ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
статья по зож
Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе педагога, благотворное влияние на психическое и физическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Калерина И.П., ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат», г. Новый Оскол, Белгородская область, Россия
Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе педагога, благотворное влияние на психическое и физическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процессе современного образования. «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний ; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые 274 включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому , воспитателю коррекционной группы и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребѐнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещѐ и лечебной. Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение. Ритмопластика – эти музыкальноритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить 275 на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ. Снятие напряжения, нагрузки. Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение , артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: 1) положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани ; 2) способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; 3) улучшает дренажную функцию бронхов; 4) восстанавливает нарушенное носовое дыхание; 5) исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Гимнастика бодрящая- помогает организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различны. Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития, они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой. Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебнопрофилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового 276 массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. 3. Коррекционные технологии: Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке. Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несѐт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого , этим самым открывает ребѐнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме. Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать и контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот контроль и понять его в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших 277 чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Таким образом , очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Литература 1. Гладышева, О.С. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов / О.С. Гладышева // Директор школы. – 2010. – № 6. 2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе / В.И. Ковалько. – М., 2004. 3. Смирнов, Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М., 2005. 4. Уфимцева, Л.П. Зависимость успешного обучения учащихся вспомогательной школы от состояния их здоровья: сборник статей / Л.П. Уфимцева, Л.В. Искрова. – Красноярск: КГПУ, 1996. 5. Шамова, Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. В современной России проблема сохранения...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российск...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе школьного логопеда»
Разработка посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе школьного логопеда....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе педагога, благотворное влияние на психическое и физическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровь...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Выделяется несколько компонентов здоровья:1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программ...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В статье рассказываеися какие здоровьесбепрегающие технологии используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....