Доклад "Укрепление физического здоровья в ГПД"
материал по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gpd_sentyabr.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Укрепление физического здоровья в ГПД»
Подготовила:
воспитатель группы продленного дня
МБОУ «Поселковская средняя школа № 1»
Свойкина Т.В.
Сентябрь
2020 г.
Укрепление физического здоровья в ГПД
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.28)» подчёркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье является фактором личностно – ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:
- воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
- использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и воспитатель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей.
Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.
Цель здоровьесбережения: Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек.
2.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
- полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
- различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники,
- спортивные часы,
- весёлые старты,
- туристические походы,
- экскурсии,
- подвижные игры.
- подвижные перемены,
- физминутки.
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки проводятся физминутки, разрешается детям передвигаться по классу, если им требуется помощь. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. А также дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия чередуются по дням недели:
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком.
Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Учебно – воспитательный процесс в ГПД осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, горячее питание, спортивные занятия, занятия по интересам. Немаловажное значение имеют проветренное помещение перед приходом детей, свежий воздух, чистота в группе – это среда, в которой хорошо работает, мозг, легкие . Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ(здоровый образ жизни) в ГПД являются всевозможные подвижные игры (игры с мячом («Вышибаллы», «Штандер», со скакалкой «Рыбачок», «Горелочка по кругу», «Самые быстрые», «Охотники и лисы», «Третий лишний», «Ку – ка – ре-ку», «Платочек», «Голова дракона» и т.д), занятия, беседы, конкурсы по привитию гигиенических навыков и профилактике вредных привычек ( "Что такое ЗОЖ ?», «Здоровые зубы – здоровый ребенок», «Хорошее здоровье превыше всего», «Как отучить себя от вредных привычек», «Осанка – стройная спина», «Чистота – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Расти здоровым !» и т.д.), спортивные часы, мероприятия, соревнования («В здоровом теле – здоровый дух!», «Мой весёлый звонкий мяч», «О, спорт, ты – мир!», «Весёлые старты» и т.д.), а также ежедневные прогулки и физминутки.
Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, рассказы, сопереживая героям, любят рисовать, работать с бумагой, пластилином, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.
Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка. Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников. Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе самое главное -осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать нестандартные идеи.
Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД):
- Соблюдение режима дня
Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития. Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.
- Оптимальная двигательная активность.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
3.Рациональное питание.
Особой заботой воспитателя группы продленного дня является организация питания детей. В обязанности педагога входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи, контроль за нормированием и качеством питания.
Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
В ГПД ведётся систематическая работа по воспитанию самостоятельности и культуры поведения , поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.
В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.
В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком.
6. Санитарно-гигиенические нормы.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.
Игра – аспект здоровьесбережения.
Младший школьник большую часть своего времени, проводит в игре. Особенно это заметно во время пребывания его в ГПД.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад.
В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.
В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей и развитие их личностных качеств. Статья для родителей. Л.Д.Ризатдинова...
Как сохранить психическое и физическое здоровье
Данное выступление поможет вам в подготовке к работе с использованием здоровьесберегающих технологий!...
"Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."
В современном учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся....
Физическое здоровье и окружающая среда
Внеклассное мероприятие в 4 классе...
«Сохранение физического здоровья в начальной школе»
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день....
Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...
Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.
Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...