Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья по зож

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_fizrazv.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

Физическое развитие является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей.

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать - ни на двух, ни на одной ноге.

У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

В исследованиях Сахоненко А.А. доказано, что наибольшие темпы прироста показателей, характеризующих развитие физических качеств, случаются на возрастной период 9-10 лет (темпы прироста составляют в среднем 14%), наименьшие - в возрастной период 8-9 лет (в среднем 3%).

Автор утверждает, что в возрасте 8-9 лет практически не происходит улучшения результатов тестов, характеризующих быстроту и выносливость. Прирост результатов в данном возрасте в скоростно-силовых тестах составляет 5%. В возрасте 9-10 лет имеется статистически достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростно-силовые качества (темпы прироста составляют 21%), выносливость (темпы прироста составляют 14%) и быстроту (9%). Прирост показателей, характеризующих развитие ловкости в период с 8 до 11 лет, имеет динамику, близкую к линейной, и составляет в среднем 4% в год. Исследование развития гибкости показало, что в период с 8 до 11 лет не происходит статистически достоверного её изменения.

Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно.

Е.С. Черник (1999) для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность.

Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти - это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела, приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом.

Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом.

Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, обладают сопутствующими дефектами развития и соматическими заболеваниями. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умственно отсталыми школьниками простых общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Для детей с умственной отсталостью свойственно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы. Выявленное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. У детей встречается общая напряженность, синкенезии в лицевой мускулатуре. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, монотонность движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят хаотичный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия.

По мнению Сермеева Б.В. (2011) физические упражнения оказывают воздействие не только на физическое развитие и двигательные способности, но и на психическую деятельность аномальных детей. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с отклонениями в психике так необходимы занятия физической культурой. Психика не просто проявляется в движении, а в известном смысле движение развивает психику.

Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы проявляется в улучшении ее деятельности, повышении тонуса, нормализации нейродинамики. Опытным путем доказано, что физические упражнения нормализуют возбудительные и тормозные нервные процессы, улучшают механизмы нейрососудистой реакции.

Физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии изучал Самыличев А.С. (1984,1994). Автором было выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. Он дифференцировал учащихся по трём формами олигофрении (по классификации М.С. Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения. Самыличев А.С. изучил возрастную динамику их физического развития.

Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в периоде 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 15 лет (50%), у девочек - с 11 до 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 1-4 класс

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 1 - 4 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит в себе разделы: целевой, содержание, организацио...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития  обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса...