Программа внеурочной деятельности ( спортивно-оздоровительное направление) «Здоровый Я»
рабочая программа по зож (3 класс)

Агаджанова Майя Сергеевна

Программа курса внеурочной деятельности ЗОЖ "Здоровый Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

Рекомендовано

                                                 Утверждено

 МБОУ гимназия №7                                

                                   методическим советом

Протокол №1

                                   Протокол № 1

от «29» августа 2023г.

                                  от «29» августа 2023г.

Руководитель МО

                                  Директор МБОУ  гимназии №7

_____________ Н.М. Давыдова

       

     

 

                                    __________М.В.Пыркина

                   

                                                                                         Программа внеурочной деятельности

(  спортивно-оздоровительное   направление)

«Здоровый Я»

Срок реализации:  1 год

Рассчитана:  на учащихся 9 –10 лет

                                                                                                                                                                                                                            Составитель:

Агаджанова М.С. учитель начальных классов

МБОУ гимназии №7

   

                                                                                 

                                                                                 Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Здоровый Я» МБОУ гимназии №7 направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.

            Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый Я» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).   

Программа рассчитана на 34 часа (3 класс), 1 час в неделю.

Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

      Цель: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

            Нововведение будет способствовать  сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть четко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровый Я», предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

       

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий

Для осуществления образовательного процесса по Программе «В здоровом теле, здоровый дух» необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер;

- набор ЭОР по тематике курса.

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
  • Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
  • осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» разбита на семь разделов:

«ЗОЖ»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

«Здоровое питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

«Бережём здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

«Я в школе и дома»: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

«Я и мое ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

«Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса

Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008

Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000

Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999

Календарно-тематическое планирование

(34часов)

№ п/п

Наименование разделов и занятий

час

дата

1

Введение. «Здоровый Я»

1

2

Что такое ЗОЖ?

1

3

Личная гигиена .

1

4

Зачем нужна зарядка?

1

5

Мой организм – целая планета.

1

6

Здоровое питание.

1

7

Правила правильного питания.

1

8

Этикет. Культура питания..

1

9

Полезные овощи и фрукты

1

10

Проект. Полезные овощи и фрукты

1

11

Морской воздух.

1

12

Бережем здоровье.

1

13

Сон – лучшее лекарство.

1

14

Как сделать сон полезным?

1

15

 Как закаляться? Обтирание и обливание.

1

16

Что такое иммунитет?

1

17

Как сохранять и укреплять свое здоровье?

1

18

Правила безопасности при занятиях спортом.

1

19

Виды спорта.

1

20

 Ходьба и бег

1

21

Плавание.

1

22

Легкая атлетика

1

23

Футбол.

1

24

Игры и травмы.

1

25

Переутомление и утомление

1

26

Сколиоз. Как его предотвратить?

1

27

Чтоб забыть про докторов

1

28

Почему мы болеем? 

1

29

Кто и как защищает нас от болезней?

1

30

День здоровья

1

31

Что такое физкультура?

1

32

Олимпийские игры.

1

33

Подвижные игры

1

34

Вредные привычки. Модно быть здоровым

1

 

ВСЕГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Тропинки к здоровью»

Программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Тропинки к здоровью" предназначена для учащихся 1 класса...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровей-ка" для учащихся 1-4 классов ФГОС НОО

Программа содержит занятия спортивно-оздоровительного направления для уч-ся 1-4 классов с тематическим планированием по каждому году обучения и планируемые результаты...

Программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Тропинки к здоровью" 1 класс

Программа разработана с учетом социально - психологического статуса младшего школьника, на основе требований ФГОС в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе программы...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Спортивно-оздоровительное направление) «ОФП» с уклоном на русские спортивные игры для учащихся 1-классов 2018-2019 года.

Пояснительная записка. Программа секции «ОФП» (с уклоном на русские спортивные игры) способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жиз...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровые щечки"

Рабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки»  разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочие программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 1, 1/дополнительных – 4 классов,...