Проект по приобщению обучающихся к ЗОЖ
проект по зож
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и привила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одним из таких средств воспитания является народный фольклор: народные игры, сказки. Ведь именно из сказок мы узнаем, что наши предки были сильными, выносливыми. Ходили на лыжах, бегали, стреляли из лука. А народные игры воспитывали в детях такие черты характера, как игра в команде, личные соревнования, ловкость, быстроту, смелость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sport_i_folklor.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
Формирование основ здорового образа жизни с использованием фольклорного материала: марийские подвижные игры, сказки.
Выполнили: Сергеев Андрей, Смирнов Даниил,
Даминов Рамир, Цветков Даниил
обучающиеся 7 класса
Руководитель: Камаева И.Г., учитель начальных классов, ИКН, МХК, ОРКСЭ
Солнечный-2019
Актуальность
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информирование учащихся поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и привила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одним из таких средств воспитания является народный фольклор: народные игры, сказки. Ведь именно из сказок мы узнаем, что наши предки были сильными, выносливыми. Ходили на лыжах, бегали, стреляли из лука. А народные игры воспитывали в детях такие черты характера, как игра в команде, личные соревнования, ловкость, быстроту, смелость
Объект проекта: здоровье человека.
Предмет проекта: образ жизни человека.
Цель проекта:
Приобщение к здоровому образу жизни школьника через марийские фольклор: игры, сказки
Задачи проекта:
- Формировать у детей понятие здоровье, систематизировать свои знания о ЗОЖ.
- Формировать представления о составляющих здорового образа жизни и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни.
- Развитие познавательного интереса к фольклорным и авторским высказываниям.
- Развитие чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
- Коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение фольклорных форм о здоровом образе жизни.
Гипотеза: через устное народное творчество участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни.
Методы проекта:
• теоретические – изучение информации;
• практические – анкетирование обучающихся.
Тип проекта: краткосрочный, информационный.
Срок проекта: март- апрель 2019 г.
Участники проекта: обучающиеся школы.
Этапы проекта:
I. этап – подготовительный – выбор темы, опрос обучающихся, обработка результатов, составление плана.
II. этап – основной - реализация проекта.
III. Этап – заключительный - подведение итогов, оформление презентации.
Методы и средства исследования: рассказ, беседа, опрос (индивидуальный, фронтальный), наблюдение, применение на практике, книги народного фольклора, картинки, справочники, видео (мультфильмы), презентации.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Провести опрос обучающихся.
2. Обработать результаты опросов, наметить план дальнейшей работы.
Основной этап:
1. Определить понятие «здоровый образ жизни».
2. Выяснить что такое народные игры, сказки.
3. Подобрать марийские народные сказки о ЗОЖ.
4. Собрать и использовать на уроках физической культуры марийские народные игры.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов.
2. Создание проекта.
Практическая часть проекта
Анкета
Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни, обучающиеся нашего класса и знают ли они сказки, где упоминаются различные виды спорта, народные игры, мы провели анкетирование на данную тему. Из всего класса участие приняли 60 человек.
- Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни?
- Иметь много денег.
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей.
- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работу
- Быть красивым и привлекательным.
- Жить в счастливой семье
- Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечиться у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение правил здорового образа жизни.
3. Какие ты знаешь марийские народные сказки, где упоминаются различные виды спорта?
4. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
- Да, конечно.
- Забочусь недостаточно.
- Мало забочусь.
- Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
- Не интересно.
- Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
В школе
От родителей
От друзей
Из книг и журналов
Из передач радио и телевидения
- Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью.
- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
- Спортивные секции.
8. Какие ты знаешь марийские народные игры.
Результаты исследования
После обработки анкет учащихся нами были сделаны выводы о том, что обучавшиеся нашей школы понимают, что быть здоровым это хорошо, но и осознают, что заботятся о здоровье недостаточно. существуют и моменты, с которыми необходимо знакомиться. Очень жаль, что наши ребята не знают марийских богатырей, которые славились своим здоровьем, и не играют в народные игры, предпочитая движению современные гаджеты.
Теоретическое обоснование:
Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Встает вопрос, как же сформировать у учащихся осознанное отношение к своему и здоровью и привычку быть здоровым? Мы предлагаем Вам использовать для этого, кроме личного примера еще и СКАЗКИ. Они понятны и близки нам, детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у учащихся формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур и товарищеских отношениях.
Знакомство с национальными подвижными играми помогает закладывать проверенные поколениями основы физической культуры и здорового образа жизни и обеспечивать психосберегающий эффект.
В подвижной игре развиваются взаимоотношения и взаимодействия, так и «шкала» самооценки: во-первых, «школу» построения взаимодействий: взаимодействие в паре, в команде; подчинение – соблюдение очередности; лидерство – организаторство; взаимодействие со старшими, сверстниками, с младшими и др., во-вторых, «шкалу» самооценки: я победитель, я участник, я главный, я партнер, я проигравший; я быстрый – медленный, я сильный – слабый, я ловкий, гибкий, верткий, прыгучий – неуклюжий и др.
Таким образом, общепризнано, что подвижная игра является тренажером физических качеств, сенсорных способностей, концентрации внимания. Кроме того, подвижная игра развивает у учеников:
• сообразительность, концентрацию внимания;
• координацию движений и зрительное восприятие;
• координацию в системе «рука – глаз», которая является основой любых ручных умений и письменной речи;
• координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;
• ориентировки в пространстве и пространственного воображения;
• представления об окружающем мире и о собственном теле, его возможностях;
• выразительности речи;
• пантомимических способностей;
• навыков общения, связной речи, культурного поведения.
Марийские народные сказки.
КОКША- ПАТЫР
Эпос: Марийский
Родом из лесного илема (племени).Были отец и мать
Портрет: за 12 суток стал богатырем.
Занятие: охотник. Стал вождем племени
Подвиги: спас народ от злого Вараша
Богатырская сила: лук – молодой дубок, стрела – 1,5 пуда, бег на лыжах.
Семья: нет своей семьи
Жил: не известно
Умер: не известно
ЮАНАЙ
Как всегда весной, у излучины реки собрались люди со всей округи, чтобы отпраздновать день сохи. Среди них был молодой охотник Юанай. Славился он своей смелостью и удачей. Один на один выходил на медведя и поднимал его на рогатину. Юанай никогда не портил стрелой шкурку убитой им белки — он бил зверька точно в глаз. Но не только этим был славен Юанай. Не было на ветлужских берегах парня красивее и статнее его. Если Юанай брал в руки волынку и начинал играть, смолкали в лесу птицы; если он клал на колени гусли и начинал перебирать струны, пускались в пляс даже древние старики…
НЕНЧИК- ПАТЫР
…Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою игру. - Поймай летящую стрелу зубами - тогда примем! - отвечают они.
Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.
- Теперь,-говорят ему хозяйские дети,- нырни в эту прорубь, отплыви на середину реки и разломай лед - тогда примем тебя в нашу игру!
Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой толстый лед и вышел наружу. - А теперь разбей каменную гору - тогда примем тебя в нашу игру! Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой - качнулась каменная гора, пнул в другой раз - посыпались с горы камни. Семь раз пнул - рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская сила…
Вывод: как мы видим в марийских народных сказках рассказывается о богатырях, которые жили в местности, в которой живем мы с вами: в лесах, на берегах рек и озер. С древних временя занимающихся традиционными занятиями: охота, рыболовство, собирательство. В климатических условиях которых живем и мы, и понимали, что зимой необходимо ездить на лыжах, для того, чтобы найти пропитание необходимо быть хорошими охотниками, а значит отлично стрелять из лука, бег тоже был на первом месте. Все эти занятия и воспитывали богатырей сильными, смелыми, быстрыми, ловким
Марийские народные игры.
Катание мяча (Мече дене модмаш)
Цель и задачи: Развивать зрительно – моторную координация, глазомер, концентрацию внимания, ловкость.
Атрибуты: свалянный из шерсти мяч
Ход игры:
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры:
- Мяч надо катить, а не бросать в ямку.
- Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
Биляша
Цель и задачи: Упражнять в умении действовать в команде в соответствии с игровой обстановкой; развивать ловкость, быстроту реакции.
Атрибуты:
Ход игры: Педагог на площадке чертит две линии на расстоянии 3 - 4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Правила игры.
- Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя.
- Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.
- Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.
«Возьми платок» (музыкально-хороводная).
Дети идут в хороводе и поют:
Икыт, кокыт, кандаш, лу
Шовычетым мылам пу.
Ведущий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается, вытягивает руку с платком и говорит: Кём йоратем Тудлан пёлеклем. Дети, между которыми остановился водящий, бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первым успеет схватить платок, тот водит.
«Береги ноги « («Йолетым шеклане»)
На границах площадки с противоположных сторон (ширина 3-4 м, длина 8-10м) двое водящих с длинной верёвкой. Остальные играющие – на площадке. Водящие ходят, держа верёвку примерно на высоте 15-20 см от пола. Игроки бегают, перепрыгивая через верёвку. Правила: перепрыгивая, не задевать верёвку; тот, кто задел, на время выходит из игры.
«В колечко» («Шергашым шиктел»)
7-9 игроков встают в круг, руки сложены в ладони за спиной. Первый игрок прячет колечко в руках одного из игроков из круга. Второй игрок за три попытки должен найти колечко; если не найдет – должен спеть или сплясать. Затем игроки меняются местами, или можно ведущим назначить
другого игрока.
«Обернись» («Уштым кырын»)
На скамейку спиной друг к другу на некотором расстоянии садятся
мальчик и девочка. Ведущий 2 слегка ударяет по-очереди игроков по спине жгутом (платком), затем ударяет по скамейке между игроками. Сидящие дети должны обернуться друг к другу. Если обернуться в одну сторону, то они должны спеть или сплясать.
Вывод: через знакомство с марийскими народными играми показать, что игр много, они достаточно разнообразны и их можно использовать, как на уроках ИКН и физической культуры, так и на улице при встрече и совместных прогулка. Мы выбрали игры, которые не требуют финансовых затрат, в них можно использовать подручный материал.
Заключение
Таким образом, можно сделать заключение о том, что все навыки марийских богатыре: бег, стрельба из лука, езда на лыжах, стремление быть сильными, крепкими, здоровыми, чтобы стать хорошими защитниками родины, добытчиками для семьи это то, что и доступно нам, людям, которые живут здесь, на марийской земле. Марийские народные игры при введении их в практику школы могут стать важным фактором формирования умственных способностей и помогают развивать физические качества школьников, а значит основы здорового образа жизни. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми мом ьентами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценный игровой фольклор.
Марийские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение -доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Список литературы
- Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми школьного возраста: пособие для родителей и воспитателей.2009г.
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в учреждениях образования: методическое пособие. 2006г.
- Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке» .
М.:ТЦ Сфера, 2011.
- Волошина Л.Н. «Игровые технологии в системе физического воспитания школьников» - Волгоград: Учитель.
- «Использование традиций марийского народа в нравственно-патриотическом воспитании школьников»: Методические рекомендации/Г. А. Канашина, О. Ю. Долгушева; под ред. Л. А. Никитиной.-Йошкар-Ола, 2006.-36 с.
- Г. В. Васеева, использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»
Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...
Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)
Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельн...
Приобщение обучающихся к народным играм
Материал для работы учителя на уроках и во внеурочное время...
Приобщение обучающихся к культурному наследию. Виртуальное путешествие во времени и пространстве.
Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию ...
«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...
Методические рекомендации приобщения обучающихся к трудовой деятельности
Статья на межрегиональный конкурс методических разработок....