ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Акинина Людмила Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ «СПШ №33»
г. Старый Оскол
Один из важнейших аспектов в школьном образовании, имеющий большое значение для споров о воспитании в современных условиях, затрагивает многие процессы школьной жизни. Речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянии на личность младшего школьника.
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Что же представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Под этим термином понимается особенность организации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, учениками между собой. Следует признать, что в каждой школе присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который не в меньшей степени определяют образовательные эффекты, чем те авторские программы, по которым работают педагоги этих школ. Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Что же касается воспитания личности, знающей свои права, умеющей пользоваться ими, защищать их, а также уважать права и интересы других, то тут уклад школьной жизни — главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия. Школьный уклад жизни даёт опыт пользования правами человека, возможность спорить, высказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в меньшей степени приводит к соответствующим эффектам.
Если подходить к укладу как части воспитания, то возможно и построение его гипотезы, и экспериментальная ее проверка, и описание содержания, по крайней мере, в двух параметрах: инвариантная часть и вариативная.
- инвариантная:
- обеспечение в школе возможности ребенку выбора не только учебного предмета, курса или факультатива, но выбора темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;
- наличие строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам ученик вместе с взрослыми и товарищами;
- обязательное участие ребят и учителей, – возможно, и родителей в создании норм и правил общей жизни, при котором уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить.
- открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления, соуправления.
- вариативная:
- построение школы, как действующей модели открытого гражданского общества;
- выборность органов коллектива, которая возможна на определенном этапе его развития;
- введение социально-трудовой практики как самостоятельной образовательной области, обеспечивающей не только освоение окружающей социальной среды, но и создающей особый стиль отношений в коллективе, разновозрастные учебные группы, клубы, кружки, школьные научные, коммерческие общества.
Все это можно также отнести к вариативной части, создающей свободный, гуманный, толерантный уклад жизни.
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В основе уклада школьной жизни должны лежать базовые ценности, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Можно выделить следующие базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Оно происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Но в жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности обучающихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Что же представляет собой мотивация? Это в первую очередь процессы, определяющие движение к поставленной цели.
В настоящее время человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев дети пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм.
Младший школьный возраст – последний период детства. Ученику начальной школы присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков. В младшем школьном возрасте многое зависит от школьного обучения – от степени его успешности (успеваемости), особенностей отношений с учителем, внимания к учебе, проявляемого в семье, системы поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами и т.п. Как считают психологи, учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка. Личностное же развитие в данном возрасте зависит от того, как ребенок включается в учебную деятельность, насколько он успешен в ней, как в связи с ней складываются или изменяются его отношения со значимыми взрослыми. В частности, развитие личности зависит на этом этапе от успеваемости, от оценок и ожиданий учителя.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
Согласно ФГОС каждое общеобразовательное учреждение должно разработать свою программу воспитания и социализации обучающихся. Общие задачи воспитания и социализации начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.
Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Примеры надо находить не только в прошлом, но и в настоящем. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Система ценностных установок личности осознаваема ею и всегда индивидуальна. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития.
Таким образом, воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...
статья "Влияние уклада школьной жизни на личность младшего школьника"
Уклад школьной жизни...
«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»
В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь...
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
Консультация для родителей второклассников...
Влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников.
Данный материал поможет определить степень значимости ЗОЖ на социализацию младших школьников....
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...