Формирование положительных семейных ценностей у детей и родителей через систему внеклассных мероприятий в условиях сельской малокомплектной школы
методическая разработка
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительных семейных ценностей у детей и родителей через систему внеклассных мероприятий
в условиях сельской малокомплектной школы
Дом – это основа истинной добродетели. Если правильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
В последнее время родители уделяют мало внимания детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Мамы избегают разговоров с детьми о жизни, о счастье, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети же не ценят родителей, их труд и терпение. И, к сожалению, часто свою любовь к родителям дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными. У современных детей преобладает потребительское отношение к родителям.
В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа школы по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру многонационального населения России.
Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в условиях сельской малокомплектной школы является одной из острых проблем школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников! И в последнее время они такими и являются.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Обучающиеся сельской малокомплектной школы, в которой я работаю, имеют выраженное недоразвитие познавательной сферы, так как нет дошкольных учреждений, и дети поступают в школу без подготовки.
В связи с этим, я активно включилась в работу по формированию семейных ценностей, определила цель и задачи.
Цель:
создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
· обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.
· определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
· разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
· формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместного досуга.
В нашем классе накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В классе создан и работает родительский комитет. Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.
Для формирования семейных ценностей использую следующие формы работы с обучающимися и их родителями:
- тематические классные часы;
- совместные семейные праздники: День Здоровья, День матери, Новый год, 8 марта, День защитника отечества, День семьи;
- подарки своими руками: открытки на День матери, 8 Марта, 23 февраля и к другим праздникам.
-Благоустройство класса, озеленение класса, благоустройство территории школы.
Умело организованная и продуманная работа способствует эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о семейных ценностях.
Самое главное это то, что семейные традиции очень хорошо влияет на воспитание детей. Им нравится что-то делать вместе со своими родителями. Семейные традиции учат детей уважать и любить свою семью.
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.
Активное вовлечение родителей в жизнь школы и класса способствует приобретению нового взгляда на отношения в семье; помогает родителям познать своего ребенка, его способности и интересы вне семьи; способствует успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, формированию индивидуальности ребенка.
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
В.Гюго сказал: « Семья – это кристалл общества». Для того, чтобы этот кристалл сверкал чистотой, чтобы, преломляя лучи солнца, превращался только в разноцветную радугу – необходимо приложить много усилий.
Результаты моей работы:
· повысилась активность родителей: на наши праздники приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.
· у родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
· у детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
· положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.
· реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
· овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
· повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
· развитие социального интеллекта.
· динамика личностного роста учащихся.
· формирование социально- активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, деревни.
Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
Представленный материал может быть полезен в работе классных руководителей, заместителей директоров по ВР, при проведении классных часов, школьного мероприятия, родительских собраний. Материал может быть использован в совместной образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями, как в целом виде, так и отдельными элементами.
Идейный замысел направлен на воспитание у учащихся уважительного отношения к родителям и способствует формированию дружного классного и школьного коллектива.
Сценарий литературно - музыкальной программы,
посвященной Международному женскому дню
"При солнышке - тепло, при матери - добро"
Пояснительная записка
В нашей сельской малокомплектной школе в течение учебного года проводятся различные мероприятия, театрализованные праздники, викторины, конкурсы, которые интересны всем: и учащимся и родителям. Сегодня особое внимание уделяется укреплению семейных ценностей и отношений взрослых и детей. С этой целью разработан сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню. В нем принимают участие учащиеся и члены их семей. Это замечательный повод для того, чтобы выразить дань уважения и признательности маме за щедрое материнское сердце, за тяжелый и незаметный труд. Этот праздник позволяет объединить все поколения от мала до велика. Этот день позволяет всем детям страны обнять своих матерей, бабушек, сестер и сказать, как сильно они их любят, как скучают, когда далеко.
Данный сценарий предназначен для проведения массового мероприятия с литературно - музыкальной программой. Сценарий разработан, учитывая возрастные особенности учащихся.
Укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой, сформировать у них ценностное отношение, любовь, привязанность к самому родному и близкому человеку – МАМЕ – одна из главных задач школы.
8 Марта – важный день для каждого человека, один из самых трогательных праздников, так как с детства и до последних дней все мы несем в душе единственный и неповторимый образ – образ женщины, мамы.
Мама! Самое прекрасное слово на земле! Это первое слово, которое произносит человек и которое есть в языке любого народа. На всех языках это священное слово звучит одинаково нежно и ласково, светло и значительно.
В большинстве мировых культур Мать – символ жизни, вечности, тепла и любви. Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.
«Мама» – первое слово, произносимое ребенком, – звучит почти одинаково на многих языках. Образ матери – образ, в котором воплощены необъятная любовь, трогательная нежность и забота; образ, который возникает у маленького ребенка и остаётся путеводной звездой на всю жизнь.
Этот праздник необходим, чтобы показать значимость, истинное предназначение женщины. Он помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения к материнству. Благополучие общества во многом зависит от того, насколько благополучна и почитаема в нём женщина-мать.
Мероприятия в рамках 8 марта выполняют просветительскую, воспитательную и обучающую функции. Предлагаемые формы и методы предполагают активное совместное участие учителей, школьников, их родителей, в привлечении внимания к традиции бережного отношения к женщине-матери, к проблеме социальной важности роли матери в обществе.
Содержание данного праздника не рассматривается как «вставной» эпизод в школьную жизнь, а обеспечивается преемственностью в воспитательной работе образовательной организации в целом.
Цель мероприятия: создание условий для сплочения детей и родителей в единый дружный коллектив.
Задачи:
- повысить культурно-нравственный уровень учащихся и эффективность взаимодействия с родительской общественностью в сфере формирования общегражданских ценностей, главным из которых является уважение и любовь к женщине.
- воспитывать внимательность, заботливость, уважительное отношение к женщине;
- поощрять стремления учащихся к самовыражению, к творчеству;
- развивать умение выразительного чтения и чтения стихов наизусть;
- развивать сценическое мастерство ребят;
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и успешной социализации.
Форма проведения: программа с творческими номерами учащихся
Подготовительная работа.
- Чтение стихов, рассказов о маме.
- Беседы, дискуссии: «Значение мамы в жизни человека», «Это моя мама»
- Конкурс поделок для мам
- Подготовка фотоколлажей, презентаций о маме
Методические указания:
Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
Используемые методы и приемы:
- словесные (рассказ педагога, объяснение);
- наглядные (показ);
- поощрение;
- игровые методы и приѐмы;
- создание ситуации успеха;
- использование элементов литературно-музыкальной композиции;
- мультимедийная презентация (показ слайдов);
- распределение творческих номеров в соответствии с возрастом и способностями учащихся;
- для проведения праздничного концерта необходимы двое ведущих.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
• способствовать воспитанию ценностного отношения к матери, другим людям;
• формировать активную гражданскую позицию учащихся;
Регулятивные УУД:
• формировать уважительное отношение к материнскому труду;
Познавательные УУД:
• знакомить учащихся с историей празднования 8 Марта.
Коммуникативные УУД:
• формировать потребность говорить маме слова благодарности;
Метапредметные УУД:
• формировать у учащихся целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.
В результате будут созданы условия для:
- развития в детях стремления к самовыражению, к творчеству;
- формирования высоконравственных личностных качеств воспитанников;
- отработки умения выразительного чтения и чтения стихов наизусть;
- дальнейшего желания развивать сценическое мастерство.
- сформируются такие нравственные качества как уважение, чувство гордости, восхищение мамами.
Проведение данного мероприятия способствовало сотрудничеству педагогов и родителей, сплочению детского и взрослого коллективов. Между родителями и детьми присутствовала атмосфера добра, нежности, любви. По результатам анкетирования среди родителей и обучающихся было установлено 100% удовлетворенность от проведенного мероприятия.
Ход мероприятия
Зал нарядно украшен, гости заняли места, дети ждут своего выхода. Под весеннюю мелодию, ведущая, начинает программу.
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые зрители, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились в нашем праздничном зале, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!
- Итак, мы начинаем!
Под фонограмму песни "Мамина улыбка" выходят сразу несколько мальчиков и располагаются по всему залу в шахматном порядке, лицом к зрителям.
1-й мальчик. Здравствуйте, любимые!
2-й мальчик. Всем нам необходимые!
3-й мальчик. Педагоги классные —
4-й мальчик. Женщины прекрасные!
1-й мальчик.
Пускай зима полна азарта,
Весна пришла сегодня к нам.
Сегодня день 8 Марта
Любимых милых наших дам!
2-й мальчик.
Среди весенних первых дней
8 Марта всех дороже.
На всей земле, для всех людей
Весна и женщины похожи.
3-й мальчик.
Весна — пора тепла и света,
Пора волнения в крови.
И эти пусть слова привета
Звучат признанием в любви.
Все. С международным женским днем!
1-й мальчик.
Дорогие мамы, бабушки и тёти,
Хорошо, что в этот час
Не на службе вы, не на работе,
В этом зале, смотрите на нас!
2-й мальчик.
Мы вас любим очень, очень, очень,
Очень, бесконечно - это не секрет;
Впрочем, если говорить короче:
Вас любимей не было и нет!
Ведущая: Дорогие девочки, мамы, бабушки! Мы поздравляем всех с первым весенним праздником, с Международным женским днем. Это праздник, прославляющий женщину, женщину-труженицу, женщину-мать, хранительницу домашнего очага. На свете нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. Материнская любовь согревает, окрыляет, придает силы слабому, вдохновляет на подвиг. На всех языках, во всем мире, одинаково звучит лишь одно слово, великое слово - мама!
Все поют песню «Сердца половинки ты и я»
Ученица: Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.
Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Юноша:
Дарите женщинам цветы
На день рожденья ли, весною,
По одному или копною -
Дарите женщинам цветы.
Благоуханные цветы
Угодны поводу любому.
В дом приходя, идя из дому,
Воздайте чувству красоты.
Дарите в сумерках и днем,
На площади и в коридоре.
Тех, с кем в любви или в раздоре,
Украсьте радужным огнем.
Когда у женщины тоска,
Она в свое уходит царство,
И тут беспомощны лекарства,
Но участь лилии близка.
И нужно так дарить цветы,
Такое в них вложить значенье,
Чтоб нежное сердцебиенье
Передавало их черты.
Средь бесконечной суеты
Я призываю вновь: вставайте!
Забыв себя, не забывайте,
Дарите женщинам цветы.
А. Дрилинга
Сценка "Три мамы"
В центре зала стол, три стула. На одном из стульев - кукла. На столе скатерть, блюдо с четырьмя ватрушками, самовар, кружки, блюдца.
Ведущая:
Дорогие мамы, уважаемые бабушки. Какие замечательные сегодня наши ребята, какие добрые, солнечные! Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Часто наши дети так упрямы!
Это знает каждая из мам.
Говорим мы что-то своим детям,
Но они совсем не слышат мам.
Мальчик:
Танюша со школы однажды пришла
Тяжелый портфель опустила.
Тихонечко села она у стола
И куклу Маняшу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня:
Как, дочка, дела? Как твой день, непоседа?
Совсем заждалась ты, наверно, меня?
Опять просидела весь день без обеда?
Гуляла без шапки? Получишь ремня.
Ох, с этими дочками просто беда,
Иди-ка обедать, вертушка!
Ешь все, поправляйся, пока молода.
На сладкое будет ватрушка!
Мальчик:
Уставшая мама с работы пришла
И дочку Танюшку спросила:
Входит мама, садится на стул возле Тани.
Мама:
Привет, дорогая! Как, дочка, дела?
Что в школьный дневник получила?
Наверно опять ты гуляла в саду?
По лужам идя непременно?
Опять ухитрилась забыть про еду?
И так без конца, ежедневно!
Ох, с этими дочками просто беда,
Пойдем-ка обедать, вертушка!
Бабуля нас дважды уже позвала,
На сладкое будет ватрушка!
Мальчик:
Тут бабушка, мамина мама, зашла
И маму спросила:
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Устала, наверно, за сутки?
На отдых всего полминутки,
Профессия доктора очень трудна,
Но дома здоровой ты дочке нужна.
Нельзя же весь день без обеда.
Ведь знаешь сама, непоседа.
Ох, с этими дочками просто беда.
Скоро ведь будет, как спичка, худа.
Давай-ка обедать, вертушка!
На сладкое будет ватрушка!
Все едят ватрушки, пьют чай.
Мальчик:
Три мамы на кухне за чаем сидят,
С любовью и лаской на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Ох, как же не просто быть мамами!
Ведущий : Да, вот как оказывается на самом-то деле!
Наверняка ребята знают: чтобы сделать маму счастливой, не нужно ждать чудес. Достаточно вам самим проявлять заботу о мамочках, помогать в домашних делах, говорить мамам ласковые, добрые слова. И, конечно же, радовать школьными успехами.
Мальчик: Если мама дома - солнце ярче светит,
Если мамы нету - плохо одному;
Я вам обещаю, вот закончим праздник,
Я свою мамулю крепко обниму.
(спор детей о том, чья мама лучше)
1-я девочка: Моя мама лучше всех поет,
2-я девочка: А моя рассказывает сказки!
3-я девочка: Не хвались же, ведь не знаешь ты,
Сколько моя мама дарит ласки!
1-я девочка: У меня такой же мамин нос
И такой же, кстати, цвет волос!
И хоть ростом ниже я, но все же
И глаза, и нос у нас похожи!
2-я девочка: Радостью и грустью обязательно
делимся мы с мамой вновь и вновь,
Потому что дочь для каждой матери -
Вера и надежда, и любовь.
3-я девочка: Как две капли, с мамой мы похожие,
И когда выходим со двора,
Очень часто говорят прохожие,
Что она мне старшая сестра.
Мальчик: Ну тогда и мой черед настал,
Не стесняясь, сразу, скажу прямо.
С мамой мы вообще один в один,
Даже также хмурюсь я упрямо.
Ведущая: Спорить вам совсем не обязательно,
Вы уж мне поверьте без помех,
Я вам подтверждаю обстоятельно,
Ваши мамы, правда, лучше всех!
1-я девочка: И сейчас родных, любимых, ласковых
Мы поздравим с этим важным днем.
И желая дней красивых, сказочных
Песню мы для мамочек споем.
Исполняют песню про маму. (дарят мамам подарки, сделанные своими руками).
Ведущая: Предлагаю вашему вниманию конкурс.
Конкурс "Узнай маму по рукам” (глаза завязаны)
Ведущий: Сегодня праздник мам, а ведь бабушки - тоже мамы?!
Конечно, и поэтому сейчас пришло время сказать добрые слова и для наших бабушек.
Мальчик: С праздником, бабушки, мамины мамы,
Женское сердце не может стареть,
Пусть не тревожат душевные раны
И о годах вам не стоит жалеть!
Девочка: Очень бабушку свою,
Маму мамину, люблю!
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!
Мальчик: Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю!
Так давайте бабушек поздравлять,
Пожелаем бабушкам не хворать!
Девочка: Много разных песен есть обо всем.
И сейчас про бабушку мы споем!
Песня «Бабушка славная, добрая, милая»
Наши бабушки исполняют шуточные куплеты
Ведущий: Слово предоставим нашим замечательным бабушкам.
Частушки
1.Растяни меха, гармошка,
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ежка,
Пой, не разговаривай!
2.Ходит в третий класс мой внук,
Тянет много он наук.
Но тяжелый свой рюкзак
Не поднимет он никак!
3.Моя внучка в третьем классе
Стала академиком.
Только вот не научилась
Управляться с веником!
4.Внук из школы мне принес
Трудную задачу.
Три часа сижу над ней
И тихонько плачу.
5.А мне внучка принесла
На дом сочинение.
Я не ела, не спала –
Нету вдохновения!
6.Ходит долго мой внучок
На компьютерный кружок.
Очень там старается,
Целый день играется!
7.А у моей внученьки
Золотые рученьки:
Кукле Барби целый год
Все платочек она шьет!
8.А сегодня женский день –
У меня опять мигрень.
Внук старушку уморил –
Барабан ей подарил!
9.Ой, пропал мой аппетит,
Голова опять трещит!
Внучка подарила
Бабке крокодила!
10.Растяни меха, гармошка,
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ежка,
Пой, не разговаривай
Ведущий: А в продолжение нашего праздника проведём конкурсы между командами девочек и мам.
1 конкурс « Разминка» Вопросы для команды 1:
1. Какая из нот не нужна для компота? (Соль)
2. Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах)
3. Можно ли принести воду в решете? (Лед)
4. Оборка на платье. (Волан)
5. Сорт лапши. (Вермишель)
6. Чувство меры, умение вести себя в обществе. (Такт)
7. Участок земли под овощами. (Огород)
8. Женское платье без рукавов. (Сарафан)
9. Жидкая закваска для теста. (Опара)
Вопросы для команды 2:
1. Нераскрывшийся цветок. (Бутон)
2. Замкнутый цветник. (Клумба)
3. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)
4. Спаситель Мухи-цокотухи. (Комар)
5. Густая масса из муки. (Тесто)
6. Продукт, которым собиралась позавтракать ворона (Сыр)
7. Подарок на память. (Сувенир)
8. Вода в газообразном состоянии. (Пар)
9. Картофель всмятку (Пюре).
2. Конкурс "Косынка"
Строятся в две шеренги. У первого – косынка.
Ведущий. Кому из вас не хочется помочь маме? На кухне столько дел! Но прежде чем за них взяться, надо повязать косынку.
Первый повязывает косынку второму, второй развязывает косынку и завязывает ее третьему, последний игрок – первому.
3. Конкурс « Золушка»
- Чья команда быстрее разберет по отдельным кучкам смешанные макаронные изделия.
4. Конкурс « Музыкальный калейдоскоп»
Итак, наш следующий конкурс «Музыкальный калейдоскоп».
Сейчас мы узнаем, хорошо ли Вы знаете песни?
- Я буду называть краткое содержание песни, а вы должны назвать эту песню.
1 команде:
1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. («Если долго-долго».)
2. Песня об использовании улыбки в качестве электричества. («Улыбка».)
3. Песня о животном, которого знает каждая дворняжка. («Песенка Чебурашки».)
2 команде:
1. Песня по слогам о деревянном человечке. («Буратино».)
2.Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году. («День рожденья»)
3.Песенка о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»)
5. Конкурс «Кулинарная викторина»
Отгадайте: (по очереди каждой команде)
1. Фирменное блюдо сороки – воровки (кашка).
2. Деликатес из кабачков (икра).
3. Картофель всмятку (пюре).
4. Макси-пирожное (торт).
5. То, что осталось от варенья, когда из него съели все ягоды (сироп).
6. Булочное изделие, которым можно порулить (баранка).
7. Продукт, которым собиралась позавтракать ворона (сыр).
8. Блюдо, приготовленное с участием коровы и курицы (омлет).
9. Фруктовый кефир по-нашему (йогурт).
10 Баранка – недомерок (сушка).
11.Птица, попавшая в суп за свои думы (индюк).
12.Название каши, которую вылил за окно Дениска Кораблёв (манная каша)
Ведущий: Ну, вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Дню 8 Марта.
Русский писатель Максим Горький говорил: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»
Желаем Вам только счастья !
Чтоб безоблачной жизнь была!
Больше солнышка, меньше ненастья,
Больше радости и тепла!
Пусть будет небо мирное над Вами!
Пусть лишь для вас зальются соловьи!
Живите, окружённые друзьями!
Здоровья, счастья, радости, любви! (хором)
Демонстрация презентаций – «Поздравление с 8 Марта» - Приложение
Чаепитие
Консультация для родителей: «Воспитание семейных ценностей»
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» /А.С. Макаренко/
Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Семья... Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции. В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно. Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его. Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во - вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую.
Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для ребёнка тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или... пить из блюдца. Может быть, вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу! День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть ребёнок с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке.
Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты. Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было.
Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Ценности семейного воспитания Успешное воспитание в семье вполне по силам преданным своему долгу родителям. Однако никто не гарантирует вам совершенного ребенка. Стремитесь в своих усилиях быть хорошими родителями. Многим родителям удается привить своим детям верные принципы. Многим детям удается правильно применять эти принципы в жизни.
Вы со своей семьей тоже можете рассчитывать на успех:
- Учите примером. Поведение, которому учиться человек на примерах в детстве, оказывает огромное влияние на его поведение во всей остальной жизни. У родителей есть возможность задать для детей такой курс, который будет направлением для них во всех дальнейших стадиях развития. Дети смогут корректировать следствия хорошего или плохого примера, опираясь на пример который они наблюдали у себя дома.
- Беседуйте со своими детьми. Беседовать со своими детьми – значит выслушивать их, давать им совет и учить их. По мере взросления детей ваши слова становятся такими же значимыми, как и ваш пример. Нужно обсуждать с детьми различные проблемы и помогать им. Совет, который дают ребенку, будет наиболее действенным, если сначала выслушать ребенка, поинтересоваться его точкой зрения, а уж потом высказывать свое мнение. Дайте ребенку совет, который укажет ему верный путь, и дайте возможность следовать этому совету на практике. Дети должны чувствовать, как нелегко бывает принять решение, а иногда и то, как больно бывает ошибаться.
- Судите справедливо. Роль родителей предполагает, чтобы вы оценивали поступки ваших детей и при необходимости поправляли их. Дети не только радуют родителей своими поступками, но иногда и огорчают. Не оправдывая проступок ребенка, вы можете отреагировать с заботливой обеспокоенностью и научить детей тому, что за конкретными действиями следуют конкретные последствия и что они должны отвечать за свои поступки. Помогите ребенку осознать и раскаяться в плохом поступке, а также дайте возможность исправиться.
- Обеспечивайте в семье положительный эмоциональный настрой. Существующий в доме эмоциональный настрой может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие ребенка. Задумайтесь: какая «погода» в вашем доме. Тепло ли и уютно в нем, безопасно или в доме слишком много молний и грома, холода? Наиболее эффективно воспитание и обучение ребенка при обстоятельствах, полных любви, мира и уважения. Когда у вас хорошее душевное самочувствие, тогда и климат взаимоотношений мирный.
- Делитесь своими мыслями и чувствами. Дети имеют потребность делиться своими переживаниями, чувствами. Но для того, чтобы дети доверяли вам и были с вами искренними, вы должны дать им частичку себя самого. Вы можете поделиться причинами, по которым делаете то, что делаете. Ваши дети когда то будут родителями. Помогите им понять, почему вы принимаете то или иное решение, поступаете так, а не иначе и какие чувства при этом испытываете. Рассказывайте о ваших целях, касающихся их и вашей семьи. Если дети будут знать эти цели, им легче будет понять ваши намерения и правильно истолковывать ваши действия. Рассказывайте детям о случаях из вашей жизни, историю своей жизни. Делитесь своими воспоминаниями о том, чем вам приходилось заниматься, о друзьях, об интересных событиях и переживаниях.
Если вы будете откровенны с детьми, вы будете укреплять чувства единения семьи, воспитывать в детях умение общаться, и поможете детям видеть связь между тем, как вы поступаете, и тем, что вы говорите.
Да будет уютно и светло в Вашем доме!
Родительское собрание
"Семейные ценности – залог успешного воспитания"
Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Участники: родители.
Материалы: компьютерная презентация, анкеты, мяч, листы бумаги, ручки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление кабинет: рисунки на тему «Моя семья», афоризмы о семье и семейных ценностях.
Ход собрания
СЛАЙД №1
1. Вступительное слово – приветствие классного руководителя.
2. Педегог-психолог:
Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».
Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».
У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.
Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)
Упражнение выполняется 3-5 раз.
Обсуждение.
Зачем мы делали это упражнение?
После всех выступлений резюме ведущего
Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.
СЛАЙД №2
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
СЛАЙД №3
Социальный педагог:
Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.
СЛАЙД №4
Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.
СЛАЙД №5
Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.
СЛАЙД №6
Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
На развитии современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.
СЛАЙД №7
Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Брак стал менее устойчивым.
СЛАЙД №8
В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.
СЛАЙД №9
Педагог- психолог:
К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.
В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.
Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.
СЛАЙД №10
Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.
СЛАЙД №11
Каковы же причины нестабильности современной семьи?
Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.
СЛАЙД №12
Блиц-интервью для родителей
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:
- «Мое самое большое желание-…»
- «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
- «В моей семье исключено…»
- «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
- «Особенно меня раздражает то, что…»
- «В нашей семье под запретом…»
- «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
- «Счастливая семья-это…»
СЛАЙД №13
Классный руководитель раздает родителям анкеты «Семья глазами ребёнка» или озвучиваются результаты анкетирования
СЛАЙД №14
Социальный педагог:
Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.
Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.
СЛАЙД №16
Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.
Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.
СЛАЙД №17
Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании семейных традиций.
Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.
СЛАЙД №18
- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениям
- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.
-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.
Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.
СЛАЙД №20
Педагог- психолог:
Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
СЛАЙД №21
Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.
Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.
СЛАЙД № 22-23
Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
- до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
- 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
- 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
- 17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
- 26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
- 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
- Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.
СЛАЙД № 23
Виды конфликтов: | Способы разрешения: |
Непонимание друг друга | Единство требований отца и матери |
Нежеланиепойти на компромисс | Значимость похвалы |
Чрезмерная забота родителей о ребенке | Общая трудовая деятельность |
Разногласие родителей по вопросам воспитания | Разделение моральных и материальных благ |
Отношения детей с товарищами | Уважение к друзьям |
Чрезмерная строгость к ребенку | Толерантное отношение к ребенку |
СЛАЙД № 24
Социальный педагог:
Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»
Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимания, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело радостным и интересны?
СЛАЙД № 25
Анкета «Общение в семье» для родителей
Инструкция
Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да», »нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.
Результаты.
За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти»,»иногда» -1 балл, за «нет»- 0.
Более 20 баллов.
Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10-20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
СЛАЙД № 25-27
Педагог- психолог:
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку
Памятка «как относиться к своему ребенку».
Заповеди педагогики сотрудничества.
СЛАЙД № 28-29
Социальный педагог:
Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.
-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.
-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.
-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
СЛАЙД № 35
Подведение итогов
Педагог- психолог:
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?
СЛАЙД № 36
Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.
Китайская притча «Ладная семья»»
РЕФЛЕКСИЯ.
-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
родительского собрания
- Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
- Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
- Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?
Заключительное слово классного руководителя.
Вручение родителям открыток- напутствий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
4.Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
5. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
6. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
7.Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
8. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
Развитие творческих способностей учашихся через систему внеклассных мероприятий.
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий" подготовлен для выступления на районном методическом объединении и содержит практические советы по организации ...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий
Большое значение в формировании личности младшего школьника с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) играет то, как он будет чувствовать себя в окружении сверстников, участвовать...
Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...
Формирование мотивации ЗОЖ через систему внеклассных мероприятий
В настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здо...
Комментарии
Минченкова Людмила Владимировна
Очень полезный и интересный материал, не только для учителей начальных классов. Я, классный руководитель в основной школе, и вполне данный материал могу использовать в своей работе при подготовке родительского собрания, внеклассного мероприятия. Спасибо Светлане Вячеславне