Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов учащимися начальной школы
статья на тему

Кольниченко  Галина Александровна

   В данной работе гговорится о том, как оцениваются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, так как они  являются одним из важнейших механизмов реализации требований стандарта  к результатам обучающихся и представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenki.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

        Система оценки достижения планируемых результатов освоения                

                                 предметов в начальной школе

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из  важнейших механизмов реализации требований стандарта  результатам обучающихся и представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования. Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или предмета или внеурочной деятельности, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

      Учитель создаёт условия для достижения учащимися личностных и метапредметных результатов  изучения  каждого курса.

   В соответствии с требованиями Стандарта  при оценки итоговых результатов освоения программы по каждому курсу изучаемого предмета должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

  Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения программы по каждому предмету в определённом классе. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

   Система оценки достижения планируемых результатов изучения каждого предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения по определённому предмету (по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру). Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня  его превышение.

     В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по каждому предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Проводится текущий, тематический и итоговый контроль, которые проводятся в устной и письменной форме. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по курсу русского языка, окружающего мира, литературного чтения и математики: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

    В сфере личностных УУД у учащихся должны быть сформированы  внутренняя позиция школьника, адекватная самооценка, адекватная мотивация учебной деятельности, включающая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной ориентации.

     В сфере регулятивных УУД учащиеся должны овладеть всеми типами решения учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию,  в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных УУД учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной оценки, которая реализует формирование УУД, позволяет учитывать возрастные особенности развития УУД, предполагает вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа и рефлексии.

    Критериями оценивания являются соответствие достигнутых результатов обучающихся требованиям освоения образовательной программы начального образования ФГОС и динамика результатов предметной обученности и формирование УУД. Используемая система оценки ориентирована на стимулирование стремления младшего школьника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности к адекватной самооценке.

    Как было сказано, в целях диагностики имеющихся у учащихся предметных умений и УУД проводятся входная, промежуточная и итоговая комплексная диагностическая работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Частичное или полное отсутствие у ребёнка отдельных предметных учебных действий указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с обучающимся.  В диагностическую работу входят задания базово уровня сложности и задания повышенного уровня. Дополнительные задания повышенного уровня сложности выполняются после заданий базового уровня. Предметные области «Математика», «Филология», «Окружающий мир» включают 17 заданий базового уровня. Каждое задание оценивается суммой баллов по совокупности проверяемых умений согласно кодификатору тем. Полученные данные в баллах заносятся в таблицу. Делается вывод об уровне сформированности предметных умений и УУД.

      Оценка тематического и промежуточного контроля осуществляется в ходе выполнения итоговых работ по теме (проверь себя), проектные работы по предметам. В журнале ведётся запись уровня сформированности УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных) по баллам 1-низкий уровень, 2-средний, 3-повышенный.

     Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся (на уроках технологии и изобразительного искусства) носит также накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение каждого года обучения. Результаты накопительной оценки, полученной в ходе тематического и промежуточного оценивания фиксируются в портфеле достижений учащихся и учитываются при выставлении итоговой  оценки. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по уровню творческой активности, самореализации, умению работать в группе и самостоятельно).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей работать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем. Изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...

ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ

Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...

Система оценки достижения результатов освоения ООП НОО

Система оценки достижения результатов освоения ООП НОО...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки: основные особенностиСистема   оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школыПланируемые результаты:три основные группы результатов...

Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ. Формирующее оценивание.

Статья-выступление на августовском совещании педагогических работников образовательных организаций города Когалыма....