Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Цели программы:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
-развивать представление о правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-формировать навыки конструктивного общения;
-развивать потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Условия реализации программы «Азбука здоровья»:
-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибов, зубные щетки, и др.;
-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
-измерительные приборы: весы, часы и их модели.
-компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Организация учебного процесса:
- недельная нагрузка- 1 час;
- годовая нагрузка - 34 часа;
Планируемые результаты:
-выбирать модель поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-применять правила личной гигиены, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-использовать навыки эмоциональной разгрузки (релаксации);
-применять упражнения для сохранения зрения.
Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол -во | Название темы | Содержание деятельности |
Вот мы и в школе (4 ч) | ||||
1 | 07.09 | 1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | Определение понятия «здоровье». Что такое здо ровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоро вье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. |
2 | 14.09 | 1 | Личная гигиена | |
3 | 21.09 | 1 | В гостях у Мойдодыра | |
4 | 28.09 | 1 | «Остров здоровья» | |
Питание и здоровье (5 ч) | ||||
5 | 05.10 | 1 | Игра «Смак» | Основы правильного питания, гигиенические навы ки культуры поведения во время приема пищи, ку линарные традиции современности и прошлого. Зна ния об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о ре жиме употребления жидкости, о целебных источни ках и минеральной воде. |
6 | 12.10 | 1 | Правильное питание – залог физии ческого и психологического здо ровья | |
7 | 19.10 | 1 | Вредные микробы | |
8 | 26.10 | 1 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | |
9 | 16.11 | 1 | «Чудесный сундучок» | |
Моё здоровье в моих руках (7 ч) | ||||
10 | 23.11 | 1 | Труд и здоровье | Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика наруше ний зрения и опорно-двигательного аппарата, нап равлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных пред ставлений и убеждений. |
11 | 30.11 | 1 | Наш мозг и его волшебные дейс твия | |
12 | 07.12 | 1 | День здоровья «Хочу остаться здо ровым» | |
13 | 14.12 | 1 | Солнце, воздух и вода наши луч шие друзья. | |
14 | 21.12 | 1 | Беседа “Как сохранять и укреп лять свое здоровье”. | |
15 | 28.12 | 1 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | |
16 | 11.01 | 1 | «Моё здоровье в моих руках» | |
Я в школе и дома (6 ч) | ||||
17 | 18.01 | 1 | Мой внешний вид –залог здоровья | Социально одобряемые нормы и правила поведе ния обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направле но на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероят ность приобщения к вредным привычкам. |
18 | 25.01 | 1 | «Доброречие» | |
19 | 01.02 | 1 | Спектакль С. Преображнский «Капризка» | |
20 | 08.02 | 1 | «Бесценный дар- зрение». | |
21 | 15.02 | 1 | Гигиена правильной осанки | |
22 | 22.02 | 1 | «Спасатели, вперёд!» | |
Чтоб забыть про докторов (4 ч) | ||||
23 | 29.02 | 1 | Движение это жизнь | Обучение здоровому образу жизни за счет форми рования умений делать выбор "быть здоровым". |
24 | 07.03 | 1 | Движение это жизнь | |
25 | 14.03 | 1 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | |
26 | 21.03 | 1 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | |
Я и моё ближайшее окружение (4 ч) | ||||
27 | 04.04 | 1 | Мир моих увлечений | Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формиро вание позитивного отношения к самому себе, пот ребности в саморазвитии, стимулирование к само воспитанию. |
28 | 11.04 | 1 | Вредные привычки и их профилак тика | |
29 | 18.04 | 1 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. | |
30 | 25.04 | 1 | В мире интересного. | |
Вот и стали мы на год взрослей (4 ч ) | ||||
31 | 02.05 | 1 | Я и опасность. | Первая доврачебная помощь в летний период, опас ности летнего периода. |
32 | 16.05 | 1 | Лесная аптека на службе человека | |
33 | 23.05 | 1 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | |
34 | 30.05 | 1 | Чему мы научились и чего достигли |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВВР
___________ Анищенкова Г.Н.
28.08.2015 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Цветок здоровья"
Программа составлена на 4 года обучения в соответствии требований стандартов второго поколения, принимала участие в региональном конкурсе при СИПКРО....
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух».
Программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья»
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизн...