Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.
статья по зож

Забота о сохранении физического и психологического здоровья детей – важнейшая задача государства. Обязанность школы и каждого отдельного учителя создать условия для решения этой задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.

Еманова Юлия Васильевна

Воспитатель

 ГБОУ Лицей № 387 Кировского района Санкт-Петербурга

Забота о сохранении физического и психологического здоровья детей – важнейшая задача государства. Обязанность школы и каждого отдельного учителя создать условия для решения этой задачи. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации показывают, что XXI век начался в России с резкого ухудшения  показателей здоровья школьников. Снизилось число здоровых детей. На 6,75% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. Возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Только тридцать процентов первоклассников, пришедших в школу, понимают ценность своего здоровья. И только два процента из них осознают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. Следовательно, задача педагога создать систему знаний, умений и навыков, позволяющих сохранить здоровье, осознать, что быть здоровым – это обязанность человека перед собой и обществом. 

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она  включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность цели и задачи, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели, критерии оценки результатов.  (Данное определение предлагается Деркунской В.А.)

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Целью применения здоровьесберегающих технологий в группе продленного считается:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Выделяются следующие задачи:   

1. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

2. Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

3. Создание оптимальных условий  для  психического и физического развития школьников. Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения.

4. Обучение различным приемам сохранения и укрепления своего здоровья.

5 Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

6 Воспитание привычки повседневной физической активности.

7 Профилактика вредных привычек.

Необходимо придерживаться следующих принципов: принципа двигательной активности, оздоровительного режима (чередования статики и движения) и принципа психологической комфортности.

Для реализации этих принципов необходимо использовать следующие методы и формы работы:

личный пример воспитателя

использование положительных установок в начале занятий

соблюдение норм домашних заданий в соответствии с возрастом, учет индивидуальных особенностей ребенка

прогулки (воздушное закаливание,  максимальное пребывание детей на свежем воздухе)

физкультурные занятия всех типов: спортивные праздники, подвижные игры в помещении и на улице, физкультминутки во время самоподготовки.

организация работы групп продленного дня в соответствии со всеми режимными моментами

организация полноценного горячего питания

В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном ведут неподвижный образ жизни. У них устают мышцы спины, глаза. Поэтому в ГПД дети не должны сидеть все время за партами. Для отдыха детям необходимо организовать двигательные занятия, которые позволили бы размять своё тело, расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование в ГПД технологий сберегающих  здоровье приводит к улучшению эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

 Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:

соблюдение режима дня;

соблюдение правил личной гигиены;

санитарно-просветительные мероприятия (беседы);

полноценное питание – горячий комплексный обед,

спортивные праздники, спортивные часы, весёлые старты, подвижные игры.

 Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм. Необходимо приучать детей регулярно мыть руки, пользоваться сменной обувью. Контроль освещенности помещения, где проводит часть времени группа, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у школьников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений надо соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений:

-Бег и ходьба

-Прыжки на скакалке

-Метание, бросание и ловля мяча

-Упражнения на полосе препятствий

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Цикл занятий «Здоровье» помогает расширить представления детей о  своём организме, учит беречь свое здоровье и заботиться о нем,  расширяет знания о питании, о взаимосвязи здоровья и питания, говорит о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры.  Дети приобретают знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни, создают условия для формирования  положительной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем двадцать первого века и как совокупность методов и приемов организации обучения и воспитания без ущерба для здоровья.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Статья посвящена  применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня».

     Актуальность и перспективность опыта обусловлена  существенными изменениями, происходящими  в последнее время  в социальном и экономическом пространстве систе...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Использование здоровьесберегающих технологий в работе группы продленного дня...

Статья "Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня"

В статье рассматриваю разнообразные технологии, методы и формы работы  в ГПД....

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ГПД. Цели, задачи, виды здоровьесбережения....

Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня.

Использование воспитателями ГПД в своей работе разнообразных технологий , методов и форм работы....