Программа внеурочной деятельности ( спортивно-оздоровительное направление) «Здоровый Я»
рабочая программа по зож (3 класс)
Программа курса внеурочной деятельности ЗОЖ "Здоровый Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
Рекомендовано | Утверждено | |
МБОУ гимназия №7 | методическим советом | |
Протокол №1 | Протокол № 1 | |
от «29» августа 2023г. | от «29» августа 2023г. | |
Руководитель МО | Директор МБОУ гимназии №7 | |
_____________ Н.М. Давыдова |
| __________М.В.Пыркина |
Программа внеурочной деятельности
( спортивно-оздоровительное направление)
«Здоровый Я»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на учащихся 9 –10 лет
Составитель:
Агаджанова М.С. учитель начальных классов
МБОУ гимназии №7
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Здоровый Я» МБОУ гимназии №7 направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый Я» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Программа рассчитана на 34 часа (3 класс), 1 час в неделю.
Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
Цель: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть четко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровый Я», предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе «В здоровом теле, здоровый дух» необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер;
- набор ЭОР по тематике курса.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
- осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» разбита на семь разделов:
«ЗОЖ»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Здоровое питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Бережём здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и мое ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Календарно-тематическое планирование
(34часов)
№ п/п | Наименование разделов и занятий | час | дата |
1 | Введение. «Здоровый Я» | 1 | |
2 | Что такое ЗОЖ? | 1 | |
3 | Личная гигиена . | 1 | |
4 | Зачем нужна зарядка? | 1 | |
5 | Мой организм – целая планета. | 1 | |
6 | Здоровое питание. | 1 | |
7 | Правила правильного питания. | 1 | |
8 | Этикет. Культура питания.. | 1 | |
9 | Полезные овощи и фрукты | 1 | |
10 | Проект. Полезные овощи и фрукты | 1 | |
11 | Морской воздух. | 1 | |
12 | Бережем здоровье. | 1 | |
13 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | |
14 | Как сделать сон полезным? | 1 | |
15 | Как закаляться? Обтирание и обливание. | 1 | |
16 | Что такое иммунитет? | 1 | |
17 | Как сохранять и укреплять свое здоровье? | 1 | |
18 | Правила безопасности при занятиях спортом. | 1 | |
19 | Виды спорта. | 1 | |
20 | Ходьба и бег | 1 | |
21 | Плавание. | 1 | |
22 | Легкая атлетика | 1 | |
23 | Футбол. | 1 | |
24 | Игры и травмы. | 1 | |
25 | Переутомление и утомление | 1 | |
26 | Сколиоз. Как его предотвратить? | 1 | |
27 | Чтоб забыть про докторов | 1 | |
28 | Почему мы болеем? | 1 | |
29 | Кто и как защищает нас от болезней? | 1 | |
30 | День здоровья | 1 | |
31 | Что такое физкультура? | 1 | |
32 | Олимпийские игры. | 1 | |
33 | Подвижные игры | 1 | |
34 | Вредные привычки. Модно быть здоровым | 1 | |
| ВСЕГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Тропинки к здоровью»
Программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Тропинки к здоровью" предназначена для учащихся 1 класса...
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровей-ка" для учащихся 1-4 классов ФГОС НОО
Программа содержит занятия спортивно-оздоровительного направления для уч-ся 1-4 классов с тематическим планированием по каждому году обучения и планируемые результаты...
Программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Тропинки к здоровью" 1 класс
Программа разработана с учетом социально - психологического статуса младшего школьника, на основе требований ФГОС в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе программы...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Спортивно-оздоровительное направление) «ОФП» с уклоном на русские спортивные игры для учащихся 1-классов 2018-2019 года.
Пояснительная записка. Программа секции «ОФП» (с уклоном на русские спортивные игры) способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жиз...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровые щечки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки» разработана на основе Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Рабочие программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»
Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 1, 1/дополнительных – 4 классов,...