Проект по приобщению обучающихся к ЗОЖ
проект по зож

Камаева Ирина Геннадьевна

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и привила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Одним из таких средств воспитания является народный фольклор: народные игры, сказки. Ведь именно из сказок мы узнаем, что наши предки были сильными, выносливыми. Ходили на лыжах, бегали, стреляли из лука. А народные игры воспитывали в детях такие черты характера, как игра в команде, личные соревнования, ловкость, быстроту, смелость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport_i_folklor.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа

Формирование основ здорового образа жизни с использованием фольклорного материала: марийские подвижные игры, сказки.


Выполнили: Сергеев Андрей, Смирнов Даниил,

                                                                      Даминов Рамир, Цветков Даниил

                                                    обучающиеся 7 класса

                                             Руководитель: Камаева И.Г., учитель начальных  классов, ИКН, МХК, ОРКСЭ

Солнечный-2019

Актуальность

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. 

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информирование учащихся поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

 Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и привила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Одним из таких средств воспитания является народный фольклор: народные игры, сказки. Ведь именно из сказок мы узнаем, что наши предки были сильными, выносливыми. Ходили на лыжах, бегали, стреляли из лука. А народные игры воспитывали в детях такие черты характера, как игра в команде, личные соревнования, ловкость, быстроту, смелость

Объект проекта: здоровье человека.

Предмет проекта: образ жизни человека.

Цель проекта:

Приобщение к здоровому образу жизни школьника через марийские фольклор: игры, сказки

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей понятие здоровье, систематизировать свои знания о ЗОЖ.
  2. Формировать представления о составляющих здорового образа жизни и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни.
  3. Развитие познавательного интереса к фольклорным и авторским высказываниям.
  4. Развитие чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
  5. Коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение фольклорных форм о здоровом образе жизни.

 Гипотеза: через устное народное творчество участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни.

Методы проекта:

•      теоретические – изучение информации;

•      практические – анкетирование обучающихся.

Тип проекта: краткосрочный, информационный.

Срок проекта: март- апрель 2019 г.

Участники проекта: обучающиеся школы.

Этапы проекта:

I. этап – подготовительный – выбор темы, опрос обучающихся, обработка результатов, составление плана.

II. этап – основной - реализация проекта.

III. Этап – заключительный - подведение итогов, оформление презентации.

Методы и средства исследования: рассказ, беседа, опрос (индивидуальный, фронтальный), наблюдение, применение на практике, книги народного фольклора, картинки, справочники, видео (мультфильмы), презентации.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Провести опрос обучающихся.

2. Обработать результаты опросов, наметить план дальнейшей работы.

Основной этап:

1. Определить понятие «здоровый образ жизни».

2. Выяснить что такое народные игры, сказки.

3. Подобрать марийские народные сказки о ЗОЖ.

4. Собрать и использовать на уроках физической культуры марийские народные игры. 

Заключительный этап:

1. Подведение итогов.

2. Создание проекта.

Практическая часть проекта

Анкета

Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни, обучающиеся нашего класса и знают ли они сказки, где упоминаются различные виды спорта, народные игры, мы провели анкетирование на данную тему. Из всего класса участие приняли 60 человек.

  1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни?

- Иметь много денег.

- Быть здоровым

- Иметь хороших друзей.

- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)

- Много знать и уметь

- Иметь работу

- Быть красивым и привлекательным.

- Жить в счастливой семье

  1. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? 

- Регулярные занятия спортом.

- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

- Хорошие природные условия.

- Возможность лечиться у хорошего врача.

- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.

- Отказ от вредных привычек.

- Выполнение правил здорового образа жизни.

3. Какие ты знаешь марийские народные сказки, где упоминаются различные виды спорта?

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

- Да, конечно.

- Забочусь недостаточно.

- Мало забочусь.

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

- Да, очень интересно и полезно.

- Интересно, но не всегда.

- Не очень интересно.

- Не интересно.

  1. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

В школе

От родителей

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

  1. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

- Уроки, обучающие здоровью.

- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

- Спортивные соревнования.

- Викторины, конкурсы.

- Праздники, вечера на тему здоровья.

- Дни здоровья.

- Спортивные секции.

8. Какие ты знаешь марийские народные игры.

Результаты исследования

После обработки анкет учащихся нами были сделаны выводы о том, что обучавшиеся нашей школы понимают, что быть здоровым это хорошо, но и осознают, что заботятся о здоровье недостаточно. существуют и моменты, с которыми необходимо знакомиться. Очень жаль, что наши ребята не знают марийских богатырей, которые славились своим здоровьем, и не играют в народные игры, предпочитая движению современные гаджеты.

 Теоретическое обоснование:

Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% от его образа жизни.  Встает вопрос, как же сформировать у учащихся осознанное отношение к своему и здоровью и привычку быть здоровым? Мы предлагаем Вам использовать для этого, кроме личного примера еще и СКАЗКИ. Они понятны и близки нам, детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у учащихся формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости  гигиенических процедур и товарищеских отношениях.

Знакомство с национальными подвижными играми помогает закладывать проверенные поколениями основы физической культуры и здорового образа жизни и обеспечивать психосберегающий эффект.

В подвижной игре развиваются взаимоотношения и взаимодействия, так и «шкала» самооценки: во-первых, «школу» построения взаимодействий: взаимодействие в паре, в команде; подчинение – соблюдение очередности; лидерство – организаторство; взаимодействие со старшими, сверстниками, с младшими и др., во-вторых, «шкалу» самооценки: я победитель, я участник, я главный, я партнер, я проигравший; я быстрый – медленный, я сильный – слабый, я ловкий, гибкий, верткий, прыгучий – неуклюжий и др.

Таким образом, общепризнано, что подвижная игра является тренажером физических качеств, сенсорных способностей, концентрации внимания. Кроме того, подвижная игра развивает у учеников:

• сообразительность, концентрацию внимания;

• координацию движений и зрительное восприятие;

• координацию в системе «рука – глаз», которая является основой любых ручных умений и письменной речи;

• координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;

• ориентировки в пространстве и пространственного воображения;

• представления об окружающем мире и о собственном теле, его возможностях;

• выразительности речи;

• пантомимических способностей;

• навыков общения, связной речи, культурного поведения.

Марийские народные сказки.

КОКША- ПАТЫР

Эпос: Марийский

Родом из лесного илема (племени).Были отец и мать

Портрет: за 12 суток стал богатырем.

Занятие: охотник. Стал вождем племени

Подвиги: спас народ от злого Вараша

Богатырская сила: лук – молодой дубок, стрела – 1,5 пуда, бег на лыжах.

Семья: нет своей семьи

Жил: не известно

Умер: не известно

ЮАНАЙ

Как всегда весной, у излучины реки собрались люди со всей округи, чтобы отпраздновать день сохи. Среди них был молодой охотник Юанай. Славился он своей смелостью и удачей. Один на один выходил на медведя и поднимал его на рогатину. Юанай никогда не портил стрелой шкурку убитой им белки — он бил зверька точно в глаз. Но не только этим был славен Юанай. Не было на ветлужских берегах парня красивее и статнее его. Если Юанай брал в руки волынку и начинал играть, смолкали в лесу птицы; если он клал на колени гусли и начинал перебирать струны, пускались в пляс даже древние старики…

 НЕНЧИК- ПАТЫР

…Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою игру. - Поймай летящую стрелу зубами - тогда примем! - отвечают они.
Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.
- Теперь,-говорят ему хозяйские дети,- нырни в эту прорубь, отплыви на середину реки и разломай лед - тогда примем тебя в нашу игру!
Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой толстый лед и вышел наружу. - А теперь разбей каменную гору - тогда примем тебя в нашу игру! Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой - качнулась каменная гора, пнул в другой раз - посыпались с горы камни. Семь раз пнул - рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская сила…

Вывод: как мы видим в марийских народных сказках рассказывается о богатырях, которые жили в местности, в которой живем мы с вами: в лесах, на берегах рек и озер. С древних временя занимающихся традиционными занятиями: охота, рыболовство, собирательство. В климатических условиях которых живем и мы, и понимали, что зимой необходимо ездить на лыжах, для того, чтобы найти пропитание необходимо быть хорошими охотниками, а значит отлично стрелять из лука, бег тоже был на первом месте. Все эти занятия и воспитывали богатырей сильными, смелыми, быстрыми, ловким

Марийские народные игры.

Катание мяча (Мече дене модмаш)

Цель и задачи: Развивать зрительно – моторную координация, глазомер, концентрацию внимания, ловкость.

Атрибуты: свалянный из шерсти мяч

Ход игры:

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила игры:

  1. Мяч надо катить, а не бросать в ямку.
  2. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Биляша

Цель и задачи: Упражнять в умении действовать в команде в соответствии с игровой обстановкой; развивать ловкость, быстроту реакции.

Атрибуты:

Ход игры: Педагог на площадке чертит две линии на расстоянии 3 - 4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Правила игры. 

  1. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя.
  2. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.
  3. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

 «Возьми платок» (музыкально-хороводная).

Дети идут в хороводе и поют:

Икыт, кокыт, кандаш, лу                   

Шовычетым мылам пу.

Ведущий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается, вытягивает руку с платком и говорит: Кём  йоратем Тудлан пёлеклем. Дети, между которыми остановился водящий, бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первым успеет схватить платок, тот водит.

«Береги ноги « («Йолетым  шеклане»)

На границах площадки с противоположных сторон (ширина 3-4 м,  длина 8-10м) двое водящих с длинной верёвкой. Остальные играющие – на площадке. Водящие ходят, держа верёвку примерно на высоте 15-20 см от пола. Игроки бегают, перепрыгивая через верёвку. Правила: перепрыгивая, не задевать верёвку; тот, кто задел, на время выходит из игры.

 «В колечко» («Шергашым шиктел»)

7-9 игроков встают в круг, руки сложены в ладони за спиной. Первый игрок прячет колечко в руках одного из игроков из круга. Второй игрок за три попытки должен найти колечко; если не найдет – должен спеть или сплясать. Затем игроки меняются местами, или можно ведущим назначить

другого игрока.

     «Обернись» («Уштым кырын»)

На скамейку спиной друг к другу на некотором расстоянии садятся

мальчик и девочка. Ведущий 2 слегка ударяет по-очереди игроков по спине жгутом (платком), затем ударяет по скамейке между игроками. Сидящие дети должны обернуться друг к другу. Если обернуться в одну сторону, то они должны спеть или сплясать.

Вывод: через знакомство с марийскими народными играми показать, что игр много, они достаточно разнообразны и их можно использовать, как на уроках ИКН и физической культуры, так и на улице при встрече и совместных прогулка. Мы выбрали игры, которые не требуют финансовых затрат, в них можно использовать подручный материал.

 Заключение

Таким образом, можно сделать заключение о том, что все навыки марийских богатыре: бег, стрельба из лука, езда на лыжах, стремление быть сильными, крепкими, здоровыми, чтобы стать хорошими защитниками родины, добытчиками для семьи это то, что и доступно нам, людям, которые живут здесь, на марийской земле. Марийские народные игры при введении их в практику школы могут стать важным фактором формирования умственных способностей и помогают развивать физические качества школьников, а значит основы здорового образа жизни. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми мом ьентами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценный игровой фольклор.

Марийские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение -доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Список литературы

  1. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми школьного возраста: пособие для родителей и воспитателей.2009г.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в  учреждениях образования: методическое пособие. 2006г.
  3. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке» .

М.:ТЦ Сфера, 2011.

  1. Волошина Л.Н. «Игровые технологии в системе физического воспитания школьников» - Волгоград: Учитель.
  2. «Использование традиций марийского народа в нравственно-патриотическом воспитании школьников»: Методические рекомендации/Г. А. Канашина, О. Ю. Долгушева; под ред. Л. А. Никитиной.-Йошкар-Ола, 2006.-36 с.
  1. Г. В. Васеева, использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)

Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельн...

Приобщение обучающихся к народным играм

Материал для работы учителя на уроках и во внеурочное время...

Приобщение обучающихся к культурному наследию. Виртуальное путешествие во времени и пространстве.

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию ...

«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...

Методические рекомендации приобщения обучающихся к трудовой деятельности

Статья на межрегиональный конкурс методических разработок....