Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука здоровья в 4 классе
рабочая программа по зож (4 класс)
В статье размещена рабочая программа по Азбуке здоровья с тематическим планированием, позволяющая проводить внеурочную деятельность в 4 классе по спортивно-оздоровительному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_zdorovya_v_4_klasse.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Современный национальный воспитательный идеал личности– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) в МБОУ «Мариинская гимназия» реализуется общая цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Целевым приоритетом в воспитании является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в Мариинской гимназии педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны: ЗНАТЬ, УМЕТЬ - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его - особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьник - выполнять физические упражнения для развития физических навыков - особенности воздействия двигательной активности на организм человека - различать «полезные» и «вредные» продукты - основы рационального питания - использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита - правила оказания первой помощи - определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье- способы сохранения и укрепление здоровья - заботиться о своем здоровье - основы развития познавательной сферы - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах - общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях - находить выход из стрессовых ситуаций - влияние здоровья на успешную учебную деятельность - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья - отвечать за свои поступки - знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Знать - о формах проявления заботы о человеке при груп повом взаимодействии; -о правилах безопасного поведения; - о ценностном отношении к своему здоровью, к здоровью других людей, к окружающей природе; - иметь нравственно- - необходимые сведения о работе основных органов человеческого тела, биологических - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами процессах, протекающих в теле человека, основы психологии; -о способах поддержания здоровья, личной гигиене, безлекарственном лечении; -о здоровом питании; -о заболеваниях и способах их предупреждения; -о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека
Уметь -анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; -правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, проявляя взаимовыручку и т.д.); -планировать свои дейст вия в соответствии с постав ленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учите ля, товарища, родителя и других людей; - оказывать первую медицинскую помощь; - ухаживать за своим здоровьем и телом; - работать в группе, в коллективе-выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребен- ка видах деятельности; -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при -контролировать и оцени вать процесс и результат дея тельности; -договариваться и прихо дить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собст венное мнение и позицию
Применять -быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки -полученные сведения о ЗОЖ, безлекарственных ме тодах поддержания своего здоровья; -знания для поддержания активного и здорового образа жизни - применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения НОВОГО материала.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненны опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работ всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематически рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учителя, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
Содержание программы
Введение (10 ч)
Повторение пройденного за 3 класс. Дорога к доброму здоровью. Экскурсия.
Подвижные игры (26 ч)
Подвижные игры.. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Питание и здоровье (24ч)
Питание-необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового питания. Рацион питания. Здоровая пища для всей семьи.
Советы Айболита (38 ч)
Спорт и здоровье.Личная гигиена школьника. Борьба с вредными привычками. Спорт и болезни. Алкоголь и его пагубные действия.
Азбука здоровья (30 ч)
Различные виды отравлений. Первая помощь при отравлениях. Инфекционные болезни и борьба с ними.
Заключение (2 ч)
Подведение итогов за год. Моё здоровье-моя программа.
Учебно-тематический план (4 класс)
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение | 5 | 5 | 10 |
2 | Подвижные игры | - | 26 | 26 |
3 | Моё здоровье в моих руках | 16 | 20 | 36 |
4 | Азбука здоровья | 18 | 12 | 30 |
5 | Питание и здоровье | 14 | 10 | 24 |
6 | Советы Айболита | 20 | 18 | 38 |
7 | Заключение | 1 | 1 | 2 |
Итого | 74 | 92 | 166 |
Формы работы.
- выставка поделок,
- защита индивидуальных и групповых проектов,
- презентации,
- викторины,
- создание настольно-печатных игр,
- беседы,
- командные соревнования,
- составление кроссвордов, ребусов, викторин,
- экскурсии
- игры
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование (166 часов)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | |
практика | теория | |||
1-5 | Дорога к доброму здоровью | 5 | ||
6-12 | Экскурсия «У природы нет плохой погоды» | 7 | ||
13-18 | Разучивание подвижных игр. «Удочка», «Попади в цель» | 6 | ||
19-25 | Разучивание подвижных игр. «Пятнашки», «Угадай,, чей голосок», «Жмурки» | 7 | ||
26-31 | Разучивание подвижных игр. «Невод и щука». «Передай платочек» | 6 | ||
32-38 | Разучивание подвижных игр. «Охотники и утки», «Два Мороза» | 7 | ||
39-43 | Питание-необходимое условие для жизни человека | 5 | ||
44-51 | Здоровая пища для всей семьи | 8 | ||
52-56 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 5 | ||
57-63 | Секреты здорового питания. Рацион питания | 7 | ||
64-70 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 7 | ||
71-76 | Личная гигиена школьника | 6 | ||
77-80 | Как бороться с вредными привычками | 4 | ||
81-86 | Чтобы глазки блестели, чтоб кусался зубок и смеялся роток | 6 | ||
87-92 | Не все пьется, что льется | 6 | ||
93-95 | Не пей, козленочком станешь | 3 | ||
96-100 | Где найти резервы здоровья? | 5 | ||
101-104 | Лечение без лекарств: лекарственные растения, массаж, животные-наши лекари | 4 | ||
105-108 | Отравление лекарствами | 4 | ||
109-112 | Пищевые отравления | 4 | ||
113-115 | Отравление ядовитыми веществами | 3 | ||
116-118 | Отравление угарным газом | 3 | ||
119-122 | Если солнечно и жарко | 4 | ||
123-125 | Болезни. Причины болезни | 3 | ||
126-129 | Признаки болезни | 4 | ||
130-132 | Какие врачи нас лечат | 3 | ||
133-136 | Инфекционные болезни | 4 | ||
137-139 | Как организм помогает себе сам | 3 | ||
140-145 | Отдых для здоровья | 6 | ||
146-149 | Слагаемые здоровья | 4 | ||
150-154 | Умеем ли мы отвечать за свое здоровье? | 5 | ||
155-160 | Шалости и травмы | 4 | 2 | |
161-164 | Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода | 2 | 2 | |
165-166 | Мое здоровье- моя программа | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса
Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов
Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья 1-4 классы для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)
Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...