Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_.docx | 128.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана на уровень начального общего образования (1 – 4 классы) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), в соответствии с изменениями, внесенными в ФГОС НОО от 31.12.2015 г. 1576, на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» (Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1- 4 классов) в рамках УМК«Школа России».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личностисодействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю и составляет 134 часа: 1 класс – предусматривает 32 часа, 2-4 класс – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа включает три основных раздела:
- Секреты здоровья
Режим дня.
Комплекс утренней гимнастики.
Гигиена зубов, ротовой полости, кожи.
Уход за руками и ногами.
Охрана зрения, слуха.
Профилактика сколиоза, плоскостопия.
Профилактика простудных заболеваний.
Закаливание.
Лекарственные растения.
Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма.
Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями.
Сон – лучшее лекарство.
Питание – необходимое условие жизнедеятельности.
Режим питания.
Полезные продукты.
Витамины.
- Попрыгать, поиграть
Подвижные игры.
Спортивные игры и эстафеты.
Игры разных народов.
- Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения.
Правила пожарной безопасности.
Правила поведения в быту.
Правила поведения в природе.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
В ходе изучения основных разделов программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 11 | 8 | 3 | |
1 | От улыбки хмурый день светлей… Режим дня. | 1 | – | 1 |
2 | Утренняя зарядка. Учимся правильно дышать. | 1 | - | 1 |
3 | Наши друзья – вода и мыло. Гигиена кожи. | 1 | 1 | - |
4 | Сон – лучшее лекарство | 1 | 1 | - |
5 | Чтобы зубы не болели. Чтобы уши слышали. | 1 | 1 | – |
6 | Гимнастика для глаз. | 1 | - | 1 |
7 | Осанка – стройная спина. | 1 | 1 | - |
8 | Лекарства в лесу. Самые полезные продукты. | 1 | 1 | - |
9 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | 1 | - |
10 | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | 1 | - |
11 | Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | 1 | - |
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 2 | - | 2 | |
12 | Подвижные игры. | 1 | - | 1 |
13 | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | - | 1 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 19 | 13 | 6 | |
1. Правила дорожного движения | 10 | 4 | 6 | |
14 | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | 1 | |
15 | Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | 1 | |
16 | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | 1 | |
17 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | 1 | |
18 | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | |
19 | Экскурсия «Мы – пешеходы». | 1 | 1 | |
20 | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | |
21 | Я – велосипедист. | 1 | 1 | |
22 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | 1 | |
23 | Экскурсия «Безопасный путь в школу» | 1 | 1 | |
2. Правила пожарной безопасности | 3 | 3 | - | |
24 | Огонь – друг или враг? | 1 | 1 | - |
25 | Где дым, там и огонь. | 1 | 1 | - |
26 | Спички детям – не игрушка. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 2 | 2 | - | |
27 | Опасность у нас дома. | 1 | 1 | - |
28 | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 4 | 4 | - | |
29 | Если солнечно и жарко. | 1 | 1 | - |
30 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | 1 | - |
31 | Правила безопасности на воде. | 1 | 1 | - |
32 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | 1 | - |
| Итого | 32 | 21 | 11 |
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 11 | 8 | 3 | |
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | 1 | - |
2 | Поведение в школе. | 1 | 1 | - |
3 | Слух - большая ценность для человека. | 1 | 1 | - |
4 | Профилактика кариеса. | 1 | 1 | |
5 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | 1 | - |
6 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | - | 1 |
7 | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | - | 1 |
8 | Режим питания. | 1 | 1 | - |
9 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | 1 | |
10 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 1 | - | 1 |
11 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! Гигиена тела и души. | 1 | 1 | - |
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 4 | - | 4 | |
12-13 | Подвижные игры. | 2 | - | 2 |
14-15 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | 2 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 19 | 16 | 3 | |
1. Правила дорожного движения | 10 | 7 | 3 | |
16 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | 1 | - |
17 | Светофор и его виды. | 1 | 1 | - |
18 | Экскурсия «Элементы улиц и дорог». | 1 | - | 1 |
19 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | 1 | - |
20 | Правила поведения на загородной дороге… | 1 | 1 | - |
21 | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке | 1 | 1 | - |
22 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | - | 1 |
23 | Причины ДТП. | 1 | 1 | - |
24 | Тормозной путь транспорта. | 1 | 1 | - |
25 | Памятка велосипедиста. | 1 | - | 1 |
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 2 | - | |
26 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | 1 | - |
27 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 3 | 3 | - | |
28 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | 1 | - |
29 | Если ты ушибся или порезался. | 1 | 1 | - |
30 | Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 1 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 4 | 4 | - | |
31 | Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. | 1 | 1 | - |
32 | Как уберечься от мороза. | 1 | 1 | - |
33 | Правила поведения на воде. | 1 | 1 | - |
34 | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 24 | 10 |
3 клас
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 8 | 5 | 3 | |
1 | Вредные привычки. | 1 | 1 | - |
2 | Азбука питания. | 1 | 1 | - |
3 | Как избежать отравлений. | 1 | 1 | - |
4 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | - | 1 |
5 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | 1 | - |
6 | Сам себе доктор. Су-Джок терапия. | 1 | - | 1 |
7 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 1 | - | 1 |
8 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | 1 | - |
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 7 | - | 7 | |
9-10 | Подвижные игры. | 2 | - | 2 |
11-12 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | - | 2 |
13-15 | Игры разных народов. | 3 | - | 3 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 19 | 15 | 4 | |
1. Правила дорожного движения | 9 | 6 | 3 | |
16 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | 1 | - |
17 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | 1 | - |
18 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | 1 | - |
19 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | - | 1 |
20 | Железнодорожный переезд. | 1 | 1 | - |
21 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 | - |
22 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 1 | - | 1 |
23 | Игра «Школа светофорных наук». | 1 | 1 | - |
24 | Экскурсия по городу | 1 | - | 1 |
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 2 | - | |
25 | Как вести себя во время пожара в школе. | 1 | 1 | - |
26 | Азбука пожарной безопасности. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 2 | 2 | - | |
27 | Правила техники безопасности на кухне, в ванной. | 1 | 1 | - |
28 | Правила техники безопасности в коридоре, на балконе. | 1 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 6 | 5 | 1 | |
29 | Как уберечься от укусов насекомых. | 1 | 1 | - |
30 | Ядовитые грибы и растения. | 1 | 1 | - |
31 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 1 | 1 | - |
32 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | 1 | - |
33 | Обобщение по разделу. | 1 | 1 | - |
34 | Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 20 | 14 |
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 11 | 7 | 4 | |
1 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | 1 | - |
2 | Профилактика инфекционных болезней. | 1 | 1 | - |
3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 | 1 | - |
4 | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 1 | 1 | - |
5 | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 1 | - | 1 |
6 | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | - | 1 |
7 | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 1 | 1 | - |
8 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | 1 | - |
9 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 1 | - | 1 |
10 | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 1 | - | 1 |
11 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | 1 | - |
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 8 | - | 8 | |
12-13 | Подвижные игры. | 2 | - | 2 |
14-16 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | - | 3 |
17-19 | Игры разных народов. | 3 | - | 3 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 15 | 13 | 2 | |
1. Правила дорожного движения | 7 | 6 | 1 | |
20 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | 1 | - |
21 | Экскурсия «Мы пассажиры». | 1 | - | 1 |
22 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | 1 | - |
23 | Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. | 1 | 1 | - |
24 | Поездка трамвае, троллейбусе. | 1 | 1 | - |
25 | Опасная ситуация. | 1 | 1 | - |
26 | Этого могло не случиться. | 1 | 1 | - |
2. Правила пожарной безопасности | 3 | 3 | - | |
27 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | 1 | - |
28 | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | 1 | - |
29 | Отравляющие ядовитые газы. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 1 | 1 | - | |
30 | Безопасное поведение в быту. | 1 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 4 | 3 | 1 | |
31 | Правила техники безопасности для туриста. | 1 | 1 | - |
32 | Средства и способы спасения утопающих. | 1 | 1 | - |
33 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | 1 | - |
34 | Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность» | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 20 | 14 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие:
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
№ п/п | Название раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Секреты здоровья | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
работа над проектом | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
викторина | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
игра в сети Интернет | III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
просмотр фильма | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
выполнение упражнений | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
2 | Попрыгать, поиграть | подвижные игры | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
спортивные игры, эстафеты | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Профилактика детского травматизма | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
экскурсия | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
просмотр фильма | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
моделирование ситуации | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
К концу обучения обучающиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать |
о правилах безопасного поведения; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению |
иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами | - необходимые сведения о работе основных органов человеческого тела, биологических процессах, протекающих в теле человека, основы психологии;
о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека |
Уметь |
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить |
формулировать собственное мнение и позицию |
работать в группе, в коллективе |
Применять |
подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки |
знания для поддержания активного и здорового образа жизни | применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике |
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
- правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | |
Секреты здоровья | 8 | 3 | 8 | 3 | 5 | 3 | 7 | 4 |
Попрыгать, поиграть |
| 2 | 4 |
| 7 |
| 8 | |
Профилактика детского травматизма | 13 | 6 | 16 | 3 | 15 | 4 | 13 | 2 |
ИТОГО | 21 | 11 | 24 | 10 | 20 | 14 | 20 | 14 |
ВСЕГО | 32 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |
По плану | Факти ческая | |||
Раздел «Секреты здоровья» | ||||
1. | От улыбки хмурый день светлей… Режим дня. | 1 | ||
2. | Утренняя зарядка. Учимся правильно дышать. | 1 | ||
3. | Наши друзья – вода и мыло. Гигиена кожи. | 1 | ||
4. | Сон – лучшее лекарство | 1 | ||
5. | Чтобы зубы не болели. Чтобы уши слышали. | 1 | ||
6. | Гимнастика для глаз. | 1 | ||
7. | Осанка – стройная спина. | 1 | ||
8. | Лекарства в лесу. Самые полезные продукты. | 1 | ||
9. | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | ||
10. | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | ||
11. | Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | ||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | ||||
12. | Подвижные игры. | 1 | ||
13. | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | ||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | ||||
14. | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | ||
15. | Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | ||
16. | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | ||
17. | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | ||
18. | Участники дорожного движения. | 1 | ||
19. | Экскурсия «Мы – пешеходы». | 1 | ||
20. | Виды транспортных средств. | 1 | ||
21. | Я – велосипедист. | 1 | ||
22. | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | ||
23. | Экскурсия «Безопасный путь в школу» | 1 | ||
24. | Огонь – друг или враг? | 1 | ||
25. | Где дым, там и огонь. | 1 | ||
26. | Спички детям – не игрушка. | 1 | ||
27. | Опасность у нас дома. | 1 | ||
28. | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | ||
29. | Если солнечно и жарко. | 1 | ||
30. | Если на улице дождь и гроза. | 1 | ||
31. | Правила безопасности на воде. | 1 | ||
32. | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |
По плану | Факти ческая | |||
Раздел «Секреты здоровья» | ||||
1. | Настроение в школе и дома. | 1 | ||
2. | Поведение в школе. | 1 | ||
3. | Слух - большая ценность для человека. | 1 | ||
4. | Профилактика кариеса. | 1 | ||
5. | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | ||
6. | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | ||
7. | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | ||
8. | Режим питания. | 1 | ||
9. | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | ||
10. | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 1 | ||
11. | Если хочешь быть здоров – закаляйся! Гигиена тела и души. | 1 | ||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | ||||
12. | Подвижные игры. Игра «Подвижная цель» | 1 | ||
13. | Подвижные игры. Игра «Бредень» | 1 | ||
14. | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | ||
15. | Спортивные игры и эстафеты с мячом и обручем. | 1 | ||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | ||||
16. | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | ||
17. | Светофор и его виды. | 1 | ||
18. | Экскурсия «Элементы улиц и дорог». | 1 | ||
19. | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | ||
20. | Правила поведения на загородной дороге… | 1 | ||
21. | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке | 1 | ||
22. | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | ||
23. | Причины ДТП. | 1 | ||
24. | Тормозной путь транспорта. | 1 | ||
25. | Памятка велосипедиста. | 1 | ||
26. | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | ||
27. | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | ||
28. | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | ||
29. | Если ты ушибся или порезался. | 1 | ||
30. | Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 1 | ||
31. | Правила безопасности в любую погоду. | 1 | ||
32. | Гололёд. Как уберечься от мороза. | 1 | ||
33. | Правила поведения на воде. | 1 | ||
34. | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | 1 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |
По плану | Факти ческая | |||
Раздел «Секреты здоровья» | ||||
1. | 04.09 | Вредные привычки. | 1 | |
2. | 11.09 | Азбука питания. | 1 | |
3. | 18.09 | Как избежать отравлений. | 1 | |
4. | 25.09 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | |
5. | 02.10 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
6. | 09.10 | Сам себе доктор. Су-Джок терапия. | 1 | |
7. | 16.10 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 1 | |
8. | 23.10 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | |
9. | 06.11 | Подвижные игры. Игра «Птички и клетка». | 1 | |
10. | 13.11 | Подвижные игры. Игра «Третий - лишний» | 1 | |
11. | 20.11 | Спортивные игры и эстафеты с мячом и скакалкой. | 1 | |
12. | 27.11 | Спортивные игры и эстафеты с обручем и гимнастической палкой. | 1 | |
13. | 04.12 | Игры разных народов. Башкирская народная игра «Юрта». | 1 | |
14. | 11.12 | Игры разных народов. Русская народная игра «Лапта». | 1 | |
15. | 18.12 | Игры разных народов. Армянская народная игра «Пастух» | 1 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | ||||
16. | 25.12 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | |
17. | 15.01 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | |
18. | 22.01 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | |
19. | 29.01 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
20. | 05.02 | Железнодорожный переезд. | 1 | |
21. | 12.02 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | |
22. | 19.02 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 1 | |
23. | 26.02 | Игра «Школа светофорных наук». | 1 | |
24. | 05.03 | Экскурсия по городу | 1 | |
25. | 12.03 | Как вести себя во время пожара в школе. | 1 | |
26. | 19.03 | Азбука пожарной безопасности. | 1 | |
27. | 26.03 | Правила техники безопасности на кухне, в ванной. | 1 | |
28. | 09.04 | Правила техники безопасности в коридоре, на балконе. | 1 | |
29. | 16.04 | Как уберечься от укусов насекомых. | 1 | |
30. | 23.04 | Ядовитые грибы и растения. | 1 | |
31. | 30.04 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 1 | |
32. | 07.05 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | |
33. | 14.05 | Обобщение по разделу. | 1 | |
34. | 21.05 | Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |
По плану | Факти ческая | |||
Раздел «Секреты здоровья» | ||||
1. | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | ||
2. | Профилактика инфекционных болезней. | 1 | ||
3. | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 | ||
4. | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 1 | ||
5. | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 1 | ||
6. | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | ||
7. | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 1 | ||
8. | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | ||
9. | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 1 | ||
10. | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 1 | ||
11. | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | ||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | ||||
12. | Подвижные игры. Игра «Море волнуется…» | 1 | ||
13. | Подвижные игры. Игра «Охотники и утки». | 1 | ||
14. | Спортивные игры и эстафеты с мячом. | 1 | ||
15. | Спортивные игры и эстафеты со скакалкой. | 1 | ||
16. | Спортивные игры и эстафеты с обручем. | 1 | ||
17. | Игры разных народов. Канадская игра «Бег с платком» | 1 | ||
18. | Игры разных народов. Татарская народная игра «Бег по следу» | 1 | ||
19. | Игры разных народов. Русская народная игра «Овцы и волки» | 1 | ||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | ||||
20. | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | ||
21. | Экскурсия «Мы пассажиры». | 1 | ||
22. | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | ||
23. | Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. | 1 | ||
24. | Поездка трамвае, троллейбусе. | 1 | ||
25. | Опасная ситуация. | 1 | ||
26. | Этого могло не случиться. | 1 | ||
27. | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | ||
28. | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | ||
29. | Отравляющие и ядовитые газы. | 1 | ||
30. | Безопасное поведение в быту. | 1 | ||
31. | Правила техники безопасности для туриста. | 1 | ||
32. | Средства и способы спасения утопающих. | 1 | ||
33. | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | ||
34. | Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность». | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
3. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/
5. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
6. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
4. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
6. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
7. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
8. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Цветок здоровья"
Программа составлена на 4 года обучения в соответствии требований стандартов второго поколения, принимала участие в региональном конкурсе при СИПКРО....
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух».
Программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья»
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...