Азбука безопасности жизнедеятельности
рабочая программа по зож (2 класс)

Степанищева Екатерина Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для 2Б класса

по социальному направлению

Азбука безопасности жизнедеятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dod_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

Протокол  № 1

от «30 » августа 2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

на МС

Протокол  № 1 от

«30» августа 2021 г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом Совете

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

О.С. Паршина

приказ № 342-ОД от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для 2Б класса

по социальному направлению

Азбука безопасности жизнедеятельности 

2021–2022 учебный год

                                                        Автор – составитель:

 Степанищева Е.С.

Учитель начальных классов

город Жердевка

2021 год

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе

  1. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Правительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
  2. Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г. (утверждено Правительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации).
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  7. Учебного плана ТОГБОУ "Жердевская школа-интернат" на 2021-2022 учебный год.

Программа внеурочной занятости «Азбука безопасности» направлена на обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций, правильному поведению в быту, здоровому образу жизни, поведению на дорогах. Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

  • дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития.

Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И, как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Основная цель: формирование социального опыта школьника и осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

  • соответствии с целью определяются конкретные задачи:
  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
  • привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

  • основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса «Основы безопасной жизнедеятельности»:

- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, - формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни,

- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, - нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества,

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке),

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Форма организации: кружок.

2. Содержание программы

2 КЛАСС

  1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

- подготовительные упражнения для освоения в воде;

- техника спортивного плавания «кроль на груди».

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля
  • Эвристические

3. Личностные результаты освоения программы курса:

  • развитие личностных, в том числе духовных  и физических, качеств,
  • обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень  - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень  школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником    социальных знаний (об общественных нормах,

Устройстве общества, о социально одобряемых

и    неодобряемых формах

поведения  в  обществе  и  т.п.),  первичного понимания социальной реальности повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии  с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Беседа, лекция .

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и   позитивного   отношения   к   базовым ценностям    общества    (человек,    семья, Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд,  культура), ценностногоотношения к социальным реальностям в целом.

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  социальной  среде, где  он  подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).

Дебаты, тематические вечера, диспут.

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта

самостоятельного общественного действия в

открытом социуме, за пределами дружественной   среды   школы,   где   не обязательно положительный настрой.

Достигается во взаимодействии

школьника с социальными субъектами, в открытой

общественной среде.

Акции, социальные

проекты.

4. Требования к уровню освоения программы

Теоретические знания: концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
  • правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  •  правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • ядовитые растения, грибы, ягоды.
  • правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • от чего зависит наше здоровье (как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник; что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни; избыточный вес);
  • виды травм (порезы, ссадины, царапины);
  • причины и признаки отравления;
  • какими бывают чрезвычайные ситуации (чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений);
  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • правильно перейти водоем по льду;
  • правильно вести себя на пляже;
  • ориентироваться в лесу;
  • уметь вести себя на реке зимой;
  • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
  • распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!».

Список детей:

  1. Захаров Максим
  2. Канаев Назар
  3. Ковешников Михаил
  4. Комов Ярослав
  5. Лобыкин Тимофей
  6. Макаров Максим
  7. Поликарпов Андрей
  8. Репин  Тимофей
  9. Судаков Кузьма
  10.  Усков Никита
  11.  Чесняков Константин
  12.  Белолипецкий Максим
  13.  Кокорев Степан
  14.  Иващенко Кирилл
  15.  Григоренко Маргарита
  16.  Степанова Кристина
  17.  Степанищева Виктория
  18.  Гурова Ангелина
  19.  Мусатова Ольга
  20.  Мукина Дарья
  21.  Коротенкова Арина

  1. Календарно-тематическое планирование

Дата

по

плану

Дата по

факту

занятия

Тема занятия

04.09

1

Вводное занятие.

11.09

2

Какими бывают чрезвычайные ситуации.

18.09

3

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

25.09

4

Наводнения, причины наводнений.

02.10

5

Мероприятия по защите от наводнения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание

всем!» Инф. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

09.10

6

в результате совместной работы всего класса

16.10

7

От чего зависит наше здоровье.

23.10

8

Как живет наш организм.

06.11

9

Из чего состоит тело человека.

13.11

10

Наши органы.

20.11

11

Органы дыхания.

27.11

12

Болезни и их возможные причины.

04.12

13

Пути передачи инфекционных заболеваний.

11.12

14

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

18.12

15

Отравления. Причины отравлений.

25.12

16

Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

15.01

17

Чем опасны водоемы зимой.

22.01

18

Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

29.01

19

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

05.02

20

Правила поведения на пляже.

12.02

21

Уроки плавания. Посещение плавательного бассейна.

19.02

22

Чистый воздух, его значение для здоровья человека.

26.02

23

Причины загрязнения воздуха.

05.03

24

Правила безопасного поведения в лесу, у водоема.

12.03

25

Как ориентироваться в лесу.

19.03

26

Опасные  ситуации  в  природе.  Инф.  Перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

26.03

27

Ориентирование. Правила поведения.

09.04

28

Ядовитые растения. Меры безопасности.

16.04

29

Ядовитые грибы. Меры безопасности.

23.04

30

Опасные  животные  и  насекомые. Правила  поведения  при встрече  с опасными животными и насекомыми.

30.04

31

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

07.05

32

Промежуточная аттестация. Тестирование. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора.

14.05

33

Правила  перехода  дорог  при  высадке  из  транспортного средства. Обязанности пассажира.

21.05

34

Где можно и нельзя играть. Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников: ПРОЕКТ "Лето - территория безопасности".

Цель пректа: пропогандироватьи воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников через проектную деятельность....

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »

Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...