Влияние туристко-краеведческой деятельности на формирование особого жизненного стиля
статья по зож

Юрьева Майя Николаевна

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Что использовать в своей работе для формирования особого жизненного стиля школьника?

Почему бы не сделать выбор в пользу туристско-краеведческой деятельности, имеющей многие положительные стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОГО ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Что использовать в своей работе для формирования особого жизненного стиля школьника?

Почему бы не сделать выбор в пользу туристско-краеведческой деятельности, имеющей многие положительные стороны:

- целебный природный фактор (чистый воздух, температурный контраст, воздействие солнечных лучей и т.п.);

- двигательная активность («ходить не вредно, вредно не ходить»);

- создание благоприятного психологического климата (прогулки оздоравливают не только тело, но и душу);

- социализация (совместная деятельность неотъемлемая часть походов, прогулок, путешествий);

- улучшение физической формы;

- повышение результативности (участие в соревнованиях, конкурсах исследований и т.д.)

- мотивация (качество знаний, успеваемость);

- снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости организма;

- закаливание;

- обогащение внутреннего мира (красота природы и т.п.);

- решение проблемы «дефицита» («дефицита «движения», дефицита «свежего воздуха», дефицита «общения с природой», дефицита «близости с родителями»);

- снятие утомляемости за учебную неделю;

- самореализация;

- создание среды полноценного общения;

- «позитивная профилактика» (формирование позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами, куревом, алкоголем).

Можно сделать вывод: на равных правах решаются оздоровительно-спортивная, познавательная и воспитательная задачиК тому же идеальный вариант физической активности.

Бесконечно разнообразна палитра туристско-краеведческой деятельности. Стоит только внимательно присмотреться к тем традициям, которые уже существуют, осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в жизнь, учитывая при этом психологические и физиологические особенности детского коллектива, материальные возможности родителей, материально – техническую базу учебного заведения, желание педагогов. Что можно предложить своим воспитанникам?

- ПОХОДЫ 

Походы - это невероятно эксклюзивная вещь, которую стоит попробовать. Походы оживляют и встряхивают школьные познания. Это прекрасный способ расширить свой кругозор и обогатить свою духовную жизнь, познать красоту природы. Нельзя познать красоту природы лишь по фотографиям. Ни одно фото не способно передать те игры света и тени, те цвета, которые видит человек.

В походе не только наслаждаешься видами, но и учишься преодолевать трудности.

Одним словом, поход – это лучшее времяпрепровождение. Оно не только развивает тело, но и сближает людей, обогащает их внутренний мир.

В нашем классе есть такая замечательная традиция – походы по родному краю, которые мы очень любим. Это такая романтика – природа, преодоление вместе каких-то сложностей, новые приключения, еда у костра.

- СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ

Семья – это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни.

Время, проведенное с семьей, бесценно. А проводить его можно весело и увлекательно!

Пример – совместные прогулки, совместные тренировки, многодневные тренировочные сборы, многодневные походы, совместные авто-путешествия, участие в массовых соревнованиях («Российский азимут», «Лыжня России», «преодолей свой возраст») и др.  

- ЭКСПЕДИЦИИ

Данное направление при условии его организации на особых принципах и правилах является эффективным средством социализации и воспитания школьников. Оно выполняет образовательно-познавательную, воспитательно-развивающую и оздоровительную функции. 

Экспедиционная деятельность занимает одно из важнейших мест. Исследовательские экспедиции проходят не только в летнее время, но и в осенний, весенний, зимний периоды. Они включают: разведки и мониторинг, поиск и сбор, геологические работы, полевые школы и т.д.

Ребятам нравятся экспедиции. В дни каникул, почему бы не отправиться в увлекательное путешествие с рюкзаком за спиной за поиском необходимой информации. Да это трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся, который обладает огромным воспитательным потенциалом, учит бережному отношению к природе, памятникам истории и культуры, способствует развитию самостоятельности, поддерживает любопытство учащихся, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к самостоятельности.

Приведу примеры.

Белемнит («чертов палец») - это останки раковин белемнитов - головоногих малюсков, населявших нашу планету в мезозойскую эру и вымерших в одно время с динозаврами приблизительно 65 млн. лет тому назад. Обитали эти существа в воде. В наши дни их можно обнаружить в меловых отложениях. Часто они просто валяются под ногами, и мы даже не обращаем никакого внимания. В народе такие находки называют «чертовыми пальцами». Если мы можем найти останки малюсков, которые вели образ жизни, похожий на образ жизни современных кальмаров и плавали в воде, какой вывод мы можем сделать? Миллионы лет тому назад территория Белгородской области действительно была дном древнего океана, с тех пор ее почва и богата меловыми отложениями. Вот и повод отправиться в краеведческую экспедицию, цель которой - поиски белемнитов. И поверьте, учащиеся отправляются с большим удовольствием прогуляться по дну древнего океана. И увлекательно, и познавательно.

Для изготовления различных орудий первобытный человек использовал все, что можно было найти в природе, в том числе и минералы, и горные породы. Грубые на первый взгляд пластины, ножи, скребки и т.д. в умелых руках наших предков позволяли производить множество операций. С помощью вот таких каменных инструментов человек обрабатывал кожу, дерево, кость, изготавливал оружие, украшение, бытовые предметы. Вообще археологические находки, найденные, в том числе и на территории Белгородской области, позволяют получить важную информацию о древнейшем прошлом региона. Вот и еще один повод отправиться в краеведческую экспедицию. Разрабатываем маршрут и в путь.

- ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОГУЛКИ 

Это простейшая форма туристско-краеведческой деятельности, доступная для детей любого возраста.

Пешеходные прогулки, являющиеся «начальной школой для туристов» проводятся с целью организации активного отдыха, изучения родного края, ознакомления с природой, памятными местами своего края, привлечения к туризму. Во время таких пешеходных прогулок происходит не только тренировка и подготовка для дальнейших дальних походов (начинающий турист получает первые знания походной жизни, первые навыки, повышает свою общую физическую подготовку), но и в полной мере присутствует эмоциональность, к тому же велика и познавательная сторона: встречи с новыми людьми, интересными достопримечательностями.

- ЭКСКУРСИИ

Как форма активного отдыха и дополнительного образования полезны каждому ребенку. Они необходимы каждой развивающейся личности.  Они необходимы каждой развивающейся личности так как усиливают восприятие учащимися того краеведческого материала, который по известным причинам не может быть раскрыт в учебном кабинете. Активизация восприятия достигается за счет зримости, «жизненности» объектов, в результате чего происходит, с одной стороны, конкретизация знаний, усвоенных в школе, а с другой, идет обогащение новыми знаниями и закрепление их на практике.

Учитель сам может разработать и организовать экскурсию, привлекая родителей учащихся, или обратиться за помощью к учреждениям дополнительного образования, предоставляющим спектр услуг по их организации.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Во время экскурсии вырабатываются навыки ходьбы.

- КВЕСТЫ

 Парадоксально, но как только ребенок приходит в школу, он сразу получает запрет на движение, что приводит к сознательному подавлению экспрессии, то есть подавлению активной выразительности, проявлению своих чувств и переживаний, отражению своего эмоционального состояния. Проведение квестов помогает решить эту проблему.

Вывод. Благодаря формам организации туристско-краеведческой деятельности, используемым в работе происходит формирование позитивного отношения к окружающему миру, формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. Обучение приобретает личностный смысл. Это не просто сухая формула, а живой источник.  Детям, которые увлечены, не грозят дурные компании, вредные привычки (приобщение к наркотикам, курению, алкоголю). У них просто не остается на это ни времени, ни сил. Да, и, наверное, желания изменить свою насыщенную интересную жизнь, тоже нет. Они получают удовольствие от других вещей.

Есть замечательные слова: «Надо, чтобы кораблик – детский коллектив, во-первых, не сидел на месте, а обеспечивал движение вперед; во-вторых, чтобы он имел маяки – цели и не болтался в море жизни без руля, ветрил и компаса, в-третьих, чтобы он не плавал по одним и тем же привычным «заезженным» маршрутам, чтобы дети были не столько пассажирами, сколько командами, экипажами своих кораблей».

А туристско-краеведческая деятельность способствует именно этому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления «Жизненные навыки»

Предмет «Жизненные навыки»Изучается на уровне начального общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета. Рабочая программа внеурочной деятельн...

ОРГАНАЙЗЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ туристко-краеведческой направленности ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Мир туризма»

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят.  Туризм позволяет одновременно осуществлять педагогическое воздействие в разных направлениях - восп...

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»  для учащихся 1-4 классов....

Статья "Туристко-краеведческая деятельность-одно из приоритетных направлений внеурочной и воспитательной работы"

В современных условиях значительно усложняются функции внеурочной воспитательной деятельности учителя, обогащается ее содержание. При таких условиях педагог должен хорошо знать, на каких направлениях ...

Влияние воспитательно – коррекционных воздействий на формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В настоящее время уделяется большее внимание социализации и формированию жизненных компетенций у детей СС различными отклонениями в развитии. Для них создана сеть учреждений...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности "Школа безопасности"

Цель данной программы:формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих....