сохранения правильной осанки школьников необходимо уменьшать вес школьного портфеля.

    Методы: изучение медицинской документации, эмпирический метод, сравнительного анализа.

Глава 1. Литературный обзор.

  1. Здоровье ребенка и школа.

     Русская пословица гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял- много потерял, здоровье потерял – все потерял». У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей  школьного возраста.

    Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.  Причин нарушений осанки много. Это и хронические заболевания, ослабляющие организм, и недостаточное пребывание ребенка на воздухе, и малая двигательная активность, нарушения режима питания и состава пиши. К числу наиболее значимых причин нарушения осанки относится неправильное привычное положение тела при чтении и письме, во время занятий или игры на компьютере, при просмотре телевизионных передач, неправильно подобранная одежда и, особенно, неудобная обувь, несоответствие ученического стола и стула росту ребенка, а также тяжелый портфель.

      Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения..

http://www.ugkr.ru/about/images/medpunkt/osanka_1.jpg

Виды осанки :
а - нормальная;
б - сутуловатая;
 
в - лордотическая;
г - кифотическая;
д – выпрямленная.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее и  причиняют вред здоровью ученика.           Ученые провели эксперимент. Они оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10,20,30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давления ранца на левое плечо достигало 70 мм ртутного столба, а на правое 110 мм ртутного столба.это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к  нарушению кровообращения в организме. А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

  1. Нормы СанПиН для школьных учебников.

   С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен не превышать для учащихся:

   1-4 классов – 300 г.,

   5-6 классов – 400г.,

   7-8 классов – 500г.,

   10-11классов – 600г.

Выводы по главе 1.

Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке.

Глава 2. Состояние опорно-двигательного аппарата (осанки) младших школьников.

   Медицинский осмотр в школе проводится ежегодно. Результаты осмотра заносятся в личные карты учеников.

   Проанализировав личные карты учеников класса с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно- двигательной системой у нас в классе выглядит так:

2.1. Состояние опорно-двигательного аппарата (осанки) младших школьников по данным медицинского осмотра.

Таблица 1.

Фамилия, имя ученика

Вес тела

Диагноз

1

Ахметшин Дмитрий

32

N

2

Думинская Владислава

31

N

3

Демидова Арина

32

N

4

Ваховский Владимир

45

N

5

Ведерников Святослав

31

N

6

Журавель Роман

30

N

7

Жежу Дмитрий

33,6

N

8

Назаренко Владимир

32

N

9

Корышев Вадим

31

N

10

Кондратьев Никита

33

N

11

Колченогова Юлия

27

N

12

Канин Максим

30

N

13

Калайтан Анастасия

29

N

14

Остапук Кристина

24

N

15

Урсу Анастасия

31

N

16

Спатар Игорь

48

N

17

Толмачева Анастасия

38

N

18

Хасанова Альбина

40

N

19

Часнык Валерия

29

N

2.2. Измерение и вычисление по формуле правильности осанки.

      Измерение и вычисление правильности осанки производилось по методике Р. С. Рохлова (1999).

     Для вычисления показателя состояния осанки измеряли расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади- величину дуги спины. С помощью сантиметровой линейки определили ширину плеч и величину дуги спины.

     Показатели осанки рассчитали по формуле:

А= ширина плеч  х  100% 

      величина дуги спины

Результаты измерения и вычисления заносились в таблицу (см. таблица 2).

Таблица 2

Ф.И.

Результаты измерения

Результаты  расчета  по формуле

Предполагаемый

диагноз

1

Ахметшин Дмитрий

-

-

-

2

Думинская Владислава

-

-

-

3

Демидова Арина

34-38

89,4

нарушение

4

Ваховский Владимир

36-39

92

норма

5

Косынко Анастасия

28-28

100

норма

6

Журавель Роман

34-36

94

норма

7

Жежу Дмитрий

35-38

92

норма

8

Назаренко Владимир

33-35

94

норма

9

Корышев Вадим

34-35

97

норма

10

Кондратьев Никита

35-34

102

норма

11

Колченогова Юлия

30-30

100

норма

12

Канин Максим

39-35

100

норма

13

Калайтан Анастасия

29-29

100

норма

14

Остапук Кристина

30-30

100

норма

15

Урсу Анастасия

37-34

108

норма

16

Спатар Игорь

41-43

95

норма

17

Толмачева Анастасия

34-33

103

норма

18

Хасанова Альбина

32-35

91

норма

19

Часнык Валерия

33-37

89

нарушение

   Оценка результатов:

     В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%, если он менее 90 или более125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Выводы по главе 2.

     По медицинскому осмотру у всех детей осанка в норме, а по нашим показателя у двух детей нарушение осанки. Это у Демидовой Арины и у Часнык Валерии.

Глава 3. Измерения веса учебников и портфелей учащихся.

3.1. Измерения веса учебников

«Литературное чтение» - 100грамм

«Математика» - 100грамм

«Русский язык»- 100грамм

«Окружающий мир»- 100грамм

«Английский язык»-500грамм

Дневник -100грамм

Тетрадь- задачник -20грамм

Тетрадь- задачник -50грамм

Все книги соответствовали гигиеническим нормам.

3.2. Измерения веса портфелей учащихся.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика ( в кг) надо умножить на 10 и разделить  на 100.

     Результаты измерения и вычисления заносились в таблицу (см. таблица 3).

Таблица 3

Фамилия, имя ученика

Вес тела (кг)

Правильный вес ранца

Реальный вес ранца

1

Ахметшин Дмитрий

32

3,2

4,7

2

Думинская Владислава

31

3,1

2,7

3

Демидова Арина

32

3,2

3

4

Ваховский Владимир

45

4,5

4

5

Ведерников Святослав

31

3,1

3

6

Журавель Роман

30

3

3,7

7

Жежу Дмитрий

33,6

3,36

3

8

Назаренко Владимир

32

3,2

5,7

9

Корышев Вадим

31

3,1

2,7

10

Кондратьев Никита

33

3,3

4

11

Колченогова Юлия

27

2,7

4,7

12

Канин Максим

30

3

4

13

Калайтан Анастасия

29

2,9

4,7

14

Остапук Кристина

24

2,4

4,7

15

Урсу Анастасия

31

3,1

4,7

16

Спатар Игорь

48

4,8

4

17

Толмачева Анастасия

38

3,8

5

18

Хасанова Альбина

40

4

4

19

Часнык Валерия

29

2,9

3,4

        - вес портфеля превышает норму.

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

3.3. Измерения веса портфелей учащихся по дням недели.

     Результаты измерения заносились в таблицу (см. таблица 3).

Таблица 4

Ф.И.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1

Ахметшин Дмитрий

4,7

4

2,7

4

4

1,8

2

Думинская Владислава

2,7

2,7

2

2,7

2,7

1,8

3

Демидова Арина

2,4

2,9

2

2,9

3

1,5

4

Ваховский Владимир

2,3

3

2,2

2,9

2,9

1,8

5

Ведерников Святослав

2,9

2,9

2,2

3

3

1,8

6

Журавель Роман

3,7

2,8

2,3

2,8

2,8

1,3

7

Жежу Дмитрий

3

3

2,7

3

4

1,3

8

Назаренко Владимир

4,5

3,2

3,2

3,2

5,7

1,8

9

Корышев Вадим

2,7

3,5

2,5

2,7

3,7

1,3

10

Кондратьев Никита

4

3,5

3

3,5

4

1,3

11

Колченогова Юлия

4,7

3

2,7

3

4

1,8

12

Канин Максим

2,3

3,2

2,3

2,2

3,4

1,3

13

Калайтан Анастасия

3,1

4

2,7

4

4,7

1,5

14

Остапук Кристина

4,3

3

3

4

4,7

1,8

15

Урсу Анастасия

4,1

3

2,7

3

3

1,8

16

Спатар Игорь

3,4

3

2,4

3

4

1,8

17

Толмачева Анастасия

4,3

3

3

3

5

1,9

18

Хасанова Альбина

3,5

3

3

3,2

4

1,8

19

Часнык Валерия

3,4

3

2,3

3

3

1,3

        - дни, когда портфель самый тяжелый.

        - дни, когда портфель самый легкий.

Выводы по главе 3.

   Вес портфеля далеко не соответствует его реальному весу. А понаблюдав  в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и пятницу: 5,7кг или 4,7кг. Самым легким ранец был в среду и субботу.

Общие выводы

    И так, подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке. И его вес далеко не соответствует его реальному весу .

Заключение

     Проведенное исследование показало несоответствие школьного ранца гигиеническим нормам, что может стать причиной заболевания опорно-двигательного аппарата. Поэтому нами разработаны практические рекомендации для учеников, их родителей и для учителей.

Рекомендации ученикам:

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации учителю (себе)

 -Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда.

     Мы планируем в дальнейшем продолжить наблюдение за правильностью осанки школьников и принимать меры по профилактике у них заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Литература

1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии»

2.Киколов А.И. «Обучение и здоровье»

3. Начальная школа, март, 2008 №5

4.Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие для студ. сред. пед. заведений. М.:1999.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника

Выступление на заседании психолого-педагогической службы...

Исследовательская работа "Классная школьная форма"

В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы.Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе.Цель проекта-привлечь внима...

Презентация к исследовательской работе "Классная школьная форма"

В данной  презентации представлена не только история возникновения школьной формы, требования к ней и её преимущества перед другой одеждой, но и 2 вида школьной формы образовательного учреждения,...

Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...

Проектно-исследовательская работа "Мой школьный портфель "

Памятка при покупке школьного портфеля.  При покупке портфеля обращайте внимание на конструкцию, материал, вместительность.—   Помните о гигиенических требованиях к портфелю.—...

Исследовательская работа " Тайны школьного портфеля"

Здоровье - бесценное достояние каждого человека. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и ...