Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «ВЗГЛЯД НА ГЛАЗ»
план-конспект занятия по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «ВЗГЛЯД НА ГЛАЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie_otkr.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
для детей младшего школьного возраста
«ВЗГЛЯД НА ГЛАЗ»
Цель. Формирование представлений о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека.
Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
1.Закрепить знания детей о внешнем строении глаза.
2. Познакомить детей с внутренним строением глаза.
(дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки)
3. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
4. Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер).
5. Дать знание о различных особенностях животных (орел, сова, заяц, лягушка, крот), показать детям особенности глаз животных, их механизмов приспособления к окружающему миру (различной среде обитания).
6. Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз.
7.Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей
Предварительная работа:
-Беседа «Береги глаза»;
-Рассматривание плаката «Строение глаза»;
-Чтение художественной литературы: «Сказка про Ксюшу»
-Рассматривание иллюстраций животных и их среды обитания;
-Разучивание гимнастики для глаз;
-Презентация «Зрение и забота о нем»
Демонстрационный материал: плакат «Строение глаза», повязки на глаза; ,карандаши, мешок с предметами: ложка, авторучка, катушка, конфета, пробка от бутылки, ластик, теннисный мячик; перчатки, картинки «Памятник слепому человеку», «Слепая девочка читает», «Шрифт Брайля», салатницы, ложки, морковь со сметаной и сахаром.
Ход:
Педагог: - Отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.
-Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.
- Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)
-Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)
-У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)
-Все ли глаза одинаково видят?
Оказывается, все животные видят по-разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков.
Плохо видят и рыбы. Глаза у них расположены по бокам головы и видят они две разные картинки. К тому же видят рыбы всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока .
Вспомните песню «Оранжевое небо, оранжевое море!». Все в оранжевом цвете видят ящерицы.
А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Но он все очень хорошо чувствует на запах и на слух
-Самые зоркие существа кто? ( птицы) Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.
А сколько мы ещё до сих пор не знаем?
А улитки видят?
А почему у кошки в темноте глаза «горят»?
На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами , поэтому глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир и недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Глаз-это очень сложный и нежный орган давайте с вами вспомним, как же устроен наш глаз?
Глаза расположены в специальных углублениях - глазном мешке, а по форме похож на шар, называется глазное яблоко. Олеся Ж.
1.Глаз-волшебный теремок, Варя Л.
Круглый маленький домок.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
2.Впереди кружочек тонкий—Сережа К.
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
(Это прозрачная оболочка и мы видим сквозь нее как через стекло)
3.Глаз бывает синий, серый, Артем А.
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз—домок.
4.В центре радужки - зрачок, Юля С.
Чёрный маленький кружок.
Коль светло, зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.
(Зрачок регулирует количество света и меняется в зависимости от него)
5.А за радужкой лежит Дима К.
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой -
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
(С помощью хрусталика мы видим вблизи и вдали;
с помощью сетчатки различаем цвета)
Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет.
Какие части глаза выполняют защитную функцию?
Брови – отводят пот со лба.
Ресницы- защищают от пыли
Веки – защищают от света и пыли.
Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.
А если соринка в глаз попала? Что делать?
Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу.
Ребята, как вы думаете, что помогает нашим глазам быть здоровыми?
(гимнастика для глаз, правильное питание, уход)
Давайте вспомним упражнения для тренировки глаз.
1.Упражнение «Вращение»
2.Упражнение «Пальчик»
3.Упражнение «Во все стороны»
4.Упражнение «Кто там?» (Зажмуриться и широко открыть глаза)
5.Упражнение «Моргание»
6.Упражнение «Сон»
7.Упражнение «Метка на стекле»
Педагог: - Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.
Игра "Хорошо-плохо"
Педагог: - Я вам буду называть различные ситуации, и если вы считаете, что действие правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты:
Я тру глаза грязными руками.
Я читаю при хорошем освещении.
Я вытираю лицо чистым платком.
Я читаю в транспорте.
Я оберегаю глаза от ударов.
Я смотрю телевизор, сидя близко к экрану.
Я читаю, лежа в постели.
Делаю гимнастику для глаз.
Часто бываю на свежем воздухе.
Употребляю в пищу полезные продукты.
Я часто смотрю на яркий свет.
Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.
Я сижу за компьютером целый день.
Каждый год проверяю своё зрение у врача
-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)
С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.
А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!
А кто помнит какой врач лечит зрение? (окулист)
- На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (ответы детей)
Нам с вами, ребята, очень повезло в жизни - мы можем видеть. Представьте на минутку, что чувствует человек, потерявший зрение. Закройте глаза. И вас в тот же миг обступила темнота. Попробуйте, не открывая глаз, дотронуться до соседа по парте, поздороваться с ним за руку. Взять карандаш, который лежит у вас на парте, и написать тему нашего сегодняшнего занятия. Можете вы это сделать? Представьте, что вам нужно как-то выйти из школы, идти домой, переходить улицу? А как? Откройте глаза. Какие чувства вы испытывали? (Ответы детей: беспомощности, безнадежности).
Игра-эксперимент
Вызывается 4 детей, им завязывают глаза.
- Пусть (имя ребенка) наденет с завязанными глазами перчатки; -Артем
- А (имя ребенка) нарисует лицо человека ;-Сережа
-Угадает на ощупь ,что в мешке?-Варя
В мешок из ткани складывается несколько небольших предметов: карандаш, ложка, ножницы, авторучка, катушка ниток, конфета в обвертке, пробка от бутылки, теннисный шарик, ластик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Педагог: - Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев .
(показывает картинку).
Они читают с помощью выпуклых точек на странице книги. Такой способ печатания называется шрифтом Брайля- (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначен для письма и чтения незрячих и плохо видящих людей. Разработан в 1824г. французом Луи Брайлем).
- А вот на этой картинке памятник «Слепая девочка читает»
(показывает картинку)
Был такой общественный деятель Константин Карлович Грот, который открыл школу для слепых детей в 1897г в Санкт-Петербурге, а в октябре 1906г поставили памятник ему и слепой девочке Елене Супсе, ученице школы-интерната.
Педагог: Как вы думаете, зачем поставили такой памятник? (предположения детей)
- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь.
В России на сегодняшний день по официальным данным насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей и мы должны с добротой и милосердием относиться к таким людям
А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: - Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Я думаю, вы всегда придете на помощь слепому человеку.
- Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?
-Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов.
Продукты полезные для глаз:
-Морковь богата большим количеством витаминов, и в первую очередь необходимым для глаз витамином А. Благодаря наличию в своем составе бета-каротина морковка помогает поддерживать остроту зрения. Если хотите усилить воздействие, сделайте салат из моркови со сметаной.
- Черника, благодаря витаминам В1 и С, а также пигменту лютеину, помогает поддержать остроту зрения и уменьшить усталость глаз.
-Черный шоколад. Этот продукт защищает кровеносные сосуды глаз благодаря содержащимся в нем флавоноидам, укрепляющим роговую оболочку.
-Творог содержит витамин В2, или рибофлафин, стимулирует и поддерживает обмен веществ в роговице и хрусталике
-Тыква. Помимо того, что в состав тыквы входят лютеин и зеаксантин, она богата витаминами С, А, В1, В2 и цинком.
-Рыба и рыбий жир. Это источники жирных кислот омега-3, необходимых для хорошего зрения. Наиболее богат ими лосось, но не менее полезными оказываются и сардины, и селдь, и скумбрия.
-Лук и чеснок. Добавляя эти продукты в различные блюда, вы поможете своему зрению сохранить или восстановить четкость.
-Фрукты (Особенно полезны для глаз фрукты зеленого и оранжевого цветов:
Киви, виноград, апельсины, персики)
Какие витамины находятся в этих продуктах, которые полезны для глаз? (витамин А)
- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!". Поэтому, берегите и охраняйте глаза.
«Береги свои глаза»
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не склоняйся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Педагог угощает детей салатом из моркови со сметаной - витамином для глаз.
Есть очень много распространенных крылатых выражений ,связанных с глазами:
Глаза слипаются | Наедине |
Куда глаза глядят | Сильно удивляться, поражаться увиденному |
С глазу на глаз | В неизвестном направлении, куда захочется |
Не верь глазам своим | Хочется спать |
Хоть глаз выколи | Быстро, не успел отреагировать |
Не сомкнул глаз | Охранять очень заботливо |
Не успел глазом моргнуть | Очень темно |
Беречь как зеницу ока | Не засыпал |
Рефлексивный этап
Что вы узнали нового?
Что вам понравилось на занятии?
Какая информация вам пригодится в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста Сказка – пьеса. « От невежества – беда»
Данная разработка предназначена для детей начальной школя, с целью экологического воспитания....
План-конспект занятия для детей младшего школьного возраста "Запомни фигуры!"
В ходе занятия предусмотрена смена различных видов деятельности, занимательные игры и упражнения, интересные задания, которые будут способствовать не только развитию...
Цикл занятий для детей младшего школьного возраста " Я и все-все-все"
Цикл занятий разработан с целью формирования навыков конструктивного общения в межличностном взаимодействии. Состоит из пяти занятий, которые рассчитаны на группу из 8-10 человек с целью э...
Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"...
Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).
Открытое мероприятие. Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....
"Наши волшебные помощники" внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста
Знакомство детей с прародителями знакомых бытовых электроинструментов в игровой форме с применением презентации....
Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»
Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»...