Технология деятельностного метода как один из путей решения проблемы здоровьесбережения.
статья по зож

Данная статья будет полезна учителям начальной школы, применяющим технологии здоровьесбережения В.Ф.Базарного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода как один из путей решения проблемы здоровьесбережения

   Научно-техническая революция наряду с крупными открытиями принесла и тревожные симптомы о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных формах патологии. Например, среди учащихся начальных классов удельный вес нарушений осанки достигает 64.2%,  к окончанию школы половина выпускников близоруки. Особую тревогу вызывает рост среди учащихся нервно-психологических дисфункций.

   Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «выставили» из школы детерминанты биологического развития человека, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и многое другое.

   Дети в процессе обучения пребывают в хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в  том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукость, нарушение осанки, нервные расстройства.

   Главная задача учителя – сохранение и укрепление здоровья учеников. «Грамотной заботой о здоровье своих учеников учитель может сделать для них несравненно больше, чем обучая премудростям своей науки». (с. 198, Н.К. Смирнов.  Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., Аркти, 2005 год)

   Сохранить здоровье учащихся можно, используя в работе традиционные методы обучения, и активно внедряя здоровьесберегающие технологии, основные требования которых следующие:

-исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, физической нагрузки, позволяющее добиться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил школьника;

-исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, бестактность и т.п.);

-обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классе, способствующего сохранению и укреплению психического и духовно-нравственного здоровья школьников;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возможностей и способностей.

   Использование в работе технологии деятельностного метода позволяют сразу учитывать все эти требования, не прибегая к другим здоровьесберегающим технологиям. Рассмотрим подробнее,  как работа в ТДМ способствует здоровьесбережению учащихся.

   Грамотно построенный этап самоопределения к учебной деятельности ведёт к возникновению у ребёнка внутренней потребности к обучению, способствует эмоциональному вовлечению в процесс обучения, снятию стресс-напряжённости на уроке, заинтересованности в результатах обучения.

   Работа на этапе актуализации, где дети повторяют то, что им будет необходимо для открытия нового знания, помогает приобрести учащимся уверенность в своих силах, снижает тревожность и страх перед неизвестным, а значит, способствует сохранению и укреплению психического здоровья школьников.

   Кроме этого ученики получают знания не в готовом виде, а в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Такие знания, добытые самостоятельно, запоминаются легче и прочнее, надолго остаются в памяти учащегося. Данное обстоятельство обеспечивает предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния стресса.

   ТДМ строится на приоритете позитивных воздействий, ведь открывая на уроке новое знание самостоятельно, ученик находится в ситуации успеха, у него планомерно формируется сознание успешности его деятельности, что важно для развития позитивных начал личности.

   Работа в ТДМ способствует формированию адекватной самооценки учащихся, для чего выбираются соответствующие по сложности задания. Учащийся сам для себя определяет посильный уровень задания. Это же касается и домашних работ: объём и сложность каждый ученик выбирает самостоятельно, чем обеспечивает себе комфортность в обучении, а значит, сохраняет психическое здоровье.

   ТДМ предусматривает работу в парах и группах на некоторых этапах урока. Не секрет, что каждый ребёнок, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений:

- низкая речевая активность;

-спад интереса к обсуждаемым проблемам;

- быстрая утомляемость;

-высокий темп;

-эгоцентризм товарищей.

   Работа в группах снимает эти напряжения. Вместе с тем дети учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать. При подготовке выступления группы принято учитывать мнение всех её участников, а значит, каждый ребёнок чувствует сопричастность к общему делу. Это поможет им научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не уменьшая роли других участников.

   Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал. Работа в группе позволяет каждому ребёнку примерить на себя разные роли, что способствует развитию личности, учитывает психофизиологические особенности ребёнка. Кроме этого, свободное передвижение по классу, смена динамической позы во время данной работы позволяют сохранять физическое здоровье учащихся, не обращаясь специально к проведению физкультминуток.

   Особое место в ТДМ отводится оценке, которая является не карательным инструментом, оказывающим негативное влияние на психоэмоциональное здоровье учащихся. Оценка деятельности ученика, а чаще – самооценка, выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, обращение к прошлому – только в поисках позитивных моментов. В дополнении к этому, роль учителя, как карателя (авторитарность, наказание) исключается, так как учитель становится для учащихся помощником в поиске знаний, организатором этого поиска.

   Таким образом, ТДМ отвечает всем требованием здоровьесберегающих технологий, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся. Только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма. ТДМ можно рассматривать как одну из самых современных перспективных образовательных технологий, сохраняющих здоровье детей.

     Зуева Е.Ю., нач.шк.-дет.сад №115 (8-960-530-24-33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Один из способов решения проблемы развития речи учащихся - уроки внеклассного чтения.

        Тема:  В мире много сказок...      Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки....

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как один из механизмов решения проблемы компетенции учащихся в рамках нового образовательного стандарта

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это все и есть наш главный ресурс, без которого невозможно во...

Особенности развития речи детей с ЗПР в младшем школьном возрасте и пути решения проблемы

В стае, дается краткая характеристика детей с задержкой психического развития. Рассматриваются какие нарушения встречаются при формировании письменной речи. Даны рекомендательные задания...

Конспект родительского собрания на тему: "Детская агрессия. Причины. Пути решения проблемы"

За последние 2–3 года подростковая агрессия из частно-семейной проблемы превратилась в одну из важнейших общественных. Агрессия (от лат. aggressio – нападение, приступ)...