Здоровьесберегающие технологии на занятиях по шитью
картотека по зож (4 класс)

Людмила Владимировна Соловьева

Комплекс упражнений разработан специально для применения на занятиях по шитью для активного формирования двигательных и профессиональных навыков; для развития абстрактного и образного мышления, коррекции мелкой моторики рук. Гимнастика для глаз поможет сохранить зрение на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ШИТЬЮ

(пальчиковая гимнастика и подборка гимнастик для глаз)

Автор-составитель

Соловьева Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ВИДЫ ШВОВ»

Комплекс упражнений разработан специально для применения на занятиях по шитью для активного формирования двигательных и профессиональных навыков; для развития абстрактного и образного мышления, коррекции мелкой моторики рук.

Такой подбор упражнений не только даёт возможность быстрее и качественнее осваивать профессиональные двигательные действия, но и разнообразит занятия, повышает к ним интерес. Одним из важных условий является громкое проговаривание двигательных действий. Это помогает лучше понять и запомнить конструкцию ручных и машинных швов.

Степень развития ловкости пальцев можно определить по качеству завязывания узелка на нитке и вдеванию нитки в иголку. Пальчиковую гимнастику «Виды швов» проводим как один из элементов физкультминутки на каждом занятии по ДОП «Шью сама», при закреплении или повторении тем, связанных с технологией выполнения швов.

Элементы данной гимнастики можно проводить в качестве дидактической игры. Очень важно, что предлагаемая пальчиковая гимнастика развивает различные виды памяти: – эмоциональную — если учащиеся заинтересованы обучением; – образную — при восприятии наглядного образца движений педагога и при выполнении упражнений; – словесно-логическую — при осмыслении поставленной задачи и запоминании последовательности выполнения элементов упражнения; – двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; – произвольную — без неё сознательное самостоятельное выполнение упражнений невозможно.

Содержание обучения пальчиковой гимнастики составляют разнообразные положения кистей и пальцев рук с применением элементов самомассажа, растяжки, пластики, подобранные в соответствии с изучаемым программным материалом, а именно, с видами ручных и машинных швов. Если шов можно сымитировать одной рукой, то этот шов — краевой, если двумя — то соединительный. Обучаясь данной гимнастике, учащиеся приобретают знания, необходимые для их сознательной деятельности. Усваивают (теоретически) различные виды и способы обработки швов; развивают абстрактное мышление (соотношение графического изображения с конструкцией выполнения с пантомимой пальцами рук); приобретают опыт реализации полученных знаний на практике, в том числе развивается умение самостоятельно мыслить, что способствует реализации потенциальных природных способностей ребёнка. Предлагаемая гимнастика не требует от девочек значительных физических и психических усилий, но необходимо сконцентрировать внимание, конкретно представить имитирующий шов, активно мыслить. Основной смысл — это воспроизведение пальцами конструкции выполнения стежка или шва. При выполнении предлагается «выполнить» пальцами конструкцию шва с использованием при этом элементов самомассажа: поглаживание, разминание, растирание, движения с сопротивлением (запошивочный шов — «разрываем замок», сдавливание) со сменой ведущей руки. Количество выполнений каждого элемента устанавливается педагогом в зависимости от преследуемой цели на конкретном занятии.

Упражнения выполняются 3 –5 раз с последующим расслаблением кистей рук. В младших классах выполняем пальчиковую гимнастику по словесной инструкции педагога с уточнением элементов упражнения, а в старших классах — по графическому изображению швов или по названию швов. Обязательное условие при выполнении — прилагать мышечное усилие, до упора отводить пальцы кисти руки (по необходимости); увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений; менять ведущую руку с целью симметричного развития мышц пальцев рук.

Ручные стежки (смёточный, стебельчатый, назад иголку) Содержание упражнения. Ладони перед грудью в вертикальном положении, параллельны друг другу, поочерёдно соединяем подушечки пальцев с максимальным нажимом. «Номера» пальцев соответствуют очерёдности прокола иглы выполняемого стежка: смёточный — 5, 4, 3, 2,1; стебельчатый — 1, 3, 2, 4, 3, 5; назад иголку: 5, 3, 4, 2, 3, 1. 

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.001.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.002.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.003.jpg

Шов вподгибку с открытым срезом Проговаривание технологии выполнения шва. Подогнуть срез на изнаночную сторону на 3–10 мм и застрочить на расстоянии 1–2 мм от подогнутого среза. Содержание упражнения. Выполняется отдельно каждой рукой или синхронно двумя. Руки держим в горизонтальном положении и загибаем только первые фаланги пальцев до упора.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.004.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.005.jpg

Шов вподгибку с закрытым срезом Проговаривание технологии выполнения шва. Подогнуть срез ткани на изнаночную сторону на 5–7 мм, заметать или заутюжить, подогнуть второй раз на 4–40 мм, проложить машинную строчку на 1–2 мм от края первого подгиба. Содержание упражнения. Загибаем первые фаланги пальцев, а затем стараемся сделать второй подгиб — сжимаем с усилием кулачки, затем разжимаем.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.006.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.007.jpg

Стачной шов взаутюжку Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов заложить на одну сторону и заутюжить.
Содержание упражнения. Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, пальцами правой руки нажимаем на пальцы левой руки до упора — «заутюживаем», затем пальцами левой руки нажимаем на пальцы правой руки.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.008.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.009.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.010.jpg

Стачной шов вразутюжку Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов разложить и разутюжить. Содержание упражнения. Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, разводим пальцы до упора с мышечным усилием.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.011.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.012.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.013.jpg

Расстрочной шов Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов разложить и закрепить параллельными строчками. Содержание упражнения: аналогично стачному шву вразутюжку. Накладной шов соткрытыми срезами Проговаривание технологии выполнения шва. Наложить настрачиваемую деталь на нижнюю без подгиба среза, обе детали лицевыми сторонами вверх. Проложить строчку настрачивания по намеченной линии. Ширина шва от 1 до 3 мм. Содержание упражнения. Левую руку держим горизонтально. Накрываем ладонью с выпрямленными пальцами так, чтобы подушечки пальцев правой руки касались суставов, «накладываем» и выполняем самомассаж суставов; затем меняем руки.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.014.jpg

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.015.jpg

Двойной шов Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали изнаночной стороной внутрь. Стачать. Ширина шва 3–5 мм. Вывернуть, выправить шов. Выполнить вторую строчку. Ширина шва 5–7 мм. Содержание упражнения. Соединяем тыльные стороны ладоней. Не разъединяя пальцев рук, «перекатываем» и соединяем основания ладоней и большие пальцы. В момент «перекатывания» выполняем массажные колебательные движения соответствующих суставов рук.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.016.jpghttps://moluch.ru/th/blmcbn/1335/1335.017.jpg

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Занимаясь шитьем стоит помнить, что глазам обязательно нужен отдых. Для учащихся необходимо один раз за 45 минут давать отдых своим глазам. Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Гимнастика займёт совсем немного времени, но будет очень полезной для сохранения зрения.

В кабинете шитья собрана картотека различных вариантов гимнастики для глаз. Также у каждой швейной машины есть шпаргалка с картинками для самостоятельного выполнения гимнастики учащимися.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения

Задачи:

  • предупреждение утомления,
  • укрепление глазных мышц
  • снятие напряжения.
  • общее оздоровление зрительного аппарата.

Условия: Для проведения не требует специальных условий.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием  проведения – наглядный показ действий педагогом.  

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на  те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

  • с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см).  По просьбе педагога учащиеся встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
  • без атрибутов (не используются предметы и плакаты);
  • с использованием специальных полей (на плакате изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке).  По просьбе педагога учащиеся начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.  При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.  Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);


Гимнастика для глаз № 1

  1. Закройте глаза и посидите так 10-20 секунд;
  2. Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза;
  3. Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии;
  4. Быстро поморгайте в течение 10 секунд. Упражнение способствует улучшению кровообращения;
  5. Вытяните вперед руку, следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая;
  6. Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 минуты, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение;
  7. Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости;
  8. Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза;
  9. Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и, наконец, перед собой. Повторите 3 раза;
  10. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 10 секунд. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от вас, и задержите взгляд на 10 секунд;
  11. Закройте глаза и посидите так 10-20 секунд.

Гимнастика для глаз №2 (шпаргалка)

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками по вертикальной линии: вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: против часовой стрелки и в обратном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в ускоренном темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести вверх. Также в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу: к переносице ставим палец и смотрим на него — глаза легко «соединяются».
  7. Частое моргание.
  8. Работа глаз «на расстояние». Подходим к окну и внимательно смотрим на близкую и хорошо видимую деталь. Например, царапину на стекле или ветку дерева, растущего перед окном. Затем направляем взгляд вдаль и стараемся увидеть максимально дальние предметы.

C:\Users\Учитель\Desktop\людмила Владимировна\гимнастика для глаз 3.png

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Интереснее всего для дошкольников и младших школьников проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

I Комплекс

  • Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
  • Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

  • На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

"Рисование носом"

Учащимся нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. 

V Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка».  Каждое движение выполняется 4-6 раз.

VI Комплекс

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

Поморгать

VII Комплекс

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют

Продолжают стоять с закрытыми глазами

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим

Открывают глаза, взглядом рисуют мост

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем!

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки

вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс 

"Лучик солнца"

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Литература и источники

  1. Ковалько В.И.  Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007
  2. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М., 2010
  3. https://tc-sfera.ru/posts/gimnastika-dlya-glaz-kak-zdorovesberegayushchaya-tehnologiya
  4. Как рукодельнице сохранить зрение: полезные советы, рекомендации и зрительная гимнастика https://blog.mirkrestikom.ru/kak-rukodelnice-sokhranit-zrenie-poleznye-sovety-rekomendacii-i-zritelnaja-gimnastika/
  5. Гимнастика для глаз школьника https://shkolaveka.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz/?fetchMode=Y:1
  6. Проведение физкультминуток на уроках http://xaritonowa.21413s06.edusite.ru/p29aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Аспекты здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии.

Аспекты здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в начальной школе.

Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении з...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»

Методическая разработка содержит  материалы по использованию здоровьесберегательных  приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения "Лира"

Это небольшая статья по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях. В ней также содержатся советы родителям....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в ГПД (из опыта работы).

Статья о здоровьесберегающих технологиях на занятиях в ГПД....