Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе".
статья

Патриотическое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в начальное школе

Патриотические воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. В связи с этим патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как приоритетное направление духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

      В Конвенции Духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника, патриотизм рассматривается как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

      Об актуальности проблемы изучения воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения в настоящее время говорят как философы, так и педагоги, социологи и политики.

       Так в исследовании Агаповой Г.В. отмечается, что у современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почет, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и др., присущим советскому периоду времени.

       Соглашается с мнением ученого Микрюков В.Ю., который утверждает, что очевидным становится нарушение преемственности поколений, которая складывалась на протяжении десятилетий, что привело к разрыву связей в передаче молодым людям патриотических взглядов.

       В этой связи у нас вызывает интерес такие понятия как «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

       В «Толковом словаре» В. И. Даля слово «патриот» трактуется как любитель отечества, ревнитель о благе его. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее толкование: «Человек преданный своему отечеству, своему народу». В современном «Словаре русского языка» понятие патриотизм рассматривается как преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить, её интересам.

       Патриотическое воспитание целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

       Духовно-нравственное направление – это осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организованна их передача от поколения к поколению.

        Историко-краеведческое направление – это система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе; формирование знаний о родном селе, городе, районе. В настоящее время школьное краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.

      Гражданско-правовое направление – это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры  и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долг; воспитание уважения к государственной символике.

      Военно-патриотическое направление – это система мероприятий ориентированных на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, военных традиций.  Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству.

      Спортивно-патриотическое направление – это система мероприятий направленных на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Главной целью работы в процессе физического совершенствования является развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формированию моральной и психической готовности трудиться на благо страны, активно и увлеченно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному долгу, дисциплинированности и ответственности за принадлежность к сборной команде Российской Федерации, края, области, города, учебного заведения.

      Культурно-патриотическое направление — это система мероприятий, направленное на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

      Таким образом, можно сделать вывод, что все направления патриотического воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Следует подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более, патриотического, лежит, прежде всего, воспитание нравственных чувств.

      Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых форм организации процесса патриотического воспитания.

        Выделяют три основные формы патриотического воспитания младших школьников, это:

         - Индивидуальные формы патриотического воспитания;

         - Групповые формы патриотического воспитания;

         - Массовые формы патриотического воспитания.

          Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, чтение литературных произведений детских писателей о подвиге воинов, славе оружия; изготовление поделок, фотографирование, лепка.

           Среди индивидуальных форм патриотического воспитания младшего школьника выделяют самостоятельные занятия (домашние задания).

           Об эффективности индивидуальных форм патриотического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению истории и краеведения, художественной литературы, а также целенаправленное использование знаний и учений нравственной деятельности.

           Групповые формы работы с младшими школьниками: клубные, секционные занятия, факультативы, кинолектории, экскурсии, туристические походы, классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела.

           Массовые формы в патриотической работе в настоящее время используются самые разнообразные: военно-патриотические кружки, клубы, секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки «Мужества», фестивали, праздники, конкурсы, викторины, слеты, игры, сборы, лагеря.

         В результате изучения проблемы исследования можно прийти к следующему выводу:

  • Именно в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах.
  • Патриотизм рассматривается через идею служения Отечеству, основой которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании учащихся своей роли и предназначения в социально-экономическом развитии страны.
  • Патриотическое воспитание рассматривается как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.
  • Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
  • Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....