ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная деятельность в начальной школе может быть успешно использована в формировании ценностей здорового образа жизни. Вовлеченность в нее на протяжении обучения в начальной школе позволяет детям приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Статья посвящена наиболее удачным формам проектной деятельности в начальной школе для формирования у обучающихмя потребностей в здоровом образе жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И.В. Красильникова, учитель начальных классов ГБОУ школы №331 Невского района Санкт-Петербурга
Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Он становится педагогом-помощником детям, помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы в каждом образовательном учреждении была разработана специальная программа, обеспечивающая достижение поставленных образовательных и воспитательных целей» [3]. Одним из направлений работы в ГБОУ школе №331 Невского района Санкт-Петербурга является работа по формированию ценностей здорового образа жизни среди учащихся младших классов. С этой целью в школе разработана программа «Формирование ценности здорового образа жизни у обучающихся начальных классов». Цель программы - создание условий для здоровьесбережения и здоровьесозидания в урочной и внеурочной деятельности. Задачи программы:
- сформировать ответственное отношение к собственному здоровью;
- ориентировать учащихся на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации;
- воспитать ребенка способного уметь создать вокруг себя здоровую среду.
В рамках программы учителя начальных классов нашей школы разработали и реализовывают ряд проектов, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни, используя инновационные образовательные технологии.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной и внеурочной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Например, в 1 классе дети с удовольствием участвуют в проекте «Режим дня». Этот проект позволяет прививать детям элементарные правила гигиены и здорового образа жизни. Дети изучают свой распорядок дня, сравнивают его с днём своих одноклассников, родителей и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Каждый ребенок разрабатывает свой режим дня и оригинально его оформляет. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.
Проект «Мой здоровый выходной» для обучающихся 2 класса ставит своей целью формирование привычки к здоровому образу жизни. Он направлен на сплочение детей и родителей, вовлечение их в совместную деятельность в организации и проведении совместных полезных выходных. Ребята составляют свои оригинальные модели выходных, проведенных с пользой для здоровья, творчески оформляют их в виде памяток, презентаций, сочинений, рекламных плакатов.
При работе над проектом «Азбука здоровья» в 3 классе часть ребят ищет информацию о полезных для здоровья продуктах и напитках на каждую букву алфавита. Другая группа готовит материал о видах спорта на каждую букву. Третья группа собирает информацию о других, полезных для здоровья вещах. Каждая страничка оформляется, публично представляется, затем формируется «Энциклопедия здоровья». Данный проект учит работать с информацией, развивает у обучающихся умения работать в поисково-исследовательском режиме, умения работать в группе, развивает творческие способности, умения публично представлять результаты своей работы.
Проект «Советы доктора Айболита» рассчитан на обучающихся 4 классов. Ребята в группах или индивидуально составляют памятки по профилактике различных заболеваний, правилам здорового питания, предупреждения вредных привычек и т.д. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, учит приемам самопознания и саморегуляции.
Традиционный школьный «Марафон здоровья» объединяет всех участников образовательного процесса. Он направлен на создание образовательной и социокультурной среды, направленной на формирование культуры физического здоровья и здорового образа жизни. Дети и родители знакомятся с Триадой здоровья «ПИТАНИЕ-ДВИЖЕНИЕ-ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ», получают памятки о ЗОЖ.
При работе над проектом «Здоровое меню» дети узнают о пользе и вреде разных продуктов, учатся составлять правильное меню.
Флешмобы «Пятиминутка здоровья» позволяют разнообразить школьные будни, помогают снять эмоциональное напряжение. Они проходят под различными девизами. Например, «Дружно яблоки едим, быть здоровыми хотим!», «Винограду каждый рад, всем полезен виноград!» и др. Ребята узнают интересные факты о пользе для здоровья фруктов. Все дружно едят фрукты, строго соблюдая правила гигиены. Как правило, это один из самых любимых видов деятельности для ребят.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе может быть успешно использована в формировании ценностей здорового образа жизни. Вовлеченность в нее на протяжении обучения в начальной школе позволяет детям приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Она развивает интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста, содействует развитию творческой исследовательской активности учащихся, поддерживает стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивает организационно-коммуникационные навыки, познавательные способности и творческое воображение. [2]
Список литературы
- Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М.Безруких, Т.А. Филиппова. М.: Просвещение, 2013. 127 с.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.,2002
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...
Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ
Здоровый образ жизни -это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне.Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технолог...
Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ
Здоровый образ жизни -это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне.Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технолог...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы
Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»
laquo;Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕТема выбрана не случайно, ведь, как известно, в соответствии с законом РФ «Об образовании» зд...