"Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях."
статья по зож
XIV Международная научно-практическая конференция "Ребенок в современном мире".
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особенности психоэмоциональной сферы логопатов. Благоприятный психологический климат на занятии, положительный эмоциональный фон, спокойный, уравновешенный тон логопеда – показатель успешности его проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_1.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции
здоровьесбережения на коррекционных занятиях.
ГБУ ГППЦ ДОгМ
учитель-логопед
Майорова Е.В
«Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».
Томас Карлейль.
Используя терминологию В.Д. Сонькина, М.М. Безруких: «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся». По мнению авторов, создавая и существуя в условиях здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, можно добиться укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Особое внимание следует уделить детям, оказавшимся в «группе риска». Это часто болеющие, соматически ослабленные дети, дети с различными речевыми нарушениями. К этой категории учащихся, относятся дети, имеющие отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:
- повышенная утомляемость
- возможное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости
- недостаточная сформированность двигательных навыков, нарушения общей и мелкой моторики, сложности автоматизации движений
- нарушение дыхания и голосообразования
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
- нарушение темпо-ритмической организации движений
Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями:
- неуравновешенность процессов ЦНС торможения и возбуждения, обуславливает краткосрочность активности и быструю утомляемость
- возможны нарушения оптико-пространственного праксиса
- неустойчивость внимания
- особенности формирования психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, целенаправленного поведения
Внешние признаки проявления утомления:
- потеря интереса
- неустойчивость внимания
- учащение отвлечений
- нарушение почерка
- ослабление памяти
- снижение работоспособности
В структуре любого занятия заложен оздоровительный компонент. Это - динамические паузы, физкультминутки. К.Д. Ушинский писал: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного».
Спектр функциональной направленности физкультминуток должен быть продуман.
- упражнения для снятия напряжения мышц туловища
- упражнения для кистей рук
- упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
- дыхательная гимнастика
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения
- гимнастика для глаз
- упражнения для коррекции осанки
Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Различают динамические паузы (непродолжительные) и полные физкультминутки. Динамическая пауза состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.д.) и эффективна во время письменных работ.
Физкультминутка, как правило, состоит из одного упражнения типа потягивания, нескольких упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:
- выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
- упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);
- упражнения для туловища (наклоны, повороты);
- упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Во время проведения группового логопедического занятия со школьников, физкультминутку можно запланировать через 20 –25 минут. Но в ряде случаев количество физкультурных пауз можно увеличить до двух на одном занятии. Чаще это применяется в работе с первоклассниками, и с группами школьников, у которых из-за их психофизиологических особенностей утомление наступает раньше и чаще.
Для детей с речевыми нарушениями разучивание и закрепление движений желательно проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает согласовывать движения тела с рекомендуемым темпом. Важно, что «речь в движении» стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, а это является отличительной и необходимой составляющей в работе с учащимися, посещающими логопедические занятия.
Упражнения для улучшения осанки.
1) Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Упражнения для мышц рук.
«Капуста»
«Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём».
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
«Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех».
Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Упражнения для глаз.
Некоторые элементы этой гимнастики:
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особенности психоэмоциональной сферы логопатов. Благоприятный психологический климат на занятии, положительный эмоциональный фон, спокойный, уравновешенный тон логопеда – показатель успешности его проведения.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования
Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...
Особенности работы учителя-логопеда по профилактике и преодолению нарушений письма у учащихся первых классов.
Пофилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса....
Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.
Данный материал может помочь как студентам-дефектологам, так и учителям начальной школы. В данной статье описываются особенности устной и письменной речи умственно отсталых детей, место логопедической...
Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с интеллектуал...