«УЧУСЬ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ» СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа по зож
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchus_zdorovym_byt.docx | 349.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка» Смоленский район
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цели и задачи
- Принципы реализации программы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
- Основные направления программы
- Планируемые результаты работы
- Содержательный раздел
- Особенности групп
- Режим двигательной деятельности
- Взаимодействие с родителями детей группы № 1 по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
- Перспективное планирование по возрастным группам
- Литература
«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…»
Н. М. Амосов
- Пояснительная записка
Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
- Актуальность
«Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы дошкольников на основе формирования у них потребности в движениях» - говорится в Концепции дошкольного воспитания.
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в движении. Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться и на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно- оздоровительной деятельности.
Программа «Учусь здоровым быть» - это система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, инициативного и раскрепощенного. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев. Предусматривает использование малых форм народного фольклора.
Новизна данной системы работы заключается в подборе материалов ориентируемых на профилактику дошкольников конкретной группы, посещающих наше учреждение. Система работы строится на основе двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно - оздоровительной работы.
- Цель и задачи
Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии умственных способностей; совершенствование двигательной активности детей; формирования привычки к ЗОЖ с применением в повседневной жизни.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Повышение активности и общей работоспособности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
- Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
- Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
- Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
- Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
- Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач используются следующие технологии:
- динамические и оздоровительные паузы;
- хороводы, различные виды игр;
- занимательные разминки;
- различные виды массажа;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Для успешной реализации поставленных задач используются занятия по содержанию:
- традиционные;
- игровые;
- занятия – путешествия;
- обучающие;
- познавательные.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная.
Формы и методы обучения:
- словесные – объяснение;
- наглядные – показ, книги, иллюстрации;
- поисковые – поиск новых идей, материалов;
- креативные – творческий подход.
Применяется дифференцированный подход к детям, в связи с их индивидуальными особенностями. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.
- Принципы реализации работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников:
- Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
- Принцип активности и сознательности - участие всех педагогов группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип гарантированной результативности - получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
- Основные направления программы
Профилактическое:
- решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания;
- предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
- организация здоровьесберегающей развивающей среды доу;
- определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
- изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей.
- Планируемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости воспитанников острыми респираторными заболеваниями;
- сформированная мотивация у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни;
- нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
- формирование позитивного отношения и повышения активности родителей в работе по укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы
№ | Критерии | Показатели |
1. | Запоминание и воспроизведение учебного материала | -Знание строения организма |
| Способность понимать значение изученного материала | -Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях |
| Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе | -Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод |
4. | Оценка результатов работы | -Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей |
5. | Творческая активность | -Проявление интереса, любознательности, инициативности. |
Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы.
Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.
Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
- Содержательный раздел
- Особенности возрастной группы детей
Первый год обучения (младший дошкольный возраст 3 – 4 года)
Второй год обучения (средний дошкольный возраст 4-5 лет)
Третий год обучения (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа 6-7(8) лет)
Вид группы: профильный, состав постоянный
Особенности набора детей: свободный
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 4 года.
Продолжительность занятий составляет: 20 – 30 минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 занятий в год.
Таблица по группам здоровья
Группа здоровья: | 2021-2022 уч. год | 2022-2023 уч. год | 2023-2024 уч. год |
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа | 14 10 2 -- | 14 10 2 -- | 18 6 2 -- |
2.2. Режим двигательной деятельности
Формы работы | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
1. Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедн. 3-5 мин. | Ежедн. 5-7 мин. | Ежедн. 7-10 мин | Ежедн. 10-12 мин | |
2. Утренняя гимнастика | Ежедн. 5 мин. | Ежедн. 5 мин. | Ежедн. 5 мин. | Ежедн. 5 мин. | |
3. Физ.минутки в процессе ООД | 2 – 3 мин. | 2 – 3 мин. | 2 – 3 мин. | 2 – 3 мин. | |
4. Музыкально-ритмические движения | На муз. занятиях 6-8 мин. | На муз. занятиях 8- 10 мин | На муз. занятиях 10-12 мин | На музыкальных занятиях 12-15 мин | |
5. Двигательная деятельность (ООД) | 3 раза в неделю 10 -15 мин. | 3 раза в неделю 15 - 20 мин. | 3 раза в неделю 20 -25 мин. | 3 раза в неделю
| |
6. Подвижные игры на прогулке (утром и вечером):
| Ежедневно не менее двух игр 5 – 7 мин. на каждой прогулке | Ежедн. не менее двух игр 7-8 мин. на каждой прогулке | Ежедн. не менее двух игр 8 - 10 мин. на каждой прогулке | Ежедневно не менее двух игр 10 -12 мин. на каждой прогулке | |
7. Физические упражнения на прогулке: | Ежедн. 4-6 мин. | Ежедн. 6-8 мин | Ежедн. 6-8 мин | Ежедневно 8 - 10 мин | |
8. Оздоровительные мероприятия:
| Ежедн. 5 мин. | Ежедн. 6 мин. | Ежедн. 7 мин. | Ежедневно 8 мин. | |
| Ежедневно 3-5 мин. | Ежедн. 5 - 8 мин. | Ежедн. 8 - 10 мин. | Ежедневно 10 - 12 мин. | |
9. Элементы гимнастики для глаз в процессе НОД. | 2 раза в неделю 3 – 5 мин. | 2 раза в неделю 6 – 8 мин. | 2 раза в неделю 8-10 мин. | 2 раза в неделю 10-12 мин. | |
10. Неделя здоровья | Ежеквартально | ||||
11. Физкультурный досуг | Ежемес. 10-15 мин. | Ежемесячно 15 -20 мин. | Ежемес. 25 - 30 мин. | Ежемесячно 30 - 35 мин. | |
12. Спортивный праздник | 2 раза в год 10 – 15 мин. | 2 раза в год 15 - 20 мин. | 2 раза в год 25 – 30 мин. | 2 раза в год 30 -35 мин. | |
13. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. |
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 7-15 минут.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
Специальные меры закаливания
- Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
- Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
- Широко использовать для закаливания и оздоровления не
традиционное физкультурное оборудование. - Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
- После сна выполнять упражнения для пробуждения.
- Применять точечный массаж.
- В осенне-зимний период применять чесночные бусы.
Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка во время пребывания в детском саду:
по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
- создание развивающей среды в группах;
- создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
- создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
- проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации».
- Взаимодействие с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашей группе, мы пришли к выводу, что родители имеют среднее специальное или высшее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:
- ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «здоровый ребенок»;
- создание в уголках для родителей рубрики «копилка семейного здоровья»; «советы доктора»;
- консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
- родительские собрания на данную тематику;
- педагогические советы с участием родителей и т.д.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.
План мероприятий по реализации программы:
- Продолжить проведение совместных мероприятий: «День Здоровья», спортивных праздников и развлечений.
- Для обогащения родителей знаниями о ребенке разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать ребенка вместе» с привлечением специалистов.
- Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей».
- Посещение родителями физкультурных занятий, спортивных мероприятий с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, консультации, беседы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Задачи:
- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
- Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» |
Ситуации | Как я буду заботиться о своем здоровье Быть здоровым хорошо или плохо? Как вы одеваетесь на прогулку. Мишка болен. Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми? Что помогает детям не болеть в холодный зимний день? |
Общение | Как вы себя сегодня чувствуете? Кто в детском саду заботиться? Быть здоровым хорошо или плохо? |
Художественная литература | К.Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы |
Дидактические и развивающие игры | «Кому что нужно?» «Узнай и назови» «Чудесный мешочек» |
Творческие игры | «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница» |
Экскурсия | В медицинский кабинет |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи:
-Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках» «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» |
Ситуации | Фрукты полезны взрослым и детям О вредных продуктах |
Общение | Зачем нужны ложки, вилки О здоровой пище Какие вкусные подарки дарит нам осень? |
Художественная литература | Ю.Тувим «Овощи» Г.Зайцев «Приятного аппетита» М.Безруких «Разговор о правильном питании» Загадки об овощах и фруктах. |
Дидактические и развивающие игры | «Чудесный мешочек» «Узнай и назови овощи и фрукты» «Разложи на тарелках полезные продукты» «Повара» |
Творческие игры | С\р игра «Магазин продуктов», «Овощной магазин» |
Опытно-исследовательская деятельность | Определение продуктов по вкусу |
Развлечения | «Веселые овощи» |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» |
Ситуации | Научим Хрюшу умываться. Кукла Таня простудилась. Какие мы разные. Мы любим умываться и чисто одеваться. Где что находится? |
Общение | Расскажи и покажи части тела и лица. Водичка, водичка умой мое личико. Для чего нужна вода? Машенька хочет купаться (не хочет купаться). Уроки Мойдодыра. |
Художественная литература | Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Бяльковская «Юля – чистюля», З.Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса». |
Дидактичекие и развивающие игры | «Сделаем куклам разные прически» «Вымоем куклу» «Правила гигиены» «Чего не хватает?» «Покажи правильно» |
Творческие игры | «Парикмахерская», «Детский сад» «Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А.Барто |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Если ты заболел…» «Мы были у врача» |
Ситуации | Как витамины подружились со Степашкой? От чего вылечилась ангина у Хрюши? Как надо одеваться, чтобы не болеть? |
Общение | Где хранятся витамины? (В погребе). Я хочу быть здоровым. Кому нужны эти предметы? Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. |
Художественная деятельность | Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство» |
Дидактические и развивающие игры | «Покажи мишке как правильно одеваться» «Оденем куклу на прогулку» «Если кто-то заболел» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Аптека», «Скорая помощь» |
Развлечения | «Советы доктора Айболита» |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» |
Ситуации | Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел? (по стихотворению Т. Волгиной «Два друга») Почему спортсмены реже болеют? |
Общение | Кто спортом занимается Какие виды спорта вы знаете? Какая ваша любимая подвижная игра? Как соблюдать режим? |
Художественная литература | Т. Волгина «Два друга» Загадки |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта» (по картинкам) «Назови вид спорта» (по показу) |
Творческие игры | С\р «Физкультурное занятие в детском саду» |
Экскурсия | На стадион |
Развлечения | «Мы мороза не боимся» |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Безопасность в нашей группе» |
Ситуации | Опасные предметы. Я знаю, что можно, что нельзя. |
Общение | Для чего нужен порядок в квартире. Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.д. |
Художественная литература | Загадки. |
Дидактические и развивающие игры | «Раз, два, три, что может быть опасным – найди» «Источники опасности» «Отбери предметы, которые трогать нельзя» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Больница», «Аптека» |
Развлечения | Медведи в гостях у детей |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Ты один дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Почему незнакомый взрослый может быть опасен? Взрослый угощает тебя конфетой, мороженым, жвачкой. |
Общение | Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Чрезвычайные ситуации на прогулке» |
Творческие игры | «Семья», «Автобус», «Детский сад» |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Дать детям элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Хрюша попал в беду» |
Ситуации | О пожарной безопасности От чего происходят пожары? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? |
Общение | Какие беды приносят пожары? Почему детям не разрешается включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенным утюг? Спички не тронь – в спичках огонь. |
Художественная литература | С.Маршак «Кошкин дом», Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница» С.Михалков «Дядя Степа милиционер» |
Дидактические и развивающие игры | «Если возник пожар» |
Творческие игры | «Семья», «Пожарники» |
Развлечения | Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Дать детям представления об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Безопасность на дорогах» |
Ситуации | Как надо ходить по улице. Где мы гуляем? Где едут машины? Сигналы светофора. Берегись автомобиля. Если ты потерялся на улице |
Общение | На какие части делится улица? Как называют людей, идущих по улице? Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать. |
Художественная литература | Г.Георгиев «Светофор», А.Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход» С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» |
Дидактические и развивающие игры | «Найди и назови», «Что говорит светофор?» |
Творческие игры | С\р «Мы – водители» «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь» |
Развлечения | «Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль) |
Июнь – август
Тема: «Ребенок и природа»
Задачи. Дать детям начальные знания о том, как правильно вести себя в природе, принимать мер предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, растениями, не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, отличать съедобные грибы от несъедобных.
Вид деятельности | Содержание |
Ситуации | Какие растения растут на участке детского сада? Безопасность при общении с незнакомыми животными. Красивый, но опасный мухомор. Съедобные грибы Безопасность во время грозы. Можно ли гладить бездомную собаку или кошку? Съедобные ягоды и ядовитые растения. |
Общение | Что такое гроза? Что бывает вначале - молния или гром? Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые? Каких насекомых вы знаете? Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой? |
Художественная литература | Загадки, пословицы. Стихи. В.Даль «Война грибов» Г Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка» |
Дидактические и развивающие игры | «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» |
Творческие игры | Семья (поездка в лес, зоопарк) |
Экскурсия | На луг, в поле, на водоем. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» |
Ситуации | Можно и нельзя Режим дня Как вы сами можете помочь себе быть здоровым? Кто в детском саду заботится о вашем здоровье? |
Общение | Что нужно делать, чтобы не болеть? Я думаю, что здоровье это…. А ты как думаешь? Быть здоровым хорошо или плохо? |
Художественная литература | А.Барто «Девочка чумазая» В.Квитко «Час обеда подошел» Е.Шкловский «Осторожно – лекарство» Пословицы. К.Кузнецов «Замарашка» Л.Зильберг «Полезные продукты» |
Дидактические и развивающие игры | «Вкусно – невкусно» «Вредно – полезно» «Кому что нужно» |
Творческие игры | «Семья», «Больница» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи: Формировать у детей представление о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные знания о сервировке стола, о столовом этикете.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Что я ем» |
Ситуации | «О вкусной и здоровой пищи» Полезное – неполезное Какие овощи растут в земле, а какие на поверхности земли? |
Общение | Что нужно делать перед едой? Что едим сначала, что потом? Как есть правильно |
Художественная литература | К.Чуковский «Федорино горе», С.Михалков «Про девочку, которая плохо ела», С.Капутикян «Час обеда подошел» Загадки об овощах и фруктах Г.Зайцев «Приятного аппетита» |
Дидактические и развивающие игры | «Полезное - вредное» «Съедобное – несъедобное» «Узнай и назови» «Разложи на тарелках полезные продукты» «Чудесный мешочек» |
Творческие игры | С\р игра «Магазин продуктов» С\р игра «Ждем гостей» |
Опытно-исследовательская деятельность | Посадка лука |
Развлечения | Праздник «Золотая осень» |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать знакомить детей со строение тела человека, познакомить с функционированием отдельных органов, учить заботиться о своем здоровье, знать правила личной гигиены.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Надо, надо умываться». |
Ситуации | Угадай кто это (девочка или мальчик)? Кому что нужно. Что можно делать ногами? Что делают руками? |
Общение | Почему болят зубы? Ты – человек Почему мы едим? Для чего нужны уши? От чего нужно беречь глаза? |
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая» С. Прокофьев «Румяные щечки» Н.Саксонская «Где мой пальчик?!» Е.Пермяк «Про нос и язык» Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык» |
Дидактические и развивающие игры | «Когда нужны эти предметы?» (мыло, мочалка, расческа и т.д.) «Правила гигиены» «Вымоем куклу» «Запомни движение» |
Творческие игры | «Семья», «Больница», «Парикмахерская» |
Развлечение |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, продолжать закреплять знания детей о витаминах, о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Береги здоровье» |
Ситуации | Мы у врача. Я прививки не боюсь. Кому нужны эти предметы? Почему нельзя есть грязными руками? |
Общение | Нас лечит врач стоматолог и медсестра. Что чувствует твой друг. От чего можно заболеть? Как нам помогают прививки? |
Художественная литература | К.Чуковский «Айболит», Михалков «На прививку» «Про бегемота, который не делал прививку» Е. Шкловский «Как лечили мишку» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому нужны эти инструменты» «Полезное – неполезное» |
Творческие игры | С\р игры «У зубного врача», «Поликлиника», «Аптека», «Семья» «Больница» |
Развлечение | «Советы доктора Айболита» |
Январь
Тема: «Будем спортом заниматься»
Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» |
Ситуации | «Кто спортом занимается» «Наши верные друзья» «Зачем соблюдать режим» «Есть ли у вас лыжи? Умеете ли вы кататься на лыжах?» Есть ли у вас коньки? Умеете ли вы кататься на коньках? |
Общение | Хочу быть здоровым Где ты делаешь зарядку? Что нужно для игры в хоккей? Любишь ли ты играть в футбол? Умеешь ли ты кататься на велосипеде? |
Художественная литература | Загадки Стихи о видах спорта. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта», «Назови спорт по показу» «На чем катаются деть?» (по загадкам) |
Творческие игры | С\р игра «Детский сад» (проведение физкультурного занятия) |
Экскурсия | На стадион |
Развлечения | «Мы мороза не боимся». |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим детям.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Опасные предметы» - уточнить представления детей об источниках опасности дома, их назначении, о правилах пользования. |
Ситуации | Что может быть если…
|
Общение | Не подходи к включенной плите. Не играй с водопроводным краном. Не высовывайся из окна. Не играй со спичками Не бери лекарства |
Художественная литература | Пословицы, поговорки и загадки об источниках опасности и мерах предосторожности. Е. Казаков «Чик-чик ножницами» Г.К. Зайцев «Уроки Айболита» Сборник стихов «Не мешайте мне трудиться» С. Маршак «Пожар» |
Дидактические и развивающие игры | «Раз, два, три, что может быть опасно – найди» «Так и не так» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Больница», |
Развлечения |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Чрезвычайные ситуации на прогулке» |
Творческие игры | «Семья», «Автобус», «Детский сад» |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Хрюша попал в беду» |
Ситуации | О пожарной безопасности От чего происходят пожары? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? |
Общение | Какие беды приносят пожары? Почему детям не разрешается включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенным утюг? Спички не тронь – в спичках огонь. |
Художественная литература | С.Маршак «Кошкин дом», Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница» С.Михалков «Дядя Степа» |
Дидактические и развивающие игры | «Если возник пожар» |
Творческие игры | «Семья», «Пожарники» |
Развлечения | Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Формировать представление об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Безопасность на дорогах» |
Ситуации | Как надо ходить по улице. Где мы гуляем? Где едут машины? Сигналы светофора. Как я ехал на автобусе. Если ты потерялся на улице |
Общение | На какие части делится улица? Как называют людей, идущих по улице? Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать. |
Художественная литература | Г.Георгиев «Светофор», А.Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход» С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» |
Дидактические и развивающие игры | «Найди и назови», «Что говорит светофор?» |
Творческие игры | С\р «Мы – водители», «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь» |
Экскурсия | «Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль) |
Развлечения | «Светофор» |
Июнь - август
Тема: «Ребенок и природа»
Задачи. Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Учить оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы.
Вид деятельности | Содержание |
Ситуации | Какие растения растут на участке детского сада? Безопасность при общении с незнакомыми животными. Красивый, но опасный мухомор. Съедобные грибы Безопасность во время грозы. Можно ли гладить бездомную собаку или кошку? Съедобные ягоды и ядовитые растения. |
Общение | Что такое гроза? Что бывает вначале - молния или гром? Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые? Каких насекомых вы знаете? Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой? |
Художественная литература | Загадки, пословицы. Стихи. В.Даль «Война грибов» Г Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка» |
Дидактические и развивающие игры | «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» |
Творческие игры | Семья (поездка в лес, зоопарк) |
Экскурсия | На луг, в поле, на водоем. |
Развлечения |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце» |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье Как правильно есть. Самые полезные продукты. Пора ужинать. |
Общение | Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться? Что нужно человеку для жизни? Как сделать свой сон полезным Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной. |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» |
Творческие игры | С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Поговорим о еде» |
Ситуации | Помоги Федоре Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет? |
Общение | Откуда хлеб на столе Хлеб всему голова Культура поведения за столом Как мы делали салат. Что мы любим кушать. Мои любимые овощи (фрукты). |
Художественная литература | Н.Егоров «Огородный светофор» Ю.Тувим «Овощи» |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продукты питания) «Накрой куклам стол» «Вырастим яблоки» (14, 83) «Что делают из муки» |
Творческие игры | С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты, «Осенняя ярмарка» «Дары природы» |
Экскурсия | В магазин |
Развлечения | «Осень в гости к нам пришла» «Драматизация «Осенние сестрички» |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» «Как устроено наше тело» |
Ситуации | Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя; Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа? Какое наше тело: хрупкое или прочное? |
Общение | Для чего человеку необходимо сердце? Что ты знаешь о строении своего тела? Чистота и здоровье. Моя кожа. Зачем мы дышим? Покажи, где находится головной мозг? |
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту», З.Александрова «Купание», В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Загадки, потешки. |
Дидактические и развивающие игры | «Опасно-неопасно» «Правила гигиены» «Таня простудилась» «Моя внешность» |
Творческие игры | С\р «Поликлиника» |
Экскурсия | В прачечную |
Развлечения | Инсценировка «Федорино горе» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Айболит в гостях у детей» |
Ситуации | Угадай настроение (по модели) В нашем доме больной. Первая помощь при укусе и царапине. Определи и назови выражение глаз. |
Общение | Как сделать самомассаж. Как улучшить свое настроение. Чтобы не болели уши и горло. Правила поведения в случае заболевания. Как уберечься от порезов и ушибов. |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» |
Творческие игры | С\р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника» |
Развлечения | «День здоровья» |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. Какие виды спорта вам нравятся? Каким видом спорта хотели бы заниматься? Чем полезен тот или иной вид спорта? |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. Почему? Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой? |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. |
Экскурсия | На стадион «Заречье» |
Развлечения | День спорта |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «В мире опасных предметов» |
Ситуации | Что будет, если встанешь на подоконник. Почему нельзя брать нож? Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны? Ножницы, катушки – это не игрушки. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» |
Ситуации | Ты потерялся. Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Как позвонить в милицию? |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин» |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Если в доме случится пожар», «Знай и соблюдай» |
Ситуации | Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар? Спички не тронь – в спичках огонь. Почему в лесу нельзя жечь костры Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара? |
Общение | Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»? Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки? Почему дети не должны играть на кухне? |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка», Б.Житков «Дым» |
Дидактические и развивающие игры | «Четвертый лишний»; «Если возник пожар», «Опасные соседи», «Кому, что нужно для работы», «Горит, не горит» |
Творческие игры | С\р «Пожарная машина», «Больница» |
Развлечения | Игра-драматизация «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Безопасность на дорогах» |
Ситуации | Всем ребятам надо знать, как по улице шагать. Если ты на улице потерялся Для чего нужны правила дорожного движения? Опасности зимней дороги. |
Общение | Где нужно переходить улицу? Для чего нужен светофор? Зачем нужны дорожные знаки? Как вести себя в транспорте? |
Художественная литература | Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»; Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»; Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»; Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»; Загадки. |
Дидактические и развивающие игры | «Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила движения», «О чем говорит светофор?», «Красный и зеленый», «Пройдись, не ошибись». |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». |
Экскурсия | По улице города |
Развлечения | Досуг «В стране дорожного движения» |
Июнь - август
Тема: «Ребенок и природа»
Задачи. Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека.
Вид деятельности | Содержание |
Ситуации | Какие растения растут на участке детского сада? Безопасность при общении с незнакомыми животными. Красивый, но опасный мухомор. Съедобные грибы Безопасность во время грозы. Можно ли гладить бездомную собаку или кошку? Съедобные ягоды и ядовитые растения. |
Общение | Что такое гроза? Что бывает вначале - молния или гром? Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые? Каких насекомых вы знаете? Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой? |
Художественная литература | Загадки, пословицы. Стихи. В.Даль «Война грибов» Г Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка» |
Дидактические и развивающие игры | «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» |
Творческие игры | Семья (поездка в лес, зоопарк) |
Экскурсия | На луг, в поле, на водоем. |
Развлечения |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Закрепить у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Мы такие разные и такие похожие» «Как сохранить свое здоровье» |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье. Самые полезные продукты. Режим питания. Что надо есть, если хочешь быть сильным. Если хочешь пить. Ведь ты – человек, ты и сильный, и смелый. |
Общение | Почему мне нельзя … (есть апельсин, читать книгу с близкого расстояния … и т.д.). Хочу быть здоровым. Как избавиться от вредных привычек. Как укрепить свои кости и мышцы Зачем и как нужно закаляться? |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» |
Творческие игры | С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закрепить знания детей о пользе и вреде продуктов питания, о культуре питания, о столовом этикете
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Что я ем?» «Кто готовит нам еде?» |
Ситуации | Витамины и полезные продукты. Как правильно сервировать стол. Собери урожай |
Общение | Откуда хлеб на столе. Как мы делали салат. Что ты любишь кушать. Мои любимые овощи, фрукты. |
Художественная литература | В.Даль «Война грибов с ягодами» Загадки об овощах, фруктах, продуктах питания. Г. Зайцев «Приятного аппетита» М. Безруких «Разговор о правильном питании». |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продуктов питания). «Накроем куклам стол» «Вырастим яблоки». «Что делают из муки?» |
Творческие игры | С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, овощи – фрукты) Осенняя ярмарка «Дары природы» |
Экскурсия | В магазин |
Развлечения |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Закрепить знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Вот я какой» |
Беседы | «Твои возможности, человек» «Как сохранить здоровье» «Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…» |
Ситуации | Что вы знаете о мозге? Что было бы, если бы
Зачем человеку нос? Как сохранить хорошее зрение? |
Общение | Что может случиться, если ты не будешь чистить зубы? Уход за ушами. Забота о глазах. Как я дышу. Как работает мое сердце? Уход за руками и ногами. |
Художественная литература | Р. Сев «Я сам» А. Барто «Я расту» И. Семенова «Как стать Неболейкой», «Я – человек, ты – человек»; С. Маршак «Робин-Бобин», «О мальчиках и девочках»; С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Тридцать шесть и пять»; Б. Заходер «Ма-Тари-Кари», В.Катаев «Цветик – семицветик» |
Дидактические и развивающие игры | «Моя внешность», «Умею – не умею», «Правила гигиены», «Определи по звуку», «Что такое хорошо, что такое плохо» «К на пришел Незнайка» |
Творческие игры | С\р «Поликлиника» |
Развлечения | «Девочка чумазая» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Закрепить у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | В гостях у доктора Айболита» |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а что нельзя). Кто нас лечит? Узнай возраст людей по картинке. Если заболел друг (мама, бабушка, воспитатель). От чего можно заболеть? Для чего нужны витамины и какие витамины вы знаете? |
Общение | Как я должен себя беречь? Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице? Мой возраст. Мое настроение, настроение людей. Как поднять настроение детей и взрослых. Как помогают нам прививки |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» |
Творческие игры | Театрализованная игра «Отгадай, что я ем?» (сладкая конфета, кислый лимон, черный перец). С\р «Поликлиника», «Аптека», «Больница» (с разными отделениями) |
Развлечения | День здоровья |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Закрепить у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. |
Экскурсия | На стадион «Заречье» |
Развлечения | День спорта |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Закрепить представление детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в дома.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «В мире опасных предметов» |
Ситуации | Можно ли самим открывать окна, балкон, выглядывать из них? Что может быть, если ты встанешь на подоконник? Почему нельзя брать нож? Ножницы, катушки – это не игрушки. Можно ли толкать другого, если он режет, шьет? Что может при этом случиться? |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Развлечения |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Продолжать предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Может ли красивый человек быть злым? |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Кого можно считать «своим», а кого - «чужим»? |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин». |
Развлечения | «Самый большой друг» (театрализованная игра по пьесе С.Прокофьева) |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Закрепить у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Знай и соблюдай» «Чтобы не было беды» |
Ситуации | Огонь наш друг или враг? Почему возникают лесные пожары? Осторожно – электроприборы. Кухня – не место для игры. Пожар в квартире. Что надо делать? |
Общение | Чем опасен дым? Где нежно хранить спички, зажигалки, горючие жидкости? Как звонить при пожаре? Почему во время пожара нужно передвигаться нагнувшись? |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Е.Новочихин «Спички»; Б.Житков «Пожар», «Дым»; О.Полякова «Я пожарный»; П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» |
Дидактические и развивающие игры | «Опасные соседи», «Кому что нужно для работы»; «Найди отличия», |
Творческие игры | С\р «Пожарные», «Больница» Игровой тренинг «Телефон службы спасения 01» |
Развлечения | Игра-драматизация «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду. Закрепить знания о дорожных знаках, правилах дорожного движения
Вид деятельности | Содержание |
Занятия | «Знакомство с дорожными знаками», «Безопасность в городе» |
Ситуации | Если ты потерялся на улице. Знаешь ли ты правила дорожного движения? Ты вышел из автобуса, тебе нужно перейти улицу… Расскажи о сигналах светофора. |
Общение | В каком месте нужно переходить улицу? Какой переход называют самым безопасным? Почему? Можно ли детям играть на проезжей части? |
Художественная литература | Носов Н. «Автомобиль», Дорохов А. «Зеленый…Желтый…Красный!», Иванов А. «Как неразлучные друзья дороги переходили», Дугилов А. «Моя улица», Георгиев Г. «Светофор», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Кривич М. «Школа пешехода» |
Дидактические и развивающие игры | «О чем говорит светофор», «Найди нужный дорожный знак», |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». |
Экскурсия | По улице города. |
Развлечения | КВН «Лучший пешеход» |
Июнь – август
Тема: «Ребенок и природа»
Задачи. Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека, развивать понимание, что человек – часть природы.
Вид деятельности | Содержание |
Ситуации | Как надо себя вести во время грозы в лесу, поле, городе? Какая опасность для человек может быть при соприкосновении с ядовитыми растениями? Какие растения помогают вылечиться при простуде, лечат ссадины, царапины? Можно ли гладить бездомную собаку или кошку? Съедобные ягоды и ядовитые растения. |
Общение | Можно ли бежать по полю или стоять под деревом во время грозы? Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые? Каких насекомых вы знаете? Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой? |
Художественная литература | Загадки, пословицы. Стихи. В.Даль «Война грибов» Г Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка» |
Дидактические и развивающие игры | «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» |
Творческие игры | Семья (поездка в лес, зоопарк) |
Экскурсия | На луг, в поле, на водоем. |
Развлечения |
Используемая литература
- Авдеева Н.Н. и др. Безопасность СПб, 2002
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
- Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
- Баль Л.В., В.В.Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
- Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
- Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
- Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
- Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
- Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
- Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб. 1998
Хроменкова М. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п...
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Опыт одного года работы.
Создание условий для укрепления здоровья детей в группе предшкольной подготовки Синеутесовского филиала МАОУ ""Спасская СОШ" Томского района...
Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей
Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей...
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
Показан опыт в сфере деятельности педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...
Работа школы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Отчет о работе школы по формированию потребности в ЗОЖ у школьников...