Статья "Здоровый образ жизни с малых лет"
статья по зож (2 класс)
Предварительный просмотр:
Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина,
учителя начальных классов
МБОУ СШ №81 им. Героя Советского Союза
генерала Д.М.Карбышева
Здоровый образ жизни с малых лет
«Любая общепринятая норма
должна быть осознана и принята
маленьким ребёнком – только
тогда она станет действительным
регулятором его поведения»
Н.Н.Авдеева.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки, недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей и т.д. Весьма существенным фактором «нездорового поколения» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Образовательное учреждение сегодня может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Именно в школьном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровье-ориентированную модель поведения индивида, которая, была бы направлена на сохранение и укрепление его личного здоровья. Нашей важнейшей задачей в настоящее время является – здоровье подрастающего поколения, и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление.
В воспитании детей часто используется слово «привычка». Безответственность, отсутствие трудолюбия, неорганизованность и многое другое относим к вредным привычкам. Но мы должны задуматься над тем, что основой всех этих проблем является отсутствие привычки у детей к тому, чтобы быть здоровыми духовно и физически. Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д. Видимо, поэтому наши воспитанники среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Ребенок в младшем возрасте чрезвычайно подражателен и, если он видит, что старшие сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его окружении. Когда ребенок подрастает в такой обстановке, то его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.
Полезными привычками можно назвать стремление к саморазвитию, к повышению уровня знаний, к занятию физкультурой, а также к таким эстетичным формам проведения свободного времени, как посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию. Привычки – это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. Важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет:
в 7-9 – 10-10,5 часов,
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Питание.
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Особое место уделяется работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его. Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка.
В своей работе мы используем следующие методические приемы:
- рассказы и беседы; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
Воспитательно-оздоровительную работу с детьми младшего школьного возраста мы начинаем с изучения детьми своего организма: как устроено тело человека. Для этого мы организуем встречу с медработником, где в доступной форме, используя иллюстративный материал, медработник рассказывает об анатомии и физиологии человека, основных системах и органах (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной системах, органах чувств).
Объясняем детям, что важнейшее значение для красоты тела и здоровья имеет осанка. В кабинетах висят плакаты, напоминающие учащимся как правильно сидеть при письме, чтобы не портить осанку. Это помогает осознанно участвовать в заботе о своём здоровье
Также формируем элементарные знания у детей младшего школьного возраста и о том, что их здоровье зависит от здоровья окружающих людей. Это связано с не выполнением правил личной гигиены. Пользование носовым платком, мытьё рук, чистка зубов, причёсывание – правила гигиены, которые должны выступать не как требования взрослых, как правило самого ребёнка. Объясняя детям, для чего следует чистить зубы, рассказывали о мельчайших невидимых глазу микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней Вместе с детьми разбираем проблемные ситуации на выполнение правил личной гигиены.
В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней познакомим детей с витаминами, их значением для жизни человека. Беседуя с детьми о витаминах, предлагаем детям назвать их любимые блюда и вместе анализируем, всегда ли они полезны. Вспоминаем случаи из жизни детей, когда кто-то чувствовал себя плохо. Зачастую большинство мдадших школьников не могут объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Чтобы решить данную проблему, учим детей обращаться к взрослым при возникновении плохого самочувствия. Для этого организовываем специальные тренинги, в которых дети произносят слова характеризующие состояние больного (болит голова, стреляет в ухе и т.п.).
- заучивание стихотворений;
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
По телевизору тюлень
Смотрел мультфильмы целый день.
А после до конца недели
У бедного глаза болели.
- подвижные игры;
«Гуси-лебеди», «Мяч в кругу», «День и ночь», «Кто дальше?», «Море волнуется…» и т.д.
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
«Замок».
На двери висит замок, (пальцы ритмично соединяются в замок)
Кто его открыть бы смог? (несколько раз)
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
- физкультминутки.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Привычка здорового образа жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому образовательное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в школе детям должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Литература
1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования /Под ред. А. М.Кондакова.- М, 2009
2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.-СПб, 2011
3. Васильева О. С., Журавлева Е. В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
4. Дубровский В. И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1999.
5. Татарникова Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве.-СПб, 2000
6. Финагина О. В., Спирина Л. А. Формирование культуры здоровья педагога как части профессиональной культуры//Здоровьесберегающее образование 2010 №7
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru
https://otherreferats.allbest.ru/life/00742580_0.html
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19148
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...
Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"
В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...
"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"
презентация к родительскому собранию...
Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников
Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....