Доклад «Опыт работы по формированию здорового образа жизни, в МБОУ «Топкинская НОШ»
материал по зож

Надежда Николаевна Смородникова

отче по здоровью в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_valeologiya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Опыт работы по формированию здорового образа жизни,

 в МБОУ «Топкинская НОШ»

                                                                               Мы смотрин на этот мир

                                                                               Глазами своей любви,

                                                                               Поэтому он красив.

                                                                               Мы строим этот мир

                                                                               Руками своих надежд,

                                                                               Поэтому он высок.

                                                                               Мы носим этот мир

                                                                               В ладонях своей доброты,

                                                                               Поэтому он широк.

                                                                               Мы будим этот мир

                                                                              Светом Веры своей,

                                                                               Поэтому он чист.

                                                                              Мы познаём детей и себя

                                                                              Сердцем горячим своим,

                                                                               Поэтому он светел…

Ещё древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития техники, совершенствование учебных  процессов, быстрый рост объёма необходимой информации и другое предъявляют к организму ребёнка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительной  быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако ещё не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные перегрузки, недостаточную активность, что нередко приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально использовать бурно растущий поток информации. Уровень здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффективность умственной работы  при полном сохранении здоровья.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Установлено, что среди факторов влияющих на здоровье, 20% приходится на условиях внутришкольной среды. Большую часть дня учащихся проводят в стенах школы. Поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовали возрастным возможностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье конкретного ребёнка.

В нашей школе существуют две цели по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни:

  1. Сохранение и укрепление здоровья (физического и социального) учащихся  школы.
  2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Через разработку и реализацию методической темы «Развитие творческих способностей учащихся и воспитание потребности в здоровом образе жизни» школа решает следующие задачи:

  1. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  2. Формирование знаний у детей о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состоянии здоровья.
  3. Вовлечение в деятельность по укреплению здоровья  педагогического коллектива, самых детей и их родителей, формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья.
  4. Освоение и использование в работе педколлектива здоровье сберегающих технологий.
  5. Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения  заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
  6. Индивидуализация процессов обучения, воспитания и развития.

В ходе реализации этих целей мы ожидаем следующие результаты:

  1. Снижение заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  3. Уменьшение количества детей, употребляющих табак и алкоголь.
  4. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  5. Повышение заинтересованности педагогических работников в укреплении здоровья учащихся.
  6. Стимулирование  внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

В связи с этим школа разработала план мероприятий по охране здоровья обучающихся для практической реализации задач, поставленных  перед школой. В учебном плане школы объём учебной нагрузки не превышает максимально допустимого количества часов. Анализ школьного расписания показывает, что администрация  школы стремится придерживаться гигиенических требований к составлению расписания, которое на деле соответствует санитарно-гигиеническим  нормам. К сожалению, не всегда удовлетворяется потребность школьников в движении. Эту потребность в МБОУ «Топкинская НОШ» реализуется посредством двигательной активности на уроках физкультуры  и на спортивных секциях – безусловно , благодаря талантливому, влюблённому в своё дело учителю  Павлову Г.К. В спортивных секциях по волейболу и баскетболу задействовано более 50% всех учеников школы. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях, играх, турпоходах, которые регулярно проводятся в нашей школе.

Благодаря тому, что в школе много внимания уделяется преподаванию уроков физической культуры и ведётся большая внеклассная работа по развитию детско-юношеского спорта, школьники ежегодно в районных соревнованиях занимают призовые места. Таким образом, можно отметить положительные тенденции физического развития учащихся:

  1. Усиление интереса  к учебным занятиям физкультуры.
  2. Увеличение суммарного времени учебных и внеучебных занятий физической культурой, включая  домашние занятия  (в зимнее время у наших детей популярны лыжи; в летнее – различные подвижные игры: лапта, футбол, езда на велосипеде, волейбол и т.д.)
  3. Активное участие наших учеников в различных видах спорта.

Наши выпускники ценятся  вузами и ссузами не только за отличные знания, но и отменную физическую подготовку. Они выходят из стен школы, получая юношеские спортивные разряды. Результаты делают   их кандидатами и на взрослые разряды по волейболу и баскетболу.

Валеологическое воспитание в школе осуществляется через следующие виды деятельности:  курс ОБЖ «Здоровый образ жизни»  «Радуга здоровья».,  «Народные игры»  

Конечная цель валеологического воспитания – формировать личность, которая обладает качествами, позволяющими быть ей здоровой как духовно,  так и физически.

В школе систематически проводится анализ динамики заболеваемости учащихся по четвертям и за весь учебный год.

Заболевания, наиболее часто встречающиеся в школе среди учащихся.

Заболевания

Учебный год

2016/2017

2017/2018

2018/2019

Количеств о   больных детей

%

Количеств о   больных детей

%

Количеств о   больных детей

%

Заболевания сердечнососудистой системы (кардиопатия)

-

-

-

-

-

-

Заболевания органов зрения

1

6%

1

6%

Лор заболевания

(тонзиллит,

тугоухость)

-

Хирургические заболевания

1

6%

1

6%

Ортопедические

заболевания

Вегето-сосудистая дистания

2

12%

3

18%

Наибольшее число заболеваний – это простудные, ОРЗ. Видим снижение этого вида заболеваний в этом году по сравнению с прошлыми, однако ОРЗ остаётся  лидирующим по сравнению с другими видами заболеваний. Снизилось количество заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-желудочной системы. Более того с момента организации школьного питания в нашей школе перестали регистрироваться хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты и т.п.).

.

В своей работе педагогический коллектив в основном использует педагогическую технологию Воронковых «Единство физического и умственного развития». Частично используется технология ПазухинаА.Ф. Единая система учебной и внеклассной работы позволяет развивать общую выносливость, которая больше всего влияет на улучшение здоровья.

  1. Один раз в сезон проведение «Дня здоровья»
  2. Озеленение классных комнат.
  3. Детский контроль за чистотой в помещениях.
  4. Приведение в порядок школьной территории (осень – весна)
  5. Оформление в классных комнатах уголков здоровья.
  6. Школьная реклама здоровья через КВН, викторины, ролевые игры, классные часы, беседы на тему здорового образа жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Во всей этой  работе мы придерживаемся правила: «Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт».

В  начальных классах на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, необходимая для профилактики нарушения зрения; организованы подвижные перемены".

Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своём здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.  

В школе проводится диагностическая работа, включающая в себя комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей. Создан банк данных по заболеваемости учащихся, составлена таблица «Состояние здоровья школьников».

Широко распространились вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков. Для массовой профилактики детей используются эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие общеобразовательного процесса в школе:

•     Зарядка для глаз.

•     Оптимальный двигательный режим.

Работа эта проводится по плану и в соответствии с рядом федеральных, региональных целевых программ, а также разработанными на их основе мероприятий.

При проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр. Так, в начале года было проведено микроисследование «Режим дня».

Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях.

В рамках санитарно-гигиенического образования  проводятся семинары, педсоветы, для родителей организован родительский всеобуч.

Здоровье подрастающего поколения, будущего страны в огромной степени зависит от здоровья учителя, воспитателя. Результаты многолетних исследований показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителями. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Поэтому приоритетная задача сегодня - сохранить трудовой потенциал образования.

В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребёнка – «это не просто комплекс санитарно-гигиенических  норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, способствующие потребности в здоровом образе жизни.

Результаты мониторинга «Здоровье»

Наличие заболеваний      в различный классах

Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Хронические заболевания при поступлении     в первый класс

-

25%

20%

Хронические заболевания при переходе     в     5 класс

2%

18%

18%

Количество детей инвалидов

-

-

-

В связи с этим педагогический коллектив нашей школы не останавливается на достигнутом, а постоянно находится в творческом поиске.

Проведен  мастер- класс на тему « Цвет и здоровье».

Цель которого – показать зависимость самочувствия человека от гармонизации цветового пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»

Трудно   себе   представить    то    благотворное изменение, которое произошло  бы  во  всей  жизни людской, если бы люди...

Работа по формированию здорового образа жизни в 1 классе

 Ещё в детском саду будущие первоклассники осваивают начала здорового образа жизни и получают представление о здоровье и его охране: для чего нужно мыть руки, чистить зубы...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Доклад на ШМО «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»

Доклад на ШМО«Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»...