Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
проект по зож

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 1 Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Содержание

Аннотация проекта

Актуальность проекта

Глава 1. Теоретические основы проектирования системы работы по формированию здорового образа жизни младших школьников

1.1. Условия, влияющие на сохранение здоровья

1.2. Концептуальные позиции формирования ЗОЖ у младших школьников

Глава 2.Особенности проектирования образовательного пространства в школе

2.1.Принципы организации ЗОЖ  у  младших школьников

2.2. Составные компоненты (технологии) системы работы по формированию ЗОЖ

Заключение

Список литературы

3

3

5

5

5

9

9

15

26


Аннотация проекта

Проект направлен на решение проблемы создания целостной системы  работы по формированию здорового образа жизни у младший дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Это связано с  недостаточным уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни в среде педагогов, родителей и детей, т.е. всех участников образовательного процесса.

Реализация проекта позволит обеспечить методологией и практикой разработки и оптимального использования современных здоровьесберегающих технологий.

Актуальность проекта

сл.2 В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей младшего школьного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

сл.3 Образовательная организация должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

 


Глава 1. Теоретические основы проектирования системы работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

1.1. Условия, влияющие на сохранение здоровья

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

сл 4. Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Условия, влияющие на сохранение здоровья школьников:

  1. Дображелательная обстановка.
  2. Спокойная беседа.
  3. Внимание к каждому ученику.

сл.5 Психологический настрой:

  • Положительные установки на успех
  • «Я все смогу»,
  •  «У меня все получится».

1.2. Концептуальные позиции формирования ЗОЖ у младших школьников

сл 6. Каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

 1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей (5, с.29).

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования (6, с.18).

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни (2, с.198).

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов (1, с.21).

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда (3, с.54).

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность(2, с. 195).

Для формирования культуры здоровья детей необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.

Глава 2.Особенности проектирования образовательного пространства

2.1.Принципы организации ЗОЖ  младших школьников

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи. Идеалом должны выступить для дошкольника установки на здоровый образ жизни, принципы следования правилам здорового образа жизни.

Аксиологический принцип.   Любое воздействие в области формирования ЗОЖ  у дошкольников должно определять ценность для ребёнка. Педагогическая организация здоровьесберегающей системы дошкольного образовательного учреждения начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод физического воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить опыт ребёнка в области ЗОЖ, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к здоровому образу жизни, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для формирования ЗОЖ воспитанников имеет пример воспитателя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В дошкольном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами физического воспитания ребёнка.

2.2. Составные компоненты (технологии) системы работы по формированию ЗОЖ

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагог

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Педагог

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Психолог

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Самомассаж

Точечный самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Педагог, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов  и родителей детей.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.


Заключение

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.


Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход/ Т.В.  Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
  2. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников/ В.Р.Кучма, Г.Н.Сердюковская, А.К.Демин. - М.: Просвещение, 2000.-342 с.
  3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений/ Л.Д.Назаренко. - М.: Лира.-  2002.-186 с.
  4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.-450 с.
  5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России/ А.Г.   Сухарев // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
  6. Ткачева В.И. Играем каждый день/ В.И.  Ткачева //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.- 18- 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье описывается значение и различные аспекты культуры ЗОЖ, рассматриваются вопросы поэтапного обучения младших школьников здоровому образу жизни....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Проектная работа «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной пробл...

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников : Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокоррекционная работа

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников :  Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокорр...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Формирование здорового образа жизни у младших школьников.Из опыта работы

Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все. В статье рассматриваются подходы к организ...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...