Программа по курсу внеурочной деятельности "Моё здоровье" (1-4 класс)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Мое здоровье» по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления составлена на основе программы «Уроки здоровья» П.Л. Симкиной. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kursu_vneurochnoy_deyatelnosti_moyo_zdorove_.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Мое здоровье»
1-4 класс
Составитель: С.А.Юрьева, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа «Мое здоровье» по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления /далее программа/ составлена на основе программы «Уроки здоровья»
П.Л. Симкиной. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучать способам сохранения здоровья;
- способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Программа «Мое здоровье» является примерной и не задает строгой последовательности изучения материала в определенном классе. Вместе с тем изучение программы «Мое здоровье» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах с 1-го по 4-ый включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения по программе «Мое здоровье» у обучающихся формируются :
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У учащихся будут сформированы личностные УУД:
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступок с моральной нормой;
оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:
выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
слушать и понимать речь других;
применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
составлять устные небольшие монологические высказывания.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» учащиеся начальной школы должны знать:
- правила личной гигиены;
- основы рационально питания;
- как работают органы человека и зачем они нужны;
- правила поведения в школе, дома, в гостях;
- правила культурного поведения в обществе;
- преимущества здорового образа жизни;
- негативное влияние вредных привычек на организм;
- о факторах, влияющих отрицательно и положительно на здоровье человека;
- способы повышения работоспособности;
- о гигиенических нормах и культуре поведения;
- как составлять режим дня;
- как и для чего необходимо питаться;
- назначение физических упражнений;
- комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
- подвижные игры различной активности.
Данная программа составлена на 4 года: 1 класс – 33 часа,
2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Самопознание : Кто я есть? | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Самопознание: Я и другие | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Попрыгать, поиграть. | 13 | 13 | 11 | 11 |
4 | Питание и здоровье | 3 | 4 | 4 | 4 |
5 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Культура потребления медицинских услуг | 3 | 3 | 4 | 4 |
7 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма | 4 | 4 | 5 | 5 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Поурочное планирование
1 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Самопознание : Кто я есть? Наука о здоровье. Что такое здоровье? |
2 | Самопознание : Кто я есть? Режим дня школьника |
3 | Попрыгать, поиграть. Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун» |
4 | Самопознание : Кто я есть? Части тела, их функциональное предназначение. |
5 | Попрыгать, поиграть. Разучивание сюжетной игры «Мы- веселые ребята» |
6 | Самопознание: Я и другие. Правила межличностного общения. |
7 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «У медведя во бору» |
8 | Самопознание: Я и другие. Взаимовлияние людей. Дружба. |
9 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Горелки» |
10 | Самопознание: Я и другие. Поведение на улице и в общественных местах. |
11 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Волк во рву» |
12 | Питание и здоровье. Режим питания. |
13 | Попрыгать, поиграть. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза» |
14 | Питание и здоровье. О пользе завтрака. |
15 | Попрыгать, поиграть. Игра «Море волнуется – раз» |
16 | Питание и здоровье. Самые полезные продукты. |
17 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Кожа человека. Уход за кожей. |
18 | Попрыгать, поиграть. Игры на развитие воображения. Игры «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
19 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены. Взаимосвязь чистоты и здоровья. |
20 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Уход за волосами. |
21 | Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах. |
22 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена полости рта. |
23 | Культура потребления медицинских услуг. Поликлиника. Врачи-специалисты. |
24 | Попрыгать, поиграть. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки». |
25 | Культура потребления медицинских услуг. Как вести себя у врача. |
26 | Культура потребления медицинских услуг. Вызов врача на дом. |
27 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой. |
28 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасное поведение на дороге. |
29 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Перекресток. |
30 | Попрыгать, поиграть. «Салки с мячом» |
31 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Личная безопасность вне дома. |
32 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом. |
33 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоемов. |
2 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Самопознание : Кто я есть? Самопознание через ощущение, чувства, образ |
2 | Самопознание : Кто я есть? Эмоциональная сфера личности |
3 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Совушка» |
4 | Самопознание : Кто я есть? Эмоциональные переживания и способы их проявлений |
5 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры « Обыкновенные жмурки ». |
6 | Самопознание: Я и другие. Правила межличностного общения |
7 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры « Гуси-лебеди ». |
8 | Самопознание: Я и другие. Правила взаимодействия в группе |
9 | Попрыгать, поиграть. Игры «У медведя во бору», «Совушка» |
10 | Самопознание: Я и другие. Тренинг позитивного общения и взаимодействия |
11 | Попрыгать, поиграть. Игры «Пятнашки», «Волк во рву». |
12 | Питание и здоровье. Правила поведения за столом |
13 | Попрыгать, поиграть. Веселые старты. |
14 | Питание и здоровье. Самые полезные продукты |
15 | Попрыгать, поиграть. Эстафета «Гонки снежных комов» |
16 | Питание и здоровье. Удивительные превращения пирожка |
17 | Питание и здоровье. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? |
18 | Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках. |
19 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена зрения: риски нарушения зрения. |
20 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Зрение и компьютер, телевизор. |
21 | Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах. |
22 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Что такое витамины. |
23 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. |
24 | Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках. |
25 | Культура потребления медицинских услуг. Больница, показания для госпитализации. |
26 | Культура потребления медицинских услуг. Польза и вред медикаментов. |
27 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой. |
28 | Культура потребления медицинских услуг. Осторожное обращение с лекарствами. |
29 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Пожар. Правила поведения. |
30 | Попрыгать, поиграть. Игра «Ловишки» |
31 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Укусы зверей, змей, насекомых. |
32 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом. |
33 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Экстремальная ситуация в городе, в деревне, на природе. |
34 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения в лесу, у водоема. |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Самопознание : Кто я есть? Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам |
2 | Самопознание : Кто я есть? Средства, способствующие сохранению индивидуального здоровья (физического и эмоционального) |
3 | Попрыгать, поиграть. Игры- эстафеты «Команда быстроногих» |
4 | Самопознание : Кто я есть? Практическая работа на проведение физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела |
5 | Попрыгать, поиграть. Эстафета «Попробуй, догони!» |
6 | Самопознание: Я и другие. Поведенческие риски, опасные для здоровья |
7 | Попрыгать, поиграть. Веселые старты с мячом. |
8 | Самопознание: Я и другие. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения. |
9 | Попрыгать, поиграть. Игра «Вышибалы» |
10 | Самопознание: Я и другие. Тренинг позитивного общения и взаимодействия |
11 | Питание и здоровье. Как утолить жажду… |
12 | Попрыгать, поиграть. Веселые старты. |
13 | Питание и здоровье. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
14 | Питание и здоровье. Блюда из зерна. |
15 | Питание и здоровье. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
16 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена труда и отдыха. |
17 | Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках. |
18 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Режим дня, признаки утомления. |
19 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Грипп и ОРВИ. Профилактика. |
20 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Грипп и ОРВИ. Если ты заболел. |
21 | Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах. |
22 | Культура потребления медицинских услуг. Врачи-специалисты |
23 | Культура потребления медицинских услуг. Осторожное обращение с лекарствами |
24 | Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках. |
25 | Культура потребления медицинских услуг. Выбор медицинских услуг |
26 | Культура потребления медицинских услуг. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях |
27 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой. |
28 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Осторожно – тонкий лед, осторожно – гололед. |
29 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Как оказать первую помощь при порезе, ушибе. |
30 | Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Двенадцать палочек» |
31 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Осторожно – клещи! |
32 | Попрыгать, поиграть. Игра «Двенадцать палочек» |
33 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! |
34 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоёма в летнее время. |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Самопознание : Кто я есть? Здоровый образ жизни и его значение. |
2 | Самопознание : Кто я есть? Режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. |
3 | Попрыгать, поиграть. Игра «Вышибалы» |
4 | Самопознание : Кто я есть? Практическая работа на проведение физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела |
5 | Попрыгать, поиграть. Веселые старты. |
6 | Самопознание: Я и другие. Конфликты с родителями, способы их разрешения. Правила семейного общения |
7 | Попрыгать, поиграть. Игры - эстафеты «Команда быстроногих» |
8 | Самопознание: Я и другие. Конфликты с одноклассниками и друзьями, способы их разрешения |
9 | Попрыгать, поиграть. Игра «Снайпер» с 2 мячами. |
10 | Самопознание: Я и другие. Конфликты с учителями, способы их разрешения. |
11 | Питание и здоровье. Из чего состоит наша пища. |
12 | Попрыгать, поиграть. Игра «Снайпер» с 2 мячами. |
13 | Питание и здоровье. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
14 | Попрыгать, поиграть. Игра-эстафета «Кто быстрее» |
15 | Питание и здоровье. Молоко и молочные продукты. |
16 | Питание и здоровье. Вода и другие полезные напитки |
17 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Эпидемии |
18 | Попрыгать, поиграть. Лыжные гонки. |
19 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Иммунитет, активные и пассивные способы его защиты |
20 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни |
21 | Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах. |
22 | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний |
23 | Культура потребления медицинских услуг. Больница, показания для госпитализации |
24 | Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках. |
25 | Культура потребления медицинских услуг. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами |
26 | Культура потребления медицинских услуг. Выбор медицинских услуг |
27 | Попрыгать, поиграть. Эстафета «Самые ловкие» |
28 | Культура потребления медицинских услуг. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью |
29 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Опасные факторы современного жилища |
30 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Ожоги. Электротравмы. |
31 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему. |
32 | Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом. |
33 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Опасности, которые подстерегают в лесу. |
34 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоёма в летнее время. |
Список литературы
1.Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог.- Волгоград, 2010
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013.
3.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь.- М.: ОЛМА Медиа групп, 2013.
4.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2014.
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2014.
6.Дик Н.Ф., Кацирис А.Н. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы.- Ростов-на Дону: Феникс, 2009.-С.111-115. 222-227.
7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
8.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., 1989.
9.Коростелев Н. Шаг за шагом. - М., 1987.
10.Макеева А.Г., Лысенко И.А. Академия здоровья. – М., 1998.
11.Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.
12.Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
13.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
14.Симкина П.Л. Уроки здоровья. Москва, Амрита – Русь, 2009
15.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. Основы безопасности жизнедеятельности.-М.: Издательство АСТ, 1997.
16.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фабер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.
16.Яголинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., Просвещение,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"
Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС
Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" 1 класс
Рабочая программа "Корригирующая гимнастика"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс....