Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час и ритмика в начальной школе.
методическая разработка по зож
В нашей Гимназии разрабтаны единые требования по оформлению работы над методической темой учителя, это очень удобно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценки достижений учащихся | 147.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Материалы по
самообразованию
Михайлова Людмила
Викторовна
Учитель физической культуры
Тема: «Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час и ритмика
в начальной школе»
Образование | |
Категория (дата присвоения) |
|
Педагогический стаж | |
Сроки работы над темой: |
г. Тихвин
Обоснованность
выбора
методической темы:
Методическая тема: «Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час в начальной школе»
Выбор темы по самообразованию определён, исходя из методической темы школы, и обоснован важной тенденцией в современном образовании, где наряду с усилением ориентации на формирование компетентностей, не менее значимым является усиление реализации индивидуальных интересов и ценностей. В этом контексте для оценки качества образовательного процесса становится важным рассмотрение предметных и общеучебных достижений учащихся в сравнении не с внешним эталоном, а «с самим собой», т.е. отслеживание и фиксация динамики собственных достижений. Таким образом, приобретается новая ориентация на мониторинг ресурсных (качественных) изменений самого учащегося.
Уроки спортивный час и ритмика в общеобразовательной школе имеют свою специфику и отличаются от регламентированного урока физической культуры. Кроме того, уроки ритмики т спортивного часа на сегодняшний день не имеют рекомендованных методических указаний для разработки рабочей программы. Ритмика и спортивный час не входят в число обязательных предметов но, несмотря на это достижения учащихся по этим предметам необходимо оценивать. По средствам оценки необходимо регулировать образовательный процесс всеми его субъектами, а именно учителем, учеником и его родителями. Так же проблемы оценивания достижений учащихся общеобразовательной школы актуальны в связи с требованиями федерального государственного стандарта начального обучения.
Объект исследования - достижения учащихся на уроке спортивного часа и ритмики.
Предмет исследования - оценка достижений учащихся на уроке спортивного часа и ритмики.
Гипотеза. Оценка достижений учащихся по предмету начального уровня общеобразовательной программы будет соответствовать рекомендациям государственного образовательного стандарта, удовлетворять потребности родителей и учащихся если:
- Разработанная модель обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания позволит осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с учетом потребностей каждого ребенка.
- В основу системы оценивания достижений учащихся на уроках будет заложен комплексный подход, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
- Коррекция обучающего процесса основана на результатах оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.
Цели и задачи
Цели самообразования:
! Разработка системы оценки достижений обучающихся на уроке спортивного часа и ритмики, для коррекции обучающего процесса!
- Повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания физической культуры, изучать новые образовательные технологии, УМК, участвовать в разработке рабочих программ по физической культуре, повышать свою квалификацию.
- Формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- Развивать профессиональные умения к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
- Уметь воплощать творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
- Изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для реализации целей по самообраз ованию;
- На основе анализа педагогических исследований обосновать теоретические и методологические основы достижений учащихся, оценки достижений, универсальных учебных действий.
- Разработать модель, обеспечивающую достижения учащихся в процессе физического воспитания.
- Овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- Выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебной образовательной программой по спортивному часу и ритмике.
- Разработать систему оценку достижений учащихся на уроке спортивного часа и ритмики в начальной школе.
- Создать методическую копилку разработанных конспектов уроков, выступлений, презентаций, памяток и других материалов с применением различных технологий.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
- Интернет-ресурсы;
- семинары, вебинары, коучинг-сессии, конференции, мероприятия по обмену опытом,
- мастер-классы,
- курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного, городского методических объединений учителей физической культуры и педагогических сообществ
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания физической культуры;
- применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
- разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
- создание методической копилки
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах с обобщением опыта.
Срок работы над темой - 3 года.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
План
работы по теме
самообразования
на 2018-2019
учебный год
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Форма результатов |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы | 1. Изучение и анализ научно-методической литературы 2. Обзор в Интернете информации по инновационным технологиям. | Рекомендации по оцениванию результатов обучения по физической культуре в начальной школе |
2 | Разработка программно-методического обеспечения | 1. Разработка фонда оценочных средств по физической культуре 2. Изучить, систематизировать и использовать в своей практике приёмы формирования УУД | Фонд оценочных средств |
3 | Изучение информационно-коммуникационных технологий | 1. Освоение новых компьютерных программ, приложений и учебных платформ | Методико-дидактические Материалы по оцениванию учащихся. |
4 | Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы | 1. Проведение открытых уроков для учителей школы 2. Обобщение опыта работы на школьном уровне, 3. Общение с коллегами в школе, | Конспект «Ритмика» Разработка «Фонд оценочных средств» |
Методические
Разработки
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Основные требования к оценке достижений
Рассмотрим основные требования к реализации образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, которые содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - Стандарт): к структуре, условиям и результатам освоения образовательной программы. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени начального образования. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования учащихся.
Стандарт обеспечивает:
- равные возможности получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
- формирование критериальной оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условия для эффективной реализации и освоения учащимися образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
При ознакомлении со Стандартом можно выделить следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на которые мы будем опираться при разработке системы оценки:
- личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции;
- метапредметные, включающие освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Таким образом, можно заметить, что Стандарт, включает в себя такие два важных понятия, как универсальные учебные действия (результаты освоения образовательной программы) и компетенции. В свою очередь личностные результаты освоения образовательной программы образования должны отражать:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование нацеленности на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом специфики содержания предметной области физической культуры, должны отражать:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Итоговая оценка освоения образовательной программы проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты итоговой оценки освоения образовательной программы используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
- ценностные ориентации обучающегося;
- индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они разрабатываются на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий.
И так, освоение любой образовательной программы не возможно без Системы оценки достижения планируемых результатов, так как только с помощью нее происходит коррекция учебного процесса. Поэтому общеобразовательная программа должна выполнять следующие функции:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения образовательной программы должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Выводы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Стандарт, включает в себя такие два важных понятия, как универсальные учебные действия (результаты освоения образовательной программы) и компетенции.
ФГОС представляет собой совокупность требований к оценке достижений учащихся, которая должна учитывать:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического);
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Особенности контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
Поскольку главным действующим лицом в учебном процессе является растущий человек, контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта:
- контроль и оценка со стороны учителя;
- контроль и оценка со стороны ученика.
С точки зрения учителя, это ответы на вопросы: чему я научила; что нужно скорректировать в будущем; какие ошибки были допущены. С точки зрения ученика, это ответы на вопросы: чему я научился (научилась); что у меня получается, а что нет; какие ошибки я допустил (допустила) и как их устранить.
Таким образом, главная цель контрольно-оценочной деятельности в 1-4 классах - определять уровень достижений школьника. Такой подход обеспечит ученикам адекватную оценку своей работы. В этой связи можно выделить основные этапы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе:
- раскрытие перед учеником его достижений в учении;
- совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе;
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения.
Оценка и контроль деятельности первоклассников также имеет дополнительные особенности:
- контрольные работы в первом классе проводятся в конце года 20-25 апреля по русскому языку и математике (в то же время проводится входящая и итоговая диагностика, несущие скорее информационную, чем оценочную функцию);
- оценка самостоятельных и контрольных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;
- учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;
- для развития самооценки и самоконтроля используются учебные ситуации.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы.
Критериями оценивания являются:
- сформированность мотивации учебной деятельности;
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ «СПОРТИВНЫЙ ЧАС» И «РИТМИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Система оценки
Для разработки системы оценки нам необходимо было разобрать такие понятия как оценка достижений, достижения учащихся, универсальные учебные действия и компетенции. Каждое из этих понятий имеет смысловую связь друг с другом. Для полного понимания определения этих понятий нам необходимо было ознакомиться с требованиями ФГОС начального общего образования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования включают в себя требования к разработке образовательной программы, которая в свою очередь включает в себя систему оценки достижений учащихся. С помощью этих требований мы выявили показатели, которые были включены в разработанную нами модель обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания. Модель включает в себя критериально-компонентную и практическую часть. Первая часть основывается на теоретические психолого-педагогические исследования. В этой части модели мы связываем критерии оценки, согласно ФГОС, с универсальными учебными действиями и результатами освоения программы со стороны компетентносного подхода. Во второй, практической, части мы описываем формы, методы и приемы с помощью которых можно создать условия для обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания. На основе этой модели можно разработать систему оценки достижений. Каждый компонент нашей модели содержит несколько составляющих, которые можно принять как критерии в будущей системе оценки достижений. Выделив главный критерий оценки по определенному компоненту, мы разделяем его на точные и достоверные индикаторы, по которым мы и будем производить оценку достижений учащихся на уроке ритмики. Рассмотрим введенное понятие «Индикатор». Индикатор – это инструмент оценки, с помощью которого измеряется достижение целей процесса образования с возможностью их объективной проверки. Индикатор позволяет ответить на вопрос, какой достигнут прогресс в достижении цели и достигнут ли он вообще. Индикатор определяет эффективность деятельности путем сравнения реальных результатов с ожидаемыми. Индикатор не раскрывает причин, по которым не удается достичь прогресса. Приведем основные характеристики индикаторов.
Индикатор должен:
- соответствовать поставленной задаче;
- обобщать информацию, не искажая ее;
- быть структурно и организационно связан с другими индикаторами, что позволяет произвести общий анализ состояния системы;
- быть точным и сравнимым;
- быть достоверным и надежным.
С помощью индикатора возможно:
- оценить качество выполняемых упражнений;
- выявить проблемные или критические области физического развития;
- сравнивать текущие результаты с аналогичными показаниями за предшествующие периоды.
Так же определимся с понятием «Показатель». Показатели - это величина, построенная из индикаторов.[17] Иначе говоря, индикаторы являются «элементарными» кирпичиками, из которых формируются показатели. Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств).
Выделяем следующие критерии из компонентов модели:
- Мотивационно-эмоциональный компонент- интерес, сила и стойкость мотивов.
- Интеллектуальный компонент – умение анализировать поставленную задачу.
- Психомоторный компонент- двигательная память.
- Физический компонент- двигательные навыки, координация.
Рассмотрим таблицу, в ней отражены индикаторы разработанной системы оценки достижений, соответствующие выбранным критериям.
Оценка Критерии | Интерес, сила и стойкость мотивов | Умение анализировать поставленную задачу | Двигательная память | Двигательные навыки, координация |
Оценка «5» | Внутренние мотивы: - интерес к процессу - интерес к результату - поиск рациональных способов решения задачи | Креативный уровень | Исполнение: свободное. Объем воспроизведения: полный (сочетание сложных и простых элементов). Исправления: отсутствуют | Координация: перекрестная и симметричная работа конечностей Темп: полный Равновесие: отличное |
Оценка «4» | Внутренние мотивы: - стремление развить какие-то умения, качества - стремление через обучение утвердить себя в обществе | Эвристический уровень | Исполнение: с усилием. Объем воспроизведения: не полный (сочетание сложных и простых элементов). Исправления: значительные, самостоятельные | Координация: хорошее качество, (перекрестная или симметричная) Темп: не полный Равновесие: устойчивое |
Оценка «3» | Внутренние мотивы: отсутствуют. Внешние мотивы: - действие в силу долга и обязанности - действия в силу похвалы учителя - действия ради оценки | Стимульно –продуктивный уровень | Исполнение: с большим усилием. Объем воспроизведения: не полный, простые элементы Исправления: значительные, не самостоятельные | Координация: односторонняя Темп: медленный Равновесие: слабое |
Оценка «2» | Внутренние мотивы: отсутствуют Внешние мотивы: отсутствуют | Без инициативность, и пассивность при выполнении элементов | Исполнение: отсутствует Объем воспроизведения: нулевой Исправления: отсутствуют | Координация: слабая Темп: медленный Равновесие: слабое |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество выполнения танцевальных элементов. К мелким ошибкам в основном относятся нарушение ритма, неточность позиций рук и ног, неправильное исходное положение в команде (рисунок танца).
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения танцевальных элементов. К значительным ошибкам относятся:
- координация движений не полноценная (перекрестная или симметричная);
- темп выполнения элементов не полный;
- несинхронность выполнения танцевальных элементов в команде.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить достижения.
Оценка «2» выставляется, если танцевальный элемент просто не выполнен. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Результаты
и достижения
Применение системы оценки достижений учащихся на уроке ритмики
в начальной школе.
При проведении разминки учитель оценивает физический компонент разработанной нами модели. Рассмотрим случай оценки «5» . Оценка «5» выставляется учащемуся в случае, когда индикатор оценки учащегося - «координация», выполняется конечностями симметрично и перекрестно. При этом упражнения сделаны в полный «темп» и «равновесие» в процессе его выполнения было сохранено отлично.
Упражнение 1. Вертикальная плоскость. Начать движение правой рукой вверх, вниз, сгибая ее в локтевом суставе, присоединить по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука - вверх, правая - вниз и наоборот.
Вращение рук, одновременно: правая вперед, левая назад.
Упражнение 2. Требующие согласованных действий двух или нескольких детей (например, упражнения в парах «Ладошки») Каждый ученик, стоящий в паре напротив партнера, должен хлопнуть сначала правой рукой в правую руку партнера, затем левой рукой в левую руку партнера.
Упражнение 3. «Горячая стенка»: встав спиной к стене на расстоянии вытянутых рук, дотронутся до нее, обернувшись, и резко сгруппироваться; то же через другое плечо.
Темп выполнения упражнений 2/4.
Следующий компонент оцениваемый учителем - психомоторный.
Критерий этого компонента – двигательная память, проверяется в том случае, если танцевально ритмическая комбинация была пройдена на предыдущем уроке. При выполнении базового элемента «поворот на трех шагах», оценивается индикатор «исполнение», «объем воспроизведения» и «исправление».
Интеллектуальный компонент оценивается по критерию «Творческая инициативность ».
Мотивационно эмоциональный компонент рассматривается под призмой таких критериев как «интерес, сила и стойкость мотивов». В случае если у учащегося при выполнении ритмических элементов проявляются внутренние мотивы, а именно интерес к процессу и результату, а так же учащийся заинтересовался в поиске рациональных способов решения поставленной задачи- оценка, за работу на уроке, соответствует «5».
Конспект
урока «Ритмика» для учащихся 3 класса начальной общеобразовательной школы
На уроке представлены: комплекс упражнений на разминку, танцевальные элементы, на развитие чувства ритма (темп), координации, равновесия. А так же апробирована система оценки достижений учащихся.
План урока
Тема урока: «Танец “Музыкальный”. Позиции в паре»
- Тип урока: комбинированный
- Цель:
1) Развитие ритма на уроке, формирование двигательных навыков (координация, равновесие), формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств учащегося, средствами музыки и ритмических движений.
2) Апробация системы оценки достижений учащегося на уроке «Ритмика».
- Задачи:
- развивать чувство ритма;
- учить слышать музыку;
- способствовать развитию двигательной памяти;
- способствовать развитию умения анализировать поставленную задачу;
- способствовать формированию двигательных навыков (координация, равновесие);
- анкетирование учащихся.
5. Форма работы: групповая, парная, игровая
6. Оборудование и источники информации:
- аудио система
- музыкальные трэки
- методическая литература
7. Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
8. Структура урока:
- Организационная часть (организованный вход детей в актовый зал и построение по линиям, приветствие- поклон) - 2 минуты
- Разминка на середине (разогрев всех групп мышц) : – 9 минут
- Повороты по кругу – 4 минуты
- Основная часть: повторение и разучивание танцевальных упражнений и элементов (танцы и игры по кругу), музыкально – ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) – 10 минут
- Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 5 минут.
- Подведение итогов. – 10 минут.
- Анкетирование – 5 минут.
Содержание урока:
- Организационная часть
Организованный вход детей в класс, приветствие – поклон, объявление темы и цели урока.
- Разминка на середине в линиях:
- Разминаем шейный отдел: круговые движения головой, наклоны вперед, назад, в стороны.
- Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений.
- Ходьба на носках, на пятках, на наружных и внутренних сводах стоп.
- Ходьба по узкой площади, по линии. Быстрая ходьба на носках, на согнутых ногах, на корточках. Бег приставным шагом.
- Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину.
- Сидя на полу, ноги прямые, достать пальцами рук пальцев ног, задержаться в этом положении.
- Упражнение «Велосипед» и «Лодочка».
- Повороты по кругу: повороты с продвижением вперед, лицом в центр зала, спиной в центр зала.
- Основная часть:
- Игра «Большой зоопарк». Включается музыка, ученики изображают услышанных в песне зверей.
Цель упражнения: уметь слушать и начинать движение после окончания вступления мелодии. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.
- Движение кистей и локтевого сустава в разных темпах: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движения в зависимости от изменения характера музыки.
Цель упражнения: формировать представление о различных темпах музыки. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.
- Игра «Громко-тихо». Учащиеся стоят парами лицом по линии танца. Под громкую ритмичную музыку идут шагом с пятки, под тихую – шагом с носка.
Цель упражнения: формировать умение различать силу музыкальных ударов. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.
- Упражнение «Пицца». Работа рук в разных направлениях относительно корпуса.
Цель упражнения: формировать координацию движений. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.
- Игра «Морские зверушки». Слушая музыкальные фразы, ученики выбирают тот или иной яркий образ морского жителя.
Цель упражнения: развивать воображение учащихся. Оценивание учащихся по критериям: интерес, сила и стойкость мотивов
- Самостоятельная работа. Учитель задает три движения: хлопок, шаг приставка и прыжок от двух стоп вверх, из которых нужно составить ритмичную танцевальную комбинацию.
Цель упражнения: развивать чувство ритма. Оценивание учащихся по критериям:
- Умение анализировать поставленную задачу.
- Двигательная память.
- Игра «Веселый паровозик». Под музыку ученики цепляются друг за друга, соблюдая интервал.
Цель задания: формировать чувство ориентации в пространстве. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.
- «Парам – зум – зум» (игра с ускорением темпа)
Игра не только дает отвлечься учащимся от напряженного темпа урока, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень необходимо для развития внимания. Музыкальное сопровождение: песня «Aram Zam Zam»
1-2 такты: 3 хлопка по коленям – 2 раза
3-4 такты: круговые движения руками перед собой (мотор)
5-8 такты: повторить движения 1-4 тактов
9-10 такты: руки к щеке (спим), повторить с правой, левой – 2 раза
11-12 такты: повторить 3-4 такты
13 такт: 3 хлопка по коленям
14-16 такты: повторить движения 11-13 тактов
Постепенно музыка ускоряется и движения тоже.
Цель задания: способствовать развитию двигательной памяти. Оценивание учащихся по критериям:
- Интерес, стойкость и сила мотивов
- Умение анализировать поставленную задачу
- Двигательная память
- Двигательные навыки, координация
- Заключительная часть:
- упражнения для восстановления дыхания
- упражнения для расслабления рук
- игра «Приседалки»
- Прощальный поклон
- Подведение итогов. Оценить работу каждого учащегося по предложенным критериям. Каждая оценка обосновывается учащемуся по критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы оценки достижений учащихся на уроках ритмики в начальной школе
Уроки ритмики в общеобразовательной школе имеют свою специфику и отличаются от регламентированного урока физической культуры. Кроме того, уроки ритмики на сегодняшний день не имеют рекомен...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов учащимися начальной школы
В данной работе гговорится о том, как оцениваются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, так как они являются одним из важ...
Презентация к докладу на тему "Система оценки достижений учащихся начальной школы"
В презентации раскрываются особенности системы оценки, рассказывается о принципах системы оценивания и требованиях к ее выстраиванию. Также перечисляются источники получения информации для оценивания,...
Система оценки достижений учащихся в курсе ОРКСЭ.
В работе содержатся предложения практикующего учителя, как организовать текущую оценку результатов обучения в рамках курса ОРКСЭ....
Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальной школы ( в соответствии с ФГОС НОО)
Положениео системе оценок, формах и порядке проведения промежуточнойаттестации и переводе обучающихся начальной школы( в соответст...
Система оценки достижении учащихся!
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...