Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
статья по теме
В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Варварина Оксана Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Липецк
Секция: Развитие информационных технологий
Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов. В современных школах в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения учителями используются следующие современные технологии: личностно-ориентированное обучение; информационно- коммуникационные технологии; проектно-исследовательские технологии; здоровье сберегающие технологии. Из всего многообразия инновационных направлений данные технологии были выбраны не случайно. Во-первых, они легко вписываются в существующую у нас классно-урочную систему занятий, во-вторых, они не только обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей. Электронные образовательные ресурсы открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, позволяют успешнее решать не только задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, необходимые для выполнения программных требований. Как отмечают ряд специалистов, использование этих ресурсов в учебном процессе способствует:
- повышению качества обучения;
-эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
- развитию самостоятельности учащихся;
- появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображения и звука (текстовая, графическая, аудио- и видео информация, анимация);
- появлению доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.
Сегодня не вызывает сомнения, что современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения не должен быть ограничен предметом и учителем. На каждом этапе урока можно использовать электронные образовательные ресурсы как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Главное, сделать урок интересным, напряжённым, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение.
На одном из таких уроков мне хотелось бы остановиться более подробно и показать, как учителя начальных классов могут использовать электронные образовательные ресурсы на разных этапах урока. Вашему вниманию предлагается повторительно – обобщающий урок русского языка в 1 классе.
Тема урока: «Гласные и, у, а после шипящих» (страница 2, шторка)
Цели урока:
Образовательные: совершенствовать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ; учить применять правило о правописании гласных и, у, а после шипящих при выполнении упражнений; формировать умение сидеть за партой (осанка, положение тетрадей, ручек).
Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, развивать речь, мышление, сообразительность; обогащать словарный запас учащихся; развивать интерес к родному языку.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к предмету через элементы игры; воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение к окружающим нас людям.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор; SMART Notebook
Урок начинается с оргмомента такими словами:
« Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовет он на урок.
Ну-ка детки, все готовы?
- Готовы!
- Начинаем наш урок.
Далее предлагается готовый электронный ресурс, взятый из ЕКЦОР, где обучающиеся вспоминают алфавит. (Страница 3)
Потом идёт повторение изученного теоретического материала в виде игры «Проверь свои знания», взятый из ЕКЦОР (страница 4).
Во время минутки чистописания учитель показывает на доске SMART готовый электронный ресурс с интерактивным окном, в котором пишется выбранная буква (строчная или заглавная). Обучающиеся прописывают данные буквы и составляют из буквосочетания. На данном уроке: Ж, Ш, Ч, Щ, И, У, А, ж, ш, ч, щ, и, у, а, жи – ши, ча – ща, чу – щу. (Страница 5)
Далее идёт словарная работа. Она строится в форме игры «Угадай», где по загадке, пословице, стихотворению или предложению учащиеся отгадывают слово, им показывается картинка, написание слова и даётся объяснение лексического значения, например, слова деревня (выход в Интернет, значение слова в словарях). (Страница 6)
Продолжает словарную работу задание по развитию речи, во время которого учитель использует электронный ресурс, сделанный на доске SMART с помощью интерактивного средства «Галерея»: Activity Toolkit 2,0, «Упорядочивание предложений». Обучающиеся восстанавливают деформированный текст, в котором встречаются изученные на уроке словарные слова. (Страница 7)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения формулировку темы урока и целеполагание обучающиеся делают самостоятельно. Поэтому, им предлагается вспомнить буквосочетания, которые писали в начале урока, найти их в словах получившегося текста. Тут же делается проверка через закладку и учащиеся формулируют тему урока: «Гласные и, у, а после шипящих», которая появляется после открытия «шторки» (страница 2).
Далее идёт повторение, какие шипящие согласные знают обучающиеся, через игру с шариками, взятыми из интерактивного средства «Галерея», Dice – Keyword в программе SMART Notebook (страница 8).
В ходе урока в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов второго поколения учитель начальных классов должен создавать проблемную ситуацию, решение которой обучающиеся находят сами или вместе с учителем. Так на данном уроке, играя в игру «Помоги буквам», учащиеся находят решение проблемы самостоятельно, опираясь на уже имеющиеся знания по этой теме (страница 9).
Далее идёт повторение правил о правописании буквосочетаний ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, взятых из ЕКЦОР (страница 10).
Так как это повторительно – обобщающий урок, то вся последующая работа направлена на совершенствование умения составлять, писать слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Для организации этой работы учитель может использовать следующие задания, сделанные на доске SMART с помощью интерактивного средства «Галерея»: Activity Toolkit 2,0, Graphics, Pull tabs, текстовый редактор и рисунки:
- игра «Круг» (страница 11, для проверки используется шторка);
- подбери слова синонимы с сочетаниями ЖИ – ШИ (страница 12);
- подбери название к картинке (страница 13);
- игра «Сортировщик картинок» (страница 14).
На уроке обязательно должна быть физкильтминутка для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата, которая помещается в программе SMART из готовой презентации PowerPoint (страница 15).
На этапе организации самостоятельной работы и самопроверки обучающимся предлагается задание «Вставьте буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ». После выполнения работа проверяется с помощью синих квадратиков. (Страница 16)
В завершении урока учитель проводит рефлексию и подведение итогов. Подведение итогов поводится с помощью игры «Проверь себя», где ученик вытягивает любой вопрос и отвечает на него (страница 17).
Рефлексия проходит в виде игры «Моё настроение», где каждый ребёнок оценивает свою работу так: «Мне всё понятно», «Были затруднения», «Я ничего не понял». Берёт соответствующий цветок и помещает его в корзину (страница 18).
Учитель заканчивает урок словами: «Спасибо за работу!» (Страница 19).
Это лишь малая часть всех электронных образовательных ресурсов, которые могут использовать в своей деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
К странице 6
- Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (ЯБЛОКО)
- Сам погибай, а ……….. выручай. (ТОВАРИЩ)
- Вот моя ………….;
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (И.Суриков) (ДЕРЕВНЯ)
- На улице в толпе заблудилась маленькая ………… (ДЕВОЧКА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения средствами УМК "Перспектива"
В конспекте дается полное и подробное описание средст для педагогов, которые работают по УМК "Перспектива", родителей....
Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократическ...
Роль учителя начальных классов в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется роль учителя начальной школы. И здесь важно понять, в чём. Сегодня его роль заключается в том, чтобы учить учитьСЯ.«Развивающемуся...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Об организации исследовательской деятельности младших школьников....
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО второго поколения
Из практики работы по ФГОС НОО...