«УЧУСЬ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ» СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа по зож

Хроменкова Марина Павловна

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_uchus_zdorovym_byt.docx349.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотая рыбка» Смоленский район

C:\Users\Александр\Pictures\img158.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи
  4. Принципы реализации программы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
  5. Основные направления программы
  6. Планируемые результаты работы
  1. Содержательный раздел
  1. Особенности групп
  2. Режим двигательной деятельности
  3. Взаимодействие с родителями детей группы № 1 по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
  4. Перспективное планирование по возрастным группам
  1. Литература  


«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…»

Н. М. Амосов

  1. Пояснительная записка

Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

  1. Актуальность

«Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы дошкольников на основе формирования у них потребности в движениях» - говорится в Концепции дошкольного воспитания.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в движении. Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться и на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно- оздоровительной деятельности.

Программа «Учусь здоровым быть» - это система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, инициативного и раскрепощенного. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев. Предусматривает использование малых форм народного фольклора.

Новизна данной системы работы заключается в подборе материалов ориентируемых на профилактику дошкольников конкретной группы, посещающих наше учреждение. Система работы строится на основе двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно - оздоровительной работы.

  1.  Цель и задачи

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии умственных способностей; совершенствование двигательной активности детей; формирования привычки к ЗОЖ с применением в повседневной жизни.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Повышение активности и общей работоспособности.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  • Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
  • Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
  • Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
  • Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
  • Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
  • Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач используются следующие технологии:

  • динамические и оздоровительные паузы;
  • хороводы, различные виды игр;
  • занимательные разминки;
  • различные виды массажа;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.

Для успешной реализации поставленных задач используются занятия по содержанию:

  • традиционные;
  • игровые;
  • занятия – путешествия;
  • обучающие;
  • познавательные.

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная.

Формы и методы обучения:

  • словесные – объяснение;
  • наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • креативные – творческий подход.

Применяется дифференцированный подход к детям, в связи с их индивидуальными особенностями. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

  1. Принципы реализации работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников:
  • Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
  • Принцип активности и сознательности - участие всех педагогов группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  • Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  • Принцип гарантированной результативности - получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

  1. Основные направления программы

Профилактическое:

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания;
  • предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

  • организация здоровьесберегающей развивающей среды доу;
  • определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
  • изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей.

  1. Планируемые результаты:
  • снижение уровня заболеваемости воспитанников острыми респираторными заболеваниями;
  • сформированная мотивация у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни;
  • нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
  • формирование позитивного отношения и повышения активности родителей в работе по укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни.

Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы

Критерии

Показатели

1.

Запоминание и воспроизведение учебного материала

-Знание строения организма
-Значение органов
-Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний
-Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях


2.

Способность понимать значение изученного материала

-Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
-Предполагать результат здорового образа жизни


3.

Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе

-Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод

4.

Оценка результатов работы

-Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей

5.

Творческая активность

-Проявление интереса, любознательности, инициативности.

    Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы.

Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.    

    Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

  1. Содержательный раздел

  1. Особенности возрастной группы детей

Первый год обучения (младший дошкольный возраст 3 – 4 года)

Второй год обучения (средний дошкольный возраст 4-5 лет)

Третий год обучения (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа 6-7(8) лет)

Вид группы: профильный, состав постоянный

Особенности набора детей: свободный

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 4 года.

Продолжительность занятий составляет: 20 – 30 минут

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 занятий в год.

Таблица по группам здоровья

Группа здоровья:

2021-2022

уч. год

2022-2023

уч. год

2023-2024

уч. год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

14

10

2

--

14

10

2

--

18

6

2

--

        

2.2. Режим двигательной деятельности

Формы работы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедн.

3-5 мин.

Ежедн.

5-7 мин.

Ежедн.

 7-10 мин

Ежедн.

10-12 мин

2. Утренняя гимнастика

Ежедн.  

5 мин.

Ежедн.

  5 мин.

Ежедн.

5 мин.

Ежедн.

5 мин.

3. Физ.минутки в процессе ООД

2 – 3 мин.

2 – 3 мин.

2 – 3 мин.

2 – 3 мин.

4. Музыкально-ритмические движения

На муз.

 занятиях     6-8 мин.

На муз.

занятиях     8- 10 мин

На муз.

занятиях   10-12 мин

На музыкальных занятиях   12-15 мин

5. Двигательная деятельность (ООД)

3 раза в неделю

10 -15 мин.

3 раза в неделю

15 - 20 мин.

3 раза в неделю

20 -25 мин.

3 раза в неделю

  1. - 30 мин.

6. Подвижные игры на прогулке (утром и вечером):

  • сюжетные;
  • бессюжетные;
  • игры-забавы;
  • соревнования;
  • эстафеты;
  • аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр       5 – 7 мин. на каждой прогулке

Ежедн. не менее двух игр      7-8 мин. на каждой прогулке

Ежедн. не менее двух игр       8 - 10 мин. на каждой прогулке

Ежедневно не менее двух игр     10 -12 мин. на каждой прогулке

7. Физические упражнения на прогулке:

Ежедн.

 4-6 мин.

Ежедн.

 6-8 мин

Ежедн.

6-8 мин

Ежедневно   8 - 10 мин

8. Оздоровительные мероприятия:

  • гимнастика пробуждения;
  • дыхательная гимнастика;

Ежедн.

5 мин.

Ежедн.

6 мин.

Ежедн.

7 мин.

Ежедневно

 8 мин.

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика.

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедн.

5 - 8 мин.

Ежедн.

8 - 10 мин.

Ежедневно

10 - 12 мин.

9. Элементы гимнастики для глаз в процессе НОД.

2 раза в неделю  

3 – 5 мин.

2 раза в неделю

6 – 8 мин.

2 раза в неделю

8-10 мин.

2 раза в неделю

10-12 мин.

10. Неделя здоровья

Ежеквартально

11. Физкультурный досуг

Ежемес. 10-15 мин.

Ежемесячно 15 -20 мин.

Ежемес. 25 - 30 мин.

Ежемесячно 30 - 35 мин.

12. Спортивный праздник

2 раза в год

10 – 15 мин.

2 раза в год

15 - 20 мин.

2 раза в год

25 – 30 мин.

2 раза в год

30 -35 мин.

13. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Оздоровительные занятия проводятся регулярно.

Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю

В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамические паузы

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. 

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая гимнастика

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность 2-3 минуты.

Самомассаж

Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 7-15 минут.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

Специальные меры закаливания

  • Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
  • Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
  • Широко использовать для закаливания и оздоровления не
    традиционное физкультурное оборудование.
  • Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
  • После сна выполнять упражнения для пробуждения.
  • Применять точечный массаж.
  • В осенне-зимний период применять чесночные бусы.

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка во время пребывания в детском саду:

по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:

  • создание развивающей среды в группах;
  • создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
  • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  • проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации».

  1.  Взаимодействие с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашей группе, мы пришли к выводу, что родители имеют среднее специальное или высшее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
  • Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  • ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «здоровый ребенок»;
  • создание в уголках для родителей рубрики «копилка семейного здоровья»; «советы доктора»;
  • консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
  • родительские собрания на данную тематику;
  • педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.  

План мероприятий по реализации программы:

  1. Продолжить проведение совместных мероприятий: «День Здоровья», спортивных праздников и развлечений.
  2. Для обогащения родителей знаниями о ребенке разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать ребенка вместе» с привлечением специалистов.
  3. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей».
  4. Посещение родителями физкультурных занятий, спортивных мероприятий с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, консультации, беседы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Задачи:

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Ситуации

Как я буду заботиться о своем здоровье

Быть здоровым хорошо или плохо?

Как вы одеваетесь на прогулку.

Мишка болен.

Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?

Что помогает детям не болеть в холодный зимний день?

Общение

Как вы себя сегодня чувствуете?

Кто в детском саду заботиться?

Быть здоровым хорошо или плохо?

Художественная литература

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы

Дидактические и развивающие игры

«Кому что нужно?»

«Узнай и назови»

«Чудесный мешочек»

Творческие игры

«Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница»

Экскурсия

В медицинский кабинет

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи:

-Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках»

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты»

Ситуации

Фрукты полезны взрослым и детям

О вредных продуктах

Общение

Зачем нужны ложки, вилки

О здоровой пище

Какие вкусные подарки дарит нам осень?

Художественная литература

Ю.Тувим «Овощи»

Г.Зайцев «Приятного аппетита»

М.Безруких «Разговор о правильном питании»

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактические и развивающие игры

«Чудесный мешочек»

«Узнай и назови овощи и фрукты»

«Разложи на тарелках полезные продукты»

«Повара»

Творческие игры

С\р игра «Магазин продуктов»,

«Овощной магазин»

Опытно-исследовательская деятельность

Определение продуктов по вкусу

Развлечения

«Веселые овощи»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

Ситуации

Научим Хрюшу умываться.

Кукла Таня простудилась.

Какие мы разные.

Мы любим умываться и чисто одеваться.

Где что находится?

Общение

Расскажи и покажи части тела и лица.

Водичка, водичка умой мое личико.

Для чего нужна вода?

Машенька хочет купаться (не хочет купаться).

Уроки Мойдодыра.

Художественная литература

Г.Зайцев «Дружи с водой»,

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А.Барто «Девочка чумазая»,

З.Бяльковская «Юля – чистюля»,

З.Александрова «Купание»,

Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

Дидактичекие и развивающие игры

«Сделаем куклам разные прически»

«Вымоем куклу»

«Правила гигиены»

«Чего не хватает?»

«Покажи правильно»

Творческие игры

«Парикмахерская», «Детский сад»

«Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А.Барто

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если ты заболел…»

«Мы были у врача»

Ситуации

Как витамины подружились со Степашкой?

От чего вылечилась ангина у Хрюши?

Как надо одеваться, чтобы не болеть?

Общение

Где хранятся витамины? (В погребе).

Я хочу быть здоровым.

Кому нужны эти предметы?

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

Художественная деятельность

Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство»

Дидактические и развивающие игры

«Покажи мишке как правильно одеваться»

«Оденем куклу на прогулку»

«Если кто-то заболел»

Творческие игры

С\р «Семья», «Аптека»,

«Скорая помощь»

Развлечения

«Советы доктора Айболита»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Ситуации

Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел? (по стихотворению Т. Волгиной «Два друга»)

Почему спортсмены реже болеют?

Общение

Кто спортом занимается

Какие виды спорта вы знаете?

Какая ваша любимая подвижная игра?

Как соблюдать режим?

Художественная литература

Т. Волгина «Два друга»

Загадки

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта» (по картинкам)

«Назови вид спорта» (по показу)

Творческие игры

С\р «Физкультурное занятие в детском саду»

Экскурсия

На стадион

Развлечения

«Мы мороза не боимся»

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи.  Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Безопасность в нашей группе»

Ситуации

Опасные предметы.

Я знаю, что можно, что нельзя.

Общение

Для чего нужен порядок в квартире.

Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.д.

Художественная литература

Загадки.

Дидактические и развивающие игры

«Раз, два, три, что может быть опасным – найди»

«Источники опасности»

«Отбери предметы, которые трогать нельзя»

Творческие игры

С\р «Семья», «Больница»,

«Аптека»

Развлечения

Медведи в гостях у детей

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Ситуации

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Ты один дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Почему незнакомый взрослый может быть опасен?

Взрослый угощает тебя конфетой, мороженым, жвачкой.

Общение

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Чрезвычайные ситуации на прогулке»

Творческие игры

«Семья», «Автобус», «Детский сад»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи.  Дать детям элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Хрюша попал в беду»

Ситуации

О пожарной безопасности

От чего происходят пожары?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Общение

Какие беды приносят пожары?

Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

Можно ли оставлять включенным утюг?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Художественная литература

С.Маршак «Кошкин дом»,

Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»;

Л.Толстой «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»

С.Михалков «Дядя Степа милиционер»

Дидактические и развивающие игры

«Если возник пожар»

Творческие игры

«Семья», «Пожарники»

Развлечения

Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи.  Дать детям представления об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Ситуации

Как надо ходить по улице.

Где мы гуляем?

Где едут машины?

Сигналы светофора.

Берегись автомобиля.

Если ты потерялся на улице

Общение

На какие части делится улица?

Как называют людей, идущих по улице?

Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать.

Художественная литература

Г.Георгиев «Светофор»,

А.Северный «Светофор»,

О. Тарутин «Переход»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Дидактические и развивающие игры

«Найди и назови»,

«Что говорит светофор?»

Творческие игры

С\р «Мы – водители»

«Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь»

Развлечения

«Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль)

Июнь – август

Тема: «Ребенок и природа»

Задачи. Дать детям начальные знания о том, как правильно вести себя в природе, принимать мер предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, растениями, не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, отличать съедобные грибы от несъедобных.

Вид деятельности

Содержание

Ситуации

Какие растения растут на участке детского сада?

Безопасность при общении с незнакомыми животными.

Красивый, но опасный мухомор.

Съедобные грибы

Безопасность во время грозы.

Можно ли гладить бездомную собаку или кошку?

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Общение

Что такое гроза?

Что бывает вначале - молния или гром?

Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Каких насекомых вы знаете?

Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Художественная литература

Загадки, пословицы.

Стихи.

В.Даль «Война грибов»

Г Новицкая «Дворняжка»,  

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

Дидактические и развивающие игры

«Что где растет»

«Распутай путаницу»

«Съедобный грибок положи в кузовок»

«Отгадай, какое это насекомое»

«Съедобное – несъедобное»

Творческие игры

Семья (поездка в лес, зоопарк)

Экскурсия

На луг, в поле, на водоем.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Ситуации

Можно и нельзя

Режим дня

Как вы сами можете помочь себе быть здоровым?

Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?

Общение

Что нужно делать, чтобы не болеть?

Я думаю, что здоровье это….

 А ты как думаешь?

Быть здоровым хорошо или плохо?

Художественная литература

А.Барто «Девочка чумазая»

В.Квитко «Час обеда подошел»

Е.Шкловский «Осторожно – лекарство»

Пословицы.

К.Кузнецов «Замарашка»

Л.Зильберг «Полезные продукты»

Дидактические и развивающие игры

«Вкусно – невкусно»

«Вредно – полезно»

«Кому что нужно»

Творческие игры

«Семья», «Больница»

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи: Формировать у детей представление о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные знания о сервировке стола, о столовом этикете.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Что я ем»

Ситуации

«О вкусной и здоровой пищи»

Полезное – неполезное

Какие овощи растут в земле, а какие на поверхности земли?

Общение

Что нужно делать перед едой?

Что едим сначала, что потом?

Как есть правильно

Художественная литература

К.Чуковский «Федорино горе»,

С.Михалков «Про девочку, которая плохо ела»,

С.Капутикян «Час обеда подошел»

Загадки об овощах и фруктах

Г.Зайцев «Приятного аппетита»

Дидактические и развивающие игры

«Полезное - вредное»

«Съедобное – несъедобное»

«Узнай и назови»

«Разложи на тарелках полезные продукты»

«Чудесный мешочек»

Творческие игры

С\р игра «Магазин продуктов»

С\р игра «Ждем гостей»

Опытно-исследовательская деятельность

Посадка лука

Развлечения

Праздник «Золотая осень»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи.  Продолжать знакомить детей со строение тела человека, познакомить с функционированием отдельных органов, учить заботиться о своем здоровье, знать правила личной гигиены.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Надо, надо умываться».

Ситуации

Угадай кто это (девочка или мальчик)?

Кому что нужно.

Что можно делать ногами?

Что делают руками?

Общение

Почему болят зубы?

Ты – человек

Почему мы едим?

Для чего нужны уши?

От чего нужно беречь глаза?

Художественная литература

К.Чуковский «Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

С. Прокофьев «Румяные щечки»

Н.Саксонская «Где мой пальчик?!»

Е.Пермяк «Про нос и язык»

Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»

С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык»

Дидактические и развивающие игры

«Когда нужны эти предметы?» (мыло, мочалка, расческа и т.д.)

«Правила гигиены»

«Вымоем куклу»

«Запомни движение»

Творческие игры

«Семья»,

«Больница»,

«Парикмахерская»

Развлечение

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, продолжать закреплять знания детей о витаминах, о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Береги здоровье»

Ситуации

Мы у врача.

Я прививки не боюсь.

Кому нужны эти предметы?

Почему нельзя есть грязными руками?

Общение

Нас лечит врач стоматолог и медсестра.

Что чувствует твой друг.

От чего можно заболеть?

Как нам помогают прививки?

Художественная литература

К.Чуковский «Айболит»,

Михалков «На прививку»

«Про бегемота, который не делал прививку»

Е. Шкловский «Как лечили мишку»

Дидактические и развивающие игры

«Если кто-то заболел»,

«Кому нужны эти инструменты»

«Полезное – неполезное»

Творческие игры

С\р игры «У зубного врача», «Поликлиника», «Аптека», «Семья»

«Больница»

Развлечение

«Советы доктора Айболита»

Январь

Тема: «Будем спортом заниматься»

Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Ситуации

«Кто спортом занимается»

«Наши верные друзья»

«Зачем соблюдать режим»

«Есть ли у вас лыжи? Умеете ли вы кататься на лыжах?»

Есть ли у вас коньки? Умеете ли вы кататься на коньках?

Общение

Хочу быть здоровым

Где ты делаешь зарядку?

Что нужно для игры в хоккей?

Любишь ли ты играть в футбол?

Умеешь ли ты кататься на велосипеде?

Художественная литература

Загадки

Стихи о видах спорта.

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта»,

«Назови спорт по показу»

«На чем катаются деть?» (по загадкам)

Творческие игры

С\р игра «Детский сад» (проведение физкультурного занятия)

Экскурсия

На стадион

Развлечения

«Мы мороза не боимся».

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи.  Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим детям.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Опасные предметы» - уточнить представления детей об источниках опасности дома, их назначении, о правилах пользования.

Ситуации

Что может быть если…

  • играешь с ножом;
  • играешь с палками;
  • прыгаешь в ванной;
  • играешь со спичками

Общение

Не подходи к включенной плите.

Не играй с водопроводным краном.

Не высовывайся из окна.

Не играй со спичками

Не бери лекарства

Художественная литература

Пословицы, поговорки и загадки об источниках опасности и мерах предосторожности.

Е. Казаков «Чик-чик ножницами»

Г.К. Зайцев «Уроки Айболита»

Сборник стихов «Не мешайте мне трудиться»

С. Маршак «Пожар»

Дидактические и развивающие игры

«Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

«Так и не так»

Творческие игры

С\р «Семья», «Больница»,

Развлечения

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Ситуации

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Общение

Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Чрезвычайные ситуации на прогулке»

Творческие игры

«Семья»,

«Автобус»,

«Детский сад»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи.  Продолжать формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Хрюша попал в беду»

Ситуации

О пожарной безопасности

От чего происходят пожары?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Общение

Какие беды приносят пожары?

Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

Можно ли оставлять включенным утюг?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Художественная литература

С.Маршак «Кошкин дом»,

Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»;

Л.Толстой «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»

С.Михалков «Дядя Степа»

Дидактические и развивающие игры

«Если возник пожар»

Творческие игры

«Семья», «Пожарники»

Развлечения

Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи.  Формировать представление об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Ситуации

Как надо ходить по улице.

Где мы гуляем?

Где едут машины?

Сигналы светофора.

Как я ехал на автобусе.

Если ты потерялся на улице

Общение

На какие части делится улица?

Как называют людей, идущих по улице?

Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать.

Художественная литература

Г.Георгиев «Светофор»,

А.Северный «Светофор»,

О. Тарутин «Переход»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Дидактические и развивающие игры

«Найди и назови»,

«Что говорит светофор?»

Творческие игры

С\р «Мы – водители», «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь»

Экскурсия

«Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль)

Развлечения

«Светофор»

Июнь - август

Тема: «Ребенок и природа»

Задачи.  Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Учить оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы.

Вид деятельности

Содержание

Ситуации

Какие растения растут на участке детского сада?

Безопасность при общении с незнакомыми животными.

Красивый, но опасный мухомор.

Съедобные грибы

Безопасность во время грозы.

Можно ли гладить бездомную собаку или кошку?

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Общение

Что такое гроза?

Что бывает вначале - молния или гром?

Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Каких насекомых вы знаете?

Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Художественная литература

Загадки, пословицы.

Стихи.

В.Даль «Война грибов»

Г Новицкая «Дворняжка»,  

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

Дидактические и развивающие игры

«Что где растет»

«Распутай путаницу»

«Съедобный грибок положи в кузовок»

«Отгадай, какое это насекомое»

«Съедобное – несъедобное»

Творческие игры

Семья (поездка в лес, зоопарк)

Экскурсия

На луг, в поле, на водоем.

Развлечения

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

 Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце»

Ситуации

Что я знаю о своем здоровье

Как правильно есть.

Самые полезные продукты.

Пора ужинать.

Общение

Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться?

Что нужно человеку для жизни?

Как сделать свой сон полезным

Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной.

Художественная литература

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы.

Дидактические и развивающие игры

«Съедобное-несъедобное»

«Полезная и вредная еда»

«Подбери пару»

Творческие игры

С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями»

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи.  Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Поговорим о еде»

Ситуации

Помоги Федоре

Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда

Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет?

Общение

Откуда хлеб на столе

Хлеб всему голова

Культура поведения за столом

Как мы делали салат.

Что мы любим кушать.

Мои любимые овощи (фрукты).

Художественная литература

Н.Егоров «Огородный светофор»

Ю.Тувим «Овощи»

Дидактические и развивающие игры

«Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продукты питания)

«Накрой куклам стол»

«Вырастим яблоки» (14, 83)

«Что делают из муки»

Творческие игры

С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты,

«Осенняя ярмарка»

 «Дары природы»

Экскурсия

В магазин

Развлечения

«Осень в гости к нам пришла»

«Драматизация «Осенние сестрички»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.  

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

«Как устроено наше тело»

Ситуации

Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя;

Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа?

Какое наше тело: хрупкое или прочное?

Общение

Для чего человеку необходимо сердце?

Что ты знаешь о строении своего тела?

Чистота и здоровье.

Моя кожа.

Зачем мы дышим?

Покажи, где находится головной мозг?

Художественная литература

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту»,

З.Александрова «Купание»,

В.Катаев «Цветик – семицветик»,

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,

Загадки, потешки.

Дидактические и развивающие игры

«Опасно-неопасно»

«Правила гигиены»

«Таня простудилась»

«Моя внешность»

Творческие игры

С\р «Поликлиника»

Экскурсия

В прачечную

Развлечения

Инсценировка «Федорино горе»

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Айболит в гостях у детей»

Ситуации

Угадай настроение (по модели)

В нашем доме больной.

Первая помощь при укусе и царапине.

Определи и назови выражение глаз.

Общение

Как сделать самомассаж.

Как улучшить свое настроение.

Чтобы не болели уши и горло.

Правила поведения в случае заболевания.

Как уберечься от порезов и ушибов.

Художественная литература

Шкловский Е. «Как лечили мишку»,

«Осторожно – лекарство»,

«Как вести себя во время болезни»

Дидактические и развивающие игры

«Если кто-то заболел»,

«Кому что нужно?»

Творческие игры

С\р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника»

Развлечения

«День здоровья»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Ситуации

Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой.

Какие виды спорта вам нравятся?

Каким видом спорта хотели бы заниматься?

Чем полезен тот или иной вид спорта?

Общение

Кто спортом занимается.

Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде.

Мой любимый вид спорта. Почему?

Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой?

Художественная литература

Загадки.

З. Петрова Стихи.

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта».

«Назови спорт по показу»

Творческие игры

Физкультурные занятия в детском саду.

Экскурсия

На стадион «Заречье»

Развлечения

День спорта

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«В мире опасных предметов»

Ситуации

Что будет, если встанешь на подоконник.

Почему нельзя брать нож?

Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны?

Ножницы, катушки – это не игрушки.

Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях?

Общение

Я знаю, что можно, что нельзя.

Безопасность в нашей группе.

В мире опасных предметов

Таблетки – не конфетки.

Почему нельзя играть на кухне?

Художественная литература

Маршак С.Я.  «Пожар»,

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Дидактические и развивающие игры

«Источники опасности»,

«Игра дело серьезное»

«Нарисуй отгадку»,

«Если возник пожар»

Творческие игры

С\р «Семья», «Детский сад», «Больница»

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Ситуации

Ты потерялся.

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Общение

Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Как позвонить в милицию?

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Похитители и находчивые ребята».

«Куда убежать, если за тобой гонятся»

Творческие игры

«Семья», «Транспорт», «Магазин»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если в доме случится пожар»,

«Знай и соблюдай»

Ситуации

Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Почему в лесу нельзя жечь костры

Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара?

Общение

Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки?

Почему дети не должны играть на кухне?

Художественная литература

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»;

Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;

Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»;

С.Михалков «Дядя Степа»;

Е.Хоринская «Спичка-невеличка»,

Б.Житков «Дым»

Дидактические и развивающие игры

«Четвертый лишний»;

«Если возник пожар»,

«Опасные соседи»,

«Кому, что нужно для работы»,

«Горит, не горит»

Творческие игры

С\р «Пожарная машина», «Больница»

Развлечения

Игра-драматизация «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Ситуации

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.

Если ты на улице потерялся

Для чего нужны правила дорожного движения?

Опасности зимней дороги.

Общение

Где нужно переходить улицу?

Для чего нужен светофор?

Зачем нужны дорожные знаки?

Как вести себя в транспорте?

Художественная литература

Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»;

Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»;

Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»;

Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»;

Загадки.

Дидактические и развивающие игры

«Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила движения»,

«О чем говорит светофор?»,

«Красный и зеленый»,

«Пройдись, не ошибись».

Творческие игры

С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно».

Экскурсия

По улице города

Развлечения

Досуг «В стране дорожного движения»

Июнь - август

Тема: «Ребенок и природа»

 Задачи.   Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека.

Вид деятельности

Содержание

Ситуации

Какие растения растут на участке детского сада?

Безопасность при общении с незнакомыми животными.

Красивый, но опасный мухомор.

Съедобные грибы

Безопасность во время грозы.

Можно ли гладить бездомную собаку или кошку?

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Общение

Что такое гроза?

Что бывает вначале - молния или гром?

Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Каких насекомых вы знаете?

Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Художественная литература

Загадки, пословицы.

Стихи.

В.Даль «Война грибов»

Г Новицкая «Дворняжка»,  

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

Дидактические и развивающие игры

«Что где растет»

«Распутай путаницу»

«Съедобный грибок положи в кузовок»

«Отгадай, какое это насекомое»

«Съедобное – несъедобное»

Творческие игры

Семья (поездка в лес, зоопарк)

Экскурсия

На луг, в поле, на водоем.

Развлечения

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Цель: Закрепить у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Мы такие разные и такие похожие»

«Как сохранить свое здоровье»

Ситуации

Что я знаю о своем здоровье.

Самые полезные продукты.

Режим питания.

Что надо есть, если хочешь быть сильным.

Если хочешь пить.

Ведь ты – человек, ты и сильный, и смелый.

Общение

Почему мне нельзя … (есть апельсин, читать книгу с близкого расстояния … и т.д.).

Хочу быть здоровым.

Как избавиться от вредных привычек.

Как укрепить свои кости и мышцы

Зачем и как нужно закаляться?

Художественная литература

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы.

Дидактические и развивающие игры

«Съедобное-несъедобное»

«Полезная и вредная еда»

«Подбери пару»

Творческие игры

С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями»

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи. Закрепить знания детей о пользе и вреде продуктов питания, о культуре питания, о столовом этикете

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Что я ем?»

«Кто готовит нам еде?»

Ситуации

Витамины и полезные продукты.

Как правильно сервировать стол.

Собери урожай

Общение

Откуда хлеб на столе.

Как мы делали салат.

Что ты любишь кушать.

Мои любимые овощи, фрукты.

Художественная литература

В.Даль «Война грибов с ягодами»

Загадки об овощах, фруктах, продуктах питания.

Г. Зайцев «Приятного аппетита»

М. Безруких «Разговор о правильном питании».

Дидактические и развивающие игры

«Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продуктов питания).

«Накроем куклам стол»

«Вырастим яблоки».

«Что делают из муки?»

Творческие игры

С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, овощи – фрукты)

Осенняя ярмарка «Дары природы»

Экскурсия

В магазин

Развлечения

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи.  Закрепить знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.  

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Вот я какой»

Беседы

«Твои возможности, человек»

«Как сохранить здоровье»

«Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…»

Ситуации

Что вы знаете о мозге?

Что было бы, если бы

  • твой скелет убежал от тебя;

Зачем человеку нос?

Как сохранить хорошее зрение?

Общение

Что может случиться, если ты не будешь чистить зубы?

Уход за ушами.

Забота о глазах.

Как я дышу.

Как работает мое сердце?

Уход за руками и ногами.

Художественная литература

Р. Сев «Я сам»

А. Барто «Я расту»

И. Семенова «Как стать Неболейкой»,

«Я – человек, ты – человек»;

С. Маршак «Робин-Бобин»,

 «О мальчиках и девочках»;

С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Тридцать шесть и пять»;

Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»,

В.Катаев «Цветик – семицветик»

Дидактические и развивающие игры

«Моя внешность», «Умею – не умею»,

«Правила гигиены», «Определи по звуку»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»

«К на пришел Незнайка»

Творческие игры

С\р «Поликлиника»

Развлечения

«Девочка чумазая»

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи. Закрепить у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

В гостях у доктора Айболита»

Ситуации

Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а что нельзя).

Кто нас лечит?

Узнай возраст людей по картинке.

Если заболел друг (мама, бабушка, воспитатель).

От чего можно заболеть?

Для чего нужны витамины и какие витамины вы знаете?

Общение

Как я должен себя беречь?

Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице?

Мой возраст.

Мое настроение, настроение людей.

Как поднять настроение детей и взрослых.

Как помогают нам прививки

Художественная литература

Шкловский Е. «Как лечили мишку»,

«Осторожно – лекарство»,

«Как вести себя во время болезни»

Дидактические и развивающие игры

«Если кто-то заболел»,

«Кому что нужно?»

Творческие игры

Театрализованная игра «Отгадай, что я ем?» (сладкая конфета, кислый лимон, черный перец).

С\р «Поликлиника», «Аптека»,

«Больница» (с разными отделениями)

Развлечения

День здоровья

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Закрепить у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Ситуации

Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой.

Общение

Кто спортом занимается.

Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде.

Мой любимый вид спорта.

Художественная литература

Загадки.

З. Петрова Стихи.

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта».

«Назови спорт по показу»

Творческие игры

Физкультурные занятия в детском саду.

Экскурсия

На стадион «Заречье»

Развлечения

День спорта

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи. Закрепить представление детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в дома.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«В мире опасных предметов»

Ситуации

Можно ли самим открывать окна, балкон, выглядывать из них?

Что может быть, если ты встанешь   на подоконник?

Почему нельзя брать нож?

Ножницы, катушки – это не игрушки.

Можно ли толкать другого, если он режет, шьет? Что может при этом случиться?

Общение

Я знаю, что можно, что нельзя.

Безопасность в нашей группе.

В мире опасных предметов

Таблетки – не конфетки.

Почему нельзя играть на кухне?

Художественная литература

Маршак С.Я.  «Пожар»,

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Дидактические и развивающие игры

«Источники опасности»,

«Игра дело серьезное»

«Нарисуй отгадку»,

«Если возник пожар»

Творческие игры

С\р «Семья», «Детский сад», «Больница»

Развлечения

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Продолжать предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Ситуации

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Может ли красивый человек быть злым?

Общение

Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Кого можно считать «своим», а кого - «чужим»?

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Похитители и находчивые ребята».

«Куда убежать, если за тобой гонятся»

Творческие игры

«Семья», «Транспорт», «Магазин».

Развлечения

 «Самый большой друг» (театрализованная игра по пьесе С.Прокофьева)

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи. Закрепить у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Знай и соблюдай»

«Чтобы не было беды»

Ситуации

Огонь наш друг или враг?

Почему возникают лесные пожары?

Осторожно – электроприборы.

Кухня – не место для игры.

Пожар в квартире. Что надо делать?

Общение

Чем опасен дым?

Где нежно хранить спички, зажигалки, горючие жидкости?

Как звонить при пожаре?

Почему во время пожара нужно передвигаться нагнувшись?

Художественная литература

С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;

Е.Новочихин «Спички»;

Б.Житков «Пожар», «Дым»;

О.Полякова «Я пожарный»;

П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»;

И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

Дидактические и развивающие игры

«Опасные соседи»,

«Кому что нужно для работы»;

«Найди отличия»,

Творческие игры

С\р «Пожарные», «Больница»

Игровой тренинг «Телефон службы спасения 01»

Развлечения

Игра-драматизация «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи. Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду. Закрепить знания о дорожных знаках, правилах дорожного движения

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Знакомство с дорожными знаками»,

«Безопасность в городе»

Ситуации

Если ты потерялся на улице.

Знаешь ли ты правила дорожного движения?

Ты вышел из автобуса, тебе нужно перейти улицу…

Расскажи о сигналах светофора.

Общение

В каком месте нужно переходить улицу?

Какой переход называют самым безопасным? Почему?

Можно ли детям играть на проезжей части?

Художественная литература

Носов Н. «Автомобиль»,

Дорохов А. «Зеленый…Желтый…Красный!», Иванов А. «Как неразлучные друзья дороги переходили»,

Дугилов А. «Моя улица»,

Георгиев Г. «Светофор»,

Тарутин О. «Для чего нам светофор»,

Кривич М. «Школа пешехода»

Дидактические и развивающие игры

«О чем говорит светофор»,

«Найди нужный дорожный знак»,

Творческие игры

С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно».

Экскурсия

По улице города.

Развлечения

КВН «Лучший пешеход»

Июнь – август

Тема: «Ребенок и природа»

 Задачи.  Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека, развивать понимание, что человек – часть природы.

Вид деятельности

Содержание

Ситуации

Как надо себя вести во время грозы в лесу, поле, городе?

Какая опасность для человек может быть при соприкосновении с ядовитыми растениями?

Какие растения помогают вылечиться при простуде, лечат ссадины, царапины?

Можно ли гладить бездомную собаку или кошку?

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Общение

Можно ли бежать по полю или стоять под деревом во время грозы?

Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Каких насекомых вы знаете?

Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Художественная литература

Загадки, пословицы.

Стихи.

В.Даль «Война грибов»

Г Новицкая «Дворняжка»,  

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

Дидактические и развивающие игры

«Что где растет»

«Распутай путаницу»

«Съедобный грибок положи в кузовок»

«Отгадай, какое это насекомое»

«Съедобное – несъедобное»

Творческие игры

Семья (поездка в лес, зоопарк)

Экскурсия

На луг, в поле, на водоем.

Развлечения

Используемая литература

  1.  Авдеева Н.Н. и др.  Безопасность СПб, 2002
  2.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
  3. Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
  4.  Артемова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
  5.  Баль Л.В., В.В.Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
  6. Белая К.Ю.  и др.  Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
  7.  Белая К.Ю. и др.  Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
  8.  Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
  9.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
  10.  Голицына Н.С.  Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
  11.  Голицына Н.С.  Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
  12. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.
  13. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
  14.  Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
  15.  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
  16.  Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
  17. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
  18.  Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
  19.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
  20.  Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
  21. Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб. 1998

Хроменкова М. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п...

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Опыт одного года работы.

Создание условий для укрепления здоровья детей в группе предшкольной подготовки Синеутесовского филиала МАОУ ""Спасская СОШ" Томского района...

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.

Показан опыт в сфере деятельности  педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...

Работа школы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Отчет о работе школы по формированию потребности в ЗОЖ у школьников...