«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в связи с внедрением ФГОС второго поколения».
консультация по зож
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в связи с внедрением ФГОС второго поколения».
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
творческий характер образовательного процесса.
обеспечение мотивации образовательной деятельности.
принцип целостности.
осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
рациональная организация двигательной активности.
обеспечение адекватного восстановления сил.
обеспечение прочного запоминания.
комплексная система закаливания детей.
По результатам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- неполноценное питание;
- факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
- нарастающая интенсификация учебного процесса.
При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводит мониторинг состояния здоровья первоклассников.
Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.
По словам профессора Н.К.Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Основные группы здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.
Во всех кабинетах начальной школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния, высота парт регулируется в соответствии с ростом учащихся. Есть цветовая маркировка мебели.
В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.
Организован питьевой режим – в каждом классе есть кулер.
Все учителя начальных классов следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.
В классах чисто, в конце каждой недели силами родителей организуется генеральная уборка.
Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей начальной школы обязательно моют руки. В каждом классе с помощью родителей собрана аптечка первой медицинской помощи.
Организация урока.
Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. Использование технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают: соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
В первом полугодии
в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4- в нестандартной форме: урок-экскурсия, игра, театрализация, викторина, соревнование;
в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 45минут каждый.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Объем домашних заданий во2-4 классах (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4классе - 2 часа.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности учителя составили расписание так, чтобы четверг был облегченным учебным днём.
Стиль общения педагога с учащимися, несомненно, влияет на состояние здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной раскачки.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие группы:
- упражнения по формированию правильной осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
- упражнения для мобилизации внимания;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
В соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план введен третий час физической культуры.
Новый Стандарт определяет требования и к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды. Учителя начальной школы используют интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая. Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт.
Кабинеты начальной школы оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- Овладевать практическими способами работы с информацией;
- Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При этом обязательно соблюдение требований к использованию ТСО.
Продолжительность непрерывного (сквозного) и несквозного применения технических средств обучения на уроках можно увидеть на этой таблице.
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | ||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Классные часы:
«Если хочешь быть здоров»
«Как сохранить зрение»
«Полезные и вредные привычки»
«Режим дня школьника»
«Профилактика простудных заболеваний»
«Витамины – наши друзья»
«Личная гигиена» и др.;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек, на которые приглашаются медицинские работники.
массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы.
Оздоровительные минутки в учебном процессе
Физминутки помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным. Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей, входящих в новый учебный ритм, это особенно важно. Работать без перерыва в течение 45-ти минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью. Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Они, ненадолго отвлеку ученика от процесса учебы, но не переключат внимание полностью, а это немаловажно, т.к. проводят их посреди урока.
Подвижные физминутки :
1.Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним поклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(На доске 5-10 ёлочек, 5-10 кружков.)
2.Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
3.По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! (Присели)
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
(Ходьба, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели.)
4.А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5.Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
6.На моей руке пять пальцев,
Пять щипальцев,
Пять хватальцев,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы их же сосчитать:
1,2,3,4,5.
Физминутки для глаз.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
1. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4.Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет
Физминутки для рук и пальцев.
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1.Нет, не ветер, чудо-ветер,
И не лес шумит вокруг,
Это просто переменка
Для уставших наших рук.
Каждый пальчик поплясал
И с себя усталость снял.
2.Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
3. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
4. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
5. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:
6.Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
7.Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
8.Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Танцевальные физминутки
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Список использованной литературы
1.Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное, Самара, 2004
2.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
3.Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
4.Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
5.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
6.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
7.Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
Интернет- ресурсы:
http://www.openclass.ru/node/47746
http://festival.1september.ru/articles/102680/
http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»
«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только насто...
«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...
Значимость здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Что такое "здоровьесберегающие образовательные технологии"? Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педа...
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»...