Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
статья по теме

 Варварина Оксана Николаевна

В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варварина Оксана Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Липецк

Секция: Развитие информационных технологий

 Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема  создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов. В современных школах в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения  учителями используются следующие современные технологии: личностно-ориентированное обучение; информационно- коммуникационные технологии; проектно-исследовательские технологии; здоровье сберегающие технологии. Из всего многообразия инновационных направлений  данные технологии были выбраны не случайно. Во-первых, они легко вписываются в существующую у нас классно-урочную систему занятий, во-вторых, они не только обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей. Электронные образовательные ресурсы открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, позволяют успешнее решать не только задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, необходимые для выполнения программных требований. Как отмечают ряд специалистов, использование этих ресурсов в учебном процессе  способствует:

- повышению качества обучения;

-эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию самостоятельности учащихся;

- появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображения и звука (текстовая, графическая, аудио- и видео информация, анимация);

- появлению доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.

Сегодня не вызывает сомнения, что современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения не должен быть ограничен предметом и учителем. На каждом этапе урока можно использовать электронные образовательные ресурсы как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Главное, сделать урок интересным, напряжённым, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение.

На одном из таких уроков мне хотелось бы остановиться более подробно и показать, как учителя начальных классов могут использовать электронные образовательные ресурсы на разных этапах урока. Вашему вниманию предлагается повторительно – обобщающий урок русского языка в 1 классе.

Тема урока: «Гласные и, у, а после шипящих» (страница 2, шторка)

Цели урока:

Образовательные:  совершенствовать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ; учить применять правило о правописании гласных и, у, а после шипящих при выполнении упражнений;  формировать умение сидеть за партой (осанка, положение тетрадей, ручек).

Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, развивать речь, мышление, сообразительность; обогащать словарный запас учащихся; развивать  интерес к родному языку.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к предмету через элементы игры; воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение к окружающим нас людям.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа-проектор; SMART Notebook

Урок начинается с оргмомента такими словами:

« Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка детки, все готовы?

-  Готовы!

- Начинаем наш урок.

Далее предлагается готовый электронный ресурс, взятый из ЕКЦОР, где обучающиеся вспоминают алфавит. (Страница 3)

Потом идёт повторение изученного теоретического материала в виде игры «Проверь свои знания», взятый из ЕКЦОР (страница 4).

Во время минутки чистописания учитель показывает на доске SMART готовый электронный ресурс с интерактивным окном, в котором пишется выбранная буква (строчная или заглавная). Обучающиеся прописывают данные буквы и составляют из буквосочетания. На данном уроке: Ж, Ш, Ч, Щ, И, У, А, ж, ш, ч, щ, и, у, а, жи – ши, ча – ща, чу – щу. (Страница 5)

Далее идёт словарная работа. Она строится в форме игры «Угадай», где по загадке, пословице, стихотворению или предложению учащиеся отгадывают слово, им показывается картинка, написание слова и даётся объяснение лексического значения, например, слова деревня (выход в Интернет, значение слова в словарях). (Страница 6)

Продолжает  словарную работу задание по развитию речи, во время которого учитель использует электронный ресурс, сделанный на доске SMART с помощью интерактивного средства «Галерея»: Activity Toolkit 2,0, «Упорядочивание предложений». Обучающиеся восстанавливают деформированный текст, в котором встречаются изученные на уроке словарные слова. (Страница 7)

В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения формулировку темы урока и целеполагание обучающиеся делают самостоятельно. Поэтому, им предлагается вспомнить буквосочетания, которые писали в начале урока, найти их в словах получившегося текста. Тут же делается проверка через закладку и учащиеся  формулируют тему урока: «Гласные и, у, а после шипящих», которая появляется после открытия «шторки» (страница 2).

Далее идёт повторение, какие шипящие согласные знают обучающиеся, через игру с шариками, взятыми из интерактивного средства «Галерея», Dice – Keyword в программе SMART Notebook (страница 8).

В ходе урока в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов второго поколения учитель начальных классов должен создавать проблемную ситуацию, решение которой обучающиеся находят сами или вместе с учителем. Так на данном уроке, играя в игру «Помоги буквам», учащиеся находят решение проблемы самостоятельно, опираясь на уже имеющиеся знания по этой теме (страница 9).

Далее идёт повторение правил о правописании буквосочетаний ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, взятых из ЕКЦОР (страница 10).

Так как это повторительно – обобщающий урок, то вся последующая работа направлена на совершенствование умения составлять, писать слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Для организации этой работы учитель может использовать следующие задания, сделанные на доске SMART с помощью интерактивного средства «Галерея»: Activity Toolkit 2,0, Graphics, Pull tabs, текстовый редактор и рисунки:

  • игра «Круг» (страница 11, для проверки используется шторка);
  • подбери слова синонимы с сочетаниями ЖИ – ШИ (страница 12);
  • подбери название к картинке (страница 13);
  • игра «Сортировщик картинок» (страница 14).

На уроке обязательно должна быть физкильтминутка  для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата, которая помещается в программе SMART из готовой презентации PowerPoint (страница 15).

На этапе организации самостоятельной работы и самопроверки обучающимся предлагается задание «Вставьте буквосочетания  ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ». После выполнения работа проверяется с помощью синих квадратиков. (Страница 16)

В завершении урока учитель проводит рефлексию и подведение итогов.  Подведение итогов поводится с помощью игры «Проверь себя», где ученик вытягивает любой вопрос и отвечает на него (страница 17).

Рефлексия проходит в виде игры «Моё настроение», где каждый ребёнок оценивает свою работу так: «Мне всё понятно», «Были затруднения», «Я ничего не понял». Берёт соответствующий цветок и помещает его в корзину (страница 18).

Учитель заканчивает урок словами: «Спасибо за работу!» (Страница 19).

Это лишь малая часть всех электронных образовательных ресурсов, которые могут использовать в своей деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

К странице 6

  1. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки.       (ЯБЛОКО)

  1. Сам погибай, а ……….. выручай.               (ТОВАРИЩ)
  2. Вот моя ………….;

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.       (И.Суриков)           (ДЕРЕВНЯ)

  1. На улице в толпе заблудилась маленькая …………      (ДЕВОЧКА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения средствами УМК "Перспектива"

В конспекте дается полное и подробное описание средст для педагогов, которые работают по УМК "Перспектива", родителей....

Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократическ...

Роль учителя начальных классов в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется роль учителя начальной школы. И здесь важно понять, в чём. Сегодня его роль заключается в том, чтобы учить учитьСЯ.«Развивающемуся...