Программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа по зож (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uroki_zdorovya.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся, и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Уроки здоровья" включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность. Программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Уроки здоровья" может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Уроки здоровья" носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1. Формирование:
а) представлений о:
- факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
- правильном (здоровом) питании и его режиме;
- полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
- двигательной активности;
- причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
б) навыков конструктивного общения;
в) потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Содержание программы внеурочной деятельности "Уроки здоровья" отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Средства контроля.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу "Портфолио".
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся по окончанию курса
Познавательные
Самостоятельное формулирование познавательной цели; способность производить простейшие логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Умение пользоваться широким спектром источников информации.
Личностные
Овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация); действиями нравственно-этического оценивания; формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование эмоционального позитивного отношения к себе и окружающим; личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.
Регулятивные
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к волевому усилию.
Коммуникативные
Умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Место предмета в учебном плане
Программа «Уроки здоровья» рассчитана на 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Литература.
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр "Вентана-граф". 2002.- 205 с.
2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78.
6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c
7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
9. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с.
11. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 3 КЛАСС | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Материально-техническая база | |
План | Факт | |||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 ч | ||||
1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | Раскрывать понятие «здоровье». Описывать факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Соблюдать правила личной гигиены. Формировать навыки самообслуживания: умение собирать портфель, укладывать учебные принадлежности, убирать в классной комнате. Обсуждать правила школьной дружбы. Оценивать результаты своей работы. | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки | ||
2 | Личная гигиена | 1 | ||||
3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | ||||
4 | Остров здоровья | 1 | ||||
II | Питание и здоровье | 5 ч | ||||
5 | Игра «Смак» | 1 | Познакомиться с работой органов пищеварения, строением полости рта, их функциями. Описывать правила ухода за зубами и дёснам. Описывать этапы процесса пищеварения. Обсуждать правила рационального питания и режим, режим употребления жидкости. Объяснять необходимость разнообразно питаться. Анализировать основные группы витаминов и продуктов питания, их значение для организма. Обсуждать методы профилактики заболеваний органов пищеварения, способы хранения продуктов, приготовления простых блюд. Перечислять роль питательных веществ. | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки | ||
6 | Правильное питание – залог физического и психического здоровья | 1 | ||||
7 | Вредные микробы | 1 | ||||
8 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | 1 | ||||
9 | «Чудесный сундучок» | 1 | ||||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 ч | ||||
10 | Труд и здоровье | 1 | Осваивать первоначальные умения различать способы и средства познания окружающего мира. Анализировать влияние окружающей среды на здоровье человека. Объяснять необходимость чередования труда и отдыха. Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Характеризовать роль скелета и мышц, правильной осанки для здоровья человека. Вырабатывать привычку и умение следить за своей осанкой. Осваивать и применять упражнения для сохранения правильной осанки. Обсуждать методы профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Формировать потребность в здоровом образе жизни, соблюдении нравственных представлений и убеждений. Оценивать результаты своей работы. | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки | ||
11 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | ||||
12 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | ||||
13 | Солнце. Воздух и вода наши лучшие друзья | 1 | ||||
14 | Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | ||||
15 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | ||||
16 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | ||||
IV | Я в школе и дома | 6 ч | ||||
17 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | Объяснять и соблюдать социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении. Рассказывать об общих и индивидуальных основах гигиены, соблюдать эти правила. Иметь представление о причинах возникновения сколиоза, нарушениях зрения, осанки, способах профилактики данных заболеваний. Вырабатывать привычку и умение следить за своей осанкой. Обсуждать методы профилактики детского травматизма. Формулировать и выполнять правила хорошего тона, направленные на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Коллективно обсуждать правила школьной дружбы | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки | ||
18 | «Доброречие» | 1 | ||||
19 | «Бесценный дар – зрение» | 1 | ||||
20 | Гигиена правильной осанки | 1 | ||||
21 | Любимые игры моей семьи | 1 | ||||
22 | «Спасатели, вперёд!» | 1 | ||||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 ч | ||||
23 | «Чистота – залог здоровья». Театрализованное представление | 1 | Формировать потребность в выборе здорового образа жизни. Приобретать навыки рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды). Осваивать умения оказывать себе и другим первую помощь при укусе животных, насекомых, при ушибах растяжениях, переломах, при переохлаждении, солнечном и тепловом ударе. Объяснять правила безопасного поведения в быту. Характеризовать опасность бытовых предметов, обсуждать важность соблюдения чистоты в быту. | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки | ||
24 | Движение – это жизнь | 1 | ||||
25 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | ||||
26 | «Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности | 1 | ||||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 ч | ||||
27 | Мир моих увлечений | 1 | Иметь представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, понимать и поддерживать нравственные устои семьи. Анализировать негативное влияние вредных привычек на состояние здоровья людей. Участвовать в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек. Уметь договариваться и сотрудничать, оказывать помощь, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Оценивать результаты своей работы | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, таблицы, картинки цветные карандаши | ||
28 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | ||||
29 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. | 1 | ||||
30 | В мире интересного | 1 | ||||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 ч | ||||
31 | Я и опасность | 1 | Осваивать и применять правила поведения в природе. Знакомиться со способами ориентирования по компасу, солнцу, местным признакам. Различать лекарственные растения, съедобные и ядовитые растения, грибы, перечислять правила сбора грибов. Формулировать и применять правила поведения на водоёмах. Применять умение оказывать первую помощь при укусе животных, насекомых, при ушибах растяжениях, переломах, при переохлаждении, при солнечном и тепловом ударе. Формулировать примеры правил безопасного поведения на улицах, в общественном транспорте. Обсуждать правила перехода улицы. Узнавать и называть по рисункам дорожные знаки. Моделировать устройство светофора. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. Объяснять правила безопасной езды на велосипеде. | DVD - диски, компьютер, видеофильмы, презентация, фотографии, таблицы, картинки, костюмы | ||
32 | Лесная аптека на службе человека | 1 | ||||
33 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | ||||
34 | Чему мы научились и чего достигли | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Программа внеурочной деятельности"Здоровое поколение"
прграмма внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....