Статья "Здоровый образ жизни с малых лет"
статья по зож (2 класс)
Предварительный просмотр:
Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина,
учителя начальных классов
МБОУ СШ №81 им. Героя Советского Союза
генерала Д.М.Карбышева
Здоровый образ жизни с малых лет
«Любая общепринятая норма
должна быть осознана и принята
маленьким ребёнком – только
тогда она станет действительным
регулятором его поведения»
Н.Н.Авдеева.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки, недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей и т.д. Весьма существенным фактором «нездорового поколения» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Образовательное учреждение сегодня может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Именно в школьном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровье-ориентированную модель поведения индивида, которая, была бы направлена на сохранение и укрепление его личного здоровья. Нашей важнейшей задачей в настоящее время является – здоровье подрастающего поколения, и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление.
В воспитании детей часто используется слово «привычка». Безответственность, отсутствие трудолюбия, неорганизованность и многое другое относим к вредным привычкам. Но мы должны задуматься над тем, что основой всех этих проблем является отсутствие привычки у детей к тому, чтобы быть здоровыми духовно и физически. Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д. Видимо, поэтому наши воспитанники среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Ребенок в младшем возрасте чрезвычайно подражателен и, если он видит, что старшие сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его окружении. Когда ребенок подрастает в такой обстановке, то его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.
Полезными привычками можно назвать стремление к саморазвитию, к повышению уровня знаний, к занятию физкультурой, а также к таким эстетичным формам проведения свободного времени, как посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию. Привычки – это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. Важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет:
в 7-9 – 10-10,5 часов,
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Питание.
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Особое место уделяется работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его. Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка.
В своей работе мы используем следующие методические приемы:
- рассказы и беседы; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
Воспитательно-оздоровительную работу с детьми младшего школьного возраста мы начинаем с изучения детьми своего организма: как устроено тело человека. Для этого мы организуем встречу с медработником, где в доступной форме, используя иллюстративный материал, медработник рассказывает об анатомии и физиологии человека, основных системах и органах (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной системах, органах чувств).
Объясняем детям, что важнейшее значение для красоты тела и здоровья имеет осанка. В кабинетах висят плакаты, напоминающие учащимся как правильно сидеть при письме, чтобы не портить осанку. Это помогает осознанно участвовать в заботе о своём здоровье
Также формируем элементарные знания у детей младшего школьного возраста и о том, что их здоровье зависит от здоровья окружающих людей. Это связано с не выполнением правил личной гигиены. Пользование носовым платком, мытьё рук, чистка зубов, причёсывание – правила гигиены, которые должны выступать не как требования взрослых, как правило самого ребёнка. Объясняя детям, для чего следует чистить зубы, рассказывали о мельчайших невидимых глазу микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней Вместе с детьми разбираем проблемные ситуации на выполнение правил личной гигиены.
В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней познакомим детей с витаминами, их значением для жизни человека. Беседуя с детьми о витаминах, предлагаем детям назвать их любимые блюда и вместе анализируем, всегда ли они полезны. Вспоминаем случаи из жизни детей, когда кто-то чувствовал себя плохо. Зачастую большинство мдадших школьников не могут объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Чтобы решить данную проблему, учим детей обращаться к взрослым при возникновении плохого самочувствия. Для этого организовываем специальные тренинги, в которых дети произносят слова характеризующие состояние больного (болит голова, стреляет в ухе и т.п.).
- заучивание стихотворений;
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
По телевизору тюлень
Смотрел мультфильмы целый день.
А после до конца недели
У бедного глаза болели.
- подвижные игры;
«Гуси-лебеди», «Мяч в кругу», «День и ночь», «Кто дальше?», «Море волнуется…» и т.д.
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
«Замок».
На двери висит замок, (пальцы ритмично соединяются в замок)
Кто его открыть бы смог? (несколько раз)
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
- физкультминутки.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Привычка здорового образа жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому образовательное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в школе детям должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Литература
1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования /Под ред. А. М.Кондакова.- М, 2009
2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.-СПб, 2011
3. Васильева О. С., Журавлева Е. В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
4. Дубровский В. И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1999.
5. Татарникова Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве.-СПб, 2000
6. Финагина О. В., Спирина Л. А. Формирование культуры здоровья педагога как части профессиональной культуры//Здоровьесберегающее образование 2010 №7
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru
https://otherreferats.allbest.ru/life/00742580_0.html
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19148
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"
В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...
Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников
Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...

Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....