«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель Проекта:
Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. В материалах программы представлены категории одарённых детей, их отличительные особенности, этапы реализации программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_innovatsionnyh_razrabotok_proekt_odaryonnye_deti.docx | 133.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 3 "Образовательный центр" города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский
Самарской области.
ПРОЕКТ
«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Составил: руководитель М/О
начальных классов
Трегубова Надежда Петровна
Нефтегорск 2018 год
I. Актуальность проекта
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Нормативно-правовое обоснование Проекта
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- Закон РФ "Об образовании";
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);
- Национальный проект «Образование»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);
- Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Цель Проекта:
Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. В материалах программы представлены категории одарённых детей, их отличительные особенности, этапы реализации программы.
Задачи:
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одарённости, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»;
- Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одарёнными детьми;
- Разработка нормативно-правового обеспечения.
Сроки:
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2018 – 2021гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Участники Проекта:
Учащиеся образовательного процесса начальной школы 1- 4 классов ГБОУ СОШ № 3, педагоги, родители.
Ценностные приоритеты Проекта:
1 модуль: одарённый ребенка в различных социокультурных пространствах
2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
- создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2018 – 2019 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2019-2021 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (апрель –май 2021г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Содержание Проекта
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одарённости.
На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана комплексная программа «Работа с одаренными детьми на территории» на 2012-2016 годы и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся начальной школы. Для нас было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у каждого ребёнка. Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.
Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включала в себя следующие этапы:
- - выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- - индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- - психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело: - общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности); - специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется его одарённость: - явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения; - скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:
- - В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
- - В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- - В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость. - В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка:
Литературные способности: - рассказывает всегда логически и последовательно; - имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает; - ради удовольствия изобретает собственные слова; - любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории; - легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма; - любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием; - много и с удовольствием читает помимо школьной программы; - любит писать рассказы, стихи, дневники; - не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности: - проявляет большой интерес к визуальной информации; - увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать. - в мельчайших деталях запоминает увиденное; - проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;- демонстрирует опережающую возраст умелость; - умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом; - экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме; - его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; - работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности: - проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; - любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи; - с удовольствием посещает музыкальные концерты; - легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести; - чутко реагирует на характер и настроение музыки; - легко повторяет ритм.
Спортивная одарённость: - энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного; - проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики; - обладает хорошей зрительно-моторной координацией; - обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому); - прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; - отлично управляет телом при маневрировании; - обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью.
Лидерские способности: - способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо; - чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией; - он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно; - вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять.
Творческая одарённость: - чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём; - выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы; - предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты; - обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим; - осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность.
Способности к обучению и научной деятельности: - имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью; - использует термины вполне осмысленно; - обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников); - может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности; - способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; - задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации проекта нами был произведён подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а так же через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встала задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Особенности, присущие одаренным детям:
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Методы и формы работы с одарёнными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- интеллектуальный марафон,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
- система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
- Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
- Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
- Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
Организация работы с одарёнными детьми.
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1. | Научно-методический модуль |
|
2. | Практико-педагогический модуль |
|
3. | Акмеологический модуль |
|
4. | Модуль «Родительский всеобуч» |
|
5. | Финансово-экономический модуль |
|
6. | Материально-технический модуль |
|
7. | Информационно-издательский модуль |
|
8. | Административный модуль |
|
Формы работы с одарѐнными детьми в условиях ФГОС НОО
№ | Напрвления | Формы работ | Результат |
1 | Создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся | Диагностика с целью выявления интеллектуальных возможностей учащихся. Планирование работы на основе диагностики | Формирование групп |
2 | Формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся | Олимпиады по предметам | Рост познавательной активности учащихся. Сформированное умение применять свои знания в нестандартной ситуации. Призовые места в олимпиадах различного уровня повышают познавательную мотивацию, личностную самооценку |
3 | Формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся | Систематические занятия с группой учащихся по подготовке к участию в интеллектуальных играх | Развитие умения работать в группе. Рост познавательной активности уч-ся. Развитие регулятивных и личностных компетенций. |
4 | Включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы | Интеллектуальный тренинг по подготовке к участию во Всероссийской интеллектуальных играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», к Международной интеллектуальной игре «Золотое Руно» «Олимпус» «КИТ» «Родное слово» «Домик-Семигномик» «Математический круговорот» «Говорим и пишем правильно» | Снижение напряжения в момент выполнения задания. Приобретение опыта участия во Всероссийских интеллектуальных играх. Призовые места уч-ся класса среди учеников школы. Формирование индивидуальных портфолио. |
5 | включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы | 5. Выступление на родительских собраниях по проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся в семье, пропаганде участия во Всероссийских интеллектуальных конкурсах. | Увеличение количества участников интеллектуальных игр. |
6 | Формирование универсальных учебных действий | Творческие работы по предметам | Расширение кругозора. Овладение поисковым методом сбора информации. Формирование УУД – познавательных, личностных. |
7 | Подготовка детей к олимпиадам различного уровня через тестовые задания на уроках | Наличие призовых мест. Формирование индивидуальных портфолио. | |
8 | Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив всех участников образовательного процесса. | 8. Проектная деятельность учащихся. Конференция «Юные исследователи», «Познание и Творчество» | Выступление на конференции учащихся Публикации в nsportal.ru,http://blogs.mail.ru/mail/mail-rg/, ecosystema.ru; hppt://www.jlproj.ru Формирование УУД, индивидуальных портфолио. |
9 | 9.Вовлечение учащихся в Бианковские, Пушкинские чтения. Подготовка к участию в конкурсах | Овладение поисковым методом сбора информации. Выступление учащихся на конференции. Формирование личностных и коммуникативных компетенций. | |
10 | Просветительская направленность | Консультирование учащихся и родителей психологом | Многофункциональный кабинет здоровья на основе биологической обратной связи и компьюторной диагностики, сайт НОУ ИСО, http://www.isokgd.ru/parents/advices/ |
Учитывая необходимость дальнейшего развития системы выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях обучения перед педагогическим коллективом выдвигается задача совершенствования модели работы с одаренными детьми для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся в контексте требований ФГОС. Для этого следует обозначить актуальность таких направлений деятельности, как - создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одаренности; - формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся; - формирование у педагогов и учащихся, проявляющих признаки одарённости, здоровья; - включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы; - разработка программ образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей при выстраивании индивидуальной траектории их развития; - развитие системы внеурочной деятельности
Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:
- Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
- Наличие богатой предметно – пространственной среды.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
- Наличие системы.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».
Литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
- Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
- Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
- Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
- Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
- Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. — Ижевск, 1992.
Паспорт инновационного проекта
Тема проекта
«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Актуальность проекта | Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Проблемным полем остаётся:
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одарёнными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги. В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом специфики творческой и интеллектуальной одарённости ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения. |
Основная идея проекта | В качестве концептуальной идеи работы с одарёнными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личностив различных видах деятельности. |
Сфера проектирования | Образовательная деятельность, внеурочная деятельность. |
Аудитория проекта | Учащиеся начальной школы 1-4 классы |
Цели и задачи | Цель. Cоздание условий для выявления, поддержки и развития одарённых обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи. 1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта. 2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся. 3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы и системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. 4. Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров. 5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития талантливых и одарённых обучающихся. |
Участники проекта | Координатор проекта: Федосова Е.А. Исполнители: Трегубова Н.П. |
Содержание проекта «Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения» | |||||
Направления деятельности | Содержание деятельности | База реализации | Исполнители | Форма представления результата | Сроки |
Организационно - управленческая деятельность | 1. Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта
2. Создание развивающей среды.
| ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры. Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры | Пакет нормативных документов, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня. Образовательная среда, благоприятная для эффективного развития талантливых и одарённых детей | В течение года |
Аналитико-методическая деятельность | Выявление дефицитов дидактических материалов по организации деятельности обучающихся по трём уровням | ГБОУ СОШ№3 | Руководители МО, зам.директора по УМР | Перечень выявленных дефицитов | Июнь-август |
Разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам | ГБОУ СОШ№3 | Руководители МО, зам.директора по УМР | Банк дидактических материалов | Один раз в полугодие | |
Разработка содержания программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта | ГБОУ СОШ№3 | Учителя-предметники | Банк программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта | Август-сентябрь | |
Создание банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, УВР, классные руководители , учителя – предметники | Банк диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка | Каждую четверть и по итогам учебного года | |
Создание методических рекомендаций для педагогов области по вопросам одарённости в рамках реализации проекта | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив | Сборник методических материалов (публикация) | Август-сентябрь | |
Разработка индивидуальных образовательных траекторий | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, УВР, классные руководители , учителя – предметники | Индивидуальные маршруты развития для обучающихся | Май-август | |
Разработка дистанционных образовательных курсов, в том числе с применением скайп-технологий | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, руководители творческих групп | Система виртуальных занятий. Публикация в сети «Интернет». | В течение года | |
Взаимодействие с родительской общественностью | Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.) | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив | Открытость образовательного процесса | В течение года |
Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив | Определение социального заказа | В течение года | |
Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности образования талантливых и одаренных детей | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет | Участие родителей в процессе развития талантливых и одарённых детей | В течение года | |
Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, актив, учреждения – социальные партнёры | Система социальных интегрированных проектов | В течение года | |
Создание развивающей среды | Развитие содержания и качества образования путем реализации системно-деятельностного подхода | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив | Развитие предметных и метапредметных компетенций обучающихся | В течение года |
Созданий условий для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагогический коллектив | Индивидуализация образовательного процесса | В течение года | |
Формирование банка методической, информационной литературы | ГБОУ СОШ№3 | Методические объединения, библиотечный работник | Банк методической, информационной литературы | В течение года | |
Формирование банка электронных ресурсов | ГБОУ СОШ№3 | Методические объединения, руководитель ресурсного центра, координатор проекта «Развитие информационного пространства школы» | Банк электронных ресурсов | В течение года | |
Расширение интеграционных возможностей урочной и внеурочной деятельности за счёт привлечения дополнительных ресурсов | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, руководители МО | Обновление банка интеграционных программ | В течение года | |
Мониторинг развития личности талантливых и одарённых детей | Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, руководители МО | Диагностические карты оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности | В течение года |
Использование диагностического инструментария «Творческая инициатива на уроках» | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, ЭВ, руководители МО | Развитие творческой инициативы на уроках | В течение года | |
Использование диагностического инструментария по развитию творческих способностей с помощью дидактических сказок | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, ЭВ, руководители МО | Развитие творческих способностей | В течение года | |
Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы | ГБОУ СОШ№3 | Зам.директора по УМР, руководители МО | Карты наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы | В течение года | |
Создание карт оценки проектно-исследовательских работ обучающихся | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, координатор проекта | Карты оценки проектно-исследовательских работ обучающихся | В течение года | |
Совершенствование системы «Портфолио» | ГБОУ СОШ№3 | Классные руководители | Портфолио обучающихся | В течение года | |
Мониторинг результативности реализации проекта (педагогический и психологический) | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, педагоги-психологи | Положительная динамика результативности ОП | В течение года | |
Мониторинг ресурсного обеспечения проекта | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, Управляющий совет | Укрепление и развитие материально – технической базы, кадрового состава | В течение года | |
Материально-техническая база и финансовое обеспечение
| Укрепление материально-технической базы:
| ГБОУ СОШ№3 | Администрация, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры | Оптимальная материально-техническая база для развития талантливых и одарённых обучающихся | В течение года |
Стимулирующие выплаты педагогам и обучающимся за результативное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п. | ГБОУ СОШ№3 | Администрация, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры | Эффективная мотивационная система | В течение года |
Способы экспертизы | Контроль за ходом реализации Проекта осуществляют: • Администрация школы; • Управляющий совет школы. Администрация и Управляющий совет: - анализируют ход выполнения плана действий по реализации Проекта, вносят предложения по его коррекции; - осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Проекта; - координирует взаимодействие, участников инновационного процесса, заинтересованных общественных организаций по реализации Проекта; - ежегодно информирует родителей и общественность о выполнении Проекта (через Управляющий совет, родительские собрания, сайт школы). Представители учреждений - социальных партнёров: -анализируют промежуточные и результаты деятельности в рамках проекта по курируемым направлениям, вносят предложения по его коррекции. |
Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области. | Приказ министерства образования и науки Самарской области от 30.05.2011 № 96-од "Об утверждении ведомственной целевой программы "Одарённые дети Самарской области" на 2011-2013 годы". Одним из важнейших направлений Государственной образовательной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодого поколения, для развития его потенциала в интересах России, на обеспечение конкурентоспособности страны и укрепления ее национальной безопасности является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей. В речи Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа», работе с одаренными и талантливыми детьми уделено особое внимание. Развитие и воспитание одаренных детей решает насущную задачу формирования инновационного потенциала области и страны в целом. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В Самарской области работа с одарёнными детьми ведется по трём направлениям: выявление, поддержка и оказание методической и организационной помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми. |
Предполагаемая продолжительность проекта и его основные этапы | Внедрение инновационного Проекта работы с одарёнными детьми выполнимо в течение 2015 – 2019гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одарённых детей является непрерывным. Этапы реализации Проекта Организационный этап (2018 – 2019 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одарённых детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одарёнными детьми. Этап реализации (2019-2021гг.): непосредственная работа с одарёнными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одарённых детей. Завершающий этап (апрель-май 2021 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. |
Оценка продуктов и результатов проекта | Показатели эффективности реализации Проекта 1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей. 5. Повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми («портфолио» учителя - предметника) |
Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы | Ресурсное обеспечение реализации программы: - Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах. - Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одарёнными детьми, применение инновационных педагогических технологий. - Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования. Участники взаимодействия, социальные партнеры (полное наименование учреждений и организаций): -Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru; - Центр новых образовательных технологий «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru; -Институт Развития Школьного Образования «Олимпус» http://www.olimpus.org.ru; -Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org; - Центр развития мышления и интеллекта www.vot-zadachka.ru; - Центр дистанционных мероприятий «Фактор роста» www.farosta.ru; - Издательский дом «Первое сентября» info@1september.ru; - Общероссийский проект «Школа цифрового века» http:// digital.1september.ru/; - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http:// festival.1september.ru/; - Педагогический университет «Первое сентября» http:// edu.1september.ru/; - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»
«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»...
Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...
Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...
"Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"
С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...
Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...
"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования....