План самообразования
статья по зож
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, психологического и социального благополучия. Человеку, начиная с раннего детства, необходимо вести здоровый образ жизни. Учитель может много чего сделать для здоровья школьников. Это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.
Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Задачи:
- Изучить здоровье сберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе;
- Повышение заинтересованности детей и их родителей в укреплении здоровья;
Этапы работы:
1 этап 2014 -2015 учебный год
2 этап 2015-2016 учебный год
3 этап-2016-2021 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1 Изучить литературу по здоровье сберегающим технологиям. 2 Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов, организованных в НИРО. 3 Принимать активное участие в работе творческой группы «Здоровье сберегающие технологии» 4 Посещать уроки с применением здоровье сберающих технологий коллег и участвовать в обмене опыта. 5 Проводить открытые уроки с применением здоровье сберегающих технологий для анализа со стороны коллег и администрации школы. 6 Профилактическая и информационная работа с родителями по данной теме. |
Психолого - педагогическое | 1 Систематический просмотр определенных телепередач. 2Чтение педагогических периодических изданий. 3 Введение здоровье сберегающих технологий и методов обучения на уроках. 4 Создание пакета физкультминуток, релаксаций, гимнастик для глаз, пальчиковых и дыхательных гимнастик. |
Методическое | 1 Чтение методической, педагогической и предметной литературы. 2 Изучение опыта коллег в школе, районе, интернете по организации здорового образа жизни. 3 Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, с применением здоровье сберегающих технологий. |
ИКТ | 1 Обзор в Интернете информации по здоровье сберегающим технологиям. |
Ожидаемые результаты работы:
1 Улучшение состояния здоровья учащихся.
2 Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
1 Проведение открытых уроков, мастер – класс для учителей с применением здоровье сберегающих технологий, сдача норм ГТО учащимися.
2 Доклады, выступления.
Способ демонстрации результатов проделанной работы:
1 Презентация результатов работы перед родительским коллективом, на родительском собрании.
2 Выступление по обмену опытом работы на заседаниях школьной творческой группы ( начальные классы).
«Эколого – гигиенические технологии в начальной школе»
Выступление на заседании районной творческой группы «Здоровье сберегающие технологии»
Котова Л. А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №7
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, звучит так: «здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровье – это великое благо, делающее человека свободным, устремлённым в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты. Желание быть здоровым – это естественное стремление человека. Следовательно, для того, чтобы творить, созидать человеку необходимо здоровье, поэтому здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. В стране наблюдается общее снижение человеческих ресурсов на фоне загрязнения окружающей среды, ухудшение качества питания, роста алкоголизма, наркомании, деградации личности, разрушения института семьи.
В своей работе я большое значение придаю формированию у детей валеолого-гигиенических навыков, установки на здоровый образ жизни, экологической гражданственности. Одной из главных целей, которую мы с детьми должны достичь, является – учиться быть здоровым и душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Исходя из главной цели, я поставила перед собой задачи:
- научиться методам эмоционального восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- научиться практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
- воспитывать ответственное отношение к окружающему миру. Реализация этих задач идёт на протяжении всего обучения в начальной школе.
На уроках естествознания происходит знакомство с основами строения организма человека, валеолого-гигиеническими знаниями. Для достижения поставленных задач и цели я использую многообразные формы, методы, приёмы и средства обучения.
Формы: урок – экскурсия, урок – презентация, урок – экологическая игра, урок – путешествие по природным зонам, урок – викторина.
Методы: эвристическая беседа, рассказ (как учителя, так и выступление подготовленное учащимся), опыты, экологические рассказы – загадки, заочная экскурсия, экологическая сказка, дидактическая игра.
Приёмы: презентация, комментирование, рассуждение, анализ сказок.
В учебниках последнего поколения реализован исследовательский подход в обучении: поисковые, проблемные ситуации введены в аппарат организации и усвоения текста. Дети с большим удовольствием «делают открытия», решают поставленные перед ними проблемы. В этой деятельности развивается мышление, самостоятельная познавательная активность.
Например, на уроке в первом классе по теме «Как вода попадает в дом» я предложила детям сравнить речную воду с водопроводной водой. Дети понюхали воду, определили цвет (за прозрачный сосуд поставили белую бумагу) и пришли к выводу: из реки воду пить нельзя, так как это может нанести вред здоровью. Затем речную воду мы профильтровали и вновь сравнили её с водопроводной водой. После этого дети пришли к следующему выводу: прежде, чем вода попадёт в наш дом, она проходит очистку. На вопрос, поставленный после проведения опытов: «Как человек может помочь реке остаться чистой?», дети ответили: «Человек должен не засорять берега мусором, не загрязнять воду отходами заводов, ставить фильтры, очистные сооружения на сточные трубы».
Красочный наглядный материал является своего рода ярким пятном и откладывается в памяти ребёнка.
Большим подспорьем в достижении поставленной цели являются уроки здоровья проводимые мною в рамках классных часов. Они помогают детям научиться самопознанию, самоуважению.
Занятия, проводимые по разделу «Школа Правильного питания» преследуют следующие задачи: сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи. Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:
- Какие продукты полезны?
- Как правильно есть?
- Как сделать кашу вкусной?
- Что такое меню?
- Что надо есть, если хочешь стать сильным?
- Как вырасти сильным, красивым, здоровым?
На занятиях «Поговорим о питании» дети узнают: для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.
* Наиболее естественным способом воздействия на ребёнка является игра. Она обучает, воспитывает, социализирует, развлекает.
Проведённый мониторинг показал:
- Если на вопрос: «Боитесь ли вы осмотра у стоматолога?» в 3 классе 70% детей дали положительный ответ, то на тот же самый вопрос в 4 классе ответили положительно 45% детей.
- Если на вопрос: «Чистите ли вы зубы 2 раза в день?» в 3 классе 40% детей дали утвердительный ответ, то на тот же самый вопрос в 4 классе ответили положительно 78% детей.
- Если на вопрос: «Куда ты денешь мусор, оставшийся после прогулки на природу?» в 3 классе 62% детей дали ответ: «Оставлю, где он лежит», то на тот же самый вопрос в 4 классе все дети ответили «Заберу мусор с собой и выброшу в контейнер для мусора.»
В своей работе я стремлюсь воспитать в каждом ребёнке ответственное отношение к самому себе и окружающему миру.
Мастер – класс на тему:
«Использование здоровье сберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Котова Л. А.
Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
- раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
- познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
- поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.
1. Вступление:
-Здравствуйте!.
Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».(Слайд 2)
И начнем мы с вами с игры. Игра “Подари тепло другу” (Слайд 3)
Содержание: участники поворачиваются лицом друг к другу. Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, пожелайте друг дружке чего-нибудь…»
-Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей). -Настроение улучшилось?
2. Основная часть. ( Погружение в тему).
2.1. Обоснование проблемы.
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
- Я вам предлагаю работу в группах..
Слайд 4
2.2 «Работа в группах»
Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.
(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
1 группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)
-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
2 группа. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
- К какому выводу мы пришли? (Слайд 5 «Здоровье»)
2.3. Работа на карточках.
Попробуйте предположить на сколько процентов от какого фактора зависит наше здоровье. (используют Приложение1)
( Слайд 6) Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. )
2.4. Мозговой штурм.
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
- В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
- Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?
Ответы педагогов:
- технологии развивающего обучения;
- технологии развития критического мышления;
- интерактивные методы обучения;
- тренинговые технологии.
2.5. Работа в парах. Составление кластера.
Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (см. Приложение 2)(Слайд 7)
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность
- психологическое здоровье школьника
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
2. 6. Практикум
Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.
- Двигательная активность. (Слайд 8)
В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам.
- Психологическое здоровье школьника (Слайд 9)
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Оздоровительная минутка «Солнышко»
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
- Творческий характер процесса обучения (Слайд 10)
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
- Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.
5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
(Слайд 11)
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.
Задание на группировку слов по одному общему признаку.
Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.
1. Раздели слова на три равные группы. Запиши.
2 . Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.
3 . В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.
3. Подведение итогов. Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Работа в группах помогла определить ценность здоровья для каждого из вас.
3. Метод «мозговой штурм» помог поделиться опытом работы в использовании здоровье сберегающих технологий в своей практической деятельности.
Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
Приложение 1
На сколько процентов влияют данные факторы на наше здоровье?
Моё мнение | Данные ВОЗ | |
Экологические факторы | ||
Биологические факторы | ||
Состояние медицины | ||
Образ жизни |
Приложение 2
Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования
представлен план работы над методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....
план самообразования
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...