Проект «Культура здорового питания»
статья по зож
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Культура здорового питания» | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура здорового питания»
Здоровье детей - приоритетное направление государственной политики.
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. Именно в эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
Здоровье наших детей зависит от:
-окружающей среды;
-помощи здравоохранения;
-наследственности;
-образа жизни.
Правильное питание – основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
За последние 100-150 лет наш рацион питания изменился до не узнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот - догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
В следствии чего у детей ярко выраженные: усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость и апатия, проблемы концентрации внимания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, отсутствие стойких интересов и увлечений.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
После бесед и анкетирования родителей и детей, пришли к выводу, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате долгих споров пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:
- душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;
- правильное и здоровое питание;
- физическое здоровье.
Методические цели Проекта
Оказание практического содействия школам в здоровьеразвивающей деятельности в виде эффективных педагогических и социальных технологий, направленных на формирование у школьников знаний и ценностей здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью при активном вовлечении в этот процесс педагогов, медицинских работников, родителей и т.д., заинтересованных в решении этой острой социальной проблемы. Воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни.
Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ 10 модулей:
- Диагностический модуль
- Старт проекта
- Диагностический модуль Плюс
- Творческая лаборатория школы
- Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»
- Конкурс коллажей и плакатов «Здоровое питание – здорово!»
- Месяц «Нет вредным привычкам!»
- Месяц «Витаминный марафон здоровья»
- Акция «12 недель здоровья»
10. Финал проекта
МОДУЛИ
- Диагностический модуль
Период: в начале и в финале проекта
Цель
Оценка и самооценка (мониторинг) школами движения состояния здоровья учащихся, «сканирование» представлений детей и педагогов о ЗОЖ и ЗП, выявление лакун в пропаганде здорового образа жизни, здорового питания возможность оценки в финале проекта эффективности и роли специальных событий и мероприятий проекта
Содержание
1. Проведение диагностических исследований на ограниченном объеме выборки среди школьников: ориентировочно - 20-40 анкет (минимум – 30) в 1-5 классах, 6- 8 классах, 9-11 классах. Тема исследования – оценка школьниками состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому питанию.
2. Проведение исследований среди педагогов на тему отношения к здоровье развивающей деятельности в школе, ее роли и месте в процессе обучения и воспитания детей и т.д.
3. Анализ анкет и подготовка общей аналитической записки по итогам анкетирования в начале и в финале проекта.
4. Проведение сравнительного анализа результатов первого и второго опроса, подготовка итогового аналитического отчета.
Форма
Анкеты предлагаются детям и родителям на родительских собраниях.
Организация
Анкетирование в начале и в финале проекта проводится силами педагогов школ - участников проекта. Обрабатываются в виде диаграмм или таблиц. Аналитика проводится Оргкомитетом проекта.
2. Старт проекта «Культура здорового питания»
Цель
Проект должен быть заявлен на общешкольном уровне в целях привлечения к нему общего внимания и создания яркого эмоционального впечатления от старта
Содержание
Проведение педагогического совета по проблеме здоровьеразвивающей педагогики.
Проведение школьного собрания – линейки для объявления о событии, его цели и задачах, основных событиях.
На собрание можно пригласить людей, имеющих отношение к данной теме с краткими, но интересными для ребят выступлениями о требованиях современной жизни, предъявляемых к здоровью и здоровому образу жизни, особенностях экологии в регионе, правилах соблюдения главных требований здорового образа жизни и т.д. Возможно, перед ребятами выступят такие же школьники, имеющие долгосрочную практику, отказавшись от вредных привычек. Очень полезно выступление психолога, который расскажет о связи здоровья и состояния психики (о формировании здоровья с помощью различных психологических практик, о роли положительного настроя, веры в успех, о том, что в ходе проекта психологи будут проводить тренинги со старшеклассниками и т.д.).
Школьникам младших и средних классов предлагается вести Дневник здоровья, для слежения за своим питанием, формированием «добрых – здоровых – привычек», режимом дня. В финале проекта эту деятельность детей стоит оценить в последнем 10 модуле проекта.
3. Диагностический модуль Плюс
Период: вскоре после анкетирования (примерно в течение недели)
Опрос-сочинение для школьников
Цель
Результаты анализа материалов, полученных в итоге данного Модуля, будут использованы для окончательной корректировки мероприятий Проекта и дадут дополнительный материал для анализа ситуации с формированием здорового образа жизни в школе и возможных стратегий изменения ситуации.
Содержание
1. Школьники 9 – 11 классов участвуют во внутришкольном опросе под условным девизом: «Как сделать нашу школу Академией здоровья?», а ребята средней возрастной группы пишут домашнее сочинение на эту тему.
2. Школьники средних классов могут написать сочинение на аналогичную тему совместно с родителями.
О чем отвечать / писать?
В опросе/сочинении ребятам рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1.Что делает моя школа сегодня для здоровья детей?
2. Что можно было бы изменить в школе, чтобы она стала Академией здоровья для каждого ученика?
3. Что сам ученик мог бы сделать для этого, какой вклад он бы мог внести в общее дело?
4. Чем могли бы помочь родители учеников?
Педагогический коллектив может добавить свои пункты
Провести содержательный анализ опроса / сочинений
Как анализировать
Содержательный анализ предполагает:
А. Сбор информации о том, какие меры по здоровьесбережению в школе заметны детям;
Б. Какие предложения по изменениям в школе вносят сами дети;
В. В каких видах деятельности они бы хотели участвовать.
Кто анализирует
Анализ опроса/ сочинений рекомендуется провести классным руководителям, чтобы они знали "детский потенциал самоизменения", а обобщающий анализ - завучу по воспитательной работе.
4. Творческая лаборатория школы
Этот проект является продолжением Диагностики и Диагностики Плюс.
Цель
Вовлечение в проект старшеклассников с целью формирования у них ряда важных и полезных навыков: проектной работы; групповой деятельности, адекватной оценки идей, интересных и годных для реализации; самостоятельной деятельности при реализации идей; информационного обслуживания проекта
Реализация
Для привлечения старшеклассников в проектную деятельность создать в школе Творческую лабораторию, которая поможет проанализировать опрос / сочинения школьников, предложения ребят и их родителей; выделит наиболее важные, интересные и типичные, а также – отдельно – аналогичные, но требующие серьезных материальных затрат.
Члены лаборатории (вместе с педагогами и родительским комитетом) продумывают возможность выполнения пожеланий ребят, начиная от реальных и достаточно легких в исполнении, заканчивая важными, но дорогостоящими.
При творческой лаборатории создается собственная служба информации – команда из 3-4 человек («журналистов» и «фотокорреспондентов»), которые будут описывать деятельность лаборатории, делать фотоотчеты о том, как реализуются идеи и предложения школьников, их родителей и педагогов.
Необходимая информация для школьников
- как, когда, кем, каким образом создается «Творческая лаборатория»;
- каков режим её работы;
- какие формы работы используются (экспертиза, мозговой штурм);
- как и где появляется информация об идеях, высказанных школьниками (и их родителями) в опросах / сочинениях
Поощрение
Те, кто воплотил идеи школьников, награждаются грамотами «Добрых дел мастер», также поощряются авторы идеи.
Рекомендации:
- Предложения по итогам опроса/сочинения вынести на общешкольный стенд (или выпустить специальную стенгазету)
- Одним из проектов Лаборатории может быть создание Плаката Пирамида здорового питания (с акцентом на здоровое питание детей) Еще одним проектом школьников может быть создание Интерактивного плаката: Как сказать «нет»!
5. Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»
Цель
Создание постоянно действующей информационной составляющей проекта, с одной стороны, извещающей и оперативно реагирующей на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию детей в вопросах здорового питания и ЗОЖ
Содержание
Создание двух стендов «Здоровое питание как стиль жизни» (школа сама выбирает желаемое название).
- Один – в учительской для учителей
- Второй стенд - в коридоре школы для учащихся.
Реализация
- Стенд для учителей содержит две части: «здоровье учителя» и «здоровье детей». «Взрослая часть» заполняется интересными, по мнению учителей, материалами по теме здорового питания (например, из журнала « 100 советов», газеты «ЗОЖ», Интернет-материалами и т.д.). Часть - «здоровье детей» -заполняется материалами из журналов: «Здоровье школьника», «Директор школы», газеты «Здоровье детей», Интернет-материалами, из книг по теме). Отвечать за эту работу может работник библиотеки. Администрации и учителям может быть предложено присоединиться к заполнению стендов по материалам периодических методических изданий по предмету и т.д. Отвечать за эту работу может завуч.
- Стенд для школьников находится в ведении самих учащихся. Завуч по воспитательной работе, учитель биологии, психолог, работник библиотеки. Обновление материалов проводится ежемесячно или с произвольной для школы периодичностью. Материалы должны быть краткими, практичными, доступными и наглядными. На стенде желательно выделить подразделы, например: «Вести Проекта «Здоровое поколение», «Вести «Творческой лаборатории», «Правила здорового питания», «В каких продуктах больше витаминов?», Полезны ли овощи?», «Калорийность + витамины = здоровье» «Психологическое здоровье». Исполнителем может быть постоянная творческая группа школьников из разных классов. Для повышения мотивации к данной деятельности можно предложить соревнование - «дежурство по стенду» старших классов по очереди (с 8-9 по 11 кл).
- Можно предложить «дежурство по стенду» в течение месяца по одному классу – с 9 по 11 класс отвечает за наполнение стенда, а педагоги – биологии, ЗОЖ, психолог курируют стенд.
Рекомендация
- Для взрослых и ребят на старте проекта можно создать ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ или ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где педагоги смогут разместить свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограммов, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку и т.д.
- Аналогичные ПИРАМИДЫ ПИТАНИЯ и ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ могут появиться в школьных классах.
На деревьях ребята не только «дают обещания», но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта. Объявляется, что по итогам Дерева здоровья каждый класс в финале месяца принимает свой собственный меморандум здоровья, а на пирамиде питания указывать любимый и полезный продукт питания.
- В школе можно создать с помощью учащихся старших классов и родителей МУЗЕЙ ТРАДИЦИЙ В ПИТАНИИ, где разместить старинные и современные рецепты по приготовлению супов, каш, морсов, киселей, собрать видеотеку на тему «Любимое семейное блюдо» и т.д.
6. Конкурс плакатов и коллажей « Здоровое питание – здорово!»
Цель
Проект направлен на презентацию в живой занимательной форме ценностей здорового питания и здорового образа жизни. Цель проекта - вовлечение школьников в осмысление темы здоровое питание, обогащение «тематического» словарного багажа, умения оперировать в речи ценностными понятиями, связанными со здоровым образом жизни и культурой здорового питания.
Реализация
Школьники получают задание создать плакат, фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровое и нездоровое питание, здоровый и нездоровый образ жизни. Это могут быть высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики, классическая карикатура, нарисованная от руки и т.д.
Также ребята могут создать два стенда (по результатам «мозгового штурма» средних классов или общешкольного «мозгового штурма»): Ем, чтобы быть здоровым_______(ответы школьников), Ем, чтобы быть больным – это (ответы школьников)
Также в этот период в классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: мыть руки перед едой, не есть всухомятку, не пить газированные напитки и т.д., чистить зубы.
Период
Начало проекта. Подготовительный этап – 1 неделя. Выставка в коридорах и классах школы – 1 месяц. Подведение итогов, рефлексия – 1 неделя
Итог
Плакаты и коллажи можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную выставку. Лучшие авторы общешкольной выставки поощряются. Члены Лаборатории могут придумать и вручить призы участникам конкурса.
Мотивация школьников
Внутри класса - использование одного из приемов мотивации детей:
- создание и обсуждение проблемной ситуации с центральной идеей «зачем нужно напоминать человеку о необходимости правильно питаться, больше двигаться, вести здоровый образ жизни»
- этическая загадка: показать плакат- ребус, в которой зашифрован призыв к здоровому (рациональному) питанию, предложить его расшифровать,
- предварительный этический диалог, в котором обратиться к личному опыту детей,
- проведение игры, где дети – сотрудники издательства, которому предложили выпуск плакатов на данную тему , далее организовать мозговой штурм при генерировании идей будущих плакатов.
Необходимая информация для школьников
- что такое плакат,
- как его можно оформить,
- как создать текст,
- какими источниками можно воспользоваться,
- каким размером он должен быть,
- сроки изготовления,
- кто из педагогов руководит проектом.
Организация рефлексии проекта
Рефлексия выставки плакатов в классе
Возможные вопросы:
- Увлекло участие или нет,
- Удалось придумать самому или воспользовались готовым изображением или текстом,
- Как работалось в группе?
- Какой плакат понравился? Почему?
- Какой плакат помог вам понять, зачем необходимо придерживаться здорового образа жизни?
- Какой плакат вы захотели бы повесить на улицах города?
- Какой оставить в классе ? Почему?
- Какой можно подарить ученикам 1-3 классов?
Рефлексия общешкольной выставки плакатов (коллажей) для целевой аудитории (всё сообщество школы) проводится в виде соцопроса.
Возможные варианты вопросов:
- Какие плакаты можно сделать девизом школы?
- Какие плакаты вы захотели повесить на улицах города? В общественном транспорте? В больницах?
- Какой плакат можно считать самым веселым?
- Если бы вы были президентом России и поздравляли всех с Новым годом, какой плакат вы могли бы использовать в своей речи?
Результаты общешкольного опроса разместить на информационном стенде Проекта, чтобы все могли познакомиться с результатами.
7. Месяц « Нет вредным привычкам!»
Цель
Модуль должен начаться как можно раньше, чтобы у школьников и педагогов было достаточно времени на усвоение и формирование «добрых привычек». Модуль направлен на закрепление ценностей здорового и нравственного образа жизни. Приобщение школьников к данным ценностям осуществляется с помощью игровых методов, насыщенных позитивными эмоциями, что содействует лучшему пониманию и осознанию темы проекта
Период
Этот месячник можно приурочить к ряду календарных дат: с 18 ноября – Международная неделя отказа от курения, 7 апреля – Всероссийский день здоровья детей (письмо Министерства образования РФ 3 февраля 2003г. №27/2573-Б) и т.д. Можно провести его «бездатно» - в удобное для школы время.
Старт
1 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Информационная неделя
Набор событий:
- Старт недели - общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
1-4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно питаться, сколько времени быть на свежем воздухе, как одеваться, закаливаться, и т.д., чтобы не заболеть)
- Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички». Рисунки размещаются в классах и коридорах школы на 1 месяц – в конце месячника подводятся итоги и награждаются победители.
5 - 7 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткого выступления одного из школьников о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть – текст перед выступлением просматривает педагог)
- Объявление Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (анти-никотинное направление конкурса) Конкурсные работы готовятся в течении четырех недель, демонстрируются в конце месячника с награждением победителей)
8 - 9 классы
- Подготовка и презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?» - их может создать группа школьников из 3-4 человек, проведя собственные исследования, поиск информации и т.д. (с участием медицинских работников, психологов и т.д.). При задании сделать корректный акцент на темах: режим дня и активный отдых, гормональные возрастные изменения и их влияния на самочувствие подростков, голодание, правильное питание, косметика и т.д.)
- Объявление Конкурса видео-фото-печатной социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!» (анти-алкогольное направление конкурса)
- Объявление подготовки к Судебному процессу над компьютерным фанатом» (также можно объявить «судебный процесс» над газировкой или сладкими батончиками – все зависит от того, что именно считают педагоги и врачи особенно актуальными для ребят данной школы)
Рекомендации
Судебный процесс «строится» как настоящий: с судьей, обвинителем и адвокатом, присяжными заседателями и подсудимым, зрителями в зале (то есть ребятам надо будет изучить обязанности и права каждого участника судебного процесса). Процесс должен вестись самими школьниками, одобрение должны вызывать не только серьезность подхода, но и желание проявить чувство юмора, выйти за рамки взрослого «суда». Акцент – на ситуации с ослабленным зрением школьников, злоупотребляющих компьютерными играми, на необходимости формирования умения пользоваться широкими возможностями Интернета, не превращая эту «умную машину» в игровую приставку. В судебном заседании должны принять участие 12 присяжных заседателей (учеников класса) и они выносят решение по итогам заседания.
Если процесс прошел удачно, можно повторить его для школьников 4-7 классов в актовом зале школы или собрать «сборную лучших участников суда» из разных классов и провести одно показательное судебное заседание. Предполагается, что проведение «судов» состоится в каждом классе, а на «показательном процессе» будет участвовать сборная из лучших представителей всех классов. Но, разумеется - на усмотрение школьного коллектива.
10- 11 классы
- Тренинг психолога «Траектория полета» (помощь в составлении «индивидуальных траекторий развития»; акцент на влияние здоровья на жизненный путь старшеклассника, о необходимости режима дня и саморегуляции для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов в вуз)
Подготовка к событиям месячника по программе месячника – Лекторий для младших (См. Неделя ответственности)
2 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Неделя ответственности
1- 4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
- Классный час для младших школьников «Советы доктора Пилюлькина» (посвящен режиму дня - проводится в форме развивающей игры). Текст прилагается - Приложение 6
См. Книга «Здоровый образ жизни в современной школе» Воронова Е.А. Издательство «Феникс» 2008г. Стр.87-91. Также возможно сделать стенд (стенгазету Советы «Доктора Пилюлькина»)
- Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
5 - 7 классы
- Классный час «Поведение без опасности» (встреча с интересным человеком – психологом Центра медицины катастроф, или авторитетным специалистом по ОБЖ и т.д. – предпочтительно с человеком незнакомым ребятам, но обстоятельно и серьезно представленным им заранее. Акцент на правилах поведения в зонах риска: на дорогах, в контакте с электрическим, газовым оборудованием, оружием, предметами пиротехники и т.д.). Школьники могут подготовить «Маршрут безопасности» по школе и отметить цветными стикерами (для всех) места повышенной опасности: лестницы, батареи, розетки, двери и т.д.
- Подготовка работ для Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (антиникотинное направление конкурса)
- Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут поднять настроение всем, оказавшимся в беде)
Рекомендация: Школьники могут не просто собирать деньги, а получать их, вручая людям «памятки» с текстами ориентированными на разные целевые группы: студенты – текст «про компьютер и здоровье»; пожилой человек – «как сохранить себя бодрым в «третьем возрасте»; человек средних лет – про рациональное питание». Школьники найдут интересные тексты в Интернете или книгах, сделают их занимательными, интересными и краткими, красиво оформят памятки – это настоящий «товар», за него и деньги брать не стыдно!
- Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
8 - 9 классы
Начало проведения «Судебных процессов» На данное событие можно пригласить представителей СМИ – это повод развернуть дискуссию в местных изданиях.
- Подготовка работ для Конкурса видео-фото-печатной социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!»
- Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами (и сделанный) или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут поднять настроение всем, оказавшимся в беде)
10- 11 классы
- Тренинг: «Могу ли я сказать: нет!» (тренинг с психологом, возможно участие наркологов и т.д., посвященный навыкам уверенного поведения старшеклассника в сложных ситуациях, связанных с вовлечением в наркоманию, употребление алкоголя и т.д.); Создание поведенческой установки на неприятие употребления психоактивных средств, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака).
После тренинга рекомендуется сделать плакаты с «Да» и «Нет» и ответами школьников.
- Подготовка и проведение лектория для младших школьников о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
3 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Занимательная неделя
1-4 классы
- Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д), массаж пальцев и т.д.)
- Творческая игра «Маршруты здоровья»: Игра проводится педагогами по ОБЖ, биологии, психологом при участии школьников средних и старших классов. Для игры выделяется 2 учебных часа. Территория школы (коридор, залы, классные комнаты) делится на 5 станций, учащиеся класса на 4 группы. У каждой группы – путевой лист, который заполняется на каждой станции старшеклассниками. Каждая станция – отдельная тема «здоровья»: например, на одной - дети читают разные открытки (каждая содержит пожелание здоровья в разной форме), и отвечают на вопрос: что общего в этих открытках; на другой – дети видят разные продукты и отвечают на вопрос, какие продукты сочетаются между собой; на третьей – перед детьми разыгрывается небольшой спектакль – человек падает, а детям задают вопрос: вы увидели, человек упал, что делать? Дети должны ответить и показать, как и какой номер телефона они набирают и сказать о случившемся так, чтобы им поверили; на четвертой станции детей встречает фито-бар, дегустация вкусных напитков сопровождается небольшими комментариями старшеклассников о пользу тех или иных напитков и вреде газировки и т.д. – здесь дети могут нарисовать «символы здоровья» (пусть это будет яблоко или то, что придумают дети – эти рисунки затем можно разместить в классе) ; на последней станции – рефлексия: педагог и старшеклассники смотрят и комментируют путевые листы, стараясь делать акцент на позитивном.
- Введение музыкальных перемен: для младших школьников, и, если возможно, для всей школы
- Проведение спортивно-развивающих игр
- Проведение лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании
5 - 7 классы
- Викторина «Я - правильный юзер» (от английского user, потребитель, пользователь). (Старшеклассники или педагоги готовят вопросы для викторины. Рисуют плакат с вопросами и информацией о том, что победители получают призы. Плакат вывешивается. Рядом устанавливается ящик, куда опускать ответы. Участвуют все желающие – учащиеся 5-7 классов. В конце недели подводятся итоги, а победителям призы (желательно неплохие!). Затем – на следующей неделе в течение недели висит в коридоре плакат с ответами на вопросы: ребятам интересно узнать правильные вопросы и, кроме того, они ненавязчиво получают информацию о том, как правильно работать с компьютером.
- Классный час «Мы то, что мы едим!» (ребята готовят иллюстрированные доклады и презентации о газированных напитках, шоколадных батончиках, чипсах, добавках с буквой Е и т.д., и участвуют в обсуждении этой темы: Рефрен: это вкусно, мне нравится – стоит ли есть все, что нравится? и зачем стоит смотреть на состав продукта?
Вместо (или вместе) классного часа можно провести школьную конференцию с аналогичным содержанием. В начале конференции на школьную сцену можно пригласить детей, чтобы они ответили на вопрос: Если у меня есть деньги, я покупаю…
- Участие в музыкальных переменах
- Проведение лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании
8 - 9 классы
- Круглый стол «Еда без вреда» (с участием специалистов в области возрастной физиологии, диетологов и т.д. Акцент – здоровое питание для школьников данной возрастной группы: 14-17 лет)
- Кулинарный конкурс «Еда без вреда» (предлагается в каждом классе приготовить 2-3 блюда из системы «здоровое питание» - дома с родителями или на уроках домоводства и презентовать его одноклассникам. Победитель поощряется.
10- 11 классы
- Презентационная сессия «Сохрани себя сам» (презентации школьников с использованием фактов жизни известных людей – Ф.Меркури, Р.Нуриева и т.д., ушедших из жизни от СПИДа) с участием специалистов по профилактике венерических заболеваний, ВИЧ, гепатита)
- Подготовка и проведение лектория для младших школьников о правильном питании
4 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Финальная неделя
1-4 классы
- Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д.), массаж пальцев и т.д.)
- Музыкальные перемены
- Награждение победителей конкурса рисунков
- Проведение развивающих игр учащимися старших классов для младших школьников
5 - 7 классы
- День Добрых улыбок В этот день правилом в школе становится улыбка, тон задают ученики 5-7 классов. У всех детей заготовлены заранее «мешочки со смайликами» и они выдают их, например, тем, кого увидели нахмурившимися или просто – тому, кто им нравится. Можно сделать заранее значки со смайликами для каждого учителя. Акцию обязательно должны подхватить учителя: настройтесь прожить день с улыбкой – жить станет лучше!..
На следующий день на одном из уроков гуманитарной направленности ребята должны написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил этот день у учеников (также можно задать такое сочинение на дом)
- Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»
- Проведение развивающих игр учащимися старших классов
8 - 9 классы
- Акция «Послушай!...» (Предложить ребятам написать письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик. Затем наиболее удачные письма наклеивают на большой лист и оставляют висеть в классе или коридоре)
- Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»
Организация публичного просмотра лучших работ школьников 5-9 классов. Публичное награждение победителей конкурса.
10- 11 классы
- КВН на тему «Здоровый образ жизни»
- Подготовка и проведение развивающих игр для младших школьников
Рекомендации по проведению лекций и развивающих игр учащимися старших классов: ученики 11 классов могут работать в 7-8 классах; ученики 10 классов – в 6-7 классах, ученики 9 классов – у младших школьников, вплоть до 5 класса.
8. Месяц «Марафон здоровья»
Набор событий:
- Старт недели - общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
1 НЕДЕЛЯ Кто здесь самый здоровый?!
1- 4 классы
- Помощь детям в ведении Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).
- Смотр «Самый здоровый класс» (смотр проводится по показателям физической активности, соблюдения режима дня, заболеваемости в течение предыдущего школьного периода. Самый здоровый класс поощряется – например, грамотой)
- Проведение спортивно-развивающих игр
- Проведение классного часа «Визит к стоматологу» (Визит к Доктору Зубастику)
- Музыкальные перемены
Рекомендация: На переменах младшие школьники могут делать зарядку под руководством спортсменов-старшеклассников, а старшие – потанцевать (даже стоит специально пригласить вначале преподавателя танцев или сделать это под руководством школьников, которые занимаются в студиях бальных танцев)
5 - 7 классы
- Смотр «Самый здоровый класс»
- Музыкальные перемены
Для конкурса «Самый здоровый класс» предлагает подпроект «Измерь свое здоровье», в котором предлагается серия критериев, которые стоит «обнародовать» в виде плакатов в коридорах школы. Индекс здоровья – Приложение 7.
8 - 9 классы
- Спортивный праздник «Мы выбираем спорт»
- Музыкальные перемены
10-11 классы
- Товарищеские встречи между классами по мини-футболу, волейболу, дартсу и т.д.
- Дискотека: «Музыка против наркотиков!»
- Музыкальные перемены
2 НЕДЕЛЯ Веселые старты
1- 4 классы
- Соревнования «Веселые старты»
- Музыкальные перемены
5 - 7 классы
- Акция: «Проверка на уроках!». В коридоре вывешивается обращение к ребятам, что в течение недели необходимо проверить, как расставлена мебель (проверка осуществляется согласно действующим СанПинам, которые есть у школьной администрации. Параметры для проверки вывешиваются на информационном стенде: например, 1,7-2 м. от доски первая парта и т.д., все ли лампы горят и т.д.). Небольшие отчеты сдают в Творческую лабораторию школы или определенному педагогу.
Рекомендация
Цель проведения акции
Во время данной акции важным является не доскональность гигиенической оценки классной комнаты, а акцент на развитии у ребят осознанного отношения к пространству в котором они учатся. Обычно школьники выступают пассивными объектами гигиенических манипуляций взрослых. Данная акция позволяет формировать субъектное отношение к своему жизненному пространству, т.е. задуматься о том, как именно следует располагать мебель, где необходимо размещать цветы (в школах цветы должны располагаться не на подоконниках, а в простенках между окнами, в задней части комнаты и т.д.), почему необходима влажная уборка подоконников и т.д.
Педагогам предлагается самим принять решение о параметрах оценки классной комнаты. Оценку можно проводить путем заполнения таблицы (Приложение 8) и подсчета суммарного балла. Расчет светового коэффициента может осуществляться на уроках математики. К разработке параметров оценки по действующим СанПинам могут привлекаться старшеклассники (например, члены Творческой лаборатории). Оценка классных комнат - Приложение 7
- Акция: конкурс памяток для дежурных между классами, параллелями и и.д. на тему как правильно убирать класс, вытирать пыль, поливать цветы и т.д.
- Музыкальные перемены
8 - 9 классы
- Спартакиада между классами
- Музыкальные перемены
Рекомендация Спортивные события можно приурочить к гендерным праздникам: к 8 марта и 23 февраля
10- 11 классы
- Соревнования по народным видам спорта
- Организация спортивных соревнований для младших (или вместе с младшими)
3 НЕДЕЛЯ Мобильный этикет
1- 4 классы
- Урок-беседа о мобильном телефоне (и плеере) и правилах пользования
- Музыкальные перемены
5 - 7 классы
- Акция: «Мой мобильный!». Создание правил школы о пользовании мобильными телефонами и плеерами в школе, дома, на улице
- Музыкальные перемены
8 - 9 классы
- Круглый стол со специалистами – медиками о проблемах, связанных с мобильными телефонами и плеерами
- Подготовка писем-рекомендаций (плакатов и т.д.) для младших о правилах пользования мобильными телефонами
10- 11 классы
- Проведение игр для младших по правилам пользования мобильными телефонами и плеерами
4 НЕДЕЛЯ Финальная неделя
1- 4 классы
- Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
- Музыкальные перемены
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
5 - 7 классы
- Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
- Музыкальные перемены
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
8 - 9 классы
- Игра "Территория здоровья" (игра аналогичная игре «Маршруты здоровья» -См.Третья неделя месяца « «Добрые привычки» - Занимательная неделя»): для большого числа участников: делаются станции "Здоровое питание", "Режим дня", "Закаливание".... От каждого класса выступает команда. Она проходит по станциям от одной к другой. На каждой станции ей задаются несколько вопросов с тремя вариантами ответа. Один из вариантов - правильный. Победителем становится команда, набравшая больше очков. Куратор акции – преподаватель биологии.
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
10-11 классы
- Реализация любых событий из «копилки» Творческой лаборатории
- Организация СпортАукциона (разрабатывается самостоятельно)
- Организация чествования спортсменов школы и спортсменов – выпускников школы
- Проведение Олимпийской викторины
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
9. Акция «12 недель здоровья» под девизом «Быть здоровым – просто!»
«Я бегаю каждый день и у меня появилось ощущение цели, ощущение силы духа» (Уилма Рудольф, известная американская бегунья)
Цель
Проект ненавязчиво стимулирует школьников заняться регулярными тренировками – этот модуль ориентирован не только на поддержку физического здоровья детей, но и на укрепление уверенности в себе, чувства собственного достоинства, оптимизм. При регулярных тренировках ребенок может укрепить мышцы, контролировать массу тела, компенсировать гиподинамию школьных занятий. Регулярное занятие бегом – это самый простой начальный способ вести активный образ жизни. Через 12 недель каждый участник проекта легко сможет преодолеть 1 километр.
Реализация
Проект курирует преподаватель физкультуры.
Итог
В финале проекта школьники и педагоги собираются в актовом зале школы и те, кто «продержался» 12 недель, рассказывают о своих впечатлениях, делятся своими эмоциями и успехами.
На информационном стенде публикуются фамилии, классы и фотографии ребят, которым удалось выполнить все задания 12 недель.
10. Финал проекта « Здоровое питание»
Цель
Проект реализуется для рефлексии и поощрения (награждения) лучших участников.
Содержание
Проведение школьного собрания – линейки для объявления о итогах событии.
На собрание можно пригласить представителей администрации, журналистов, коммерческих партнеров, родителей и т.д.
Возможно, перед ребятами выступят сами школьники, которые достигли успехов в формировании «добрых привычек», в событии «12 недель здоровья» и т.д.
Школьников награждают грамотами и ценными подарками. Возможно вручить каждому школьнику Сертификат здоровья с пожеланиями и напутствиями (разрабатывается старшеклассниками).
Рекомендуется также провести педагогический совет и общешкольное родительское собрание.
Руководитель проекта О.В.Ячменева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
Выступление на конференции " По здоровому образу жизни"....
«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе
"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...
"Формирование культуры здорового питания младших школьников"
Лекции для родителей младших школьников...
«Формирование культуры здорового питания подростков»
Лекции для родителей подростков...
Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"
Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М. Безруких, директора Института возрастной...