Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  стандарта   начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  стандарта   начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

      Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. 

Цели программы:

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

-развивать представление о правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;  основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

-формировать навыки конструктивного общения;

-развивать потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Азбука здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Условия  реализации программы «Азбука здоровья»:

-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибов, зубные щетки,  и др.;

-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

-измерительные приборы: весы, часы и их модели.

     -компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

  Организация учебного процесса:

- недельная нагрузка- 1 час;

  - годовая нагрузка - 34 часа;

     Планируемые результаты:

-выбирать  модель  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

-применять правила личной гигиены, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-использовать  навыки эмоциональной разгрузки (релаксации);

-применять упражнения для сохранения зрения.

Литература

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

Тематическое планирование

    п/п

Дата

Кол -во

Название темы

Содержание деятельности

Вот мы и в школе (4 ч)

1

07.09

1

«Здоровый образ жизни, что это?»

Определение   понятия   «здоровье». Что такое здо ровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоро вье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

2

14.09

1

Личная гигиена

3

21.09

1

В гостях у Мойдодыра

4

28.09

1

«Остров здоровья»

Питание и здоровье (5 ч)

5

05.10

1

Игра «Смак»

Основы правильного питания, гигиенические навы ки культуры поведения во время приема пищи, ку линарные традиции современности и прошлого. Зна ния об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о ре жиме употребления жидкости, о целебных источни ках и минеральной воде.

6

12.10

1

Правильное питание – залог физии ческого и психологического здо ровья

7

19.10

1

Вредные микробы

8

26.10

1

Что такое здоровая пища и как её приготовить 

9

16.11

1

«Чудесный сундучок»

Моё здоровье в моих руках (7 ч)

10

23.11

1

Труд и здоровье

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика наруше ний зрения и опорно-двигательного аппарата, нап равлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных пред ставлений и убеждений.

11

30.11

1

Наш мозг и его волшебные дейс твия

12

07.12

1

День здоровья  «Хочу остаться здо ровым»

13

14.12

1

Солнце, воздух и вода наши луч шие друзья.

14

21.12

1

Беседа “Как сохранять и укреп лять свое здоровье”.

15

28.12

1

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

16

11.01

1

«Моё здоровье в моих руках»

Я в школе и дома (6 ч)

17

18.01

1

Мой внешний вид –залог здоровья

Социально одобряемые нормы и правила поведе ния обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направле но на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероят ность приобщения к вредным привычкам.

18

25.01

1

«Доброречие»

19

01.02

1

Спектакль С. Преображнский «Капризка»

20

08.02

1

«Бесценный дар- зрение».

21

15.02

1

Гигиена правильной осанки

22

22.02

1

«Спасатели, вперёд!»

Чтоб забыть про докторов (4 ч)

23

29.02

1

Движение это жизнь 

Обучение здоровому образу жизни за счет форми рования умений делать выбор "быть здоровым".

24

07.03

1

Движение это жизнь

25

14.03

1

День здоровья «Дальше, быстрее, выше»

26

21.03

1

 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Я и моё ближайшее окружение (4 ч)

27

04.04

1

Мир моих увлечений

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формиро вание  позитивного отношения к самому себе, пот ребности в саморазвитии, стимулирование к само воспитанию.

28

11.04

1

Вредные привычки и их профилак тика

29

18.04

1

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

30

25.04

1

В мире интересного.

Вот и стали мы на год  взрослей (4 ч )

31

02.05

1

Я и опасность.

Первая доврачебная помощь в летний период, опас ности летнего периода.

32

16.05

1

Лесная аптека на службе человека

33

23.05

1

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

34

30.05

1

Чему мы научились и чего достигли

                                                                                                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

                                                                                                                                                                    Заместитель директора по ВВР

                                                                                                                                                                     ___________ Анищенкова Г.Н.

                                                                                                                                                                                               28.08.2015 года

                       

           

                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                               

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...

Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе   программы  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...

Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Цветок здоровья"

Программа составлена на 4 года обучения в соответствии требований стандартов второго поколения, принимала участие в региональном конкурсе при СИПКРО....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»

Рабочая программа  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья»

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизн...