Формирование мотивации ЗОЖ через систему внеклассных мероприятий
статья по зож (3 класс)
В настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей состоит также в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат № 2 Адмиралтейского района
Сообщение на тему:
«Формирование мотивации ЗОЖ через систему внеклассных мероприятий»
Выполнил: учитель 3 Б класса
Хегай Алла Александровна
Санкт-Петербург
2020
Введение
Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Социально-экономическая напряженность, существующая в современном обществе, негативно влияет на все сферы жизни российского общества, представляя угрозу для нормальной жизнедеятельности человека. При этом самой уязвимой частью населения являются дети.
В настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей состоит также в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.
Глава I. Воспитание культуры здорового образа жизни у подростков
1.1.Понятия здоровья и образа жизни
В широком смысле здоровье человека представляет собой общее понятие, включающее в себя все возможные частные варианта жизнедеятельности целого организма (вплоть до наличия болезней). Условно говоря, здоровье может быть хорошим или плохим, но не правомерно суждение о его наличии или отсутствии у живого человека.
Согласно зарубежным исследованиям, здоровье содержит в себе следующие составляющие:
- физическую (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели);
- психическую (психологическое благополучие, контроль поведенческих и (или) эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства, депрессии);
- социальную (контакты с людьми, социальные ресурсы);
- ролевую (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе, в школе);
- общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья).
Стоит заметить при этом, что в отечественных представлениях о составляющих здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.
Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов. Эти и другие факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
1.2.Здоровый образ жизни, его основные элементы
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Говоря о компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья[1].
Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменениестиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Образование и здоровье – категории социальные, т.е. общественные. О здоровье общества можно судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительности жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, о таком обществе можно сказать, что оно вполне здорово.
Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего[2]
1.3. Основные компоненты здорового образа жизни
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что здоровый образ жизни является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия. При этом, ЗОЖ содержит в себе следующие основные элементы: личную гигиену, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание, оптимальные двигательный режим.
Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним.
Недостаточность мышечных движений отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем.
Таким образом, преодолеть недостаточность двигательной активности, помогут регулярные занятия физической культурой, спортом, различного рода физическими упражнения и активный отдых[3].
1.4.Мотивационная составляющая здоровья человека и его образа жизни
Эмпирическим путем человечество пришло к мысли о том, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время, как занятия спортом, рациональное питание и закаливание его повышают. При этом. Чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.
Говоря о разного рода мотивациях, побуждающих людей к ведению здорового образа жизни, следует отметить, что для людей подросткового возраста, иногда полностью теряет значимость мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимости в осторожности, снижают чувство ответственности за собственный организм. Именно это зачастую служит причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму.
1.5.Структура жизнедеятельности подростков, их личное отношение к здоровью
Как уже было отмечено выше, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. При этом, наряду с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой и социально-экономическими факторами, огромное значение имеет также недостаточное внимание к здоровью детей со стороны педагогов и родителей, неправильная организация учебного процесса и распорядка жизни ребенка, недостаточное техническое оснащение школ, неадекватное отношение самих детей и их родителей к собственному здоровью и т.д. При этом, на данном этапе одним из ключевых факторов отношения школьников к собственному здоровью является образ жизни и привычки родителей, старших братьев и сестер, преподавателей и т.д., т.е., наиболее авторитетных для ребенка людей, на которых он стремится ориентироваться. Кроме того, немаловажное значение имеет также тот ритм и режим дня, к которому приучают его родители дома и преподаватели в школе.
Таким образом, в современных общеобразовательных учреждениях одной из основных задач, помимо обучения и предоставления школьникам определенных практических и теоретических знаний стало сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Большое значение имеет также проведение разъяснительных занятий и бесед с родителями школьников, с целью усвоения ими значимости здорового образа жизни их детей, а также знакомства их с конкретными методами привития ребенку заботы о собственном здоровье[4].
Тем самым, говоря об особенностях образа жизни ребят школьного возраста, стоит еще раз отметить тот факт, что в этот период, в возрасте 6-17 лет ребята еще не столь самостоятельны, и их образ жизни, отношение их к собственному здоровью складывается и изменяется под влиянием родителей и других авторитетных для ребенка людей. Таким образом, в этот период жизни, наибольшее внимание следует уделять не только работе с самими детьми, но и с их окружением[5].
Глава II. Методика воспитания культуры здорового образа жизни у подростков в рамках учебной программы
2.1.Актуальность разработки методики
Очевидно, что внедрение в обучение инновационных здоровьесберегающих технологий на современном этапе необходимо. Согласно последним исследованиям, доля отрицательного влияния педагогических факторов колеблется в пределах 20-60%. О существовании указанных проблем знает каждый педагог в современных школах, однако это знание крайне редко переходит в осознание собственной ответственности за здоровье и развитие каждого подростка.
2.2.Цели, задачи, направления работы
Задача формирования здорового образа жизни и самого здоровья подрастающего поколения должна решаться путем создания целостной системы по сохранению его физического, психического и социального благополучия. С этой целью необходимо обеспечить здоровый образ жизни всего школьного коллектива через создание окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья старших школьников и воспитания у них культуры здорового образа жизни. Тем самым, в ходе работы по указанному направлению целесообразно сосредоточиться на следующих основных направлениях:
1. Формирование чувства ответственности за здоровье и оздоровление своего образа жизни.
2. Повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья.
3. Нормализация учебной нагрузки и соблюдение физиологических требований к организации учебного процесса.
4. Внедрение инновационных технологий, направленных на сохранение здоровья подростков и воспитания у них культуры здорового образа жизни.
В подростковом возрасте ребенок обладает огромным потенциалом, который он может реализовать в ходе применения уровневой дифференциации обучения (УДО). Актуальность применения УДО в современных средних школах обусловлена тем, что основной психофизической характеристикой 10-16-летних подростков является их направленность на осознание себя как личности и осознание ответственности перед самим собой и обществом за собственное здоровье. Это делает мотивацию получения конечного полезного результата обучения (приобретение знаний, успешность в будущей взрослой жизни) первостепенной. Школьный педагог имеет возможность проследить преемственность между особенностями развития в начальной школе, возможностями самопознания и самореализации в подростковом критическом периоде с учетом темпов полового созревания, показателями адаптации (наличие или отсутствие заболеваний, особенностей поведения).
Ситуация дифференциации учебных требований по уровням усвоения способствует сотрудничеству ученика и преподавателя, что снимает стрессовые факторы авторитарной педагогики и повышает эффективность обучения и воспитания, поскольку педагогика находится в союзе с психологией.
2.3. Особенности системного подхода
Системный подход к решению задачи по внедрению здоровьесберегающей технологии обучения обуславливает работу по трем основным направлениям:
1. Первичная профилактика (соблюдение санитарно-гигиенических требований и целеобразовательный режим учебных занятий и самостоятельной работы подростков).
2. Вторичная профилактика (коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья).
3. Обучение здоровому образу жизни.
2.4. Обучение здоровому образу жизни.
Применение системного подхода к формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью предполагает целый ряд мер и мероприятий, проводимых с детьми. Необходимо отметить, что указанные мероприятия должны проводиться не разрозненно, а составлять собой систему и включать в себя занятия по самым различным предметам.
Учителя должны как можно более подробно и понятно объяснить подросткам о вреде для организма, который несут вредные привычки, неправильный образ жизни. Ребята должны понять, каким именно образом действуют на организм наркотики, алкоголь и табакокурение, какие последствия вызывают. Подростки должны получить и усвоить информацию о личной ответственности каждого человека перед окружающими, своей страной и близкими людьми за тот образ жизни, который они ведут, за собственное здоровье и получить элементарные навыки здорового образа жизни (правильное питание, отсутствие вредных привычек).
Однако, говоря о воспитании здорового образа жизни в ходе каждодневных уроков по разным дисциплинам, нельзя забывать о роли занятий физической культурой. Именно на эти уроки и учителей физкультуры ложится основной груз по воспитанию здорового образа жизни подростков. В ходе каждодневных занятий учитель должен деликатно, но настойчиво проводить пропаганду ЗОЖ. Особенности проведения уроков физкультуры позволяют не только пропагандировать здоровый образ жизни, но и давать навыки его элементов. При этом, очень важно, что на этих уроках, в наибольшей степени возможен индивидуальный подход к ребенку, а также, одновременно и воспитание всего класса.
В ходе занятий по физкультуре, в их теоретической части, подростки в доступной форме узнают об особенностях собственного организма, его реакции на физические нагрузки, а также о тех возможностях, которые дают оздоровительные мероприятия и занятия физкультурой. На практических занятиях по физкультуре ребята получают возможность обучиться конкретным навыкам, позволяющим вести здоровый образ жизни (комплексы упражнений, навыки и информацию по закаливанию), приобщаются к физическим упражнениям.
Говоря и воспитании культуры ЗОЖ среди подростков нельзя также забывать о роли классного руководителя. Именно классный руководитель должен проводить внеклассные мероприятия по профилактике заболеваний и воспитанию здорового образа жизни. Разумеется, некоторые мероприятия должны организовываться совместно с учителями-предметниками, в зависимости от их специфики, а также со школьными специалистами.
Классный руководитель должен составить график и план мероприятий, проводимых в конкретном классе в рамках программы повышения здоровья подрастающего поколения и воспитания культуры ЗОЖ. В эту программу должны входить такие мероприятия, как проведение занятий с участием специалистов (как школьных, так и приглашенных) в различных областях (психологи, медики и т.д.) люди, служащие примером для ребят. Кроме того, в годовом учебном цикле и в плане внеклассных мероприятий обязательно должны быть запланированы походы в музеи, в кино, в театры и т.п., на представления (экспозиции, мультфильмы или кинофильмы), пропагандирующие здоровый образ жизни и показывающие результаты безответственного отношения к собственному здоровью. При этом, необходимо подчеркнуть, что все указанные мероприятия должны соответствовать возрасту и особенностям климата в классе, а также уровню развития ребят.
Помимо прочего, классный руководитель, а также (в случае необходимости) школьные специалисты (медики, психолог) должны проводить индивидуальные, разъяснительные беседы с школьниками на предмет ведения здорового образа жизни.
Стоит также сказать, что классный руководитель и указанные специалисты обязательно должны проводить подобные беседы и собрания на указанные темы с родителями подростков. Эта необходимость связана с тем, что в подростковом возрасте (особенно дети в возрасте 10-14 лет) не вполне самостоятельны и их образ жизни во многом еще определяют родители. В этом смысле важно подчеркнуть необходимость проведения групповых и индивидуальных бесед с родителями подростков не столько о необходимости здорового образа жизни их детей, сколько о методах и способах их привития и воспитания.
Помимо уже указанных мероприятий, в рамках школы должны проводиться дни здоровья, различные викторины и праздники физкультуры и здорового образа жизни, спортивные соревнования и т.п., с привлечением как самих подростков, так и их родителей.
2.5.Подготовка к проведению мероприятий по воспитанию культуры здорового образа жизни среди подростков в школе
Для того, чтобы в школе проводить целенаправленную и эффективную пропаганду здорового образа жизни среди подростков, необходимо знать истинное состояние здоровья учащихся данной школы. Оценку этому состояния могут дать специалисты поликлиники. Таким образом, именно с учетом этих показателей необходимо определять тематику и форму проведения классных занятий, внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий и работы с родителям
Заключение
Рассмотрев особенности формирования здорового образа жизни подростков можно сделать ряд немаловажных выводов. Прежде всего, стоит отметить, что формирование здорового образа жизни человека (в любом возрасте) невозможно без осознания им его необходимости, без формирования ответственности личности перед самой собой и обществом. Таким образом, главной задачей современного общества в контексте указанной проблемы является необходимость привития подобной ответственности и, в первую очередь, молодому поколению россиян.
При этом, стоит отметить, что основные составляющие ЗОЖ, такие, как рациональное питание, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных привычек и соблюдение норм двигательной активности, требуют от человека постоянных душевных и психических затрат, что в свою очередь, способствует воспитанию ответственности, упорства и других личных качеств подростка, которые понадобятся ему в предстоящей профессиональной деятельности и жизни.
Говоря об огромном значении и необходимости формирования культуры здорового образа жизни среди современных подростков, нельзя обойти также вниманием огромное значение, которое играют регулярные и осознанные занятия физической культурой и спортом в деле формирования, укрепления и обеспечения здоровья.
Тем самым, основной задачей школы в контексте рассматриваемой проблематики, является воспитание здорового образа жизни среди школьников, привитие и обучение их навыкам ЗОЖ. При этом, проведение подобных мероприятий должно основываться, в первую очередь, на принципах системного и индивидуального подхода. Кроме того, разработка подобных программ невозможна без системы мероприятий по диагностики психофизического состояния подростков, поскольку при отсутствии такой диагностики даже самые эффективные мероприятия не дадут желаемого результата.
Список литературы
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.; Физкультура и спорт, 1990.
Если хочешь быть здоров: сборник. Сост. Исаев А.А. М.; ФиС, 1988.
Ильинич В.М. Физическая культура студента. М.; Гардарики, 2001.
Коваленко Т.Г., Смеловская Е.Л., Агафонова Л.В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. Волгоград; Узд.-во ВолГУ, 2002.
Кружилина Т., Орехова Т. Здоровое поколение./Основы безопасности жизни. №6, 1998. С. 35-40.
Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников. М.; Айрис-пресс, 2006.
Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.; Мир, 1974.
Харламов И.Ф. Педагогика. М.; Высшая школа, 1990.
Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Р-н-Д.; Феникс, 2005.
[1]Если хочешь быть здоров: сборник. Сост. Исаев А. А. М.; ФиС, 1988. С. 76.
[2] Поляков С. Д. И др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников. М.; Айрис-пресс, 2006. С. 4.
[3] Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М.; Физкультура и спорт, 1990. С. 33
[4] Кружилина Т., Орехова Т. Здоровое поколение./Основы безопасности жизни. №6, 1998. С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
Развитие творческих способностей учашихся через систему внеклассных мероприятий.
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий" подготовлен для выступления на районном методическом объединении и содержит практические советы по организации ...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Доклад по самообразованию Формирование мотивации к здоровому образу жизни подростка через систему внеклассных занятий
Данная разработка предназначена для педагогов коррекционных школ 8 вида....
Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий
Большое значение в формировании личности младшего школьника с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) играет то, как он будет чувствовать себя в окружении сверстников, участвовать...
Формирование положительных семейных ценностей у детей и родителей через систему внеклассных мероприятий в условиях сельской малокомплектной школы
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство росс...