Проект «Культура здорового питания»
статья по зож
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура здорового питания»
Здоровье детей - приоритетное направление государственной политики.
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. Именно в эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
Здоровье наших детей зависит от:
-окружающей среды;
-помощи здравоохранения;
-наследственности;
-образа жизни.
Правильное питание – основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
За последние 100-150 лет наш рацион питания изменился до не узнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот - догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
В следствии чего у детей ярко выраженные: усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость и апатия, проблемы концентрации внимания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, отсутствие стойких интересов и увлечений.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
После бесед и анкетирования родителей и детей, пришли к выводу, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате долгих споров пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:
- душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;
- правильное и здоровое питание;
- физическое здоровье.
Методические цели Проекта
Оказание практического содействия школам в здоровьеразвивающей деятельности в виде эффективных педагогических и социальных технологий, направленных на формирование у школьников знаний и ценностей здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью при активном вовлечении в этот процесс педагогов, медицинских работников, родителей и т.д., заинтересованных в решении этой острой социальной проблемы. Воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни.
Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ 10 модулей:
- Диагностический модуль
- Старт проекта
- Диагностический модуль Плюс
- Творческая лаборатория школы
- Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»
- Конкурс коллажей и плакатов «Здоровое питание – здорово!»
- Месяц «Нет вредным привычкам!»
- Месяц «Витаминный марафон здоровья»
- Акция «12 недель здоровья»
10. Финал проекта
МОДУЛИ
- Диагностический модуль
Период: в начале и в финале проекта
Цель
Оценка и самооценка (мониторинг) школами движения состояния здоровья учащихся, «сканирование» представлений детей и педагогов о ЗОЖ и ЗП, выявление лакун в пропаганде здорового образа жизни, здорового питания возможность оценки в финале проекта эффективности и роли специальных событий и мероприятий проекта
Содержание
1. Проведение диагностических исследований на ограниченном объеме выборки среди школьников: ориентировочно - 20-40 анкет (минимум – 30) в 1-5 классах, 6- 8 классах, 9-11 классах. Тема исследования – оценка школьниками состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому питанию.
2. Проведение исследований среди педагогов на тему отношения к здоровье развивающей деятельности в школе, ее роли и месте в процессе обучения и воспитания детей и т.д.
3. Анализ анкет и подготовка общей аналитической записки по итогам анкетирования в начале и в финале проекта.
4. Проведение сравнительного анализа результатов первого и второго опроса, подготовка итогового аналитического отчета.
Форма
Анкеты предлагаются детям и родителям на родительских собраниях.
Организация
Анкетирование в начале и в финале проекта проводится силами педагогов школ - участников проекта. Обрабатываются в виде диаграмм или таблиц. Аналитика проводится Оргкомитетом проекта.
2. Старт проекта «Культура здорового питания»
Цель
Проект должен быть заявлен на общешкольном уровне в целях привлечения к нему общего внимания и создания яркого эмоционального впечатления от старта
Содержание
Проведение педагогического совета по проблеме здоровьеразвивающей педагогики.
Проведение школьного собрания – линейки для объявления о событии, его цели и задачах, основных событиях.
На собрание можно пригласить людей, имеющих отношение к данной теме с краткими, но интересными для ребят выступлениями о требованиях современной жизни, предъявляемых к здоровью и здоровому образу жизни, особенностях экологии в регионе, правилах соблюдения главных требований здорового образа жизни и т.д. Возможно, перед ребятами выступят такие же школьники, имеющие долгосрочную практику, отказавшись от вредных привычек. Очень полезно выступление психолога, который расскажет о связи здоровья и состояния психики (о формировании здоровья с помощью различных психологических практик, о роли положительного настроя, веры в успех, о том, что в ходе проекта психологи будут проводить тренинги со старшеклассниками и т.д.).
Школьникам младших и средних классов предлагается вести Дневник здоровья, для слежения за своим питанием, формированием «добрых – здоровых – привычек», режимом дня. В финале проекта эту деятельность детей стоит оценить в последнем 10 модуле проекта.
3. Диагностический модуль Плюс
Период: вскоре после анкетирования (примерно в течение недели)
Опрос-сочинение для школьников
Цель
Результаты анализа материалов, полученных в итоге данного Модуля, будут использованы для окончательной корректировки мероприятий Проекта и дадут дополнительный материал для анализа ситуации с формированием здорового образа жизни в школе и возможных стратегий изменения ситуации.
Содержание
1. Школьники 9 – 11 классов участвуют во внутришкольном опросе под условным девизом: «Как сделать нашу школу Академией здоровья?», а ребята средней возрастной группы пишут домашнее сочинение на эту тему.
2. Школьники средних классов могут написать сочинение на аналогичную тему совместно с родителями.
О чем отвечать / писать?
В опросе/сочинении ребятам рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1.Что делает моя школа сегодня для здоровья детей?
2. Что можно было бы изменить в школе, чтобы она стала Академией здоровья для каждого ученика?
3. Что сам ученик мог бы сделать для этого, какой вклад он бы мог внести в общее дело?
4. Чем могли бы помочь родители учеников?
Педагогический коллектив может добавить свои пункты
Провести содержательный анализ опроса / сочинений
Как анализировать
Содержательный анализ предполагает:
А. Сбор информации о том, какие меры по здоровьесбережению в школе заметны детям;
Б. Какие предложения по изменениям в школе вносят сами дети;
В. В каких видах деятельности они бы хотели участвовать.
Кто анализирует
Анализ опроса/ сочинений рекомендуется провести классным руководителям, чтобы они знали "детский потенциал самоизменения", а обобщающий анализ - завучу по воспитательной работе.
4. Творческая лаборатория школы
Этот проект является продолжением Диагностики и Диагностики Плюс.
Цель
Вовлечение в проект старшеклассников с целью формирования у них ряда важных и полезных навыков: проектной работы; групповой деятельности, адекватной оценки идей, интересных и годных для реализации; самостоятельной деятельности при реализации идей; информационного обслуживания проекта
Реализация
Для привлечения старшеклассников в проектную деятельность создать в школе Творческую лабораторию, которая поможет проанализировать опрос / сочинения школьников, предложения ребят и их родителей; выделит наиболее важные, интересные и типичные, а также – отдельно – аналогичные, но требующие серьезных материальных затрат.
Члены лаборатории (вместе с педагогами и родительским комитетом) продумывают возможность выполнения пожеланий ребят, начиная от реальных и достаточно легких в исполнении, заканчивая важными, но дорогостоящими.
При творческой лаборатории создается собственная служба информации – команда из 3-4 человек («журналистов» и «фотокорреспондентов»), которые будут описывать деятельность лаборатории, делать фотоотчеты о том, как реализуются идеи и предложения школьников, их родителей и педагогов.
Необходимая информация для школьников
- как, когда, кем, каким образом создается «Творческая лаборатория»;
- каков режим её работы;
- какие формы работы используются (экспертиза, мозговой штурм);
- как и где появляется информация об идеях, высказанных школьниками (и их родителями) в опросах / сочинениях
Поощрение
Те, кто воплотил идеи школьников, награждаются грамотами «Добрых дел мастер», также поощряются авторы идеи.
Рекомендации:
- Предложения по итогам опроса/сочинения вынести на общешкольный стенд (или выпустить специальную стенгазету)
- Одним из проектов Лаборатории может быть создание Плаката Пирамида здорового питания (с акцентом на здоровое питание детей) Еще одним проектом школьников может быть создание Интерактивного плаката: Как сказать «нет»!
5. Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»
Цель
Создание постоянно действующей информационной составляющей проекта, с одной стороны, извещающей и оперативно реагирующей на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию детей в вопросах здорового питания и ЗОЖ
Содержание
Создание двух стендов «Здоровое питание как стиль жизни» (школа сама выбирает желаемое название).
- Один – в учительской для учителей
- Второй стенд - в коридоре школы для учащихся.
Реализация
- Стенд для учителей содержит две части: «здоровье учителя» и «здоровье детей». «Взрослая часть» заполняется интересными, по мнению учителей, материалами по теме здорового питания (например, из журнала « 100 советов», газеты «ЗОЖ», Интернет-материалами и т.д.). Часть - «здоровье детей» -заполняется материалами из журналов: «Здоровье школьника», «Директор школы», газеты «Здоровье детей», Интернет-материалами, из книг по теме). Отвечать за эту работу может работник библиотеки. Администрации и учителям может быть предложено присоединиться к заполнению стендов по материалам периодических методических изданий по предмету и т.д. Отвечать за эту работу может завуч.
- Стенд для школьников находится в ведении самих учащихся. Завуч по воспитательной работе, учитель биологии, психолог, работник библиотеки. Обновление материалов проводится ежемесячно или с произвольной для школы периодичностью. Материалы должны быть краткими, практичными, доступными и наглядными. На стенде желательно выделить подразделы, например: «Вести Проекта «Здоровое поколение», «Вести «Творческой лаборатории», «Правила здорового питания», «В каких продуктах больше витаминов?», Полезны ли овощи?», «Калорийность + витамины = здоровье» «Психологическое здоровье». Исполнителем может быть постоянная творческая группа школьников из разных классов. Для повышения мотивации к данной деятельности можно предложить соревнование - «дежурство по стенду» старших классов по очереди (с 8-9 по 11 кл).
- Можно предложить «дежурство по стенду» в течение месяца по одному классу – с 9 по 11 класс отвечает за наполнение стенда, а педагоги – биологии, ЗОЖ, психолог курируют стенд.
Рекомендация
- Для взрослых и ребят на старте проекта можно создать ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ или ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где педагоги смогут разместить свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограммов, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку и т.д.
- Аналогичные ПИРАМИДЫ ПИТАНИЯ и ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ могут появиться в школьных классах.
На деревьях ребята не только «дают обещания», но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта. Объявляется, что по итогам Дерева здоровья каждый класс в финале месяца принимает свой собственный меморандум здоровья, а на пирамиде питания указывать любимый и полезный продукт питания.
- В школе можно создать с помощью учащихся старших классов и родителей МУЗЕЙ ТРАДИЦИЙ В ПИТАНИИ, где разместить старинные и современные рецепты по приготовлению супов, каш, морсов, киселей, собрать видеотеку на тему «Любимое семейное блюдо» и т.д.
6. Конкурс плакатов и коллажей « Здоровое питание – здорово!»
Цель
Проект направлен на презентацию в живой занимательной форме ценностей здорового питания и здорового образа жизни. Цель проекта - вовлечение школьников в осмысление темы здоровое питание, обогащение «тематического» словарного багажа, умения оперировать в речи ценностными понятиями, связанными со здоровым образом жизни и культурой здорового питания.
Реализация
Школьники получают задание создать плакат, фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровое и нездоровое питание, здоровый и нездоровый образ жизни. Это могут быть высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики, классическая карикатура, нарисованная от руки и т.д.
Также ребята могут создать два стенда (по результатам «мозгового штурма» средних классов или общешкольного «мозгового штурма»): Ем, чтобы быть здоровым_______(ответы школьников), Ем, чтобы быть больным – это (ответы школьников)
Также в этот период в классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: мыть руки перед едой, не есть всухомятку, не пить газированные напитки и т.д., чистить зубы.
Период
Начало проекта. Подготовительный этап – 1 неделя. Выставка в коридорах и классах школы – 1 месяц. Подведение итогов, рефлексия – 1 неделя
Итог
Плакаты и коллажи можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную выставку. Лучшие авторы общешкольной выставки поощряются. Члены Лаборатории могут придумать и вручить призы участникам конкурса.
Мотивация школьников
Внутри класса - использование одного из приемов мотивации детей:
- создание и обсуждение проблемной ситуации с центральной идеей «зачем нужно напоминать человеку о необходимости правильно питаться, больше двигаться, вести здоровый образ жизни»
- этическая загадка: показать плакат- ребус, в которой зашифрован призыв к здоровому (рациональному) питанию, предложить его расшифровать,
- предварительный этический диалог, в котором обратиться к личному опыту детей,
- проведение игры, где дети – сотрудники издательства, которому предложили выпуск плакатов на данную тему , далее организовать мозговой штурм при генерировании идей будущих плакатов.
Необходимая информация для школьников
- что такое плакат,
- как его можно оформить,
- как создать текст,
- какими источниками можно воспользоваться,
- каким размером он должен быть,
- сроки изготовления,
- кто из педагогов руководит проектом.
Организация рефлексии проекта
Рефлексия выставки плакатов в классе
Возможные вопросы:
- Увлекло участие или нет,
- Удалось придумать самому или воспользовались готовым изображением или текстом,
- Как работалось в группе?
- Какой плакат понравился? Почему?
- Какой плакат помог вам понять, зачем необходимо придерживаться здорового образа жизни?
- Какой плакат вы захотели бы повесить на улицах города?
- Какой оставить в классе ? Почему?
- Какой можно подарить ученикам 1-3 классов?
Рефлексия общешкольной выставки плакатов (коллажей) для целевой аудитории (всё сообщество школы) проводится в виде соцопроса.
Возможные варианты вопросов:
- Какие плакаты можно сделать девизом школы?
- Какие плакаты вы захотели повесить на улицах города? В общественном транспорте? В больницах?
- Какой плакат можно считать самым веселым?
- Если бы вы были президентом России и поздравляли всех с Новым годом, какой плакат вы могли бы использовать в своей речи?
Результаты общешкольного опроса разместить на информационном стенде Проекта, чтобы все могли познакомиться с результатами.
7. Месяц « Нет вредным привычкам!»
Цель
Модуль должен начаться как можно раньше, чтобы у школьников и педагогов было достаточно времени на усвоение и формирование «добрых привычек». Модуль направлен на закрепление ценностей здорового и нравственного образа жизни. Приобщение школьников к данным ценностям осуществляется с помощью игровых методов, насыщенных позитивными эмоциями, что содействует лучшему пониманию и осознанию темы проекта
Период
Этот месячник можно приурочить к ряду календарных дат: с 18 ноября – Международная неделя отказа от курения, 7 апреля – Всероссийский день здоровья детей (письмо Министерства образования РФ 3 февраля 2003г. №27/2573-Б) и т.д. Можно провести его «бездатно» - в удобное для школы время.
Старт
1 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Информационная неделя
Набор событий:
- Старт недели - общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
1-4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно питаться, сколько времени быть на свежем воздухе, как одеваться, закаливаться, и т.д., чтобы не заболеть)
- Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички». Рисунки размещаются в классах и коридорах школы на 1 месяц – в конце месячника подводятся итоги и награждаются победители.
5 - 7 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткого выступления одного из школьников о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть – текст перед выступлением просматривает педагог)
- Объявление Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (анти-никотинное направление конкурса) Конкурсные работы готовятся в течении четырех недель, демонстрируются в конце месячника с награждением победителей)
8 - 9 классы
- Подготовка и презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?» - их может создать группа школьников из 3-4 человек, проведя собственные исследования, поиск информации и т.д. (с участием медицинских работников, психологов и т.д.). При задании сделать корректный акцент на темах: режим дня и активный отдых, гормональные возрастные изменения и их влияния на самочувствие подростков, голодание, правильное питание, косметика и т.д.)
- Объявление Конкурса видео-фото-печатной социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!» (анти-алкогольное направление конкурса)
- Объявление подготовки к Судебному процессу над компьютерным фанатом» (также можно объявить «судебный процесс» над газировкой или сладкими батончиками – все зависит от того, что именно считают педагоги и врачи особенно актуальными для ребят данной школы)
Рекомендации
Судебный процесс «строится» как настоящий: с судьей, обвинителем и адвокатом, присяжными заседателями и подсудимым, зрителями в зале (то есть ребятам надо будет изучить обязанности и права каждого участника судебного процесса). Процесс должен вестись самими школьниками, одобрение должны вызывать не только серьезность подхода, но и желание проявить чувство юмора, выйти за рамки взрослого «суда». Акцент – на ситуации с ослабленным зрением школьников, злоупотребляющих компьютерными играми, на необходимости формирования умения пользоваться широкими возможностями Интернета, не превращая эту «умную машину» в игровую приставку. В судебном заседании должны принять участие 12 присяжных заседателей (учеников класса) и они выносят решение по итогам заседания.
Если процесс прошел удачно, можно повторить его для школьников 4-7 классов в актовом зале школы или собрать «сборную лучших участников суда» из разных классов и провести одно показательное судебное заседание. Предполагается, что проведение «судов» состоится в каждом классе, а на «показательном процессе» будет участвовать сборная из лучших представителей всех классов. Но, разумеется - на усмотрение школьного коллектива.
10- 11 классы
- Тренинг психолога «Траектория полета» (помощь в составлении «индивидуальных траекторий развития»; акцент на влияние здоровья на жизненный путь старшеклассника, о необходимости режима дня и саморегуляции для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов в вуз)
Подготовка к событиям месячника по программе месячника – Лекторий для младших (См. Неделя ответственности)
2 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Неделя ответственности
1- 4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
- Классный час для младших школьников «Советы доктора Пилюлькина» (посвящен режиму дня - проводится в форме развивающей игры). Текст прилагается - Приложение 6
См. Книга «Здоровый образ жизни в современной школе» Воронова Е.А. Издательство «Феникс» 2008г. Стр.87-91. Также возможно сделать стенд (стенгазету Советы «Доктора Пилюлькина»)
- Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
5 - 7 классы
- Классный час «Поведение без опасности» (встреча с интересным человеком – психологом Центра медицины катастроф, или авторитетным специалистом по ОБЖ и т.д. – предпочтительно с человеком незнакомым ребятам, но обстоятельно и серьезно представленным им заранее. Акцент на правилах поведения в зонах риска: на дорогах, в контакте с электрическим, газовым оборудованием, оружием, предметами пиротехники и т.д.). Школьники могут подготовить «Маршрут безопасности» по школе и отметить цветными стикерами (для всех) места повышенной опасности: лестницы, батареи, розетки, двери и т.д.
- Подготовка работ для Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (антиникотинное направление конкурса)
- Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут поднять настроение всем, оказавшимся в беде)
Рекомендация: Школьники могут не просто собирать деньги, а получать их, вручая людям «памятки» с текстами ориентированными на разные целевые группы: студенты – текст «про компьютер и здоровье»; пожилой человек – «как сохранить себя бодрым в «третьем возрасте»; человек средних лет – про рациональное питание». Школьники найдут интересные тексты в Интернете или книгах, сделают их занимательными, интересными и краткими, красиво оформят памятки – это настоящий «товар», за него и деньги брать не стыдно!
- Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
8 - 9 классы
Начало проведения «Судебных процессов» На данное событие можно пригласить представителей СМИ – это повод развернуть дискуссию в местных изданиях.
- Подготовка работ для Конкурса видео-фото-печатной социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!»
- Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами (и сделанный) или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут поднять настроение всем, оказавшимся в беде)
10- 11 классы
- Тренинг: «Могу ли я сказать: нет!» (тренинг с психологом, возможно участие наркологов и т.д., посвященный навыкам уверенного поведения старшеклассника в сложных ситуациях, связанных с вовлечением в наркоманию, употребление алкоголя и т.д.); Создание поведенческой установки на неприятие употребления психоактивных средств, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака).
После тренинга рекомендуется сделать плакаты с «Да» и «Нет» и ответами школьников.
- Подготовка и проведение лектория для младших школьников о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
3 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Занимательная неделя
1-4 классы
- Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д), массаж пальцев и т.д.)
- Творческая игра «Маршруты здоровья»: Игра проводится педагогами по ОБЖ, биологии, психологом при участии школьников средних и старших классов. Для игры выделяется 2 учебных часа. Территория школы (коридор, залы, классные комнаты) делится на 5 станций, учащиеся класса на 4 группы. У каждой группы – путевой лист, который заполняется на каждой станции старшеклассниками. Каждая станция – отдельная тема «здоровья»: например, на одной - дети читают разные открытки (каждая содержит пожелание здоровья в разной форме), и отвечают на вопрос: что общего в этих открытках; на другой – дети видят разные продукты и отвечают на вопрос, какие продукты сочетаются между собой; на третьей – перед детьми разыгрывается небольшой спектакль – человек падает, а детям задают вопрос: вы увидели, человек упал, что делать? Дети должны ответить и показать, как и какой номер телефона они набирают и сказать о случившемся так, чтобы им поверили; на четвертой станции детей встречает фито-бар, дегустация вкусных напитков сопровождается небольшими комментариями старшеклассников о пользу тех или иных напитков и вреде газировки и т.д. – здесь дети могут нарисовать «символы здоровья» (пусть это будет яблоко или то, что придумают дети – эти рисунки затем можно разместить в классе) ; на последней станции – рефлексия: педагог и старшеклассники смотрят и комментируют путевые листы, стараясь делать акцент на позитивном.
- Введение музыкальных перемен: для младших школьников, и, если возможно, для всей школы
- Проведение спортивно-развивающих игр
- Проведение лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании
5 - 7 классы
- Викторина «Я - правильный юзер» (от английского user, потребитель, пользователь). (Старшеклассники или педагоги готовят вопросы для викторины. Рисуют плакат с вопросами и информацией о том, что победители получают призы. Плакат вывешивается. Рядом устанавливается ящик, куда опускать ответы. Участвуют все желающие – учащиеся 5-7 классов. В конце недели подводятся итоги, а победителям призы (желательно неплохие!). Затем – на следующей неделе в течение недели висит в коридоре плакат с ответами на вопросы: ребятам интересно узнать правильные вопросы и, кроме того, они ненавязчиво получают информацию о том, как правильно работать с компьютером.
- Классный час «Мы то, что мы едим!» (ребята готовят иллюстрированные доклады и презентации о газированных напитках, шоколадных батончиках, чипсах, добавках с буквой Е и т.д., и участвуют в обсуждении этой темы: Рефрен: это вкусно, мне нравится – стоит ли есть все, что нравится? и зачем стоит смотреть на состав продукта?
Вместо (или вместе) классного часа можно провести школьную конференцию с аналогичным содержанием. В начале конференции на школьную сцену можно пригласить детей, чтобы они ответили на вопрос: Если у меня есть деньги, я покупаю…
- Участие в музыкальных переменах
- Проведение лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании
8 - 9 классы
- Круглый стол «Еда без вреда» (с участием специалистов в области возрастной физиологии, диетологов и т.д. Акцент – здоровое питание для школьников данной возрастной группы: 14-17 лет)
- Кулинарный конкурс «Еда без вреда» (предлагается в каждом классе приготовить 2-3 блюда из системы «здоровое питание» - дома с родителями или на уроках домоводства и презентовать его одноклассникам. Победитель поощряется.
10- 11 классы
- Презентационная сессия «Сохрани себя сам» (презентации школьников с использованием фактов жизни известных людей – Ф.Меркури, Р.Нуриева и т.д., ушедших из жизни от СПИДа) с участием специалистов по профилактике венерических заболеваний, ВИЧ, гепатита)
- Подготовка и проведение лектория для младших школьников о правильном питании
4 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Финальная неделя
1-4 классы
- Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д.), массаж пальцев и т.д.)
- Музыкальные перемены
- Награждение победителей конкурса рисунков
- Проведение развивающих игр учащимися старших классов для младших школьников
5 - 7 классы
- День Добрых улыбок В этот день правилом в школе становится улыбка, тон задают ученики 5-7 классов. У всех детей заготовлены заранее «мешочки со смайликами» и они выдают их, например, тем, кого увидели нахмурившимися или просто – тому, кто им нравится. Можно сделать заранее значки со смайликами для каждого учителя. Акцию обязательно должны подхватить учителя: настройтесь прожить день с улыбкой – жить станет лучше!..
На следующий день на одном из уроков гуманитарной направленности ребята должны написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил этот день у учеников (также можно задать такое сочинение на дом)
- Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»
- Проведение развивающих игр учащимися старших классов
8 - 9 классы
- Акция «Послушай!...» (Предложить ребятам написать письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик. Затем наиболее удачные письма наклеивают на большой лист и оставляют висеть в классе или коридоре)
- Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»
Организация публичного просмотра лучших работ школьников 5-9 классов. Публичное награждение победителей конкурса.
10- 11 классы
- КВН на тему «Здоровый образ жизни»
- Подготовка и проведение развивающих игр для младших школьников
Рекомендации по проведению лекций и развивающих игр учащимися старших классов: ученики 11 классов могут работать в 7-8 классах; ученики 10 классов – в 6-7 классах, ученики 9 классов – у младших школьников, вплоть до 5 класса.
8. Месяц «Марафон здоровья»
Набор событий:
- Старт недели - общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
1 НЕДЕЛЯ Кто здесь самый здоровый?!
1- 4 классы
- Помощь детям в ведении Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).
- Смотр «Самый здоровый класс» (смотр проводится по показателям физической активности, соблюдения режима дня, заболеваемости в течение предыдущего школьного периода. Самый здоровый класс поощряется – например, грамотой)
- Проведение спортивно-развивающих игр
- Проведение классного часа «Визит к стоматологу» (Визит к Доктору Зубастику)
- Музыкальные перемены
Рекомендация: На переменах младшие школьники могут делать зарядку под руководством спортсменов-старшеклассников, а старшие – потанцевать (даже стоит специально пригласить вначале преподавателя танцев или сделать это под руководством школьников, которые занимаются в студиях бальных танцев)
5 - 7 классы
- Смотр «Самый здоровый класс»
- Музыкальные перемены
Для конкурса «Самый здоровый класс» предлагает подпроект «Измерь свое здоровье», в котором предлагается серия критериев, которые стоит «обнародовать» в виде плакатов в коридорах школы. Индекс здоровья – Приложение 7.
8 - 9 классы
- Спортивный праздник «Мы выбираем спорт»
- Музыкальные перемены
10-11 классы
- Товарищеские встречи между классами по мини-футболу, волейболу, дартсу и т.д.
- Дискотека: «Музыка против наркотиков!»
- Музыкальные перемены
2 НЕДЕЛЯ Веселые старты
1- 4 классы
- Соревнования «Веселые старты»
- Музыкальные перемены
5 - 7 классы
- Акция: «Проверка на уроках!». В коридоре вывешивается обращение к ребятам, что в течение недели необходимо проверить, как расставлена мебель (проверка осуществляется согласно действующим СанПинам, которые есть у школьной администрации. Параметры для проверки вывешиваются на информационном стенде: например, 1,7-2 м. от доски первая парта и т.д., все ли лампы горят и т.д.). Небольшие отчеты сдают в Творческую лабораторию школы или определенному педагогу.
Рекомендация
Цель проведения акции
Во время данной акции важным является не доскональность гигиенической оценки классной комнаты, а акцент на развитии у ребят осознанного отношения к пространству в котором они учатся. Обычно школьники выступают пассивными объектами гигиенических манипуляций взрослых. Данная акция позволяет формировать субъектное отношение к своему жизненному пространству, т.е. задуматься о том, как именно следует располагать мебель, где необходимо размещать цветы (в школах цветы должны располагаться не на подоконниках, а в простенках между окнами, в задней части комнаты и т.д.), почему необходима влажная уборка подоконников и т.д.
Педагогам предлагается самим принять решение о параметрах оценки классной комнаты. Оценку можно проводить путем заполнения таблицы (Приложение 8) и подсчета суммарного балла. Расчет светового коэффициента может осуществляться на уроках математики. К разработке параметров оценки по действующим СанПинам могут привлекаться старшеклассники (например, члены Творческой лаборатории). Оценка классных комнат - Приложение 7
- Акция: конкурс памяток для дежурных между классами, параллелями и и.д. на тему как правильно убирать класс, вытирать пыль, поливать цветы и т.д.
- Музыкальные перемены
8 - 9 классы
- Спартакиада между классами
- Музыкальные перемены
Рекомендация Спортивные события можно приурочить к гендерным праздникам: к 8 марта и 23 февраля
10- 11 классы
- Соревнования по народным видам спорта
- Организация спортивных соревнований для младших (или вместе с младшими)
3 НЕДЕЛЯ Мобильный этикет
1- 4 классы
- Урок-беседа о мобильном телефоне (и плеере) и правилах пользования
- Музыкальные перемены
5 - 7 классы
- Акция: «Мой мобильный!». Создание правил школы о пользовании мобильными телефонами и плеерами в школе, дома, на улице
- Музыкальные перемены
8 - 9 классы
- Круглый стол со специалистами – медиками о проблемах, связанных с мобильными телефонами и плеерами
- Подготовка писем-рекомендаций (плакатов и т.д.) для младших о правилах пользования мобильными телефонами
10- 11 классы
- Проведение игр для младших по правилам пользования мобильными телефонами и плеерами
4 НЕДЕЛЯ Финальная неделя
1- 4 классы
- Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
- Музыкальные перемены
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
5 - 7 классы
- Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
- Музыкальные перемены
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
8 - 9 классы
- Игра "Территория здоровья" (игра аналогичная игре «Маршруты здоровья» -См.Третья неделя месяца « «Добрые привычки» - Занимательная неделя»): для большого числа участников: делаются станции "Здоровое питание", "Режим дня", "Закаливание".... От каждого класса выступает команда. Она проходит по станциям от одной к другой. На каждой станции ей задаются несколько вопросов с тремя вариантами ответа. Один из вариантов - правильный. Победителем становится команда, набравшая больше очков. Куратор акции – преподаватель биологии.
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
10-11 классы
- Реализация любых событий из «копилки» Творческой лаборатории
- Организация СпортАукциона (разрабатывается самостоятельно)
- Организация чествования спортсменов школы и спортсменов – выпускников школы
- Проведение Олимпийской викторины
- Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»
9. Акция «12 недель здоровья» под девизом «Быть здоровым – просто!»
«Я бегаю каждый день и у меня появилось ощущение цели, ощущение силы духа» (Уилма Рудольф, известная американская бегунья)
Цель
Проект ненавязчиво стимулирует школьников заняться регулярными тренировками – этот модуль ориентирован не только на поддержку физического здоровья детей, но и на укрепление уверенности в себе, чувства собственного достоинства, оптимизм. При регулярных тренировках ребенок может укрепить мышцы, контролировать массу тела, компенсировать гиподинамию школьных занятий. Регулярное занятие бегом – это самый простой начальный способ вести активный образ жизни. Через 12 недель каждый участник проекта легко сможет преодолеть 1 километр.
Реализация
Проект курирует преподаватель физкультуры.
Итог
В финале проекта школьники и педагоги собираются в актовом зале школы и те, кто «продержался» 12 недель, рассказывают о своих впечатлениях, делятся своими эмоциями и успехами.
На информационном стенде публикуются фамилии, классы и фотографии ребят, которым удалось выполнить все задания 12 недель.
10. Финал проекта « Здоровое питание»
Цель
Проект реализуется для рефлексии и поощрения (награждения) лучших участников.
Содержание
Проведение школьного собрания – линейки для объявления о итогах событии.
На собрание можно пригласить представителей администрации, журналистов, коммерческих партнеров, родителей и т.д.
Возможно, перед ребятами выступят сами школьники, которые достигли успехов в формировании «добрых привычек», в событии «12 недель здоровья» и т.д.
Школьников награждают грамотами и ценными подарками. Возможно вручить каждому школьнику Сертификат здоровья с пожеланиями и напутствиями (разрабатывается старшеклассниками).
Рекомендуется также провести педагогический совет и общешкольное родительское собрание.
Руководитель проекта О.В.Ячменева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
Выступление на конференции " По здоровому образу жизни"....

«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе
"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...

"Формирование культуры здорового питания младших школьников"
Лекции для родителей младших школьников...
Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"
Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М. Безруких, директора Института возрастной...