Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Данная работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на физическое развития младших школьниковю. Выпускная квалтфикационная работа состоит из введения, двух глав (теория и практика), заключения, сриска дитературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.docx | 585.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
''Камышинский индустриально-педагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева''
Выпускная квалификационная работа
Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования
Исполнитель: |
Боеску Надежда Алексеевна |
студентка группы НК18 |
____________ (подпись) |
Руководитель: |
Ольга Викторовна Давыденко, |
преподаватель высшей |
квалификационной категории |
____________ (подпись) |
Допущена к защите: |
«___» ___________ 2021 г. |
Заместитель директора: |
Наталья Валерьевна Дубинина |
____________ (подпись) |
Камышин, 2021
Содержание
Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы 1
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы. 6
1.1Предмет теории физического воспитания и его основные понятия. 6
1.2Истоки зарождения физического воспитания ребенка. 11
Глава II. Организация и методы исследования 18
2.1 Анализ школьной программы по физическому воспитанию 19
2.3 Разработка спортивного мероприятия «Всемирный день здоровья» 27
2.4 Описание педагогического опыта учителя физической культуры 28
2.6 Разработка методического бюллетеня на тему «Физическое воспитание». 33
Список используемой литературы 36
Введение
Возрастающий объем информации, постоянное усовершенствование учебных программ, использование транспорта, других технических средств оказывают негативное влияние на двигательную деятельность школьников. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно увеличить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, который обеспечивает его укрепление, совершенствование и сохранение в дальнейшем. Таким образом, высокий уровень здоровья и формирования основы физической культуры взрослого человека в будущем является результатом правильного физического воспитания в школе.
Различают три возрастных этапа школьников: младший, средний и старший. Каждый из возрастных периодов характеризуется своими психологическими и физиологическими особенностями, что учитывается при постановке целей и задач обучения любого школьного предмета.
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. Во время игры ребенок ищет и часто находит определенную рабочую площадку для воспитания своих физических и нравственных качеств тем самым организм требует выхода деятельности соответствующей его внутреннему состоянию. Исключает прямое давление, наказание с помощью игры можно воздействовать на детей.
Правильно подобранная игра может поправить состояние больного ребенка, ленивого - заставить трудиться, а также, заинтересовать тем, что они считали скучным, не увлекательным занятием. Также, следует отметить важнейшую особенность подвижных игр, что в своей совокупности они обеспечивают все виды свойственных человеку естественных движений, а именно: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - и потому являются самыми универсальными и незаменимыми средствами физического развития детей.
Подвижные игры не требуют дорогостоящего инвентаря, специальной технической подготовки имеют понятные правила для детей всех возрастов.
Анализ изученной литературы по физической подготовленности учащихся продемонстрировал, что данный вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшей разработки и совершенствования. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной мной темы работы.
Объект исследования – процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – подвижные игры на занятиях физической культурой, подвижных переменах, физических минутках у младших школьников.
Гипотеза - предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической позволит повысить уровень их физической подготовленности.
Цель исследования – как подвижные игры воздействуют на развитие физического воспитания у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и научно–методическую литературу по проблеме развития физического развития и воспитанию у младших школьников.
2. Реализовать экспериментальное исследование особенностей развития физических способностей посредством подвижных игр.
3. Разработать практические рекомендации по применению подвижных игр.
При работе будут использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа с педагогом, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СШ №16
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы.
1.1Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе начального школьного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка – это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управления развитием ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания младших школьников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в общеобразовательных учреждения. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образования, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, правильно выполнять практические задания.
Остановимся на определении каждого из этих понятий.
Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественный морфофункциональных (функциональные особенности организма, тесно связанные с возрастом, полом) свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; изменения свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.). Во избежание терминологической путаницы Л. П. Матвеев (советский и российский учёный, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, основатель советской школы по теории физического воспитания, физической культуры и спорта) предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.
Физическое совершенствование – это исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитее, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышений биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуации социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развития физического развития человека; совокупность духовных и материальных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью образования, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонично развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адоптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура – широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваивается ребенком, и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность – это соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование – это овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения – это специальные движения, а так же сложные виды деятельности ребенка, применяемы в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность – это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находится в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизм). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельности развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фон. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физически полноценное индивидуальное развитие.
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт – это составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшие в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
1.2Истоки зарождения физического воспитания ребенка.
Одним из первых государств, уделявших, особое внимание физическому вниманию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).
В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его с Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшее его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.
До семилетнего возраста ребенка его физическим воспитанием занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественный дом. Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое воспитание. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.
Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метания диска и копья, борьбе.
Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха (древнегреческий писатель и философ), «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Таким образом, забота о физическом воспитании в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство – это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.
Таково было спартанское воспитание. Оно в основном было направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.
Заботу о физическом совершенстве проявляла не только Спарта. Древний историк Геродот сохранил для человечества описание мужественного описания женщин у скифов. К примеру, если женщина не могла уничтожить, хотя бы одного врага своего народа, ей не разрешалось иметь мужа. Женщина должна была быть сильной, ловкой, смелой, и поэтому воспитание девочек должно было соответствовать требованиям времени.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли древнегреческие философы.
Аристотель (340 до н. э.) писал о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что гнев, радость, печаль откладывают свой отпечаток на состояние мышц. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания ребенка, он считал, что движение – это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному. Ничто та не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие.
В городах Древней Греции физическое воспитание носило классический характер, особенно в Афинах. Известный философ древности Платон так охарактеризовал воспитание в этом городе: «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они отправляют детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом поступают те, кто имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают образование и оканчивают последними».
Если Спарту и Афины в вопросах физического воспитания объединяет классический подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне развитого человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили быть выносливым воином.
В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались грамоте и письму. В музыкальных – пению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастических – борьбе и различным физическим упражнениям.
Воспитание в Афинах не было таким жестким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители. Интересно отметить, что если родители не давали сыну должного воспитания, то он имел право отказаться содержать их в старости. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» - нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки. В них, в отличие от частных школ, мог поступить каждый (кроме рабов).
Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влияние их на организм, за соблюдениям гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.
Необходимо подчеркнуть, что не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.
Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.
Уже в начале IV в. до н. э. в Афинах создаются профессиональные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.
Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».
На этот исторический период приходится расцвет медицины.
Постепенный переход медицины на научную основу способствовал и совершенствованию системы физического воспитания.
Древнегреческий врач Гиппократ представлял себе физическое воспитание, как занятие различными физическими упражнениями, использование которых содействует разностороннему, более гармоничному развитию тела. Он рекомендовал тем, кто занимается гимнастикой, бегать и бороться зимой, а летом – меньше бороться и совсем не бегать, но гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем следует бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть.
Многое из того, к чему Гиппократ пришел в результате наблюдений, в последующем получило свое научное подтверждение.
Физическое воспитание в Риме носило иной характер, чем в Греции. Хотя как в Греции, так и в Риме воспитание сводилось к подготовке воинов, тем не менее, до 16 лет юноша воспитывался в семье. Физическое воспитание не было чем-то особенным. Оно носило трудовой характер. Дети должны были работать в поле вместе с родителями, участвовать в охоте и т. д. Участие в разнообразном труде и было основной школой физического воспитания и закаливания организма. Юноши много времени посвящали бегу, метанию различных тяжелых предметов (диска, копья), борьбе, фехтования, верховой езде, различным играм, в том числе с мячом.
В период образования Римской империи (первые века н.э.) физическое воспитание преследовало двоякую цель. С одной стороны, нужно было подготовить выносливых, крепких воинов наемной армии и их военачальников, а с другой – обеспечить физическую подготовку тех, кто выступал в различных состязаниях, устраиваемых как зрелища для народа, чтобы отвлечь его от насущных проблем, свойственных антропологическому обществу.
У многих народов существовал обычай, согласно которому, чтобы стать полноправным членом племени, юноши должны были так или иначе доказать свою физическую силу.
Сохранившиеся исторические данные о быте множества различных племен в XII – XV вв. н.э. на островах в Океании также свидетельствует о том, что в жизни этих народов физическая подготовка занимала большое место. Так, аборигены Австралии для физического воспитания широко использовали бумеранги и упрощенные копья для метания. Если бы они не занимались этим, им трудно было бы рассчитывать на успешную охоту, которая требовала ловкость, выносливость и быстроту.
Вывод по главе I
Возвращаясь в сегодняшний день, физическому воспитанию уделено довольно таки большое значение. Как и в организме, все органы связаны между собой, несут свою определенную функцию и без их взаимосвязи полноценного здоровья и самой жизни не может быть, так и с физическим здоровьем, воспитанием.
У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом. Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю ученика, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние. Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга.
Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм. Ребенок может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание.
Задача учителя, на уроках физкультуры, на подвижных переменах, физических минутках с помощью подвижных игр познакомить детей с разными видами спорта, заинтересовать в спорте в принципе, помочь найти себя и научить развивать свое тело, а самое главное объяснить значимость в поддержании физического здоровья, а значит и здоровья в целом.
Глава II. Организация и методы исследования
Преддипломная практика проходила в период с 21.04. по 17.05.2021 г. МБОУ СШ №16 городского округа – город Камышин.
Наша исследовательская работа проводилась в 4 «А» классе под руководством опытного учителя Кожевниковой Валентины Евгеньевны.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность учащихся играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед учителем школы.
Спортивный зал отвечает всем санитарным и методическим нормам. В классе созданы все условия для всестороннего развития детей.
На опытно-практической работе нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ школьной программы по физическому воспитанию.
2. Разработать педагогический проект на тему «Развитие физических качеств учащихся через подвижные игры».
3. Разработать физкультурный праздник «Всемирный день здоровья».
4. Провести беседу с учителем класса на предмет нашего исследования, проанализировать педагогический опыт учителя.
5. Составить памятку родителям поданной проблеме.
2.1 Анализ школьной программы по физическому воспитанию
Физическая культура, предметом обучения которого в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазании, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Данная программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки.), регионально климатическими условиями; на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательной деятельности, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Основные содержательные линии программы: «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Камышина с учетом программ, включенных в ее структуру, программы учебного предмета Физическая культура для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений автор Лях В. И., М., Просвещение, 2012.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Содержание программы направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» города Камышина.
На уровне начального общего образования в качестве учебного предмета физическая культура изучается с 1 по 4 класс в общем объёме 414 часов из расчета по 3 часа в неделю в каждом году обучения: 1 класс – 99 часов (33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 105 часа (34 учебных недель в каждом классе). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебники, рекомендованные к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию:
В. И. Лях. Физическая культура. 1 – 4 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
В рабочую программу внесены изменения по сравнению с авторской программой учебного предмета, в связи с введением во 2 классе раздела Шахматы». Количество часов, выделенное в авторской программе на изучение тем уменьшено на 34 часа.
2.2 Разработка педагогического проекта по проблеме развития физических качеств учащихся через подвижные игры.
На преддипломной практике нами был разработан педагогический проект по проблеме развития физических качеств младших школьников через подвижные игры на уроках физической культуры, внеурочных занятиях, а так же дома.
Данный проект направлен на формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физической культуры и спортом, развитие физических качеств учащихся через игры и эстафеты.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Вид проекта: Спортивно-оздоровительный.
Тип проекта: творческий, с образовательно-тренировочной направленностью.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста через организацию подвижных игр и эстафет.
Задача проекта:
- Оздоровительные:
- формировать представление о необходимости сохранения своего здоровья;
- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы;
- способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;
- удовлетворять потребность детей в движении.
- Образовательные:
- формировать и совершенствовать жизненно важные двигательные навыки и умения в процессе различных игр и;
- развивать основные физические качества и двигательные способности у детей;
- совершенствовать осознанное отношение детей к спортивно-оздоровительным мероприятиям;
- обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья учащихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр.
- Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес школьников к занятиям физической культурой и спортом через подвижные игры и эстафеты;
- поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
- способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;
- содействовать развитию положительных эмоций, умений общаться со сверстниками, взаимопонимания и соперничества.
Реализация проекта:
- создание необходимых условий для занятия дома;
- контроль родителей и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, выполнение утренней гимнастики и домашних заданий;
- непосредственное участие в днях здоровья, спортивных праздниках, в соревнованиях семейных команд.
Ожидаемые результаты:
- сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями;
- повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общения с учителем, но и конкретной помощи участия в праздничных, спортивных мероприятиях;
- желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми в школе и дома.
Дальнейшее развитие проекта:
- систематически проводить спортивно-оздоровительные мероприятия с учащимися;
- расширить понятие здорового образа жизни.
Теория.
1.Понятие «Подвижных игр»
Подвижные игры – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
2.Роль подвижных игр в жизни учащихся.
Велика роль подвижной игры не только в физическом, но и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.
В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
2.3 Разработка спортивного мероприятия «Всемирный день здоровья»
В наше время жизнедеятельность многих младших школьников, особенно тех, кто проживает в городе, протекает в условиях пониженной двигательной активности. Результатом этого считается увеличение количество учащихся с теми или другими отклонениями не только в здоровье, но и в физическом развитии. У одних наблюдается слабость мышц, нарушение осанки, искривление позвоночника, у других – отставание в развитии сердечнососудистых систем. Одним из наиболее реальных способов оказания поддержки школьникам в этих условиях является интенсивная физическая культура, но многих детей трудно заинтересовать простым уроком физической культуры, на котором изо дня в день урок строится по определенной структуре. В данном случае необходимо проявлять инициативу и фантазию и проводить спортивные праздники, заинтересовывая детей.
Мы разработали физкультурно-оздоровительное мероприятие «Всемирный день здоровья», который имеет:
Цель: пропаганда здорового, активного образа жизни, привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой, развитие двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости.
Задачи:
- формировать ценное отношение у детей к своему здоровью;
- актуализировать знания детей о предметах личной гигиены;
- формировать навыки самостоятельной работы и работы в составе микрогруппы;
- развивать пространственное мышление, память, внимание;
- развивать силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции;
- воспитывать общую культуру здоровья, командный дух.
(см. приложение 1)
2.4 Описание педагогического опыта учителя физической культуры
Знакомство с педагогическим опытом учителя физической культуры и его анализ осуществлялось с помощью беседы и наблюдения уроков.
Учителю было задано несколько вопросов, раскрывающих тему «Значение подвижных игр для развития физических качеств младших школьников».
Вопросы – ответы:
- Ф.И.О. учителя – Белова Юлия Анатольевна;
- Педагогический стаж – 6 лет;
- С детьми, какого возраста Вы работаете? – С детьми 7 – 18 лет;
- Как вы относитесь к работе с младшими школьниками по физическому воспитанию? – Хорошо, так как в этом возрасте детям все вокруг интересно познавать;
- Какие формы работы по физическому воспитанию имеют место в вашем классе? – На своих уроках я применяю такие формы работы по физическому воспитанию как: физкультурное занятие в зале, физкультурное занятие на улице, физкультурно-оздоровительные минутки и паузы, спортивные игры и упражнения;
- Считаете ли Вы важным обучение подвижным играм детей младшего школьного возраста? Почему? – Конечно, подвижные игры очень важны для детей младшего школьного возраста, так как они (игры) развивают чувство коллективизма, способствуют развитию таких важных положительных качеств, как самостоятельность, внимание и умение сосредотачиваться на игре и на правилах в ней;
- Имеются ли у Вас необходимые условия для организации подвижных игр? – Имеются, такие как: большой спортивный зал, большой выбор спортивного инвентаря;
- Используете ли Вы наглядность при проведении подвижных игр? Какую? – Использую, во время объяснения новой игры показываю, как правильно выполнять действия в данной игре. Чаще всего играю вместе с детьми, ведь важно не только объяснить, но и показать личный пример;
- Любят ли дети участвовать в подвижных играх? Почему? – Я считаю, что любят, так как дети могут выплеснуть всю свою скопившеюся энергию, чаще всего в этом возрасте дети через чур активные;
- Нужно ли проводить работу с родителями по данной проблеме? Какую? – Я считаю, что нужно, обязательно! Так как сейчас дети большую часть времени проводят за телефонами и компьютерами и даже не знают самых распространенных подвижных игр для саморазвитья своего тела и тем самым здоровья, кто как не родители позаботятся об этом дома.
Также проводились наблюдения за учителем и детьми на уроках физической культуры, и я могу сделать выводы.
Выводы: формируя у учащихся интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом, стремление к укреплению здоровья через подвижные игры, мы получаем результаты, которые можно сложить в следующую цепочку:
-увеличивая двигательную активность школьников, мы способствуем улучшению здоровья;
-здоровые дети показывают высокий уровень успеваемости на уроках физической культуры и других уроках;
-результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья. Одной из основных задач физической подготовки является формирование у учащихся двигательных навыков и умений, посредством подвижных игр.
-занятия физической культурой в некоторой степени предотвращает заболевания детей, значительно снижает риски болезней.
(см. приложение 2)
2.5 Разработка памятки для родителей учащихся по воспитанию у ребенка интереса к здоровому образу жизни
Создание условий в семье для правильного физического развития - залог здоровья ребёнка, основа его всестороннего развития. Оптимальный режим дня - правильное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия физической культурой. Спокойное поведение взрослых - основа нормального физического и психического развития ребёнка. Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий, увеличивают сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, способствуют закаливанию, воспитанию физических качеств. Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с горок, выход на каток, спортивные игры способствуют оздоровлению и всестороннему его развитию, создают благоприятные условия для физического развития.
Детям присуща естественная потребность в движениях.
Утомление - главный враг внимания. К утомлению приводит однообразная работа. Чередование в течение дня различных видов деятельности, разнообразных игр и занятий физическими упражнениями, предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
Воспитывать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, приучайте ребёнка самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома не мало важная часть воспитания дома.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества:
- в спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.
- ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей;
- у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность;
обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
(см. приложение 3)
2.6 Разработка методического бюллетеня на тему «Физическое воспитание».
Во время прохождения преддипломной практики нами, с учителем, был составлен и оформлен методический бюллетень на тему физического воспитания младших школьников. Он был составлен с целью обмена педагогическим опытом между учителями начальных классов и учителями физической культуры. Бюллетень был вывешен в кабинете №1 и все учителя в любое время могли воспользоваться данной информацией.
Он включал в себя такие разделы и информацию:
(см. приложение 4)
Заключение
В процессе работы над темой исследования нами была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов. Анализ литературы показал влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что:
- стабильные занятия физической культурой содействуют оздоровлению ребенка, усиливают их уверенность, сердечно сосудистую и дыхательную системы, значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата;
- занятия физической культурой – залог хорошего самочувствия, развития и роста ребенка;
- наиболее эффективный способ прививания детям интереса к занятиям физической культуры и объяснения значимости спорта в их жизни – это вовлечение их в подвижные игры.
- занятия физической культурой значительно уменьшает риски заболеваний детей, в некоторой степени предотвращает их.
Мы считаем, что использование подвижной игры является эффективным средством физического развития детей. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы. Подвижная игра-это действенное средство разностороннего развития!
Таким образом, гипотеза подтверждена, цели выпускной квалификационной работы достигнуты. Выдвинутые ранее задачи нашего исследования, решены в полном объеме.
Список используемой литературы
- Баркова В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 2007.
- Гамезо М.В. «Возрастная психология», М.: Просвещение, 2009.
- Былеева Л.В., Кротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. 4-е издание, переработано и дополнено М.: Физкультура и спорт, 2007.
- Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам/ Под редакцией Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика 2008.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – М.: Народная асвета, 2009.
- Ермалаева Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: 2015.
- Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: Физкультура и спорт, 2007.
- Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-Х классах. – М.: Народная асвета, 2009.
- Яковлев В.Г. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт 2007.
- Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2016.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
- Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. – М.: 2016
- Лях В.И. Координационные способности школьников. – М.: 2012.
- Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: 2006.
- Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебное методическое пособие для студентов факультета педагогического института и университета, училища олимпиадного резерва по специальности 03.03 – «Физическая культура». – М.: Гомель, 2006.
- Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Г. Физиология школьника. – М.: 2012.
- Штерн В. Основная единица развернутой формы игровой деятельности// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Издательство МГУ, 2010.
- Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 2009.
- Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. – М.: 2019.
- Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - М.: Унiверсiтэцкае, 2007.
- Зациорский В.М. "Физические качества спортсменов". М.: "ФиС", 2005.
- Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6. – М.: 2005.
- Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1. – М.: 2013.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
- Физическая культура: программа для уч-ся средней общеобразовательной школы (1-11 классы). – М.: Под ред. Н.В. Барышевой, Самара 2005.
Приложение 1
Конспект занятия-соревнования «Всемирный день ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «Всемирный день ЗДОРОВЬЯ»
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание незаменимой ценности здоровья человека.
Задачи:
- Формировать ценное отношение у детей к своему здоровью;
- Актуализировать знания детей о предметах личной гигиены;
- Формировать навыки самостоятельной работы и работы в составе микрогруппы;
- Развивать пространственное мышление, память, внимание;
- Развивать силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции;
- Воспитывать общую культуру здоровья, командный дух.
Методы:
- Словесные: беседа, объяснение, инструктаж.
- Наглядные: демонстрация, показ.
- Практические: коллективная, групповая и самостоятельная работа.
Оборудование: мел, два футбольных (волейбольных) мяча, 2 обруча, маленькие мячи по количеству играющих, 4 конуса, 2 теннисные ракетки, музыкальный центр, фонограммы, свисток.
Дидактический материал:
- демонстрационный материал
1. Плакат с надписью «Всемирный день____________»,
2. Буквы «З, Д, О, Р, О, В, Ь, Я» (для 2 команд)
- раздаточный материал
- Карточки с картинками-названиями команд,
- Жетоны,
- Карточки с разрезанными на слоги словами,
- Листы с надписями предметов личной гигиены и других предметов,
- Веревочки с прикрепленными на концах изображениями рыб (по числу обучающихся),
- Наклейки.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
- Организационный блок
- Приветствие детей.
2. Диагностический блок
- Беседа о том, что дети знают о Всемирной организации здравоохранения, когда она была создана и о том, как провозглашен день 7 апреля.
3. Конструирующий блок
3.1. Подготовительный этап:
- Игра «Найди свою команду», деление ребят на 2 команды,
- Объяснение правил соревнований.
3.2. Основной этап:
- Конкур-разминка «Загадки»,
- Конкурс «Сиамские близнецы»,
- Конкурс «Эрудиты»,
- Конкурс «Снайпер»
- Конкурс «Тоннель»,
- Конкурс «Отбери предметы личной гигиены»,
- Конкурс «Витаминка»,
- Конкурс капитанов «Рыбалка»
3.3. Систематизирующий этап:
- Собрать слово из полученных в ходе конкурсов букв.
4. Итоговый блок
- Рефлексия,
- Подведение итогов, награждение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный блок
- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Как вы себя чувствуете?
- Тогда мы начинаем наше занятие. И сегодня нам предстоит посоревноваться друг с другом в ловкости, быстроте и интеллекте. Прошу вас быть активными, внимательными и добрыми по отношению друг к другу.
2. Диагностический блок
- Скажите, пожалуйста, что вы знаете Всемирной организации здравоохранения? Может быть, кто-то из вас знает, когда она была создана? (7 апреля 1948 г.)
- С тех пор этот день (7 апреля) провозглашен как Всемирный день? А вот чего, мы с вами узнаем в ходе нашего занятия.
3. Конструирующий блок
3.1. Подготовительный этап:
- Перед вами на столе лежат карточки. Ваша задача взять любую карточку (приложение 1) и очень быстро собраться в кучку с теми ребятами у кого тоже такая же картинка. Готовы! Начали!
Игра «Найди свою команду»
Так формируются 2 команды. Дети придумывают название своей команде.
- Итак, у нас получились две команды. Сейчас вы начнете состязаться друг с другом. Команда, которая победит в конкурсе, получает листок с буквой нашего недостающего слова. Поэтому задача команд, собрать как можно больше букв и составить слово (ну, или отгадать его). Побеждает та команда, у которой больше букв и которая быстрее всех отгадает это слово.
- Не забываем уважать друг друга во время соревнований и считаться с мнением других. Правила понятны? Приступаем!
3.2. Основной этап:
Конкурс - разминка «Загадки» (приложение 2)
- Итак, конкурс-разминка. Я буду одновременно обеим командам зачитывать загадки. Отгадки принимаются только по поднятой руке. За правильно отгаданную загадку, команда получает жетон. Победит та команда (и соответственно получит букву), которая наберет большее количество жетонов.
Командам зачитываются загадки. За правильно отгаданную загадку, команде выдается жетон.
- Подсчитаем жетоны. Таким образом, первую букву получает команда…
Конкурс «Сиамские близнецы»
- Члены команды делятся на пары. Каждая пара должна пронести мяч, зажав его между животами до конуса и обратно. Мяч передать следующей паре. Руками можно держаться за плечи своего товарища, но нельзя дотрагиваться до мяча. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
- Готовы? Начали!
Команде, победившей в этом конкурсе, вручается буква
Конкурс «Эрудиты»
- Каждой команде дается несколько слов, которые разрезаны на слоги (приложение 3). Ваша задача, быстро и правильно составить слова и их озвучить. Сказать, что они означают.
Команде, победившей в этом конкурсе, вручается буква.
Конкурс «Снайпер»
- Перед вами на расстоянии 2м лежат обручи. Ваша задача, не заходя за линию, выполнить попадание в обруч. Выигрывает та команда, которая больше всех выполнила результативных бросков.
Команде, победившей в этом конкурсе, вручается буква.
Конкурс «Тоннель»
- Первый участник команды встает в упор на стопах и кистях, второй пролезает под ним, хлопает в ладоши и встает рядом тоже в упор, третий пролезает под ними и тоже хлопает, и встает в упор и т.д. Конкурс продолжается до тех пор, как только очередной участник пересекает линию финиша, следующий за ним участник пролезает и возвращается за линию старта. Участник, стоящий на линии финиша, возвращается последним, когда вся команда пролезла под ним и вернулась к линии старта.
Команде, победившей в этом конкурсе, вручается буква.
Конкурс «Отбери предметы личной гигиены»
- В конверте находятся названия разных предметов, в том числе и предметов личной гигиены (приложение 4). Кто мне скажет, что такое гигиена? (наука о чистоте человеческого тела и его здоровье)
- Команды по сигналу начинаете отбирать названия предметов личной гигиены. Остальные названия предметов откладываете в сторону. По окончании проверим правильность выполнения задания.
Команды зачитывают то, что у них получилось. Та команда, которая правильно назвала все предметы, получает букву.
Конкурс «Витаминка»
- Скажите, зачем человеку нужны витамины?
- Вам нужно добежать до конуса, неся на теннисной ракетке маленький мяч- витаминку (руками мяча не касаться, балансировать мячом на ракетке можно). Оббежать кубик и вернуться назад, неся на теннисной ракетке нашу «витаминку», передать следующему. Тот выполняет все также.
- Правила понятны? Начали!
Команде, победившей в этом конкурсе, вручается буква.
Конкурс капитанов «Рыбалка»
- Каждому из вас выдается веревочка. На веревочках прикреплены изображения рыб (приложение 5). Веревочку привязываем на пояс так, что бы рыбка лежала на полу. Из противоположной команды выбирается рыбак-капитан команды. Его задача, бегать за рыбками и стараться ногой наступить на них. Играет сначала одна команда 2 минуты. Затем команды меняются местами.
Чей командир наловил больше рыбы, та команда и получает букву.
3.3. Систематизирующий этап:
- Конкурсы подошли к концу. Из заработанных вами букв попробуйте собрать слово.
- Итак, 7 апреля провозглашен как Всемирный день чего? (ЗДОРОВЬЯ)
- Здоровье – одно из самых главных ценностей в человеческой жизни. А что бы быть здоровым, ребята, нужно правильно питаться, кушать витаминки, соблюдать гигиену и заниматься физкультурой.
- Победителем в нашем сегодняшнем соревновании стали ребята из команды________. Аплодисменты им!
4. Итоговый блок
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое из предложенных заданий вам больше понравилось?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Все участники за дружбу, ловкость, силу, ум, проявленные при выполнении заданий, награждаются памятными призами!
Всем участникам вручаются наклейки.
- Спасибо большое за занятие! До встречи!
Приложения
Загадки
- Кинешь в речку – он не тонет,
Бьешь о стенку – он не стонет,
Будешь оземь кидать –
станет к верху летать (мяч).
- Держусь я только на ходу,
а если встану – упаду (велосипед).
- Две новые кленовые
подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
и по большим снегам беги (лыжи).
- Вокруг талии кручу,
стройной быть хочу (обруч).
- Старт – начало, а… – конец (финиш).
- Не тормози резко после … (бега).
- Название игры, в которой 22 игрока гоняются за мячом (футбол).
- Льется речка – мы бежим.
Лед на речке – мы бежим (коньки).
- Упражнения, с которых начинает утро человек, который заботится о своем здоровье (зарядка).
- Я прыгаю через нее, а она через меня (скакалка).
- Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю. (Парашют)
за | ка | ли |
ва | ни | е |
Физ | куль | ту |
ра | ||
ре | жим | |
о | сан | ка |
нас | тро | е |
ни | е | |
от | дых | |
фут | бол | |
лап | та |
Зубная щетка |
Зубная паста |
Гель для душа |
Мыло |
Мочалка |
Ватные диски |
Салфетки бумажные |
Туалетная бумага |
Салфетки для лица и рук |
Ботинок |
Кастрюля |
Велосипед |
Сумка |
Халат |
Приложение 2
Вопросы, задаваемые учителю физической культуры с целью анализа педагогического опыта
- Ф.И.О. учителя
- Педагогический стаж
- С детьми, какого возраста Вы работаете?
- Как вы относитесь к работе с младшими школьниками по физическому воспитанию?
- Какие формы работы по физическому воспитанию имеют место в вашем классе?
- Считаете ли Вы важным обучение подвижным играм детей младшего школьного возраста? Почему?
- Имеются ли у Вас необходимые условия для организации подвижных игр?
- Используете ли Вы наглядность при проведении подвижных игр? Какую? – Использую, во время объяснения новой игры показываю, как правильно выполнять действия в данной игре. Чаще всего играю вместе с детьми, ведь важно не только объяснить, но и показать личный пример;
- Любят ли дети участвовать в подвижных играх? Почему?
- Нужно ли проводить работу с родителями по данной проблеме? Какую?
Приложение 3
Памятка для родителей
Приложение 4
Методический бюллетень «Физическое воспитание»
Значение физического воспитания для ребенка огромно:
- совершенствование терморегуляции;
- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;
- стимуляция роста и развития детей;
- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
- повышение умственной и физической работоспособности.
Что необходимо учитывать при занятиях физкультурой:
- наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;
- систематичность занятий, их комплексность;
- использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;
- создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.
Одной из важнейших составляющих физического развития детей является физическое воспитание, проводимое в образовательных учреждениях, которое включает в се6я:
- - обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);
- - сдачу различных нормативов;
- - малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены).
Медицинские группы физического воспитания:
Основная группа -школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная группа -школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная группа -школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой.
В свободное от школы время увеличить объем двигательной активности школьников можно следующим образом:
- - утренней зарядкой;
- - динамическими паузами во время выполнения домашних заданий;
- - спортивными играми на свежем воздухе во время прогулок;
- - занятиями в спортивных секциях и клубах.
Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители должны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"
Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...
"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...
Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"
Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...
Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы
Данная работа приследует следующую задачу - как подвижные игры воздействуют на физическое развитие учащихся начальных классов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теории ...
Игра как средство развития у младших школьников интереса к обучению
Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные услови...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста
Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....