«Реализация здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии с младшими школьниками в ДШИ».
учебно-методическое пособие по зож

Искендерова Светлана Фаритовна

Каждый педагог-хореограф сталкивающийся с нарушениями опорно- двигательного аппарата у воспитанников (искривление позвоночника, плоскостопие, и т.д.) включает в программу обучения различные  эффективные корректирующие упражнения («колечко», «коробочка», «лодочка», «кошка», хождение на внешнем и внутреннем ребре стопы, подъем и опускание на полупальцы, и т.д.).

Программа, включающая здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Актуальность данной темы обусловлена существованием проблемы сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Цель данной работы: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в обучении.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

МБУ ДО ДШИ№3 «Младость».

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации  

 «Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования».

«Реализация здоровьесберегающего подхода

на занятиях хореографии с младшими школьниками в ДШИ».

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДШИ №3 «Младость»

Искендерова С.Ф.

        

Самара, 2020г.


Тема работы: Реализация здоровьесберегающего подхода на занятиях

хореографии с младшими школьниками в ДШИ.

Структура работы.

Введение.

Актуальность: Проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Степень научной разработанности.

Цель: Выяснить влияние здоровьесберегающего подхода в обучении.

Задачи работы:

1.Изучить опыт применения здоровьесберегающего подхода в обучении

2. Выявить пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников средствами здоровьесберегающего подхода на уроках хореографии

Глава 1. Методологические основы реализации здоровьесберегающего подхода с младшими школьниками.

1.1. Сущность здоровьесберегающего подхода в обучении.

1.2. Требования к реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников. 

Глава 2. Содержательные и методические аспекты реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии с младшими школьниками в ДШИ.

2.1 Реализация здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии.

2.2. Обобщение  собственного опыта по реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.


Содержание:

Введение ________________________________________________________ 4      

Глава 1. Методологические основы реализации здоровьесберегающего подхода с младшими школьниками _____________________________________ 6  1.1. Сущность здоровьесберегающего подхода в обучении ______________ 6  1.2. Требования к реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников _____________________________________________ 11 Глава 2. Содержательные и методические аспекты реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии с младшими школьниками в ДШИ __________________________________________________________ 14   2.1. Реализация здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии 14  2.2. Обобщение  собственного опыта по реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии __________________________________ 16           Заключение _____________________________________________________ 28     Список используемых источников и литературы ______________________ 30 Приложения ____________________________________________________ 32 _


Введение.

Здоровье как категория человеческого бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни. Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры. Культура здоровья, сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры общества и культуры личности человека. Под культурой личности более конкретно понимается особого рода отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура здоровья – не только сумма знаний, но и поведение, соответствующее здоровому образу жизни.

В наше время, следует рассматривать  социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к проявлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Все эти явления, как в зеркале, находят отражение и на здоровье детей. Сегодня мы говорим в школах о предупреждении наркомании, бродяжничества, суицида, как о результатах неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, учителей и непонимания ценности своей жизни и здоровья. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, а без здорового подрастающего поколения этот вопрос так и останется неразрешенным. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе как социальному институту. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Выдвижение проблемы здоровьесбережения в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.

Актуальность данной темы обусловлена существованием проблемы сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Цель данной работы: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в обучении.

Актуальность  здоровьесберегающего   подхода  в организации воспитательной работы с младшими школьниками, подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально-экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов.

К третьему классу число практически здоровых детей резко снижается. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

В каждом ребенке, как ростки заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводят к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью исследования для педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.

Глава 1. Методологические основы реализации здоровьесберегающего подхода с младшими школьниками.

1.1. Сущность здоровьесберегающего подхода в обучении.

Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставят перед органами управления образованием, администрациями образовательных учреждений проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства; негативные тенденции в демографических процессах; ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга; детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это делает детей и подростков наименее защищенными в социальном положении гражданами. Следствием такого положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддитивное поведение (алкоголизм, наркомания).

Общеизвестно, что приоритетной государственной задачей в образовательной области на современном этапе является научное и практическое решение проблем охраны и укрепления здоровья школьников. В связи с этим следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования («Образование и здоровье» - 2002 г.; в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребенок») определяют в качестве решающего условия успешности преобразований - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования, сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов.

Здоровье, под которым понимается, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не только отсутствие заболеваний, но  и полное физическое, психическое, социальное благополучие, гармония индивида при высоком уровне его функционального резерва и адаптационных возможностей, сохранено лишь у 8-12% школьников. Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

В 2002 году в стране прошла Всероссийская диспансеризация детского населения, которая позволила дать оценку состояния здоровья детей Российской Федерации. Результаты диспансеризации подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший 12-летний период: снижение доли здоровых с 45,5 до 33,8% с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Специалисты отмечают, что на первый план выступают проблемы, связанные с синдромом хронической усталости, который во многом определяет неуспеваемость школьников. Неуспеваемость обусловлена следующими клиническими ситуациями: минимальными церебральными дисфункциями, минимальной статико-моторной недостаточностью, эмоциональными нарушениями (страх перед школой), физическими недостатками (снижение остроты зрения, нарушения осанки, снижение темпов роста и т.д.), соматической патологией (рецидивирующие заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты). Не вызывает сомнения, что только здоровый ребенок может достаточно хорошо усвоить предлагаемую ему преподавателем программу. Постоянное снижение уровня здоровья школьников свидетельствует о необходимости нормализации учебной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями организма. Любое увеличение нагрузки, как умственной, так и физической, можно рассматривать как стрессовое воздействие, носящее длительный и устойчивый характер. «Пока активность симпатического отдела вегетативной нервной системы сохраняется на достаточно высоком уровне, процесс обучения осуществляется в условиях стабильного функционального состояния школьника. Как только адаптационные резервы организма снижаются, возникает ситуация рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций, жизнедеятельность реализуется в режиме неустойчивой адаптации, который проявляется у детей в виде падения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям». Традиционные мероприятия, направленные преимущественно на устранение последствий чрезмерной учебной нагрузки или нерационального режима учебной деятельности, не позволяют добиться заметных результатов, о чем свидетельствует статистика заболеваемости школьников.

Актуальность исследования связана не только с необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном процессе, но и с повышением результативности учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности, то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень образованности, а правильность построения образовательного процесса, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье человека.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуется здоровьесберегающий подход. Несмотря на существование разнообразных форм и методов реализации их результат не достигает поставленной цели. Причин этому может быть много: некомпетентность педагогов в планировании занятий; отсутствие психологов в школах; консервативное отношение к процессу обучения администрации, которое загоняет педагогов в жесткие временные рамки; безразличие педагогов по отношению к детям и их здоровью; отсутствие работы педагогов с родителями по вопросу здоровья; отсутствие постоянного взаимодействия педагогов и медицинских работников в работе с детьми и еще много других причин.

Особое внимание следует уделять здоровьесбережению уже в младшем школьном возрасте, на который приходится резкое увеличение нагрузки, в связи с изменением социальной ситуации развития – поступление в школу.

Педагогическая среда обладает широким спектром возможностей для здоровьесбережения. В частности, здоровьесберегающий подход может быть реализован в ходе организации воспитательной работы с младшими школьниками.

Здоровьесберегающий подход в образовании рассматривается через систему здоровьесберегающих технологий, а именно: санитарно-гигиенические, медико-профилактические, педагогические (организационно-педагогические, психолого-педагогические, информационные, физкультурно-оздоровительные). Для их реализации требуется совместная деятельность педагогов и медицинских работников.

Показателями эффективности здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы будем считать уровень сформированности валеологической грамотности детей.

Сущность здоровьесберегающего обучения рассматривается как результат ответственности учащихся за свое здоровье, которые активно вовлекаются в процесс сохранения и укрепления здоровья; в учебно-воспитательном процессе выявлены и создаются педагогические условия, определяются содержание, формы и методы здоровьесберегающего обучения, формируется у школьников потребность в здравотворческой деятельности; прослеживается связь между состоянием здоровья школьников и результатами их учебной деятельности.

Здоровьесберегающее обучение предполагает упорядоченное взаимодействие субъектов образовательного процесса, при котором учащиеся не только получают образование в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, но и одновременно решаются задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.

В 2002 году появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся (мониторинг условий обучения, организации учебного процесса, учебной нагрузки и состояния здоровья обучающихся, развитие образовательных программ по формированию здорового образа жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий и др.).

Как видно из формулировки статей законов, государство беспокоится о состоянии здоровья населения и возлагает ответственность на определенные структуры: системы образования и здравоохранения. В то же время закон носит декларативный характер и здоровье понимается только как отсутствие болезни, что и привело к тому, что государство стремится к снижению заболеваемости, а не к улучшению здоровья.

Предпосылки появления новой самостоятельной науки о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека были давно очевидны. Заслуга основоположника этой науки И. И. Брехмана была не столько в названии (валеология – от латинского valeo – здравствовать, быть здоровым), сколько в попытке по-новому взглянуть на само понятие «здоровье». По его мнению, все медицинские доктрины делятся на две части – учение о здоровье и учение о болезнях (включая их лечение).

1.2. Требования к реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников.

  • Мероприятия проводимые для реализации здоровьесберегающего подхода в обучении.
  1. Пополнение образовательного учреждения, необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью.
  2. Осуществление ремонта медицинских, учебных помещений, спортивных залов, площадки, бассейна и т.д.
  3. Осуществление контроля над расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе.
  4. изготовление памяток о режиме дня учащихся и рекомендаций для родителей по организации учебной деятельности на дому (уголки здоровья).
  5. Осуществление контроля над тепловым режимом в учебном заведении. С целью предотвращения переохлаждения или перегрева учащихся в образовательном учреждении.

  • Медико-профилактические мероприятия.
  1. Проведение углубленных медицинских осмотров с привлечением узких специалистов.
  2. Разработка цикла бесед и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов по проблемам здоровья учащихся.
  3. Проведение наблюдения за физическим и нервно-психологическим развитием детей.
  4. Составление, по результатам осмотров, индивидуальных планов оздоровления выявленной патологии.
  5. Профилактические прививки по индивидуальным планам и эпидпоказаниям.
  6. Оздоровительные мероприятия: режим дня, полноценное питание, поливитамины, кислородные коктейли, минеральная вода, утренняя гимнастика, ЛФК, массаж, водные процедуры, ионизация воздуха, лечебный свет (Дюна – 7), фитотерапия.
  7. Профилактика близорукости детей: работа с метками; гимнастика для глаз; выполнение санитарных правил по освещенности; назначение препаратов черники.
  8. Преодоление иммунодефицита; мобилизация защитных сил организма.
  9. Профилактика заболеваний (ОРВ, нарушение осанки и др.): клинические часы; прогулки; физкультминутки; дыхательная гимнастика; точечный массаж; психогимнастика; кружок ритмики; игры: «Лечимся сами», «Я – доктор», «Для улучшения самочувствия детей склонных к частым простудам».

  • Требования к реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников.
  1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена; каникулы – нагрузка).
  2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.
  3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.).
  4. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
  5. Индивидуально-дифференцированный подход, выработанный посредством диагностики.

В программе «Валеология» для общеобразовательных школ под редакцией Терещевой О.Л., определены следующие требования, предъявляемые к ЗУН выпускников начальных классов:

  1. Должны знать определение здоровья; факторы, оказывающие влияние на здоровье; о методах сохранения и укрепления своего здоровья; о необходимости о нем заботиться.
  2. Должны знать о значении физических упражнений для здоровья человека; выполнять комплекс утренней гимнастики.
  3. Должны знать о значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила их выполнения.
  4. Должны знать о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о «полезных» и «вредных» продуктах; значение режима питания; правила приема пищи. Уметь различать «полезные» и «вредные» продукты.
  5. Должны знать о некоторых заболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики): простудные заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), нарушение зрения, заболевание зубов; о влиянии вредных привычек на здоровье человека. Уметь использовать средства профилактики некоторых заболеваний.

Таким образом, появилась острая необходимость в самообразовании педагогов в этой области, которое представляется возможным только в условиях информационной насыщенности. Тогда информационными здоровьесберегающими технологиями, способствующими валеологизации учебного процесса можно считать: разработанный цикл лекций, методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов ОУ; разработанные теоретические, методические, технологические системы основ мониторинга здоровья и личностного развития ребенка, внедрение их в педагогический процесс; сборник научно-методических материалов по вопросам формирования валеологической культуры; периодические средства печати, журналы: «Начальная школа», «Здоровье школьника» и др.


Глава 2. Содержательные и методические аспекты реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии с младшими школьниками в ДШИ.

2.1. Реализация здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии.

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Танец – это путь к здоровью, путь радостный и творческий. Поэтому использование здоровьесберегающего подхода при составлении программ обучения в работе педагогов-хореографов, является основным.

Эффективность использования ритмичных упражнений и танцевальных движений доказана многими специалистами. Занятия дают четкие положительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того: занятия нормализуют вес, улучшают осанку, походку, самочувствие, снимают психологические перегрузки и утомление.

Каждый педагог-хореограф сталкивающийся с нарушениями опорно- двигательного аппарата у воспитанников (искривление позвоночника, плоскостопие, и т.д.) включает в программу обучения различные  эффективные корректирующие упражнения («колечко», «коробочка», «лодочка», «кошка», хождение на внешнем и внутреннем ребре стопы, подъем и опускание на полупальцы, и т.д.).

Программа, включающая здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Первый год обучения (7-9лет). Происходит развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, осанки, стопы; музыкально-двигательной памяти. Получит возможность научиться освоить партерную гимнастику с предметом (мяч) и без предмета. Идёт формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата. Ребёнок в этом возрасте получит возможность научиться понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Второй год обучения (9-12лет). Развивается физическая сила, выносливость, координация, гибкость, ловкость, чувство ритма. В этом возрасте ребёнок получит возможность научиться элементарным представлением о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива). Развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти. Учащийся получит возможность научиться, самостоятельно поддерживать собственное здоровье и здоровье окружающих на основе использования навыков личной гигиены.

Третий год обучения (12-14 лет). Развитие физических качеств, укрепление двигательного аппарата. Учащийся получит возможность научиться основам здорового образа жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. Развитие работоспособности, готовности к труду, волевых качеств личности. В этом возрасте учащийся получит возможность научиться использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Четвертый год обучения (14-16 лет). Совершенствовать технику пластичного танца. Учащийся получит возможность научиться регулировать состояние своего физического здоровья.

2.2. Обобщение  собственного опыта по реализации здоровьесберегающего подхода на занятиях хореографии.

Я – педагог дополнительного образования, руководитель хореографического коллектива «Свой Стиль» и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

В 2017г. была новая редакция  авторской образовательной программы «Ритмика и игра, как форма коррекции агрессивного поведения школьников».

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению пробуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Наиболее привычными формами агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить  кому-то, причинении вреда себе.

Таким образом, агрессивное поведение имеет различные (по степени выраженности) формы:

  • ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
  • пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или от чего-либо);
  • активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Новизна данной программы заключается в том, что к обычным занятиям ритмики добавляются игровые хореотерапевтические блоки направленные на коррекцию агрессивного поведения детей и формирование позитивной установки на отношения друг к другу, к окружающему миру.

Игровые блоки тренируют определенные функции: концентрация внимания, контроль двигательной активности, снятие нервного и мышечного напряжения.

Часто можно наблюдать, что человек фиксируется на какой-то пластике, соответствующей какому-то моменту, пережитому с большой интенсивностью (успеха, одобрения, бунта, агрессии, страха и т.д.). Эта пластика отражает то состояние, которое человек не смог или не захотел в свое время выразить. Она же создает теперь телесные особенности, которое мы называем "путы". Таким образом, фиксированная пластика оживляет и запоминает соответствующие эмоциональные состояния. Путы находятся в соответствующих участках тела. Их можно увидеть или нащупать. В результате их формирования образуются: зоны энергетической перегрузки, которые могут проявляться в виде скованности, напряженности, боли, и даже органического заболевания. Иногда это безжизненные участки с нарушениями мускульного тонуса, плохим кровоснабжением, бессилием, и т.д. С точки зрения сознания - это нераспознаваемые участки телесной схемы.

Цель программы состоит в том, чтобы человек освободился от своих пут, мог использовать различные пластики и разных персонажей, не застывая в них, и, таким образом, развивал на физическом и психическом уровнях различные центры, чтобы достичь полной слаженности в их работе, чтобы больше не быть подчиненным (рабом того, что механически с ним происходит), а становиться индивидуумом (неделимым, единым).

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что педагог стремится в работе достичь специфической цели: развивать текучесть, телесную и психическую экспрессивность. Тело с его ограничениями требует от нас долгой работы, иногда ежедневной, чтобы достичь большего мышечного тонуса, большего растяжения, большей гибкости. Это выражение и репрезентация законов эволюции: необходимо посвящать этому время, терпеливо повторять, делать все новые и новые попытки, удивляться новизне, открываться неожиданному.

Ценность данной программы в том, что разработаны и проводятся, как стандартные так и авторские анкеты, и диагностика учащихся. Исходя из полученных результатов корректируется учебный и воспитательный план.

Таким образом, укрепление и оздоровление организма детей идет параллельно с коррекцией агрессивного и гиперактивного поведения.

Блок игр подбирается с учетом возраста. Игры с использованием танцевальной техники и пластики подбираются с учетом года обучения, могут усложнятся или упрощаться в зависимости от уровня подготовки.  

Цели и задачи программы:

  • развитие творческого потенциала, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков на уроках ритмики и танца;
  • создание условий для коррекции и компенсации агрессивного и гиперактивного поведения учащихся.

Задачи программы:

Психокоррекционные задачи:

  • освободиться от мышечных блоков, которые удерживают нас в рамках запрограммированного поведения;
  • увидеть в себе и суметь выразить индивидуальные черты собственного характера.
  • повысить устойчивость к агрессии и расширить ресурсы личности;
  • устранить или уменьшить проявления дезадаптивного поведения;
  • ослабить или устранить неадекватное поведение.

Развивающие задачи:

  • развить способности к расслаблению;
  • развить способности к самоутверждению;
  • развить способности к саморегулированию.

Воспитательные задачи:

  • Приобщить подрастающее поколение к миру гимнастики, танца и здоровому образу жизни.
  • Воспитать культуру поведения учащихся, культуру взаимоотношений в кол-ве, в паре при исполнении с партнером или партнершей:
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • повышение самооценки;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • интеллектуальное.
  • Расширить позитивный социальный опыт личности.

Критерий агрессивности ребенка

Портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - не разрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Как правило, это связано с дефицитом внимания к ребенку со стороны взрослых, значимых для него людей. Принятие, внимание, интерес к его делам, то чего так не хватает детям. Дальше происходит процесс компенсации – когда ребенок видит, что легче всего внимание привлекается какой-либо негативной формой поведения и взрослый обязательно обратит внимание. Таким образом, происходит процесс закрепления агрессивного и гиперактивного поведения детей. Поэтому работа с такими учащимися должна вестись в двух направлениях:

  • взаимодействие и налаживание отношений с родителями (эта задача не только педагога, но и психолога школы);
  • развитие чувства эмпатии, креактивности и социальной значимости у детей.

Для определения уровней этих черт личности также проводится ежегодное тестирование по методам Меграбяна – Эпштейна.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитная реакция.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком).

Ребенок:      1) часто теряет контроль над собой;

                    2) часто спорит, ругается со взрослыми;

                    3) часто отказывается выполнять правила;

                    4) часто специально раздражает людей;

                    5) часто винит других в своих ошибках;

                    6) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

                    7) часто завистлив, мстителен;

                    8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Работа педагогов с агрессивными детьми должна проводиться в трех  направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Разработка комплекса диагностических средств позволяет получить достаточно объективную и детальную информацию об особенностях агрессивного поведения детей.

Как играть с агрессивными детьми.

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок может выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ может вызвать еще большую агрессию, показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, через 4-8 занятий по настоящему отреагировав свой гнев, ребенок начинает вести себя более спокойно.

Перечисленные ниже игры (описание см. в Приложении) способствуют снижению агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: (рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными).

1 год обучения: «Обзывалки», «Ворвись в круг», «Дракон».

Для снятия мышечного напряжения: «Корабль и ветер», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Винт», «Насос и мяч», «Давайте поздороваемся».

Для снятия нервного напряжения, позитивное настроение: «Театр масок», игра-танец «Представь себя…», игра-танец «Зеркало».

Чувство эмпатии: «Интервью».

Чувство близости: «Связующая нить».

2 год обучения:  «Аэробус» (чувство команды), «Ворвись в круг», «День рождения» (снятие эмоционального напряжения), «Слушай хлопки» (контроль импульсивности и контроль двигательной активности).

 3- 4 год обучения:  «Космический экспресс» (снятие эмоционального напряжения), «Колпак мой треугольный» (концентрация внимания, научить управлять движениями), «Хромой ведет слепого» (снятие нервного напряжения), «Король сказал» (преодоление двигательных автоматизмов), «Запрещенное движение» (развивает быстроту реакции, дисциплинирует, вызывает эмоциональный подъем), «Найди свою пару» (снятие эмоционального напряжения, развитие выразительного поведения – мимика, пантомимика).

Анкета (для педагога – по  выявлению агрессивного ребенка и выработки своей стратегии поведения с ним).

Критерии агрессивного ребенка:

  1. временами кажется, что в него вселился слой дух;
  2. он не может промолчать, когда чем-то не доволен;
  3. когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же;
  4. когда ему без всякой причины хочется ругаться;
  5. иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;
  6. переспорить его трудно;
  7. очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;
  8. иногда у него вспыхивает желание, сделать что-то плохое;
  9. в ответ на обычные распоряжения, стремится сделать все наоборот;
  10. часто не по возрасту ворчлив;
  11. воспринимает себя как самостоятельного и решительного;
  12. любит быть первым, командовать, подчинять себе других;
  13. неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых;
  14. легко ссориться, вступает в драку;
  15. старается общаться с младшими и физически более слабыми;
  16. у него нередки приступы мрачной раздражительности;
  17. не считается со сверстниками, не уступает, не делится;
  18. уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

  • Высокая агрессивность 15-20 баллов.
  • Средняя агрессивность 7-14 баллов.
  • Низкая агрессивность 1-6 баллов.

В практике мною применяются:

  1. Подвижные музыкальные игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах. Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка благотворно влияет на детей. Музыка - это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.
  2. Партерная гимнастика (см. «Приложения») позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц, формирование гибкости. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить более простыми для удобства запоминания их детьми.
  3. Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
  4. Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
  5. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления (см. «Приложения»).

На практике я убедилась, что здоровьесберегающий подход на занятиях хореографии должен носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. На занятиях хореографии очень много времени как раз отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Постановка корпуса и развитие чувства апломба, т.е. баланса является непрерывной задачей каждого занятия хореографии.

Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. И в этой связи трудно не отметить значение занятия хореографии для профилактики заболеваний. Разнообразные упражнения для стопы и различные виды шагов, да буквально каждое движение в уроке, призвано положительным образом влиять на опорно-двигательный аппарат. Поэтому урок хореографии имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм дошкольника.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а так же дает определенный терапевтический эффект.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Музыкально-ритмические упражнения.

  1. «Гимнастика руками».
  2. «Прогулка по сказочному лесу».
  3. «Порхающая бабочка» (см. «Приложения»).
  4. «Танец быков» (фламенко).
  5. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить.
  6. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).
  7. «Полька зверей» (см. «Приложения»).
  8. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении (см. «Приложения»).
  9. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
  10. «Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение.
  11. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

Ритмические упражнения (см. «Приложения»).

  1. « Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
  2. Ритмизация собственных имён и фамилий.
  3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
  4. Ритмизация движений различных животных.
  5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу. «Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).

Сказкотерапия (см. «Приложения»).

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки («Теремок», «Репка», «Колобок» и т.д.), подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.

 Заключение.

В последние десятилетия все больше внимания уделяется анализу негативной динамики в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста. Объективные причины этой тенденции кроются, в первую очередь, в сфере условий и жизни детей (постоянные стрессовые ситуации, неблагоприятный экологический фон, высокая интенсивность процессов обучения и воспитания).

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области. Современная школа основной задачей ставит создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого ребенка.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы  обучение  детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Здоровье ребенка - категория педагогическая. Школа должна выпускать в большую жизнь физически здоровых учащихся. Достижение этой цели представляется возможным с введением системы здоровьесберегающего обучения младших школьника.

Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15% суток, а 85% времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей, занятых двигательным развитием:

  • повышается ферментативная активность крови;
  • улучшается показатели иммунитета;
  • уменьшается частота функциональных изменений осанки;
  • средняя за год заболеваемость снижается;
  • уровень физической и умственной работоспособности повышается.

Применение  здоровьесберегающего подхода в обучении повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Используя здоровьесберегающий подход во время своих занятий, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

Список используемых источников и литературы.

  1. Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам: Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: ЧГПИ, 1989.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.  
  3. Андреев В.И. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  4. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.  
  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2. 1178 — 02. // Здоровье детей. 2003. - № 6. - С. 1-16.
  6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. / Предисл. Н.А. Агаджанян. М.: ЫЕТОИКА - А, 2001.
  7. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Акцидент, 1998.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. - М.: ИНФРА — М, 2001. (Серия «Федеральный Закон»).
  9. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика. Серия «Панацея». Ростов н / Д.: «Феникс», 2000.  
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление). М.: «ВАКО», 2004.
  11. Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия: Направленно-избирательные упражнения для детей школьного возраста с функциональной недостаточностью стоп и плоскостопием. // ОБЖ. — 2002. -№ 12.
  12. Конституция Российской Федерации. — М.: «Новая волна», 1998. 62 с.
  13. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко. М.: Просвещение, 1986.
  14. Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СБп.: КОРОНА принт., 2001.
  15. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. СПб.: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002.  
  16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ильин А.Г. Состояние здоровья школьников на пороге третьего тысячелетия. // Магистр. 1999. - № 3.
  17. Лечебная физическая культура: Справочник. / Епифанов В.А., Мошков.
  18. Лямираль С., Рипо К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым. 2-е изд.: Пер. с франц. / Предисл. Л. Казанцевой. - М.: Физ-ра и спорт, 1984. (Физкультура и здоровье.)
  19. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. В.В. Давыдов. 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988.  
  20. Образование и здоровье. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 29 / 2048-6. // Вестник образования. 2002. -№ 12.
  21. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 августа 2002 г. № 13-51 104/13.// Вестник образования. — 2002. - № 19.
  22. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека).

Приложения. Игровой материал к разработке.

Игровой блок – 1 год обучения.

«Интервью» (в начале занятия).

Цель: создание атмосферы понимания, развитие навыков общения активного слушания, эмпатии.

Ведущий, используя микрофон (любой подходящий предмет), по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, так же могут задать вопросы и остальные дети. – «Что ты любишь делать в свободное время?» и т.д.

«Связующая нить» (в конце занятия).

Цель: формирование чувство близости с другими людьми принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая мячик (или другой предмет) так, чтобы все, кто уже держал мячик взялись за руки. Передача мячика сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает педагог, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

«Корабль и ветер».

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, и сильно втяните щеки … А теперь шумно выдохните, через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз … Я хочу услышать, как шумит ветер!».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька».

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.                

(В. Селиверстов).

Правильно, это сосулька.

Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для наших друзей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем … А теперь выступаем. Здорово получилось!».

«Дракон».

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива, снятию напряженности.

Играющие становятся в линию, держась за пояс друг друга. Первый участник – «голова дракона», последний - «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Тело «дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники. Игра проводится под веселую музыку.

«Театр масок».

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

«Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будите артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-Яга» Дети с помощью мимики изображают Бабу-Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Не которым даже смешно стало.  Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.  

А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр» Дети плотно сжимают челюсти одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!».

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!».

«А как хитро улыбалась лиса Лариса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! … Замечательно, хорошо потрудились!».

Далее педагог, на свое усмотрение, может похвалить особо тревожных детей, например так: «все работали хорошо, особенно страшной была маска Саши, когда я посмотрела, то сама испугалась, а Машенька была похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!».

«Рабочий день актера закончен, мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!».

«Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть название овощей, фруктов, грибов, или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!».

Игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Представь себя …».

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя из домашнего задания. Например: «Я – Золушка», «Я – Мушкетер», «Я – Фея Цветов», «Я – Рыцарь», «Я - Лев», и т.д. При этом выполняет движения, характерные для выбранного персонажа. После того, как участник возвращаться на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Участник, чье имя названо наблюдает за этим процессом со стороны.  

«Зеркало» (игра-танец).

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. Это могут быть любые танцевальные движения, импровизация на пластику. По сигналу педагога участники меняются ролями, затем – напарниками. Игра проводится под различную танцевальную музыку.

Игровой блок – 2 год обучения:

«Аэробус».

Цель: учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать» Один из детей (по желанию) ложиться на живот и разводит руки в стороны, как крылья самолетов. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля …

Так, теперь можно потихонечку можно поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабиться, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Игровой блок 3 – 4 год обучения:

«Космический экспресс».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Игра проводится под музыку ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот. Дети (пассажиры космического экспресса) встают друг за другом, держась за пояс впереди стоящего «пилота». По команде ведущего (педагога), «Экспресс» начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее медленно делает повороты – обходит метеориты, быстрее – уходит от космических пиратов, пришвартовывается – прыгает на одной ноге и выполняет другие задания. Главная задача - не разорвать единую «цепь» сохранить «Экспресс» в целости.

«Колпак мой треугольный».

Цель: концентрация внимания, тренировка зрительной и двигательной памяти, быстрота реакции.

Играющие сидят по кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяет его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове или соединить ладошки «домиком» над головой). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно слово больше. В завершающем кругу дети изображают всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Хромой ведет слепого».

Цель: снятие нервного напряжения.

«Хромому» подвязывают ногу повязкой (или он просто подгибает сам ногу). У «слепого» глаза завязаны повязкой. На полу – газетные обрывки «трясина», стулья «препятствия». «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в «трясину» и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

«Инсценировка».

Цель: снятие нервного напряжения, развитие чувства импровизации.

Дети по очереди инсценируют фразы, которые произносит ведущий (педагог). Возможные фразы: «Я съел шоколадку», «У меня болит зуб», «Мне купили велосипед», «Я поссорился с другом», «Я пою на большой сцене», «Я солист известной танцевальной группы» и т.д.  

Диагностика интересов учащихся (анкета для определения результатов действия программы в конце обучения).

  1. Нравятся ли тебе уроки ритмики?
  2. Что тебе больше всего нравится в процессе урока?
  3. Чему полезному (на твой взгляд) ты научился?
  4. Что тебе хотелось бы изменить и дополнить в процессе урока?
  5. Как ты думаешь, влияют ли уроки ритмики на твое настроение и отношение к твоим сверстникам. Если «да», то как?
  6. Оцени себя, до занятия ритмики и в конце обучения – что в тебе изменилось?
  7. Оцени сверстников (1-2 примера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.

Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.

В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...

Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников при реализации УМК «Планета знаний

Личностно-ориентированный подход  и  развитие  творческих  способностей  младших  школьников ...