Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"
статья по зож
Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zozh.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Щербакова Н.В.
Актуальной темой на сегодняшний день является использование инновационных технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Так, совместная инновационная работа учителя начальных классов и учителя – логопеда дает положительный результат для обучения детей с ОВЗ в общеобразователных учреждениях.
Учитывая все выше сказанное, следует отметить:
1.Образовательный процесс должен носить творческий характер, так как включение ребенка в творческий процесс не только послужит развитию познавательных интересов, но и предотвратит переутомление ребенка. Нами достигается это с помощью любых игровых ситуаций во время уроков, или уроков в виде КВН, викторин, домашнее задание творческой направленности, например: нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению, самому составить задачу по картинке и т.д.. Все это способствует развитию двигательной активности, снижает психоэмоцианальное напряжение и повышает интерес к уроку [Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.- с.151].
2. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому нами учитываются следующие факторы:
1) Чередование разных видов учебной деятельности – чтение, письмо, слушание, рассматривание наглядных материалов, опрос учащихся и т.д. Норма от 4 до 7 видов за урок.
2) Использование нами различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, это могут быть активные методы (ученик как исследователь, обучение действием), методы направленные на саморазвитие и самопознание (эмоции, общение, самооценка), метод свободного выбора (выбор действия или способа действия, свобода творчества). Такие методы снимают утомительную нагрузку, требующую необходимость поддерживания рабочей позы.
3) Проведение физкультурных минуток – так же является предупреждением переутомления. Нами проводится массаж пальцев перед письмом, дыхательные гимнастики, подвижные разминки во время уроков, упражнения для глаз. Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Важно, чтобы учитель вносил разнообразие в проведение физкультурных минуток, так как однообразие снижает интерес детей [Базарнов В.Ф.].
4. Одним из главных здоровьесберегающих процессов, является Экологическое пространство – проветривание помещения, озеленение и освещение класса. Очень благотворно на здоровье и настроение влияют различные запахи, лучший их источник это растения, поэтому важно в каждом классе иметь свой зеленый уголок.
5. Физическое воспитание – это система совершенствования человека, направленное на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности. К основным средствам физического воспитания мы относим: различные физические упражнения, гимнастика (гигиеническая, спортивная, лечебная), игры (подвижные, спортивные, спортивно-развлекательные), туризм (прогулки, экскурсии, походы), природные факторы (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (рациональный режим учебного труда, питания). Организация физического воспитания нами проводится как на уроках, так и во время внеурочной деятельности [Стручаева Т.М., Ильинская И.П., Курдяева Н.В., Гребенва В.В.Теория и технология начального образования: Учебное пособие для студентов выпускных курсов, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика (Начальное образование)», «Изобразительное исскуство». Белгород, 2007.- с.40].
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия,куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Фитотерапия. Лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.
Музыкотерапия. Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.
Цветотерапия. Лечение цветом.
Куклотерапия. Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Песочная терапия. Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики.Рефлексотерапия,Сказкотерапия. Дети – профессиональные режиссеры.
Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, экскурсии.
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения.
Список использованной литературы:
1.Стручаева Т.М., Ильинская И.П., Курдяева Н.В., Гребенва В.В.Теория и технология начального образования: Учебное пособие для студентов выпускных курсов, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика (Начальное образование)», «Изобразительное исскуство». Белгород, 2007.-128с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.-231 с.
3. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2008. - №3.- 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...
Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)
Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...