Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука здоровья в 4 классе
рабочая программа по зож (4 класс)

Ирина Анатольевна Семёнова

В статье размещена рабочая программа по Азбуке здоровья с тематическим планированием, позволяющая проводить внеурочную деятельность в 4 классе по спортивно-оздоровительному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА

 Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

   Современный национальный воспитательный идеал личности– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых  для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) в МБОУ «Мариинская гимназия»   реализуется  общая цель воспитания  – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

        в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало

на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

        в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям

(то есть в развитии их социально значимых отношений);

        в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Целевым приоритетом в воспитании  является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в Мариинской гимназии  педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося.  Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

        быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

        быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

        знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

        беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе

или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);  

        проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

        стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

        быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

        соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

        уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

        быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.                                                      

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны: ЗНАТЬ, УМЕТЬ - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его - особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьник - выполнять физические упражнения для развития физических навыков - особенности воздействия двигательной активности на организм человека - различать «полезные» и «вредные» продукты - основы рационального питания - использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита - правила оказания первой помощи - определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье- способы сохранения и укрепление здоровья - заботиться о своем здоровье - основы развития познавательной сферы - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах - общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях - находить выход из стрессовых ситуаций - влияние здоровья на успешную учебную деятельность - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья - отвечать за свои поступки - знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

К концу обучения учащиеся получат возможность:

 Знать - о формах проявления заботы о человеке при груп повом взаимодействии; -о правилах безопасного поведения; - о ценностном отношении к своему здоровью, к здоровью других людей, к окружающей природе; - иметь нравственно- - необходимые сведения о работе основных органов человеческого тела, биологических - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами процессах, протекающих в теле человека, основы психологии; -о способах поддержания здоровья, личной гигиене, безлекарственном лечении; -о здоровом питании; -о заболеваниях и способах их предупреждения; -о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека

Уметь -анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; -правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, проявляя взаимовыручку и т.д.); -планировать свои дейст вия в соответствии с постав ленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учите ля, товарища, родителя и других людей; - оказывать первую медицинскую помощь; - ухаживать за своим здоровьем и телом; - работать в группе, в коллективе-выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребен- ка видах деятельности; -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при -контролировать и оцени вать процесс и результат дея тельности; -договариваться и прихо дить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собст венное мнение и позицию

Применять -быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки -полученные сведения о ЗОЖ, безлекарственных ме тодах поддержания своего здоровья; -знания для поддержания активного и здорового образа жизни - применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике

 Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Регулятивные УУД:

• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 • Проговаривать последовательность действий на уроке.

 • Учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения НОВОГО материала.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

 Познавательные УУД:

 • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненны опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работ всего класса.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематически рисунков).

 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учителя, ориентированные на линии развития средствами предмета.

 Коммуникативные УУД:

 • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Содержание программы

Введение (10 ч)

Повторение пройденного за 3 класс. Дорога к доброму здоровью. Экскурсия.

 Подвижные игры (26 ч)

Подвижные игры.. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.

Питание и здоровье (24ч)

Питание-необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового питания. Рацион питания. Здоровая пища для всей семьи.

Советы Айболита (38 ч)

Спорт и здоровье.Личная гигиена школьника. Борьба с вредными привычками. Спорт и болезни. Алкоголь и его пагубные действия.

Азбука здоровья (30 ч)

Различные виды отравлений. Первая помощь при отравлениях. Инфекционные болезни и борьба с ними.

Заключение (2 ч)

 Подведение итогов за год. Моё здоровье-моя программа.

Учебно-тематический план (4 класс)

№ п/п

Название тем

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Введение

5

5

10

2

Подвижные игры

-

26

26

3

Моё здоровье в моих руках

16

20

36

4

Азбука здоровья

18

12

30

5

Питание и здоровье

14

10

24

6

Советы Айболита

20

18

38

7

Заключение

1

1

2

Итого

74

92

166

        Формы работы.

  • выставка поделок,
  • защита индивидуальных и групповых проектов,
  • презентации,
  • викторины,
  • создание настольно-печатных игр,
  • беседы,
  •  командные соревнования,
  • составление кроссвордов, ребусов, викторин,
  • экскурсии
  • игры

        ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование (166 часов)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

практика

теория

1-5

Дорога к доброму здоровью

5

6-12

Экскурсия «У природы нет плохой погоды»

7

13-18

Разучивание подвижных игр. «Удочка», «Попади в цель»

6

19-25

Разучивание подвижных игр. «Пятнашки», «Угадай,, чей голосок», «Жмурки»

7

26-31

Разучивание подвижных игр. «Невод и щука». «Передай платочек»

6

32-38

Разучивание подвижных игр. «Охотники и утки», «Два Мороза»

7

39-43

Питание-необходимое условие для жизни человека

5

44-51

Здоровая пища для всей семьи

8

52-56

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

5

57-63

Секреты здорового питания. Рацион питания

7

64-70

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

7

71-76

Личная гигиена школьника

6

77-80

Как бороться с вредными привычками

4

81-86

Чтобы глазки блестели, чтоб кусался зубок и смеялся роток

6

87-92

Не все пьется, что льется

6

93-95

Не пей, козленочком станешь

3

96-100

Где найти резервы здоровья?

5

101-104

Лечение без лекарств: лекарственные растения, массаж, животные-наши лекари

4

105-108

Отравление лекарствами

4

109-112

Пищевые отравления

4

113-115

Отравление ядовитыми веществами

3

116-118

Отравление угарным газом

3

119-122

Если солнечно и жарко

4

123-125

Болезни. Причины болезни

3

126-129

Признаки болезни

4

130-132

Какие врачи нас лечат

3

133-136

Инфекционные болезни

4

137-139

Как организм помогает себе сам

3

140-145

Отдых для здоровья

6

146-149

Слагаемые здоровья

4

150-154

Умеем ли мы отвечать за свое здоровье?

5

155-160

Шалости и травмы

4

2

161-164

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода

2

2

165-166

Мое здоровье- моя программа

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса

Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов

Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья 1-4 классы для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)

Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...