"Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"
опыты и эксперименты по зож
Доклад на тему "Развитие двигательной активности обучающегося с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_doklad_po_ritmike.docx | 25.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой
Слайд1
Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Слайд 2
цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
задачи коррекционного курса:
- развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
- развитие выразительности движений и самовыражения;
- развитие мобильности;
- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). При определении продолжительности в 1 классе в соответствии с рекомендациями Примерной АООП используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-декабре − занятия по 25-30-35 минут, январь-май − по 40 минут). Курс реализуется во внеурочной деятельности, (часы на его реализацию фиксированы в учебном плане.)
Примерная рабочая программа курса содержит 3 раздела: «Музыка и движения» (основные упражнения и основные упражнения в парах); «Движения и речь»; «Музыка и танец».
Слайд4
направления работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика»
- восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
- упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);
Слайд5
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
Слайд 6
- упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
Слайд 7
- игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);
Слайд 8
- танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев).
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия».
Занятия ритмикой является необходимыми, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое воображение.
Музыкальные произведения подбираю таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбираю в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.
На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом.
Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.
На первых занятиях использую простые и интересные упражнения, не представляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения.
Вначале многие дети не обращают внимание на музыку, ее характер, не умеют подчиняться ее темпу и ритму. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять ее в движениях. Расторможенные, начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться). Постепенно, творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, напевать про себя. Мелодия - основа музыкально-двигательного образа.
Для восприятия четкой ритмичности движения большое значение имеют такие упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм, и их движения четко согласуются с музыкой.
В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией.
На занятиях ритмикой развиваю восприимчивость к динамической окраске музыки. Воспитываю устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции.
Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, воспитываю у них необходимые качества движения, даю им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т. п.).
Занятия ритмики способствуют снятию нервно- психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся, созданию положительного эмоционального фона, снятию фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей, стимуляции двигательных функций, развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей, растормаживанию речевой функции.
Слайд10
Снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии.
Слайд11
Основными средствами реализации здоровьесберегающих технологий в музыкально-ритмическом воспитании школьников с ОВЗ являются: ритмопластика,
Слайд12
дыхательная гимнастика,
Слайд13
пальчиковая гимнастика,
Слайд14
психогимнастика,
Слайд15
логоритмика,
Слайд 16
музыкотерапия,
Слайд17
танцетерапия,
Слайд 18
сказкотерапия,
Слайд19
улыбкотерапия,
Слайд20
игротерапия ,
Слай 21
фольклорная арттерапия,
Слайд22
праздникотерапия.
Слайд 23
Выводы
В системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмика» позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений в области формирования двигательных умений и навыков:
– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;
– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;
– совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.);
– умение выполнять простейшие построения и перестроения;
– умение ходить в шеренге и разными видами шага;
– овладение простейшими элементами танца;
– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх;
– владеть техникой элементарной мышечной релаксации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность обучающихся в учебном процессе
Разные виды физминуток...
«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"
Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....
Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития правильного звукопроизношения
Упражнения для коррекции моторных функций...
Творческий отчёт по теме: «Развитие двигательной активности с использованием художественного слова».
Творческий отчет по теме самообразования: "Развитие двигательной активности с использованием художественного слова"...
Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.
Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...
Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Доклад посвящён актуальной проблеме сохранения здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья. Показан опыт работы с данной категорией детей по развитию двигательной активности, заключающи...