«Специфика работы по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью гигиенических навыков и навыков самообслуживания»
учебно-методическое пособие (3 класс)

Саушкина Яна Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у обучающихся с нарушениями интеллекта …………………………..................................................................................3

2. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей…………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Специфика работы по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью гигиенических навыков и навыков самообслуживания»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у дошкольников с нарушениями интеллекта …………………………..................................................................................3

2. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей…………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13

1. Особенности формирования навыков самообслуживания  у дошкольников с нарушениями интеллекта

При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей уже в младенческом возрасте. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно отрабатываются в специальном детском саду с использованием тренажеров. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей. В основе него лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причины могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.

Рассмотрим особенности формирования навыков самообслуживания у детей с различными отклонениями в развитии.

 Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Сложность обучения социально-бытовым навыкам связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения и наличием страхов. Овладение навыком с трудом переносится в другую ситуацию. Неуспех может вызвать протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно создать ощущение успеха у ребенка, включать обучение навыкам в привычные, любимые дела, использовать «зрительную организацию» дня в виде расписания, организовать пространство вокруг ребенка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься.

Дети с выраженной (тяжелой) умственной отсталостью. При работе с этой группой детей необходимо учитывать инертность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу, например, для одевания, приема пищи.

Обычно с детьми такой группы на протяжении большого временного отрезка навыки отрабатываются «рука в руку» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку физически осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.

Дети с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с гидроцефалией, ДЦП с выраженными нарушениями движений, с эпилепсией и эписиндромом. В этом направлении большое внимание уделяется консультированию родителей, подбору адекватных технических средств реабилитации (коляски, вертикализаторы, специальные приспособления, посуда и т.д.), организации пространства, подбору позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы наилучшим образом. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Дети с сочетанием двух и более нарушений развития, часто с сенсорными нарушениями (слуха, зрения, чувствительности). При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную дефицитарность. Например, при работе со слабовидящими детьми четко структурировать пространство, использовать предметное расписание (ячейки с различными предметами-символами, обозначающими предстоящее занятие). При работе со слабослышащими детьми — активнее задействовать зрительное восприятие (картинки, пиктограммы, предметы-символы, в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок).

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями. Работа ведется по программе, представленной на предметном уровне (реальные предметы или их заместители, предметы-символы) или на символическом (расписание, составленное при помощи картинок или пиктограмм). Детей учат действовать последовательно по заданной программе, контролировать каждое действие, подчинять свое поведение тем объективным требованиям, которые диктует данная ситуация.

Таким образом, навыки самообслуживания у умственно отсталых дошкольников начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Этот процесс требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей. Поэтому в семье, как правило, идут по линии наименьшего сопротивления: родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка. Однако существуют семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные задачи и добиваются некоторых успехов. Поэтому умственно отсталые дошкольники имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Характер умений и навыков таких детей заслуживает более детального рассмотрения. Движения детей, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие. Часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность движений обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло и, не намочив его, кладут на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого действия, входящего в состав навыка. Например, умея пользоваться ложкой, ребенок держит ее, зажав в кулак, набирает неумеренное количество пищи и большую ее часть разливает, не донеся до рта.

Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей, их родителей и педагогов. В основу этой работы входит пошаговое обучение навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту.

Алгоритм обучения таков:

·         определение текущего уровня развития данного навыка;

·         определение ближайших шагов;

·         отработка навыка внутри каждого шага;

·         разработка системы поощрений и контроля;

·         обсуждение результатов с родителями.

Таким образом, дети с нарушениями интеллектуального развития, к которым предъявляются последовательные требования с учетом их индивидуальных особенностей, и проводится соответствующая коррекционная  развивающая работа в ДОО и в семье, способны овладеть навыками самообслуживания.

2.1. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей

В процессе коррекционно-воспитательной  работы в дошкольном учреждении значительные усилия всего педагогического коллектива направлены  на  привитие детям культурно-гигиенических навыков. Детей учат опрятности и правильному пользованию туалетом. Следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.

Можно выделить следующие основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.

1. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу;

- знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.

2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.);

- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем,

- учить пользоваться носовым платком.

3. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, убирать и мыть после еды посуду;

- уметь заправить за собой постель, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;

- приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.

4. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли.

Реализация обозначенных выше направлений коррекционно-воспитательной работы и задач обучения требует непрерывных слаженных целенаправленных  действий специалистов, воспитателей, помощников воспитателей, и конечно родителей воспитанников. И работа олигофренопедагога в этом направлении не должна ограничиваться проведением образовательной деятельности с детьми. Необходимо также координировать действия других специалистов, работающих с детьми, оказывать им консультативную помощь. А также вести просветительскую работу с родителями воспитанников, с целью обеспечения единых требований к выполнению детьми действий по самообслуживанию, в ДОО и в домашней обстановке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное для детей с интеллектуальными нарушениями - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому олигофренопедагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие адаптацию таких детей в социуме.

Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. И формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. В процессе формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания принимают участие все педагоги. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения.

В данном реферате были рассмотрены особенности формирования навыков самообслуживания  у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Изучены основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.

Предложены методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях, в упражнениях и играх.

Таким образом, эффективность формирования навыка самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта зависит от участия в коррекционно – воспитательной работе в ДОО всех педагогов, работающих с детьми; использования ими адекватных методических разработок и личностно-ориентированных моделей воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.

2.        Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

3.        Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1. – С. 24-26.

4.        Хайртдинова Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2001. – №1. С. 22-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения. Развитие коммуникативной деятельности....

Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

В статье отмечена важность знания педагогом особенностей коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста для дальнейшей коррекции их недостатков. Так же п...

Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"

Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....

"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Максимальное  овладение  навыками  самообслуживания,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире  самостоятельно,  насколько  это возможно,  -...

Проблемы недостатков развития пространственных представлений в освоении основных учебных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Материал содержит краткие сведения об основных трудностях освоения основных учебныз навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью...