Доклад «Опыт работы по формированию здорового образа жизни, в МБОУ «Топкинская НОШ»
материал по зож
Предварительный просмотр:
Доклад «Опыт работы по формированию здорового образа жизни,
в МБОУ «Топкинская НОШ»
Мы смотрин на этот мир
Глазами своей любви,
Поэтому он красив.
Мы строим этот мир
Руками своих надежд,
Поэтому он высок.
Мы носим этот мир
В ладонях своей доброты,
Поэтому он широк.
Мы будим этот мир
Светом Веры своей,
Поэтому он чист.
Мы познаём детей и себя
Сердцем горячим своим,
Поэтому он светел…
Ещё древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье.
Современные условия жизни, стремительные темпы развития техники, совершенствование учебных процессов, быстрый рост объёма необходимой информации и другое предъявляют к организму ребёнка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительной быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако ещё не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные перегрузки, недостаточную активность, что нередко приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.
Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально использовать бурно растущий поток информации. Уровень здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффективность умственной работы при полном сохранении здоровья.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Установлено, что среди факторов влияющих на здоровье, 20% приходится на условиях внутришкольной среды. Большую часть дня учащихся проводят в стенах школы. Поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовали возрастным возможностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье конкретного ребёнка.
В нашей школе существуют две цели по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни:
- Сохранение и укрепление здоровья (физического и социального) учащихся школы.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Через разработку и реализацию методической темы «Развитие творческих способностей учащихся и воспитание потребности в здоровом образе жизни» школа решает следующие задачи:
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
- Формирование знаний у детей о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состоянии здоровья.
- Вовлечение в деятельность по укреплению здоровья педагогического коллектива, самых детей и их родителей, формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья.
- Освоение и использование в работе педколлектива здоровье сберегающих технологий.
- Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
- Индивидуализация процессов обучения, воспитания и развития.
В ходе реализации этих целей мы ожидаем следующие результаты:
- Снижение заболеваемости детей школьного возраста.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Уменьшение количества детей, употребляющих табак и алкоголь.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности педагогических работников в укреплении здоровья учащихся.
- Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
В связи с этим школа разработала план мероприятий по охране здоровья обучающихся для практической реализации задач, поставленных перед школой. В учебном плане школы объём учебной нагрузки не превышает максимально допустимого количества часов. Анализ школьного расписания показывает, что администрация школы стремится придерживаться гигиенических требований к составлению расписания, которое на деле соответствует санитарно-гигиеническим нормам. К сожалению, не всегда удовлетворяется потребность школьников в движении. Эту потребность в МБОУ «Топкинская НОШ» реализуется посредством двигательной активности на уроках физкультуры и на спортивных секциях – безусловно , благодаря талантливому, влюблённому в своё дело учителю Павлову Г.К. В спортивных секциях по волейболу и баскетболу задействовано более 50% всех учеников школы. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях, играх, турпоходах, которые регулярно проводятся в нашей школе.
Благодаря тому, что в школе много внимания уделяется преподаванию уроков физической культуры и ведётся большая внеклассная работа по развитию детско-юношеского спорта, школьники ежегодно в районных соревнованиях занимают призовые места. Таким образом, можно отметить положительные тенденции физического развития учащихся:
- Усиление интереса к учебным занятиям физкультуры.
- Увеличение суммарного времени учебных и внеучебных занятий физической культурой, включая домашние занятия (в зимнее время у наших детей популярны лыжи; в летнее – различные подвижные игры: лапта, футбол, езда на велосипеде, волейбол и т.д.)
- Активное участие наших учеников в различных видах спорта.
Наши выпускники ценятся вузами и ссузами не только за отличные знания, но и отменную физическую подготовку. Они выходят из стен школы, получая юношеские спортивные разряды. Результаты делают их кандидатами и на взрослые разряды по волейболу и баскетболу.
Валеологическое воспитание в школе осуществляется через следующие виды деятельности: курс ОБЖ «Здоровый образ жизни» «Радуга здоровья»., «Народные игры»
Конечная цель валеологического воспитания – формировать личность, которая обладает качествами, позволяющими быть ей здоровой как духовно, так и физически.
В школе систематически проводится анализ динамики заболеваемости учащихся по четвертям и за весь учебный год.
Заболевания, наиболее часто встречающиеся в школе среди учащихся.
Заболевания | Учебный год | |||||
2016/2017 | 2017/2018 | 2018/2019 | ||||
Количеств о больных детей | % | Количеств о больных детей | % | Количеств о больных детей | % | |
Заболевания сердечнососудистой системы (кардиопатия) | - | - | - | - | - | - |
Заболевания органов зрения | 1 | 6% | 1 | 6% | ||
Лор заболевания (тонзиллит, тугоухость) | - | |||||
Хирургические заболевания | 1 | 6% | 1 | 6% | ||
Ортопедические заболевания | ||||||
Вегето-сосудистая дистания | 2 | 12% | 3 | 18% |
Наибольшее число заболеваний – это простудные, ОРЗ. Видим снижение этого вида заболеваний в этом году по сравнению с прошлыми, однако ОРЗ остаётся лидирующим по сравнению с другими видами заболеваний. Снизилось количество заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-желудочной системы. Более того с момента организации школьного питания в нашей школе перестали регистрироваться хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты и т.п.).
.
В своей работе педагогический коллектив в основном использует педагогическую технологию Воронковых «Единство физического и умственного развития». Частично используется технология ПазухинаА.Ф. Единая система учебной и внеклассной работы позволяет развивать общую выносливость, которая больше всего влияет на улучшение здоровья.
- Один раз в сезон проведение «Дня здоровья»
- Озеленение классных комнат.
- Детский контроль за чистотой в помещениях.
- Приведение в порядок школьной территории (осень – весна)
- Оформление в классных комнатах уголков здоровья.
- Школьная реклама здоровья через КВН, викторины, ролевые игры, классные часы, беседы на тему здорового образа жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Во всей этой работе мы придерживаемся правила: «Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт».
В начальных классах на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, необходимая для профилактики нарушения зрения; организованы подвижные перемены".
Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своём здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.
В школе проводится диагностическая работа, включающая в себя комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей. Создан банк данных по заболеваемости учащихся, составлена таблица «Состояние здоровья школьников».
Широко распространились вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков. Для массовой профилактики детей используются эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие общеобразовательного процесса в школе:
• Зарядка для глаз.
• Оптимальный двигательный режим.
Работа эта проводится по плану и в соответствии с рядом федеральных, региональных целевых программ, а также разработанными на их основе мероприятий.
При проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр. Так, в начале года было проведено микроисследование «Режим дня».
Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях.
В рамках санитарно-гигиенического образования проводятся семинары, педсоветы, для родителей организован родительский всеобуч.
Здоровье подрастающего поколения, будущего страны в огромной степени зависит от здоровья учителя, воспитателя. Результаты многолетних исследований показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителями. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Поэтому приоритетная задача сегодня - сохранить трудовой потенциал образования.
В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребёнка – «это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, способствующие потребности в здоровом образе жизни.
Результаты мониторинга «Здоровье»
Наличие заболеваний в различный классах | Учебный год | ||
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |
Хронические заболевания при поступлении в первый класс | - | 25% | 20% |
Хронические заболевания при переходе в 5 класс | 2% | 18% | 18% |
Количество детей инвалидов | - | - | - |
В связи с этим педагогический коллектив нашей школы не останавливается на достигнутом, а постоянно находится в творческом поиске.
Проведен мастер- класс на тему « Цвет и здоровье».
Цель которого – показать зависимость самочувствия человека от гармонизации цветового пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди...
Работа по формированию здорового образа жизни в 1 классе
Ещё в детском саду будущие первоклассники осваивают начала здорового образа жизни и получают представление о здоровье и его охране: для чего нужно мыть руки, чистить зубы...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...
Доклад на ШМО «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»
Доклад на ШМО«Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»...