Использование психогимнастических упражнений в начальной школе
статья по зож
Психогимнастика это набор специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют эмоциональному развитию. В результате использования психогимнастических упражнений дети становятся более открытыми для общения, вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, смелость, доброе отношение к окружающим и т.д.), развивается воображение и творческое мышление. На уроках увеличивается объем выполняемой работы, что позволяет больше включать дополнительного материала развивающего характера и повышенной сложности. Улучшается общий психологический климат на уроках: дети не боятся отвечать, не боятся публичных выступлений, помогают друг другу, участвуют в различных классных и школьных мероприятиях. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование психогимнастических упражнений
в начальной школе
Психогимнастика это набор специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют эмоциональному развитию.
Различные психогимнастические упражнения необходимо включать в урочную и внеурочную деятельность детей. Таким упражнениям легко найти место на уроках, так как они занимают 2-3 минуты. Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищённость ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Метод психогимнастики можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания, включения в работу. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность. Пантомимические упражнения могут быть тесно связаны с темой урока. Например, на уроке литературного чтения, при чтении стихотворения, ребята стараются с помощью мимики и жестов передать его содержание, характер и описание героя. Так же упражнения можно использовать и в конце урока как рефлексию.
В результате использования психогимнастических упражнений дети становятся более открытыми для общения, вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, смелость, доброе отношение к окружающим и т.д.), развивается воображение и творческое мышление. На уроках увеличивается объем выполняемой работы, что позволяет больше включать дополнительного материала развивающего характера и повышенной сложности. Улучшается общий психологический климат на уроках: дети не боятся отвечать, не боятся публичных выступлений, помогают друг другу, участвуют в различных классных и школьных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ребенок ощущает свою значимость, работает в меру своих сил и очень радуется своим победам. Процесс обучения протекает в атмосфере доверия, одобрения и доброжелательности.
Таким образом, психогимнастика помогает ребёнку справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а главное - сохранить психическое и физическое здоровье.
Кинезиологические упражнения
Колечко. | Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
Кулак - ребро - ладонь. | Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак - ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя. |
Лезгинка. | Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
Зеркальное рисование. | Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. |
Ухо - нос. | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,. |
Змейка. | Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
Горизонтальная восьмерка. | Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. |
Перекрестные движения. | Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. |
Качание головой. | Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. |
Горизонтальная восьмерка. | Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. |
Симметричные рисунки | Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.) |
Дыхательные упражнения
"Подуем на одуванчик". | Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха |
"Подуем на листики". | На ладошку положить упавший листок или лист, вырезанный из бумаги, и сдуть его. |
"Подуем на снежинку". | Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу. |
"Снег, снег кружится". | Упражнение на воображение. Дети представляют как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них. |
"Надувайся пузырь (шарик)". | Составить из кулачков "трубочку" и дуть в нее, наклонив голову вниз. |
"Дуем в рожок". | Руки составляют "трубочкой". Ребенок дует, создавая звуки " у-у-у". |
"Песенка водички". | При умывании на короткое время обратите внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода, предложите спеть ее песенку "с-с-с". |
"По реке плывет кораблик". | В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону. |
"Надуем щеки, как воздушный шар". | Вдыхать воздух носом и выдыхать с закрытым ртом, раздувая щеки. |
" Дождь и дождик". | При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного "каап-каап" (дождь) и короткого "кап-кап (дождик). |
"Ветер и ветерок". | Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками " у-у-у". |
"Повздыхаем". | Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой - ой, ай - ай, ая - яй |
Упражнения для глаз | |
Упражнения на расслабление глаз | 1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. |
Моргание | Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза. Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время. |
Вращение глаз | 1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. |
Повороты глаз | 1. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол. |
Упражнения на снятие зрительного утомления | Упражнения выполняйте через каждые 20 - 25 минут зрительной работы. Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя. 1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо. |
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц | 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно. Не меняя положения головы; повторите 8 - 10 раз. |
Аутогенные тренировки
Аутогенная тренировка начинается с упражнений на общее расслабление. | "О Г О Н Ё К". Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. |
"Х О Б О Т О К" Подражаю я слону: | |
"МОЙ ЛЕС" Представь, что ты идёшь по широкому, большому полю. | "РАЗГОВОР С СОБОЙ". Представь, что ты идёшь по тропинке и спускаешься к реке. |
"ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ" 2 группы: 1 группа - труженики, | |
Саморасслабление | |
"ВОЛШЕБНЫЙ СОН" Дети закрывают глаза. Ведущий зачитывает: //Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под тихую и спокойную музыку// | "Т Р О П И Н К А". Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке. |
"ЖИЗНЬ В ЛЕСУ". Представьте, что вы родились в лесу и разговариваете на разных языках | "Л Я Г У Ш К И" Мы весёлые лягушки, |
"ПТЕНЦЫ" Ребёнок садится как зародыш, затем встать, как бы разбивая скорлупу. | "ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ" Исполнить роль любимой игрушки, но не разбудить остальных. |
"К О Р А Б Л И К" Плыл кораблик по реке, | "П Р У Ж И Н К И." Что за странные пружинки |
"О Л Е Н И" Посмотрите: мы - олени, А теперь немножко лени… | |
"СОТВОРИ СЕБЕ СОЛНЦЕ". В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. | "Ш Т А Н Г А" Упражнение на расслабление мышц корпуса, рук, ног. Мы готовимся к рекорду, |
"З А Г О Р А Е М" Мы прекрасно загораем! |
"ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ"
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.
Прыгните в белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.
Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой подушке.
Теперь начинается путешествие.
Твоё облако медленно поднимается в синее небо.
Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо.
Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно.
Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо.
Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в этом классе.
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало…
Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь добрый, свежий и внимательный.
"У М О Р Я"
Сядьте поудобнее и закройте глаза…Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг, и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие в волнах блики.
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый вкус моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя далеко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ.
Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя… Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ… Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ… Может быть, и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог чётко и ясно сформулировать свой вопрос (Пауза 30 секунд).
В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим ме-стом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.
"ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА"
Представьте цветок Добра и хорошего настроения на ваших ладонях.
Почувствуйте, как он согревает ваши руки, ваше тело, вашу душу.
От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.
Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.
Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью.
Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок.
У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты.
Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите добрые мысли.
Всего вам доброго.
"ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
А какая она, золотая рыбка?
Хоть бы одним глазком посмотреть на неё.
Я иду к синему морю и зову: "Эй, золотая рыбка, приплыви ко мне, покажись!!!".
Ещё раз: "Эй, золотая рыбка… приплыви… покажись!…"
Да вот же она, на волне...
Маленькая, причудливой формы, её чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на меня.
На голове её золотая корона с белыми жемчужинами по краям.
Плавники фиолетового цвета с золотыми крапинками похожи на крылышки бабочки.
Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды.
Золотая сказочная рыбка, будто грациозно сидит на стульчике и завораживает своим присутствием.
Волна абсолютного спокойствия наполняет мои руки, ноги, спину и голову.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить 3 раза.)
Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)
Рыбка медленно открывает свой маленький ротик и безмолвно манит меня к себе.
Я становлюсь лёгким, словно лебединый пушок, и медленно иду по гребешкам волн.
Прохладная вода нежно ласкает мои ноги…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Я подхожу к золотой рыбке и протягиваю к ней руки.
Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня.
Удивительно, но она улыбается мне.
Я поднимаю рыбку над головой и кружусь вместе с ней в танце.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить 3 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Рыбка просит меня отпустить её в море.
Я раскрываю ладони, она прыгает на волну и уплывает.
Дышится легко, ровно, глубоко.
"Упражнение на расслабление мышц рук" | "Ш А Р И К" Упражнение на расслабление мышц живота. |
Руки на коленях, | Вот как шарик надуваем! |
Литература:
1.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990
2. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
3. Лазаренко О.И.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений:
2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Презентация "Лексико-грамматические упражнения для начальной школы"
Лексико-грамматические упражнения для начальной школы с целью закрепления пройденного материала...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....
Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ, корректирующие зрение и осанку на уроках физкультуры.Урок физической культуры по своей актуальности...
Комплекс упражнений для начальной школы №1
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399271","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...