Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
методическая разработка (2 класс) по теме
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_mihaylova.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа
Тема: использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Цель: воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Задачи:
- изучить психолого-педагогической и научно-методической литературы по данному вопросу;
- изучить и обобщить опыт работы учителей начальных классов по данной теме;
- разработать системы занятий, упражнений по теме;
- использовать данные мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными; - учитывать особенности возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы; - создать благоприятный эмоционально-психологический климат
в процессе реализации технологии; - использовать разнообразные виды здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленные на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.
Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Описание здоровьесберегающей деятельности педагога.
Работа проводилась во 2 классе, 246 школы, Приморского района в период с 2007 по 2011 года.
При исследованиях было выяснено, что практически у всех детей в классе плохое внимание и плохо развита память. Необходимо было выявить причину. Были проведены опросы детей и их родителей. Оказалось, что практически у всех детей не соблюдается режим дня, даже приближенный. В следствии этого, дети приходили в школу невыспавшиеся, отсутствовало внимание, дети были неусидчивые, быстро наступало утомление, поэтому уроки было практически невозможно проводить.
Мне пришлось разработать ряд практичеких действий, направленных на исправление данной ситуации. Во – первых, было проведено родительское собрание, на котором родителям предлагалось соблюдение и контроль режима дня, провелась беседа о домашних занятиях ребенка, то есть чем вообще ребенку можно заниматься дома, затрагивалась тема актуальности спорта, прогулок, закаливания.
После этого проводились тематические уроки здоровья с детьми, где также обсуждалась необходимость здорового образа жизни, сохранность и важность собственного здоровья и т.д.
Помимо, на каждом уроке реализовывалась двигательная активность, групповые формы работы, игровые моменты.
После проведения всей этой программы, многие из детей начали заниматься спортом. Родители стали следить за питанием детей и их времяпровождением дома. Многие заинтересовались закаливанием.
Конечно это еще не все, что можно сделать для коррекции класса, но начало положено. Самое главное всегда помнить о здоровье наших детей и бороться за него совместно.
В 2010 году был разработан перспективный план здоровьесберегающей деятельности на 2010-2011 гг.
Направление деятельности | Методы | Сроки | Предполагаемый результат |
Мониторинг | Анкетирование, беседа, коррекция. | Сентябрь, октябрь 2010 года | Учитель хорошо знаком с индивидуальными особенностями учащихся, как следствие лучшая успеваемость, сплоченный коллектив. |
Повышение готовности педагога | Образовательные, просветительские, информационно-обучающие | В течении работы над данной темой | Подготовка учителя более профессиональная, он владеет последними технологиями, в обучении детей присутствуют инновационные технологии |
Организация здоровьесберегающей среды | Информационно-обучающие | В течении работы над данной темой | Связь с родителями, создание комфортных условий, улучшение результата обучения, улучшение здоровья учащихся |
Защитно-профилактические | Ежедневно | ||
Организация учебного процесса | Соблюдение норм САН ПИНа, использование здоровьесберегающих технологий | Ежедневно | Здоровье учащихся улучшается, не происходит утомления, исключается переутомление |
Организация двигательного режима | Игровые методы, групповые формы обучения. | В зависимости от тем уроков | Развивается интерес к себе и к окружающему миру, нахождение в школе становится более благоприятным и интересным. |
Организация перемен | Ежедневно | ||
Формирование ценности здоровья | Внеклассные мероприятия | 1 раз в неделю | Интерес к своему здровью, расширение знаний о себе, своей роли в обществе |
Реабилитационные процедуры, участие в городских мероприятиях | В течении работы над темой и согласно годовому плану НМЦ | ||
Организация Досуга | Внеклассные мероприятия | Согласно плану воспитательной работы | Обобщение и расширение знаний, формирование и сплочение детского коллектива, сближение учеников, учителей и родителей. |
Экскурсии Прогулки Кружки | по плану воспитательной работы Ежедневно 2-3 раза в неделю |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ТЕМА 1. Двигательная активность и физическое воспитание.
Физическое развитие и здоровье. Формирование потребности в двигательной активности, физическом саморазвитии и самосовершенствовании.
Примеры тематики занятий: «Уход за руками и ногами», «Мышцы – силачи и тягачи», «Скелет», «Работа сердца».
ТЕМА 2. Формирование рационального питания.
Питание и здоровье. Качество пищи. Витамины. Режим питания. Культура питания. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях.
Примеры тематики занятий: «Уход за зубами», «Как следует питаться», «Как избежать пищевых отравлений», «Ешь полезную для здоровья пищу», «Беседа о зубах».
ТЕМА 3. Эмоциональное воспитание.
Стресс и здоровье. Развитие умений понимать и адекватно выражать свои эмоции. Управление негативными эмоциями и профилактика стресса.
Примеры тематики занятий: «Настроение в школе», «Настроение после школы», «Надо уметь сдерживать себя».
ТЕМА 4. Формирование нравственного здоровья.
Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Роль самопознания и самовоспитания. Культура общения. Этикет и его роль в общении между людьми.
Примеры тематики занятий: «Хорошее самочувствие», «Поведение в школе», «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным», «Почему мы говорим неправду», «Как вести себя за столом».
ТЕМА 5. Профилактика аддиктивного поведения:
Курение как угроза здоровью. Преодоление курения. Действие алкоголя на организм. Отравления лекарственными препаратами.
Примеры тематики занятий: «Вредные привычки», «Что нужно знать о лекарствах», «Первая помощь при отравлениях», «Знай и будь осторожным», «Я умею выбирать».
ТЕМА 6. Половое и семейное воспитание.
Наследственность и здоровье. Здоровье родителей как предпосылки здоровья ребенка. Влияние семьи на здоровье детей и формирование их характера.
Примеры тематики занятий: «Как развивается человек до рождения», «Рождение ребенка», «Уход за новорожденным», «Как развиваются мальчики и девочки», «Какой я буду мамой, каким я буду папой».
ТЕМА 7. Формирование гигиенических навыков
Работа органов и система органов и правила ухода за собой.
Примеры тематики занятий: «Умывание и купание», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Забота о коже», «Мыло и мыльные пузыри».
ТЕМА 8. Повышение неспецифической резистентности:
Причины болезней. Профилактика заболеваний. Резервы здоровья. Закаливание.
Примеры тематики занятий: «Почему мы болеем», «Кто и как предохраняет нас от болезней», «Прививки от болезней», «Безопасность при любой погоде».
ТЕМА 9. Формирование безопасного поведения
В соответствии с тематикой предмета ОБЖ.
Примеры тематики занятий: «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила безопасного поведения на воде», «Правила обращения с огнем», «Как защититься от насекомых», «Предосторожности при обращении с животными», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Остановись и подумай».
ТЕМА 10. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи и поведения во время болезни
Выбор поведения при травмах и ушибах, при отравлениях, ожогах и отморожениях. Формирование добросердечного отношения к больному и пострадавшему человеку, этики взаимоотношений с медицинскими работниками. Формирование навыков поведения во время болезни.
Примеры тематики занятий: «Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, ожогах и обморожениях», «Первая помощь при травмах», «Сегодняшние заботы медицины», «Кто нас лечит», «Как вести себя во время болезни», «Как помочь больным и беспомощным», «Сигналы тревоги».
Литература
Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. Баль Л.В. и др. –Издательство: Сфера, 2000. – 112с.
Воспитание здорового ребенка. Часть 1. Христианский взгляд на воспитание здорового ребенка. Хрестоматия / сост. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – СПб., 1997. – 164с.
Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.– 48 с.
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПб.: компания «Балтрус», 1995. – 52с.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита / Расти здоровым. – СПб.: «Акцидент»: 1995. – 47с.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб.: «Акцидент», 1996.
Зайцев Г.К. Школьная валеология. Научное обоснование и программное обеспечение. – СПб.: «Акцидент», 2001.
Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья (образовательные программы по валеологии). – СПб., 1994. – 78с.
Здоровый школьник: Уч. программа / Автор-сост. Н.М. Полетаева. – СПб.: ЛОИУУ, 2000. – 32с.
Лавринова А.П. Дружи со своим телом: Содержательно-дидактические материалы для факультативного курса 3 – 5-х классов. – Архангельск, 1997. – 56с.
Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб.: «Акцидент», 1996.
Образовательная программа «Здоровье школьника». Опыт работы в школах Санкт-Петербурга / Под ред. Т.А. Берсеневой. – СПб., 1996. – 23с.
Обухова Л.А. и др. 13 уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие по проведению занятий в 1 классе по программе «Расти здоровым» Г.К. Зайцева (программа 1-4). "Сфера", 1999. – 56 стр.
Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников. СПб.: ЛОИРО, 2000.
Практикум по валеологии / автор-сост. М.Г. Колесникова. СПб., 2000.
Программа «Познай себя» для начальных классов. Руководство для учителя. – М.: Витоцентр, 1994. – 198с.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М.: ФиС, 1993. – 592с.
Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – 109с.
Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени). – СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1995.
Тимофей (священник), Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели: Православ. освещение вопр. валеологии : Проб. учеб. для 3-5 кл. - М. : Паломник, 2000. - 111 с.
Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. – Ярославль, 1997.
Юдин Г.Н. Главное чудо света. – М.: Монолог, 1995. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». ...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...