Вклад в здоровье – ради будущего
статья по зож (1 класс)

Овчинникова Марина

Рассуждение о непрерывном образовании (детский сад и школа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vklad_v_zdorove_radi_budushchego.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Вклад в здоровье – ради будущего

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них.  

Степень успешности направления усилий по сохранению и укреплению здоровья. определяют направления по  повышению устойчивости организма к  вредным воздействиям окружающей среды (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) и формирование потребности ЗОЖ.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет  хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников.   За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к  11 классу  с 3,9 % до 12,3 %, с нервно-  психологическими расстройствами - с 5,6 % до 16,4 %, нарушениями осанки — с 1,09 % до 16,8 %.  Наша школа  особое внимание уделяет проблеме сохранения и укрепления здоровья  с момента поступления  детей в первый класс. Особенностью работы по  сбережению здоровья        учащихся выступает вовлечение всех участников образовательного  процесса (педагогов, родителей, учащихся) в формирование потребности   здорового образа жизни.

Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитать у детей активное отношение к собственному здоровью.

По современным представлениям, в понятии ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных привычек;

- оптимальный двигательный режим;

 -рациональное питание;

 - закаливание;

-личная гигиена;

-положительные эмоции.

 Поэтому перед школой стоят следующие задачи:

 1. Создание организационно-педагогических условий образовательной деятельности, направленных на сохранение работоспособности учащихся, основанных на современных требованиях к  учебно-воспитательному  процессу в сфере начального общего образования с учетом психофизиологии детей младшего школьного возраста.

2. Воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья - самой большой ценности, данной человеку природой.

Программа оздоровительной работы  в нашей школе имеет отличительные черты:

а) В основе лежит представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

б)  Здоровый ребенок – целостный телесно-духовный организм.

в) Оздоровление- форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

г) Индивидуально- дифференцированный подход.

Оздоровительная работа с детьми базируется на принципах:

1 принцип- развитие творческого воображения

2 принцип- формирование осмысленной моторики

3 принцип- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности

4 принцип- формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Программа оздоровительной работы состоит из четырех блоков, которые можно использовать  как отдельно, так и в системе.

1блок «Я  хочу быть здоровым» (формирование потребности ЗОЖ)

2 блок «Я  без вредных привычек» (осознание детьми пагубности влияния вредных привычек)

3 блок «Я  хочу быть победителем» (формирование целеустремленности и стремления к победе на примере достижений спортсменов г. Магнитогорска и Челябинской области)  

4 блок «Я  и природа одно целое» (знакомство детей с современными формами закаливания, формирование положительных эмоций)

Содержание каждого блока определяется обязательным минимумом  образования по физической культуре, включает теоретический и практический материал по двум разделам — естественные основы и социально- психологические основы.

Теоретический материал  «естественные основы» содержит следующие темы:

 а) здоровье и физическое развитие человека;

 б) строение тела человека, его положения в пространстве (стойки, седы, упоры, висы);

в) основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении;

г) работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Теоретический материал «социально-психологических основ» включает темы:

а) влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

б) физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения самостоятельно; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц;

в) эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

 К каждому блоку разработаны презентации.

   В практической части   внимание уделено умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы, формируемым посредством использования  основных видов  движений, гимнастических и легкоатлетических упражнений, системы упражнений с большими и малыми мячами  ( своеобразная «школу мяча») и подвижных игр,

 Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством  решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений.

Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественных норм. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели собственно к содержанию игр. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей.  

В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность.  

  Отличительной особенностью учебных занятий в начальной  школе является акцент на решение образовательных задач: овладение «школой движений», говорят еще «начальной школой движений», и формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

  Готовность к обучению учитель определяет путем наблюдения за воспитанниками в процессе занятий физическими упражнениями, на основании знаний о прошлом двигательном опыте ученика, а также с помощью необходимых для этого тестов.

 Принцип наглядности может использоваться при составлении графиков, которые отражают рост и развитие физических способностей школьников. Схематически они представлены в виде цветных графов, каждый из которых соответствует определённому физическому качеству (гибкость, быстрота, координация, ловкость, прыгучесть, выносливость). Это позволяет детям видеть исходное физическое состояние каждого ребенка, прослеживать динамику своего развития,   радоваться  достижениям.  

Дифференцированный подход к ученикам осуществляется  с помощью сигнальной карты состояния здоровья. Она  позволяет детям, имеющим проблемы со здоровьем, самостоятельно контролировать нагрузку.  

Наряду с этим  можно активно применять другие сигнальные карты: сигнальные карты судейства игр, карты  организации  подвижных игр, опорные карты  по ОРУ.

Комплексная программа по физической культуре включает в себя проведение уроков и внеклассные мероприятия (спортивные праздники, викторины, эстафеты). Результативность этих мероприятий зависит от совместных усилий администрации школы, учителей и родителей, учеников старших классов.

 Основная цель внеклассных форм мероприятий  состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.

Ознакомиться с разнообразными формами внеклассных мероприятий по  формированию у детей  начальных классов ЗОЖ можно на сайте  школы.  

Учитель высшей квалификационной категории  МОУ СОШ № 8

М.В.Овчинникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Помним ради будущего»

Классный час посвящён годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 2011,  исполнилось 25 лет с той роковой ночи, когда в небольшом украинском городке произошла авария, потрясшая ...

Авторская программа родительского всеобуча «Здоровая Школа будущего».

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Задачи:-     фор...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

Стенгазета "Здоровое поколение- будущее нашей страны"

Газета содержит в себе информацию о вредных и полезных привычках влияющих на наше здоровье, рекомендации по ЗОЖ....

Презентация "Здоровое поколение –будущее России"

Презентация к сообщению о своем увлечении спортом Инютиным Егором....

"Здоровое поколение - будущее России!"

Сообщение Орищенко Олега о роли хоккея в его жизни....

Эссе «Здоровая семья – будущее России»

Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов....