Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Здорово жить!"
рабочая программа по зож (1 класс)
Рабочая программа для обучающихся 1 класса в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovomu_zhit_zdorovo.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Содержание
№ | Раздел программы | стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 - 2 |
2 | Результаты освоения курса | 2 - 3 |
3 | Содержание курса с указанием форм и видов деятельности | 3 - 5 |
4 | Тематическое планирование | 5 - 7 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здорово жить»» для учащихся 1 класса составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 );
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
Рабочая программа ориентирована на использование следующих методических пособий: Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.), Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе
4. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2016-2017 учебный год.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму.
Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровому жить здорово” направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.
Цель курса: формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. удовлетворение потребностей младших школьников в движении, обучение владеть своим телом, развитие физических, умственных и творческих способностей.
Задачами обучения курса:
- укрепить здоровье школьников посредством развития физических качеств;
- развить двигательную реакцию, точности движения, ловкости;
- развить сообразительность, творческое воображение;
- развить коммуникативные умения;
- воспитать внимание, культуру поведения;
- создать проблемные ситуации, активизируя творческие отношения учащихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развить доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2016-2017 учебный год на изучение курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
2. Результаты освоения курса
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» у учащихся начальной школы будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
У ученика начнут формироваться:
- формирование понимания ценности здорового образа жизни;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Планируемый результат:
- у ученика выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- умение работать в коллективе.
- Содержание курса с указание форм и видов деятельности
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу кружка “Здорово жить» вошли: народные игры, распространенные в России, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).
Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Знакомясь с историей и играми они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности применяемых игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать плавно и постепенно. В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1 раздел Питание и здоровье
2 раздел Народные игры
3 раздел Игры на развитие психических процессов
4 раздел Игры, эстафеты, танцевальные упражнения.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Питание и здоровье | 8 ч |
2 | Народные игры | 8 ч |
3 | Игры на развитие психических процессов | 6ч |
4 | Игры, эстафеты | 12 ч |
Всего | 34 ч |
«Питание и здоровье»
Дать определение понятиям: «здоровый образ жизни». Беседы о пользе витаминов, что мы едим: полезные и вредные продукты.
Формы работы: беседа, презентации, загадки, конкурс рисунков, экскурсия, праздник.
Виды деятельности: досугово-развлекательная, познавательная деятельность
“Русские народные игры” Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
“Подвижные игры”
Совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре
“Эстафеты”
Познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Формы деятельности: коллективная, парная, индивидуальная
Виды деятельности: познавательная, досугово-развлекательная, игровая, спортивно-оздоровительная
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
- Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | ||
Питание и здоровье | ||||||
1 | Мой внешний вид – залог здоровья | беседа | 1 | |||
2 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | Беседа. Чем мы питаемся. | 1 | |||
3 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | экскурсия на природу | 1 | |||
4 | «Овощи» приготовление овощного салата) | инсценирование стихотворения Ю.Тувима | 1 | |||
5 | Как и чем мы питаемся? | беседа | 1 | |||
6 | Моё настроение. Выставка рисунков «Моё настроение» | конкурс рисунков | 1 | |||
7 | Подготовка к празднику. «В гостях у Витаминки» | 1 | ||||
8 | Праздник «В гостях у Витаминки» | 1 | ||||
Народные игры | ||||||
9 | Русская народная игра «У медведя во бору» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 1 | |||
10 | Русская народная игра «Филин и пташка | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 1 | |||
11 | Русская народная игра «Горелки | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
12 | Русская народная игра «Кот и мышь». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | 1 | |||
13 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
14 | Русская народная игра «Ручеек» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
15 | Русская народная игра «Ручеек» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
16 | Русская народная игра «Горелки», «Дедушка-рожок» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
Игры на развитие психических процессов. | ||||||
17 | Игры на развитие восприятия. | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 1 | |||
18 | Упражнения и игры на внимание | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок» | 1 | |||
19 | Упражнения и игры на развитие памяти | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник» «Вкус и запах» | 1 | |||
20 | Игры на развитие воображения | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 1 | |||
21 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры-загадки | 1 | |||
22 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Баба Яга», «Три характера», «Краски» | 1 | |||
Игры, эстафеты | ||||||
23 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | 1 | |||
24 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз», танцевальный флешмоб | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Повторение танцевальных движений под музыку | 1 | |||
25 | Игра с мячом «Охотники и утки». Танцевальный флешмоб | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Танцы с элементами спорт. упражнений | 1 | |||
26 | Весёлые старты с мячом. | Эстафеты , упражнения. | 1 | |||
27 | Игра «Волк во рву» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 1 | |||
28 | Весёлые старты со скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой. | 1 | |||
29 | Игра на свежем воздухе «Совушка», «Высекалы» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
30 | Игры на свежем воздухе «Али-Баба», «Картошка». | Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | 1 | |||
31 | Игры нашего двора: «Белки, волки,лисы», «Штандермандер»» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
32 | Игра «Удочка», «Капканы» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | |||
33,34 | Квест, посвященный Дню защиты детей | квест | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительный кружок "Олимпийский мишка"
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Модно быть здоровым.»
В контексте социального творчества дети должны научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Ребенок долже...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ,,Здоровейка\'\'
Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления ,,Здоровейка\'\'содержит пояснительную записку , определяющую цели и задачи реализации программы, режим проведения занятий, планируемые результа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Общая физическая подготовка" для учащихся I ступени обучения
Рабочая программа «Общефизическая подготовка школьников (с элементами баскетбола)» составлена для Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная ГИМНАЗИЯ №9 города Комсомольска...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительное направление "Планета здоровья"
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивал...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Рабочая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивная карусель» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» разработана на основе Федерального государственного образователь...