Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
статья по зож

Педагогическая статья о технологиях здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 24

Использование здоровьесберегающих технологий

в учебном процессе в начальной школе.

Работу выполнила

 Глаголева Алла Львовна,

учитель начальных классов

  МБОУ ЦО №24 г. Тулы.

г.Тула

2020 г.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно актуальна в связи с резким снижением процента здоровых детей. По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья.  

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • Коммуникабелен (социальное здоровье);
  • Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

1)Здоровье-это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

2)Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

3)Здоровье- это право каждого;

4)Здоровье человека определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Педагоги принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа-медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа-физкультурно-оздоровительные технологии (проведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)

3 группа-экологические технологии (обустройство школьной среды,озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа- техническое обеспечение безопосности жизнедеятельности

5 группа- здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на следующие:

1)Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей)

2)Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно-ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения)

3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана)

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

-отсутствие назидательности и авторитарности,

-воспитание, а не изучение культуры здоровья,

- элементы индивидуализации обучения,

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,

- интерес к учебе, желание идти в школу,

-наличие физкультминуток,

-наличие гигиенического контроля.

Родоначальником понятия «здоровьесберегающие технологии» стал профессор Никита Константинович Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Я бы сюда еще добавила просвещение родителей. Часто родители в погоне за хорошими отметками, за реализацией своих амбиций не задумываются о том, что вредят здоровью собственных детей. Дети  сейчас очень мало гуляют на свежем воздухе, в семьях часто питаются фастфудом. Это удобно родителям, но слишком пагубно сказывается на здоровье детей.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении.

Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья.

Их можно рассматривать как совокупность не наносящих ущерба здоровью учащихся приёмов, форм, методов организации обучения, и как качественную характеристику любой педагогической технологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....