[22] Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" 3.1
рабочая программа по зож
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровячок" включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе примерных программ внеурочной деятельности А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова, В.А.Горского. Москва. «Просвещение»2011г. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на уровне начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06. 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.07. 2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.08. 2010 №5161 «О рекомендации по разработке экологической образовательной составляющей основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4695/12 «О разработке учебного плана»;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования
здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложная, многоуровневая система, включающая в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, устраняя и уменьшая негативное воздействие социального окружения, а также школьных страхов, больших учебных нагрузок и трудностей в усвоении школьной программы, интенсификации учебного процесса, адаптации первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранит здоровье обучающегося в дальнейшем. Программа ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» рассматривается как один из уровней формирования культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Главная цель курса «Здоровячок»: формирование здорового образа жизни младших школьников через раскрытие основ здорового образа жизни.
Исходя из главной цели, были сформулированы задачи программы:
- формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично-мотивированного
отношения школьников к проблеме здорового образа жизни;
- обучение учащихся различным методам эмоционально-сенсорного восприятия
и оценки себя и окружающего мира;
- обучение учащихся практическим универсальным учебным действиям, необходимым
для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;
- побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание
собственных форм здоровой жизнедеятельности;
- обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
- содействовать оздоровлению учащихся.
В соответствии с ФГОС на уровне начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Формы, методы и приёмы организации внеурочной деятельности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия носят научно-образовательный характер. Они содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, физ. минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.
Работа в клубе «Здоровячок» предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и приёмы. Методы проведения занятий: беседа, игра,
дискуссии, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, уроки – путешествия, ролевые и деловые игры, практические работы, праздники. Приёмы проведения занятий: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Методы контроля: выступление, выставка, презентация, участие в мини – спектаклях, сценках.
Технологии и методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Основные виды деятельности учащихся:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- обсуждение детских книг по теме занятия;
- дискуссионное и диалоговое общение;
- постановка сценок, посещение спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию
внимания, развитие воображения.
Актуальность программы заключается в мотивации обучающихся, в ведение здорового образа жизни, в формировании навыка организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Практическая значимость.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на уровне начального общего образования с учётом уменьшения и устранения вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Также программа направлена на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга, на обеспечение мотивации быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни, на присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через осознание своего места в нем, через социальную позицию.
Связь с другими программами. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. А в разделе «Питание и здоровье» информация базируется на программе «Разговор о правильном питании» авторы: Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г.
Тип программы: образовательный.
Место программы внеурочной деятельности «Здоровячок» в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направлению «Здоровячок» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 на внеурочную деятельность в 1-4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 135 часов при проведении 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год, в 1 классе – продолжительность 30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.
Новизна программы: воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. А также в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных, зрительно-моторных и эмоциональных ощущений. В программе содержится информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии, которая служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения.
Отличительные особенности программы
Программы различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся во внеурочной работе, отражаются на страницах учебников и хрестоматий, тетрадей для самостоятельных работ.
Многие темы данной программы касаются отдельных качеств человека: физические свойства ребенка, физиологические особенности, эмоциональные стороны восприятия. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. А также наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Данная программа строится на принципах:
- научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских
исследований по состоянию здоровья школьников.
- доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.
- системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и
принципов предлагаемого курса.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» состоит из следующих разделов:
- «Введение. Вот мы снова в школе» – значение ЗОЖ в жизни человека (учащихся),
режим учащихся.
- «Моё здоровье в моих руках» - влияние окружающей среды на здоровье человека,
чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, а также различных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, кишечных), личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
- «Мои отношения в семье, в школе, во дворе» - развитие познавательных
процессов, информация о вредных привычках, настроение в школе и дома, взаимоотношения в семье, с одноклассниками, друзьями.
- «Питание и здоровье» - основы правильного питания, гигиенические навыки
культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.
- «Что опасно и безопасно вокруг нас» - опасные и безопасные предметы и
ситуации вокруг нас, социально – одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, на улице и дома.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает планируемые достижения следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные УУД.
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Ожидаемые результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта в правилах здорового образа жизни. Результат выражается в понимании детьми сути норм и правил здорового образа жизни. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, к самопознанию, к заботе о собственном здоровье. Результат проявляется в активном использовании школьниками правил и норм здорового образа жизни через осознание собственного «я», отношения в семье, в школьном коллективе, через позитивное и ценностное отношение к Родине, природе, культуре, через приобретение опыта взаимодействия с окружающей средой. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных заданий и проектов, используя самостоятельный выбор. Итоги реализации программы могут быть представлены через выставки, конференции, фестивали, презентации, участие в конкурсах по разным направлениям. |
Итоги реализации программы.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Итоги могут быть представлены в виде презентаций, через участие в конкурсах, выставках конференциях, фестивалях здоровье сберегающих направлений.
Оценка эффективности программы.
Эффективностью программы «Здоровячок» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников осознанного отношения к самому себе, ответственности за своё здоровье. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие и поддержка способностей обучающихся.
Содержание курса
Тематическое распределение часов
1 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение. Давайте познакомимся. Режим дня – это важно для меня. | 5 | игра, беседа, практикум |
2. | Моя семья. | 3 | беседа, игра |
3. | Я, ты, он, она – все мы школьная семья. | 2 | беседа, ролевая игра |
4. | Моё здоровье в моих руках | 12 | беседа, игра, практикум |
5. | Разговор о правильном питании. | 6 | беседа, ролевая игра, практикум |
6. | Что опасно и безопасно вокруг нас. | 4 | беседа, ролевая игра, практикум |
7. | Обобщающие уроки. | 1 | игра, практикум |
Всего: | 33 |
Учебно – тематический план
1 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуника-тивные | Личностные | |||
1. | Введение. Давайте познакомимся. Режим дня – это важно для меня. | 5 | Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Сравнивать и анализировать ситуации предложенные учителем и одноклассниками. | Отвечать на простые вопросы учителя, одноклассников. Находить необходимую информацию в разных источниках. | Участвовать в диалоге на занятиях и предложенных жизнен-ных ситуа-циях. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Учиться осознавать свою индивидуаль-ность, основы правильного питания, а также учиться заботиться о своём здоровье. |
2. | Моя семья. | 3 | ||||
3. | Я, ты, он, она – все мы школьная семья. | 2 | ||||
4. | Моё здоровье в моих руках. | 12 | ||||
5. | Разговор о правильном питании | 6 | ||||
6. | Что опасно и безопасно вокруг нас. | 4 | ||||
7. | Обобщающие уроки. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Раздел. Тема | К-во час. | Дата | Содержание | Перечень информационно-методического обеспечивания |
1. | Введение. Режим дня – это важно для меня. 1.Давайте познакомимся (игра). 2.В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся. Безопасный путь: дом-школа-дом 3.Знайте, дети, что режим людям всем необходим. 4.Чтоб веселым утром встать, надо ночью крепко спать. 5.Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет. Практическое занятие – комплекс утренней зарядки. | 5 ч. | Игра в кругу «Знакомство» научит детей знакомиться друг с другом, поможет учащимся быть ближе друг к другу. Создаётся обстановка психологического комфорта. Используется раскраска «Радуга с настроением». Познакомить с понятием «здоровье» Информация о режиме. Его значение. Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Создать условия для формирования понятий: режим дня, сон, утренняя гимнастика. Развивать валеологические навыки детей, учить заботится о своем здоровье. Прививать любовь и заботу о собственном здоровье. | Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации. | |
2. | Моя семья 1.Вот, ребята, я какой. Почему же я такой? Зря хвалить себя не буду - я для папы с мамой – чудо! 2.Вот смотрите, это я, а вот и вся моя семья. (Рисунок семьи – тест). 3.Дома маме помогаю и с сестренкою гуляю (обязанности). Отношения между родственниками. | 3 ч. | Показать значение семьи в жизни человека. Показать отличие ребенка от взрослого человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. На примерах показать, что все живое изменяется. Начать составление исследовательской карты. | Радуга настроений, альбомы, карточки, тетради, презентации | |
3. | Я, ты, он, она – все мы школьная семья. 1.Если с другом вышел в путь – веселей дорога. 2.Ты с соседом не дерись, а со всеми подружись.Социометрия. (Практическое занятие). | 2 ч. | Показать, как формируется авторитет. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких – нет. Провести социометрию. | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации | |
4. | Моё здоровье в моих руках. Моя кожа. (3ч.) 1.Солнце, воздух и вода закаляют нас всегда. 2.От простой воды, и мыла у микробов тают силы. Практическое занятие «Как правильно мыть руки». 3.Если буду, осторожен, не пораню себе кожу. Мои глаза.(3ч.) 4.Для чего у всех у нас на лице есть пара глаз. 5.Практическое занятие «Гимнастика для глаз». Знайте, каждому из вас нужна пара зорких глаз (охрана зрения). Мои уши, нос и горло. (2ч.) 6.Я хочу предостеречь, уши, нос и горло надо нам беречь. 7.Гигиена полости носа, горла, ушей. Моя осанка. (3ч.) 8.Понятие «осанка». 9.Сам себе не навреди, за осанкою следи. Упражнения для осанки. 10.Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Моя улыбка – мои здоровые зубки.(2ч.) 11.У ребятишек зубы есть для того, чтоб ими есть. . Практическое занятие «Встреча со стоматологом» 12. Сам себе я помогу – свои зубы сберегу. Практическое занятие – учимся чистить зубы. | 12ч. | Дать понятие о закаливании. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Научить детей правильно мыть руки. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. Первая помощь при повреждениях кожи. Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению. Дать понятие об органах слуха, обоняния и вкуса. Дать учащимся понятие о строении уха, носа и горла. Провести опыты. Выучить правила бережного отношения к органам слуха, обоняния и вкуса. Показать, как важна для человека красивая осанка. Упражнения для осанки. Правила для поддержания правильной осанки. Рассказать о строении зуба. Научить, правильно чистить зубы, показать разнообразие зубных паст. Познакомиться со школьным стоматологом. | Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации | |
5. | Разговор о правильном питании 1.Самые полезные продукты 2.Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной 3. Плох обед, если хлеба нет. 4.Где найти витамины зимой. 5.Как питались на Руси. 6.Вкусные традиции моей семьи | 6ч. | Беседа о полезных продуктах; сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»; знакомство с видами круп – названиями каш; слушание рассказа Н. Носова «Мишкина каша», обсуждение. Игра «Золушка»; чтение стихов о хлебе; игра «Угадай-ка»; сервировка стола, правила этикета за столом. Изготовление плаката «Береги хлеб!» Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека; дидактическая игра «Морские продукты»; игра «Отгадай мелодию»; настольная игра «Путешествие по улице Правильного питания» | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации | |
6. | Что опасно и безопасно вокруг нас. 1.Поведение в школе. 2.Домашние опасности. 3.Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица. 4. Что мешает видеть проезжую часть улицы? | 4 ч. | Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Правила поведения при пожаре в доме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. | Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации | |
7. | Обобщающие уроки. 2.Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тест). | 1ч. | Подвести итоги проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных в течение года. Наградить самых здоровых, помочь составить индивидуальную «программу здоровья». | Тест, презентация. |
Тематическое распределение часов
2 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятелтности |
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 2 | беседа, игра |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 11 | беседа, ролевая игра, практикум |
3. | Что опасно и безопасно вокруг нас. | 8 | беседа, ролевая игра, практикум |
4. | Питание и здоровье. | 11 | беседа, ролевая игра, практикум |
5. | Обобщающие уроки. | 2 | беседа, игра, практикум |
Всего: | 34 |
Календарно – тематический план 2 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные | |||
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 2 | Организовывать своё рабочее место как самостоятельно, так и под руководством учителя. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществ-ления. | Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовы--вать учебное взаимодейст-вие в группе. Учиться слу-шать однок-лассников, учителя. Принимать их точку зрения. | Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близ-кими, однокласс-никами, друзь-ями. Формули-ровать самому простые правила поведения в природе, дома, в школе. Проявлять интерес и заботу к собственному здоровью. |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 11 | ||||
3. | Что опасно и безопасно вокруг нас | 8 | ||||
4. | Питание и здоровье. | 11 | ||||
5. | Обобщающие уроки. | 2 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
Тематическое распределение часов
3 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 1 | беседа, игра |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 7 | беседа, ролевая игра, практикум |
3. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. | 7 | беседа, ролевая игра, практикум |
4. | Питание и здоровье | 11 | беседа, ролевая игра, практикум |
5. | Что опасно и безопасно вокруг нас. | 6 | беседа, ролевая игра, практикум |
6. | Обобщающие уроки. | 2 | беседа, практикум |
Всего: | 34 |
Учебно – тематический план 3класс
№ п/п | Разделы | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуника-тивные | Личностные | |||
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 1 | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Совместно договари-ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Слушать и понимать речь других. | Умение донести свою позицию до других. Проявлять интерес и заботу к собственному здоровью. Объяснять, что связывает тебя с твоими близ-кими, однокласс-никами, друзь-ями. Формули-ровать самому простые правила поведения в природе, дома, в школе. |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 7 | ||||
3. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. | 7 | ||||
4. | Питание и здоровье | 11 | ||||
5. | Что опасно и безопасно вокруг нас. | 6 | ||||
6. | Обобщающие уроки. | 2 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс 2019-2020г
№ п.п. | Раздел. Тема | К-во час. | Дата | Содержание | Перечень информационно-методического обеспечивания |
1. | Введение. Вот мы снова в школе. 1.Здравствуй школа. Режим дня – это важно для меня. | 1 | 03.09 | Создаётся обстановка психологического комфорта. Помощь учащимся стать ближе друг к другу. Используется раскраска «Радуга с настроением». Беседа о режиме дня и понятии «здоровье». | Цветик – семицветик (содержание здоровья), режим дня альбомы, карточки, тетради, презентации |
2. | Моё здоровье в моих руках. 1.«Здоровый образ жизни, что это?». 2.Личная гигиена. 3.В гостях у Мойдодыра. 4.«Остров здоровья» 5.Вредные привычки 6.Чистота – залог здоровья. 7.Одни - дома. | 7 | 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 | Объяснять значение ЗОЖ для человека, забота о здоровье – это забота о личной гигиене, чистоте одежды, жилья и помещений, где мы чаще всего находимся. Помнить о таких вредных привычках как пальцы, карандаши и ручки во рту, пальцы в носу, отсутствие носовых платков, шмыганье носом и т.д. Правила поведения в домашних условиях, когда одни без взрослых. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». | Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации |
3. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. 1.Я познаю себя 2.Я познаю себя 3.Мы все похожие и разные. Я познаю других. (Семейный альбом) 4.Мы все похожие и разные. Я познаю других. 5.Человек в мире людей. 6.Как выбрать друзей. 7.Почему мы говорим не правду | 7 | 05.11 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 | Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Поможет ли нам обман. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации |
4. | Питание и здоровье. 1.Питание- необходимое условие для жизни человека. 2.Из чего состоит наша пища. 3.Что нужно есть в разное время года. 4.Питание и эмоциональное состояние 5.Пищеварение: как это происходит? 6.Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. 7. Где и как готовят пищу? Где и как её хранят? 8.Бутербродная страна. 9.Конкурс «Забавных бутербродов». 10.Как правильно накрыть стол. 11.Конкурс «Салфеточка» | 11 | 24.12 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 25.02 03.03 10.03 17.03 | Объяснить значение питания для жизни человека. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом. Производство, хранение и распространение продуктов питания. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Знакомство с традиционными семейными блюдами, с правилами накрывать столы у разных народов России, с назначением салфетки. | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации |
5. | Что опасно и безопасно вокруг нас. 1.Опасные предметы у нас дома. 2.Чем можно заниматься после школы и чем нельзя. 3.Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственных препаратов на организм человека. 4.Как вести себя с незнакомыми людьми 5.Дорога и мы. | 6 | 31.03 04.04 14.04 21.04 28.04 12.05 | Учиться определять опасные предметы и безопасные у себя дома. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Запомнить правила о лекарствах, хранящихся дома. Для запоминания о правилах поведения с незнакомыми людьми, составить памятку «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Правила поведения во дворе и на проезжей части дороги. | Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации |
6. | Обобщающие уроки. 1.Урок - соревнование. 2.Культура здорового образа жизни. | 2 | 19.05 26.05 | Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям. Подведение итогов за весь год. | Тест, презентация. |
Тематическое распределение часов
4 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 1 | беседа, игра |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 14 | беседа, ролевая игра, практикум |
3. | Питание и здоровье | 6 | беседа, ролевая игра |
4. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. | 9 | беседа, ролевая игра, практикум |
5. | Моя безопасность. | 3 | беседа, практикум |
6 | Обобщающий урок. | 1 | практикум |
Всего: | 34 |
Учебно – тематический план 4 класс
№ п/п | Разделы | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуника-тивные | Личностные | |||
1. | Введение. Вот мы снова в школе. | 1 | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Умение донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознавать необходи-мость заботы о своём здоровье и вырабатывать правила поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. |
2. | Моё здоровье в моих руках. | 14 | ||||
3. | Питание и здоровье | 6 | ||||
4. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. | 9 | ||||
5. | Моя безопасность. | 3 | ||||
6. | Обобщающий урок. | 1 |
Учебно – тематическое планирование
4 класс
№ п.п. | Раздел. Тема | К-во час. | Дата | Содержание | Перечень информационно-методического обеспечивания |
1. | Введение «Вот мы и в школе». 1.Здравствуй школа. Режим дня – это важно для меня. | 1 | Создаётся обстановка психологического комфорта. Помощь учащимся стать ближе друг к другу. Используется раскраска «Радуга с настроением». Беседа о режиме дня и понятии «здоровье». | Цветик – семицветик (содержание здоровья), режим дня альбомы, карточки, тетради, презентации | |
2. | Моё здоровье в моих руках. 1. «Мы за здоровый образ жизни» 2. Правила личной гигиены. 3.Физическая активность и здоровье. 4. «Береги зрение смолоду». 5. Как избежать искривления позвоночника. 6. Какие упражнения нам нужны для сохранения здоровья. 7. Отдых для здоровья. 8. Почему некоторые привычки называются вредными. 9.Зависимость – что это такое. 10.Злой волшебник – алкоголь. 11. Злой волшебник – табак. 12. Наркотик – тренинг безопасного поведения. 13.Умей сказать «НЕТ». 14. Движение это жизнь | 14 | Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. | Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации | |
3. | Питание и здоровье 1.Превращения пирожка в нашем организме. 2.Секреты здорового питания. Рацион питания. 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. (Проект) 4. Здоровая пища для всей семьи. 5. Витамины зимой. 6. Как утолить жажду. | 6 | Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации | |
4. | Мои отношения в семье, в школе, во дворе. 1. Как познать себя? 2. Что такое эмоции? 3.Чувства и поступки. 4.Что зависит от моего решения. 5. Принимаю решение. 6. Я отвечаю за своё решение. 7.«Класс не улица, ребята, И запомнить это надо!» 8. Что такое дружба? Как дружить в школе? 9. Мода и школьные будни. | 9 | Развитие познавательных процессов на настроение в школе и дома. Моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. | Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации | |
5. | Моя безопасность. 1.Травмы. 2.Оказание первой медицинской помощи. 3.«Не зная броду, не суйся в воду». | 3 | Виды бытовых травм. Первая доврачебная помощь в каникулярный период, опасности отдыха на природе.
| Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации | |
6. | Обобщающий урок. 1.Будьте здоровы. | 1 | Подведение итогов. Выставка работ. | Тест, презентация. |
Ресурсное обеспечение программы.
Кадры: методист, педагоги.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Здоровячок» необходимы следующие материально-технические принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.
Литература
Для учителя:
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Физкультура для всей семьи/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Для учащихся:
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...