Спортивно-оздоровительное направление как способ здоровьесбережения школьников.
статья по зож

Архипова Наталья Анатольевна

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно-оздоровительное направление как способ здоровьесбережения школьников.


                  Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

             Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Общеизвестно, что наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Возникает вопрос, как помочь школьнику?

             Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности учащегося самое серьезное внимание должна уделять школа, в которой учится ребенок, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

                      Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Задача учителя не только сохранить уровень физического и духовного здоровья, но и укрепить его. Именно поэтому очень важно использовать в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии, так как они предусматривают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

             В начальной школе накоплен огромный опыт в сфере здоровьесберегающих образовательных технологий как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Прежде всего необходимо четко определить понятие «здоровьесберегающие технологии».

             К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе.

          Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Поэтому учителя  начальных классов ставят перед собой основные задачи: формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников; воспитывать у детей любознательность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

             Учебный день в начальной школе, в соответствии с ФГОС НОО, начинается с  зарядки, которую учителя стараются проводить в нетрадиционной форме, используя информационные технологии. Сейчас много занимательных интерактивных физминуток, под которые дети с удовольствием разминаются и настраиваются на учёбу.

             Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья. Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Например, на уроках русского языка и математики, когда детям приходится много писать, учителя проводят упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей и пальцев рук; упражнения, корректирующие осанку; гимнастику для глаз. На уроке литературного чтения и окружающего мира, когда ученики, в основном, работают устно, упражнения для мобилизации внимания; упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

              Снять эмоциональное напряжение на уроке  позволяет использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

            Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребёнка-это урок физической культуры. Без этого урока невозможно полноценное физическое развитие наших детей - особенно в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно за партами. Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Перед началом учебного процесса устанавливаем взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников. Учитель должен знать дети каких физкультурных групп у него обучаются, т.к. от этого зависит объём нагрузки на ребёнка и степень её интенсивности. Дети основной и подготовительной групп занимаются вместе, но для детей подготовительной группы снижаем объём нагрузки и её интенсивность. Если посмотреть данные по нашей школе за последние 3 года, можно увидеть, что в 2016/17 учебном году из 141 первоклассника с основной физкультурной группой было 113 человек, что составляет 84%, причём это дети только со 2 группой здоровья; с первой группой здоровья, т.е. абсолютно здоровых детей не было. В 2017/18 учебном году из 118 первоклассников с основной физкультурной группой пришли 72 ребёнка, что составило 61% от всех поступивших, из них с 1 группой здоровья только 1 человек. В прошедшем учебном году из 120 малышей с основной группой 95 человек (79%), с 1 группой здоровья 30 детей. Естественно эти цифры меняются ежегодно, т.к. при плановых осмотрах состояние детей улучшается или ухудшается. Но даже исходя из этих цифр видно, что основная масса детей приходит в школу с незначительными отклонениями в физическом здоровье: нарушение зрения, искривление позвоночника, различные хронические заболевания. И наша задача - не усугубить состояние детей, давать им нагрузку на уроках физкультуры в соответствии с рекомендациями врача. При планировании и проведении урока учителя опираются на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  1. рациональная плотность урока;
  2. оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  3. осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  4. создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  5. целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части и др.

         В рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы проводятся коллективные занятия лёгкой атлетикой в спорткомплексе «Химик» (в прошедшем и текущем учебном году его посещают 3 класса), в ледовом дворце «Айсберг» (там занимались 3 класса, в текущем учебном году 1 класс), в плавательном бассейне «Нептун» (занимались 3 класса). Кроме этого, учащиеся 1-4 классов самостоятельно посещают следующие секции спортивно-оздоровительного направления: волейбол (9ч.), хоккей (19учеников), плавание (44ч.), бокс (8ч.), кикбоксинг (4ч.), акробатику (4 ч.), бадминтон (8ч.), тхэквондо (6ч.), футбол (42ч.), каратэ (2ч.), теннис(3ч.), кобудо (3ч.), гимнастику (1ч.), вольную борьбу (17ч.), танцевальные коллективы (100ч.), греппинг(1ч.).  

          Как видим, возможностей в нашем городе, чтобы развить детей физически, много и дети этим пользуются. Если сравнить занятость  детей в секциях спортивно-оздоровительного направления , то в параллели 1-х классов это приблизительно 61%, в параллели 2-х классов 57%, в параллели 3-х классов 79%, в 4-х 83%. В целом, по начальной школе занятость  детей в секциях спортивно-оздоровительного направления составляет примерно 70% . Эта цифра радует, т.к. она говорит о том, что дети и их родители тоже заинтересованы в сохранении физического здоровья.

         Кроме этого, учащиеся начальной школы активно принимают участие в массовых общегородских  спортивно-оздоровительных мероприятиях: «Лыжня России», велопробеги, «Кросс наций», Интеллектуально-спортивный конкурс «Единство -наша сила!» и др.     .

            Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, мы работаем над формированием адекватной самооценки у детей. Поэтому в работе с детьми употребляем такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя, тем самым создаем ситуацию успеха. Кроме того, важно предоставить ребёнку возможность широкого использования в практике самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.

       Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Школьник вышел на улицу"

Программа внеурочной деятельности «Школьник вышел на улицу» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения  у детей младшего школьного возраста. Программа включа...

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...

Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"

В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности  с детьми, что является весьма актуальн...

Презентация "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитания школьников"

Подвижная игра- источник радостных эмоций. Только здоровый ребенок может успешно учиться....

«Спортивно-массовые тематические мероприятия как направление спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников».

laquo;Спортивно-массовые тематические мероприятия  как направление спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников»....