Применение технологии М. Монтессори в работе с обучающимися ОВЗ как условие сохранения их здоровья.
статья по зож

Ирина Ивановна Агаркова

В статье говорится о том, как технология М.Монтессори влияет на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Система М. Монтессори, в целом, относится к здоровьесберегающим технологиям, поскольку структура образовательного процесса по методу Монтессори способствует предупреждению у детей состояний переутомления, гиподинамии, прочих негативных проявлений, оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_po_montessori.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии М. Монтессори в работе с

обучающимися  ОВЗ как условие сохранения их здоровья.

 

Агаркова И.И.,

учитель-дефектолог КГБОУ «Ачинская школа № 3»

г.Ачинск, Красноярский край

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций; фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье – это ограниченная в своей свободе жизнь. Анализ происходящих социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, многим людям чуждо понятие совершенствования. Утрачивается понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности – это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

Здоровье – это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим - всю жизнь, поэтому педагоги, родители должны сформировать у детей глубокое научное понимание сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В связи с этим возникает необходимость использования новых педагогических технологий, способствующих укреплению здоровья детей. Ученые предлагают различные оздоровительные системы, программы, технологии (М. Я. Студеникин, А. Г. Сухарев, Ю. Ф. Змановский, Ю. Н. Вавилов, В. К. Волков), разнообразные методы оздоровления и снижения заболеваемости обучающихся.

Одной из здоровьесберегающих технологий является система Марии Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому», то есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает ребёнку раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Необходимо не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

Одним из основных принципов образовательной работы с детьми в системе М. Мотессори является принцип природосообразности и индивидуализации, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их способностей, потребностей, интересов, предпочтений в разных видах деятельности. Система М. Монтессори, в целом, относится к здоровьесберегающим технологиям, поскольку структура образовательного процесса по методу Монтессори способствует предупреждению у детей состояний переутомления, гиподинамии, прочих негативных проявлений, оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка.

Метод Монтессори заключается в «свободной работе» (с дидактическими материалами) детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. В подготовленном окружении ребенок проявляет возможности собственного развития через самостоятельную деятельность. Монтессори-среда стимулирует проявление у ребенка активности, самостоятельности, инициативы. Вследствие этого у него не возникает желания отстаивать, «отвоевывать» у взрослого собственное право на самореализацию, на «жизнь» в соответствии со своими потребностями и возможностями. Ребенок, находящийся в состоянии внутреннего комфорта, раскрывает свои способности.

Самостоятельная детская деятельность, воспитание и обучение детей  по технологии Монтессори организуются в таких формах, как: «свободная работа» с дидактическим материалом, презентации, «ходьба на линии», беседы на «круге», «упражнения в тишине», работа по проектам. Работа организовывается индивидуально, в малых подгруппах или в группах, в зависимости от задач и содержания обучения и воспитания. Основными целями планирования работы с детьми является обеспечение разностороннего гармонического развития ребенка и его комфортного самочувствия, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развития разнообразных двигательных и физических качеств.

Эффективность разнообразных форм и методов здоровьесберегающей технологии обеспечивается их педагогически целесообразной «встроенностью» в общую систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется обогащению предметноразвивающей среды, ее наполнению дидактическими Монтессори материалами, предоставляющими каждому ребенку возможность развиваться в собственном темпе, сохраняя здоровье. Учитывая эффективность использования дидактических материалов в работе с обучающимися с целью сохранения здоровья, работа с детьми осуществляется в соответствии с принципами использования материалов (свобода выбора, содействие самостоятельной деятельности, самоконтроль).

          Согласно технологии Монтессори, дети на каждом занятии работают на «круге». По содержанию «круги» являются его частью, на которых дети узнают о чем-то новом, делают открытия, общаются, выполняют совместную работу. Педагог заинтересовывает, увлекает детей, тем самым приглашает их к общению, но не принуждает. Совместно с ребятами вырабатываются правила общения и взаимодействия на «круге». Такая система работы помогает в доступной форме получить представление о строении тела человека, а также узнавать о важности закаливания, движения, правильного питания, сна. Таким образом, ребенок приобщается к здоровому образу жизни.

Например, на «кругах» по валеологии («Наша защита – кожа», «Слушай во все уши», «Лечебная ценность лекарственных трав», «Витаминная азбука», «Уроки Мойдододыра») ребята постепенно овладевают навыками здорового образа жизни: осознают необходимость соблюдения режима дня, здорового питания; выполняют утреннюю гимнастику; одеваются в соответствии с сезоном, погодными условиями. Организуя общение на «круге», педагог знакомит обучающихся с основами безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. Так, например, на «Уроке безопасности», дети совместно со взрослым определяют и формулируют правила безопасного пользования бытовыми приборами, орудиями труда в детском саду и дома. Правила оформляются в виде рисунков, плакатов и размещаются на стенде.

С целью снятия у детей напряжения и симптомов перевозбуждения, эффективным является использование «упражнений в тишине». Это специальные упражнения, при выполнении которых дети в течение 1-2 минут слушают звуки «окружающего мира». Уроки тишины способствуют развитию чувственного восприятия слуховых и зрительных образов.

Специфической формой воспитания и обучения детей с использованием технологии М. Монтессори является «ходьба на линии». Под музыкальное сопровождение дети с удовольствием выполняют разнообразные ритмические и танцевальные движения, учатся грациозно ходить и переносить различные предметы (коробочку, платочек, свечу и пр.). Упражнения способствуют развитию у ребенка координации движений, уверенности в себе, самостоятельности.

К формам организации деятельности детей, имеющим оздоровительную направленность, относится проектная деятельность. В процессе работы над проектом дети изучают, «проживают» какую-либо тему («Человек», «Мое здоровье», «Город, в котором я живу», «Транспорт» и др.)

в разных видах деятельности (игровой, художественной, общении, познавательной практической, трудовой). Особенностью проектной деятельности является предоставление обучающимся возможности не только расширить собственные представления в области познания окружающего мира, но и применить полученные знания на практике.

Эффективность образовательной работы, направленной на развитие личности и оздоровление обучающихся, зависит от создания развивающей среды в образовательной учреждении. Организуя развивающую предметнопространственную среду, соответствующую физическому и психическому развитию детей, педагог создает условия для их самостоятельной деятельности.

Таким образом, с целью обеспечения саморазвития, самореализации личности ребенка с ОВЗ, возможности сохранения и укрепления здоровья актуальным остается использование педагогической системы М. Монтессори в условиях современного образовательного учреждения, которая даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Список использованной литературы

1.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. –2000.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дичковская И. Н. Особенности использования дидактического материала в системе Марии Монтессори / И. Н. Дичковская // Монтессори в России. Новый взгляд / Сборник научно-практических статей под ред. К. Е. Сумнительного. Выпуск № 2. – М., 1999.

4. Любина Г.А. Формы организации деятельности детей и ее содержание в условиях технологии Монтессори: методические рекомендации для педагогов экспериментальных Монтессори-групп / Г. А. Любина. – Брест: БрГПУ, 2000.

5. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Статья на тему"Применение технологии дифференцированного обучения в работе с детьми с ОВЗ".

в данной статье рассматривается значимость дифференцированного обучения, как организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности....

Применение технологии проблемного обучения в работе с младшими школьниками (дополнительное образование). Методическая разработка.

Публикуемый материал  содержит теоретический раздел "Общие положения проблемного обучения", в котором рассмотрены понятия проблема и проблемная ситуация, приводится классификация пробле...

Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из п...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...