Методическая разработка "Если очень захотеть, можно в космос полететь"
методическая разработка по зож (2 класс)

Материал о здоровом образе жизни включен в основную часть  мастер-класса, где участники повторяют    практические приемы применения  здоровьесберегающих технологий, изготавливают тренажеры - игрушки  своими руками для  тренировки дыхательного аппарата.

Новизна темы заключается, в том, что использование тренажера, изготовленного своими руками, представляет собой систематическую работу  по сохранению и укреплению здоровья через комплекс  дыхательных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_ochen_zahotet_mozhno_v_kosmos_poletet.docx387.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.

города Белово»

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия
по теме

 « Если очень захотеть, можно в космос полететь»  

 

 

 

Исполнитель:  Штанина СветланаЕгоровна,
педагог дополнительного образования МБУДО « Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово», sveta.shtanina@yandex.ru

        

 

Белово 2020


Содержание

  1. Введение.          3
  2. Методическая разработка учебного занятия по теме:

«Если очень захотеть, можно в космос полететь».           7

  1. Заключение. Самоанализ занятия.        16
  2. Список используемой литературы и интернет ресурсов.        19


                     

 


Введение

Пояснительная записка к методической разработке учебного занятия по теме «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

В учреждении дополнительного образования  «Дворец творчества детей и молодёжи  имени Добробабиной А.П. города Белово» ведётся активная   работа, направленная на  поиск средств, методов и приемов повышения эффективности оздоровительной работы с учащимися, создания благоприятных условий для совместного обучения здоровых  детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применение современных здоровьесберегающих технологий на занятиях . Кроме этого, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в социальной, художественно-эстетической и научно-технической деятельности. Значимость этих проблем настолько актуальна, что возникает потребность в регулярном применении здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися.   Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности является перспективным средством воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения здоровья.

 Материал о здоровом образе жизни включен в основную часть  мастер-класса, где участники повторяют    практические приемы применения  здоровьесберегающих технологий, изготавливают тренажеры - игрушки  своими руками для  тренировки дыхательного аппарата.

Новизна темы заключается, в том, что использование тренажера, изготовленного своими руками, представляет собой систематическую работу  по сохранению и укреплению здоровья через комплекс  дыхательных упражнений. Целью данной методической разработки является передача коллегам профессионального опыта по использованию тренажеров -игрушек, сделанных своими руками на занятиях в детском объединении «Космодром». Правильно организованная оздоровительная работа способствует  формированию у детей заинтересованности к сохранению и укреплению здоровья, способствуют достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании учащихся.  Методическая разработка построена  на основе практической работы в детском объединении «Космодром»  технической направленности. Предлагаемая тема  занятия, поможет  не только развить познавательный интерес учащихся к здоровьесбережению, но и поможет им самостоятельно изготовить тренажеры-игрушки для сохранения и укрепления здоровья. С помощью таких тренажеров можно деликатно и в игровой форме укрепить у учащихся дыхательную систему организма, развить мелкую моторику пальцев, постепенно приучить их к физическим нагрузкам. Тренажеры имеют безопасную конструкцию и изготовлены из экологически чистых материалов.     Данное занятие может быть реализовано в любом образовательном учреждении   с учащимися указанного возраста.

Занятие разработано в соответствие с приведенной таблицей.

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность

участников

Подготовительный

Поиск проблемной ситуации - системообразующий элемент мастер-класса.  Подбор конкретных заданий - методических приемов, методов, методик преподавания, технологий обучения и воспитания, которые направят деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Готовность к систематизации знаний, пониманию вопроса (проблемы).

Организационный

Приветствие, вступительное слово мастера. Постановка целей и задач. Неожиданное (интригующее)  начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Объявление темы.

Встраивание в диалог, проявление активной позиции, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основной

Содержание мастер-класса: план действий, поэтапная реализация темы.         Передача продуктивных способов работы, своих “изюминок” с комментариями. Методическое сопровождение педагогом мастер-класса.

Выполнение заданий в соответствии с обозначенными задачами. Индивидуальное или групповое создание задуманного. Афиширование полученного продукта, представление выполненных работ.

Заключительный

Подведение итогов. Организация обмена мнениями присутствующих, определение оценки происходящему.

Самооценка и самоанализ по поводу деятельности на мастер-классе.

Рефлексивный

Самоанализ работы. Удовлетворенность (неудовлетворенность) от выполненной работы, умения передать свой педагогический опыт доступно, понятно, вариативно.

Уровень овладения (не овладения) новыми творческими способами решения педагогической проблемы (вопроса). Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий на занятиях ведет к снижению заболеваемости учащихся, улучшает психологический климат в коллективе, совершенствует качество образовательного процесса, позволяет сделать обучение комфортным и эффективным, а главное – сохраняет здоровье детей.  Данная методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, логопедам, учителям начальных классов, воспитателям детских садов с целью обмена опытом.

Методическая разработка учебного занятия   по теме: «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Составитель: Штанина Светлана Егоровна, педагог дополнительного образования МБУДО « Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово», sveta.shtanina@yandex.ru  

Тема: «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Цель:    систематизация и развитие  познавательных способностей учащихся через конструирование технических моделей из геометрических фигур и форм.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять знания  учащихся о геометрических фигурах и формах, умений соединять детали клеем при выполнении практической работы.

Развивающие:

- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

- развивать наблюдательность, техническое мышление;

- корректировать и развивать зрительное внимание, органы дыхательного аппарата, мелкую моторику рук через выполнение практических упражнений;

Воспитывающие:

- прививать навыки культуры труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие;

- содействовать воспитанию благоприятной обстановки   в группе.

Тип занятия: закрепление знаний и способов действий.

Форма занятия: занятие игра - путешествие. 

Используемые методы: словесный, практический, наглядный,  сказкотерапия, ароматерапия, игратерапия, цветотерапия.

Приемы деятельности педагога: объяснение, эвристическая беседа, рассказ, создание педагогической ситуации для решения педагогических задач, организация выступления учащихся и обобщение результатов их деятельности.   

Место проведения: кабинет.

Участники: учащиеся 7-8 лет, в состав группы входит ребенок с ОВЗ (нарушение зрения – косоглазие).

Оборудование для педагога: компьютер, проектор, экран, видеофильм, карточки с геометрическими фигурами, наглядные пособия с фигурами.

Для детей:набор геометрических фигур, инструменты и приспособления, карточки.

 

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

(На данном этапе используется коммуникативный метод обучения).

Педагог. Уважаемые ребята, сегодня на занятии мы встретимся  с необычными гостями. К нам летят гости из космоса -  звездочки. А для их встречи нам потребуется много сил и терпения.

Подготовка к основному этапу занятия

(Просмотр видеоролика (используется метод сказкотерапии). Звучит музыка. Две девочки, одетые в костюмы звездочек беседуют).

1-я Звездочка.  Ой, надоело уже петь. Давай лучше поиграем.

2-я Звездочка. Играть тоже надоело. Есть у меня мечта-хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Я слышала об этой планете. Это сказочная планета, на которой  живут  люди.

1-я Звездочка. И я наблюдала за ними и видела, как они входили в большое здание, которое называется    «Дворец творчества детей и молодёжи ». А в детском объединении «Космодром»  маленькие люди говорят о Вселенной, изучают небесные тела, знают, где живут звезды, учатся делать поделки».

2-я Звездочка. Давай возьмем космическое интервью у детей земного происхождения, а сделаем мы это при помощи лучиков земного света.

1-я Звездочка. Ребята, а вы знаете, из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него).

2-я Звездочка. Что такое Вселенная? (Все, что нас окружает на Земле и в пространстве).

1-я Звездочка. А что такое Галактика?(Гигантское скопление звезд,разбросанных во Вселенной).

2-я Звездочка. Какие планеты Солнечной системы вы знаете?(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,Плутон).

Звездочки (вместе). Молодцы! Какие умные дети! Прилетайте к нам в гости!(Убегают, разбрасывая разноцветные звездочки).

  1. Основной этап

Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые звездочки вам подарили  космические друзья. Они волшебные. Вы чувствуете, какой необычный нежный аромат они излучают? (Используется метод ароматерапии. Звездочки пропитаны лимонным маслом). Чем пахнут наши звездочки? (Аромат лимона).

- А как вы думаете, где могли пролететь звездочки и напитаться лимонным ароматом? (Откололись от лунной планеты; пролетали мимо лимонного сада и напитались этим запахом). Конечно, наяву никакой лимонной планеты нет, она может быть только в сказке, но тем не менее, лимонный аромат остался, и он поможет нам быть внимательными, бодрыми и умными.

- Возьмите звездочки и потрите их руками. Вы чувствуете, как волшебная энергия зарядила ваши руки? (Используется метод здоровьесбережения- тактильная гимнастика).

- Ну, скорей потри свой нос,

Подбородок отогрей,

Побыстрее. Побыстрей.

А теперь потрем мы уши-

Ни к чему нам бить баклуши.

Каждый пальчик согреваем,

Растираем, растираем.

На слайде появляется космическое пространство с анимированными звездами.

Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости веселых ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас.

И вот мы к полету готовы сейчас!

На слайде появляются три изображения: планета Земля, планета Марс, космос.

-Перед вами три изображения, посмотрите и догадайтесь, на каком виде транспорта мы с вами можем добраться до другой планеты? (На слайде появляется ракета). Правильно, ребята, на космической ракете.  На столе у каждого из вас лежат геометрические фигуры разного цвета и размера.(Используется метод цветотерапии. Применяется геометрический конструктор ( ребенок с ОВЗ выполняет задание на доске из геометрического конструктора большего размера, чем у остальных детей).

-Угадайте, о какой фигуре идет речь? Эта фигура желтого цвета, у нее четыре угла, четыре стороны и четыре вершины. Положите желтый прямоугольник в центр листа. А Лена прикрепляет фигуру в центр доски (на всех деталях геометрического конструктора приклеены самоклеющиеся магниты).

- Эта фигура красного цвета, она болшая, у нее три угла, три  стороны, три вершины. Положите красный большой треугольник вверху прямоугольника.

-Следующие фигуры красного цвета, они меньше большого красного треугольника, у них три угла, три стороны, три вершины. Положите их слева и справа от  желтого прямоугольника. Кто скажет, какой вид транспорта получился? (Ракета).

- А чтобы наши глаза все внимательно рассмотрели, давайте посмотрим на наш волшебный  экран и проследим за движением космической техники и звездочками. (Видеогимнастика для глаз: на ночном небе одна за другой появляются звезды; летит ракета; звезды постепенно исчезают).

 -Попробуйте следовать за звездами, и нарисовать их путь своими глазами.

А теперь мы поморгаем, поведем глазами вправо, влево. (Использование кинестетического метода).

-Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Узнавайка!»

Правила игры: ребенок с ОВЗ достает из мешка геометрическое тело и говорит его название. Учащиеся показывают карточки с соответствующими геометрическими фигурами и называют их (используется геометрический конструктор). Учащийся с ОВЗ составляет из геометрических фигур ракету.

- Ребята, посмотрите, какую ракету нам подарили звездочки! Но она не летает. Ребята, давайте сделаем такую же ракету, но летающую!

- Кто знает, какое устройство используют , когда  запускают ракету?(Пусковое устройство). Покажите  пусковое устройство на макете ракеты.

- Как называется основная часть ракеты?(Корпус). Покажите корпус ракеты.

- Как называется верхняя часть ракеты? (Головная часть ракеты или обтекатель).Покажите обтекатель ракеты.

 -Как называется это геометрическое тело? (Конус).

 Покажите геометрические фигуры, которые похожи на крылья (стабилизаторы)  ракеты.(Учащиеся находят треугольники). Давайте выберем бумагу, которая лучше подойдет для конструирования ракеты.

Обогащение сенсорного опыта детей: детям предлагается на выбор бумага разной плотности и фактуры – ксероксная, гофрированная, лист картона. Дети на ощупь подбирают подходящий материал и обосновывают свой выбор, давая определение каждому виду бумаги: тонкая, мягкая, шероховатая, плотная и т.

-Ребята, а теперь мы приступаем к изготовлению ракеты. Но вначале прочитайте инструкцию по технике безопасности. (У учащихся на столе лежат инструкции по технике безопасности при работе с ножницами).

3. Практическая работа. Технологическая последовательнось конструирования ракеты

1.Разделите прямоугольный лист пополам. Деталь прямоугольной формы  заглаживаем по краю стола для закругления и склеиваем в трубочку (рис.1).

 

 2.С одной стороны корпуса делаем надрезы, чтобы приклеить головную  часть (обтекатель) ракеты.

 3. Пусковое устройство изготавливаем так же как корпус ракеты, но чуть меньше диаметра . Вставляем пусковое устройство в корпус ракеты (рис.3).

        

На данном этапе используется метод здоровьесбережения-динамическая пауза.

Мы сегодня вырезали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Клеить формы мы начнем.

4.Головную часть изготавливаем из цветной бумаги из полукруга и  склеиваем с корпусом ракеты. Нанести  клеем по периметру с надрезанной стороны, склеиваем между собой (рис.4, 5).

 C:\Users\Home\Desktop\моя\ОВЗ\DSCN1470.JPGC:\Users\Home\Desktop\моя\ОВЗ\DSCN1471.JPG

 5. Вырезаем из бумаги   стабилизаторы  треугольной формы, отгибаем края детали и приклеивае их к корпусу ракеты (рис.6, 7).

C:\Users\Home\Desktop\моя\ОВЗ\DSCN1475.JPG

  1. Подведение итогов 

Педагог. Ребята, благодаря тому, что вы сегодня много узнали о геометрических фигурах и формах; научились самостоятельно конструировать ракету и аккуратно выполнять работу, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами, трудиться и отдыхать в кругу друзей во Вселенной зажглись новые звезды. Ребята, а давайте Вселенную сделаем еще ярче!

На данном этапе используется метод рефлексии.

На столе лежат звезды; оранжевые и желтые выберите для себя одну звездочку при условии:

- оранжевую звездочку, если вам на занятии было интересно;

- желтую звездочку, если вы в чем–то затруднялись на занятии;

Приклейте их на доску.(На каждой звездочке-самоклеющийся магнит)

А сейчас мы полетим в гости к нашим знакомым  звездочкам. (Соревнование-запуск ракет. Учащиеся выполняют упражнения на развитие дыхательного органа).

 Счастливого пути!.

Заключение

Самоанализ занятия

    Занятие по теме «Конструирование космической ракеты»  проводилось согласно календарно – тематическому планированию. Занятие  было проведено для детей первого года обучения ( 7 -8 лет).

Цель занятия:  систематизация  и развитие  познавательных способностей учащихся через конструирование технических моделей из геометрических фигур и форм.  

Поставленная цель решалась через ряд задач:

Обучающие:

- создать условия по закреплению знания  учащихся о геометрических фигурах и формах, умений соединять детали клеем при выполнении практической работы.

Развивающие:

- создать условия для развития самостоятельности и способности решать творческие задачи; развития наблюдательности, технического мышления;

коррекции и развития зрительного внимания, органов дыхательного аппарата, мелкой  моторики рук через выполнение практических упражнений;

Воспитывающие:

- создать условия для привития навыков культуры труда; воспитания усидчивость, аккуратности и трудолюбия; создать условия для содействия воспитанию благоприятной обстановки   в группе.

 

Тип занятия:  закрепление знаний и умений.

Форма занятия: занятие игра - путешествие.

 В процессе обучения мной  использовались следующие методы и приемы:
наглядный, словесный, игровой, ИКТ,  сказкатерапия, ароматерапия, фотоквест, цветотерапия.

 Форма и методы организации занятия были выбраны с учетом возраста детей (7-8 лет).  

Структура  и содержание занятия выдержана полностью, соответствовало достижению поставленной цели. Задания были  направлены не только на закрепление знаний и умений, но и побуждали интерес к занятию.

Применялась  актуализация на опорные знания детей, акцент делался на закрепление полученных знаний по данной теме.

Основная линия занятия – « конструирование технических моделей из геометрических фигур и форм», «сопоставление геометрических фигур с геометрическими телами».  

Занятие спланировано так, чтобы в конце учащийся видел результаты своего труда.

         Для придания яркой эмоциональной окраски занятию  использовалась такая форма  как  игра - путешествие. Общая оценка работы группы - положительная.  С самого начала занятия дети включились в активную деятельность: отвечали на вопросы.  В течение всего занятия учащиеся определяли предметы по признакам, сравнивали, обобщали.  

На занятии применялся дидактический материал: геометрический конструктор, технологическая карта, карточки, разработан мультимедийный материал для проведения занятия, оформлена презентация Power Point.                                        

Кроме этого, в течение всего занятия  использовались элементы   здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, соблюдение охранительного  режима обучения, чередование мыслительной деятельности с физминутками). Особое внимание уделялось работе с ребенком   ОВЗ.

 На занятии удалось продуктивно организовать работу детей, они справились с предложенным объемом учебного материала.

Все дети довели свою работу до конца, что создало ситуацию успеха, радости от выполненной работы, уверенности в своих возможностях. Всему этому способствовала доброжелательная атмосфера, сложившаяся на протяжении занятия.  В конце занятия была проведена рефлексия. Основные этапы построения занятия соответствуют современным требованиям.

Темп занятия выдержан.

Вывод:

Таким образом, я считаю, что дети успешно освоили  геометрические фигуры и формы, у них сформировался высокий уровень представлений о геометрических фигурах, умение выделять признаки, сравнивать, обобщать. В процессе систематических посещения занятий технической направленности у детей формируются: познавательная активность, открываются новые возможности в плане развития мышления, внимания, памяти.

Поставленная цель занятия достигнута, результаты работы  подтверждают, что избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности детей.

 

Список используемой литературы и интернет ресурсов

Электронная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki -;

Лазарева С.Ю., Фатеева Е.Ю. «Развитие творческих способностей    ребёнка младшего школьного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://festival.1september.ru 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет....

Методические рекомендации "Очень удивительная длинная скакалка"

Очень удивительная длинная скакалка.       Как мы знаем, что при  отсутствии  навыка мягкого приземления,  игры, гимнастические или спортивные упражне...

Внеклассное мероприятие на тему: «Если очень захотеть, можно к звездам полететь»

Способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей (патриотическое, нравственное воспитание)....

9 фраз, которые очень важно говорить своим детям как можно чаще.

Презентация "9 фраз, которые очень важно говорить своим детям как можно чаще."  для родительского собрания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Полет в космос"

Цели мероприятия:1. Расширить представления школьников о космосе, космонавтике.2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.3. Развивать логическое мышление, ...

«Если только захотеть, можно в космос полететь!»

презентация к дню Космонавтики цель: Расширить представление детей о Дне космонавтики....

Сценарий игровой программы для 1-2 классов "Если очень захотеть ,можно в космос полететь"

Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе.Задачи: содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих способностей учащихся путём использования ...