Здоровьесберегающие технологии на занятиях в начальной школе.
статья по зож на тему

Уляшева Екатерина Ионовна

Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через нее проходят все.

Представленный материал может быть использован в педагогической практике учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Помоздинская СОШ им.В.Т.Чисталева.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в начальной школе.

Учитель начальных классов

МОУ Помоздинская СОШ

Уляшева Екатерина Ионовна

               Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». 

 В.А. Сухомлинский.

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

        Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Работа по формированию здорового образа жизни может реализоваться через:  проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятий; уроках внеклассной работы; работа с родителями.

        Работа по формированию здорового образа жизни дает хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению  к собственному здоровью, приносят детям чувство  удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих становятся более  требовательными заботливыми друг другу.

        Каждый современный педагог на каждом занятии пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии.

        Задачи, которые стоят перед современным воспитателем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

-способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного и нравственного здоровья;

- воспитывать здоровые привычки;

-пропагандировать здоровый образ жизни;

        Как же решаются поставленные задачи воспитателем на занятиях? Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Как известно, под активным двигательным режимом понимается регламентированная по интенсивности физическая нагрузка, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность человека в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей. Доказано, что двигательная активность оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на растущий организм. Напротив, ее ограничение ведет не только к задержке развития организма, ухудшает здоровье ребенка, но и затрудняет освоение необходимых двигательных навыков.        

           Потребность в двигательной активности учащихся на занятиях может реализовываться и посредством проведения физкультминуток.

Требования к проведению физминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, содержания. Упражнения д.б. разнообразны, т.к. однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых мышц.

Обычно физминутки проводятся под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее :

  • Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  • Преимущество отдается стихам с четким ритмом;
  • Текст произносится учителем или же детьми.

Виды физминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для слуха;
  • упражнения на осанку;
  • дыхательная гимнастика

Рекомендации по выбору вида физминуток в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке:

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.  Нагрузка на глаза у ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо  расширить зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз.  

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока используют гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Физминутки на уроках чтения:

И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – назад; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади. 1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти назад, левую ногу назад на носок; 2^4 – держать; 5–6 – и.п.; то же правой ногой; 6 раз, темп средний.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. 1 – поднять ноги, согнутые в коленях; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп средний.

продолжительность которых, согласно гигиеническим нормам, в 1–8 классах должна составлять не менее 5 минут.

Физкультминутка на занятиях развития речи:

Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на занятиях опорных зрительно-двигательных траекторий,предложенных профессором В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде воспитателя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз .Для снятия зрительного утомления в арсенале  должно находиться множество специальных упражнений и игр. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз,предложенная профессором Э.С. Аветисовым.

Физминутка для глаз:

• крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз);

• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза);

•закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;

• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

При возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений, когда выдох значительно превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей схеме:

http://www.bestreferat.ru/images/paper/80/66/7556680.jpeg

Рис.2.

где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.

При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений.

Упражнение 1:

• вдох (спокойный, полный, глубокий);

• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.

Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Воспитатель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой состоит из следующих элементов:

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Представляют интерес так называемые «оживлялки».Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика. Школьники с удовольствием откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного героя.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика.

Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.

Важной задачей воспитателя является поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на занятиях двигательной активности учащихся.

В своей работе я внедряю и здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в классе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов в лес.

На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними.

Литература:

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006,- 320с.
  • Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- С.: СИПКРО, 2004.- 138с.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4классы.М.: ВАКО, 2004, 296с.
  • Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.Менчинская.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 112с.- (Педагогическая мастерская).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

« Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в начальной школе.»

        В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.Изменения во всех областях жизни происходят с...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в начальной школе

Доклад на ШМО"Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в начальной школе"...