«Использование современных цифровых технологий в образовательном процессе »
статья по зож (1 класс)
Информационные технологии вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать. Цифровые технологии позволяют совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали IT-технологии столь востребованными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_la_sovremenyy_shkolnik_v_mire_tsifrovyh_tehnologiy.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на окружной семинар «Использование современных цифровых технологий в образовательном процессе »
Попова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им.И.И.Вехова ст.Александрийской
2021год
СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК В МИРЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
— Сынок, иди, поиграй во двор с ребятами.
— Мам, там ребят нет — они все сейчас в киберпространстве сидят..
Слайд 2
Информационные технологии вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать. Цифровые технологии позволяют совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали IT-технологии столь востребованными.
Слайд 3
Длительное время книга оставалась не только основным источником знаний, но, можно сказать, и единственным. Постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с большим объемом информации, которая год от года только возрастает.
Цифровые технологии сегодня:
- это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся;
- это инструмент создания учебных материалов;
- это инструмент эффективного способа преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.
Современные цифровые технологии – это:
- Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.
- Технология «Виртуальная реальность».
- Технология «Панорамных изображений».
- Технология «3D моделирование».
- Технология «Образовательная робототехника».
- Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
- Мультимедийный учебный контент.
- Интерактивный электронный контент.
Современные цифровые технологии совершенно изменили нашу жизнь и жизнь наших детей. Если мы, взрослые, лишь приспосабливаем свою жизнь к этим изменениям, то наши дети, зачастую растут и живут, ни на минуту не расставаясь с мобильными телефонами или планшетами, погрузившись в виртуальный мир.
Такой образ жизни полностью меняет у ребенка восприятие школьного обучения, чаще всего вызывая негативное отношение к учебе.
Но мы не можем винить в этом только компьютерную технику, т.к. жизнь современного общества уже не будет полноценной и, можно сказать спокойной, если человек не будет использовать цифровые технологии. Если говорить о мобильном телефоне, то примерно 15 лет назад родителям можно было не контролировать ребенка в том, как он добрался из школы до дома после занятий. Сейчас, с увеличением преступности по отношению к детям, мобильные телефоны являются помощниками в заботе о детях. Другой вопрос возникает, если ребенок целый день пользуется мобильным телефоном для игр или выхода в социальные сети.
Слайд 4.
На диаграмме видно, что после 11 лет дети практически н е р а с с т а ю т с я с компьютерными играми и социальными сетями, причем большую часть времени.
Перед родителями и учителями встает проблема, как уберечь ребенка от лишней информации и как увеличить интерес к обучению.
Сейчас, подключившись к интернету, ребята получают множество очень разнообразной и зачастую неструктурированной информации. Кроме того, общение в сети, зачастую, сводится к обмену картинками, а слова могут быть сокращены, вообще исключены из текста сообщения или переведены в форму смайликов. Общение в интернете, можно сказать, объединяет разговорную и письменную речь. По сути, мы пишем так же, как и говорим. Порой, такое общение бывает недоступным для понимания. Сокращения, имя со строчной буквы, отсутствие знаков препинания, плохо сказываются на грамотности ребят и умении выражать свои мысли.
Слайд 5.
Ещё одной немаловажной проблемой является «компьютерная зависимость». Медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. Вначале болезнь развивается незаметно: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, что в итоге переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Согласно моему исследованию, дети до 13-14 л е т б о л ь ш е й ч а с т ь ю используют компьютеры, планшеты и телефоны для игр. Многие дети старше 11 лет предпочитают ужинать (обедать) возле компьютера,
компьютер (планшет, телефон) в их жизни играет главную роль. Это является одним из признаков компьютерной зависимости.
Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе.
К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером и другими средствами цифровой электроники. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру цифровых технологий тоже. Многие изменения можно не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого планшетного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху.
Сами ребята так же выделяют недостатки в работе с цифровыми электронными устройствами: потеря счету времени, головные боли, ухудшение зрения.
Несмотря на это, современный школьник решает непростые задачи. Можно сказать, что положительной стороной такого стиля мышления является способность к многозадачности, способность мгновенно вычленять главное в потоке разрозненной информации. Сейчас школьник одновременно может слушать музыку, общаться в социальной сети, писать блог и делать уроки. Гиперактивность и неспособность к концентрации внимания – это результат не только «клипового мышления», но и нарушения «информационной гигиены» детей и подростков. Родителям стоит сознательно ограничивать присутствие детей в информационном пространстве. Для того чтобы ограничивать, родителям нужно самим разбираться в современных информационных технологиях, но, к сожалению, многие родители умеют только включать и выключать компьютер.
При правильной организации работы детей с компьютерами и гаджетами, их можно использовать как обучающее и развивающее средство.
Есть много обучающих программ, с помощью которых ребёнок во время игры учится считать, развивает логическое мышление и внимательность. Такие приложения могут заинтересовать ребёнка музыкой или математикой, упрощают подготовку к школе. У всех детских компьютеров есть функция родительского контроля. Родители сами решают, к каким играм и сайтам будет доступ у их ребенка.
Тогда можно быть уверенным, что ребёнок надёжно защищён от нежелательной информации. Ещё одним плюсом этой функции является возможность устанавливать время использования ребёнком гаджета.
На родителей и учителей возлагается формирование «информационной культуры» детей. Я считаю, и учителя, и родители должны исполнять роль наставников, формирующих информационную культуру.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: Действительно, в век информации, нельзя прожить школьникам без информационных технологий.
Но мы должны понимать возможности технологии и знать о возможной зависимости человека от технологии. И если мы будем понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость, которые только мы можем обеспечить, мы сможем достичь успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)
Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....
«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе
Использование СИТ В ОП...
Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья дет...
Статья "Использование современных цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Коррекционная педагогика...
Презентация "Использование современных цифровых технологий в условиях реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Данная статья опубликована на сайте "Альманах педагога"....